Феодосий Тотемский

Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

Дни памяти: Январь 28


реподобный Феодосий Тотемский родился в Вологде около 1530 г. и был воспитан в благочестии и страхе Божием. Достигнув совершеннолетия, по настоянию родителей святой вступил в брак и имел дочь, но семейная жизнь не отвлекала святого от деятельной любви к Богу. Он усердно посещал церковь, много молился дома, особенно ночью. По смерти родителей и супруги, отдав все свое состояние родственникам на воспитание дочери, Феодосий удалился в Вологодский Спасо-Преображенский монастырь преподобного Димитрия Прилуцкого и, приняв здесь постриг, смиренно нес все нелегкие монастырские послушания: колол дрова, пек хлебы, молол муку, исполняя все с усердием.

О тправившись по поручению игумена обители в Тотьму смотреть за монастырскими солеварнями, он заботливо относился к рабочим и был к ним кроток и милостив. Управление его было таково, что никогда прежде солеварни не приносили столько дохода, как при нем. После того, как жители Тотьмы стали переселяться на новое место, преподобный пожелал основать в этих местах монастырь. Население Тотьмы и окрестных деревень, знавшее и любившее преподобного Феодосия еще на варницах, услышав об этом, приходило к нему и приносило все необходимое для жизни. В 1554 г., получив царскую несудимую грамоту и в благословение от Прилуцкого монастыря икону Богоматери (известную теперь под именем «Суморинской» чудотворной), преподобный Феодосий приступил к устроению монастыря и в течение одного года, при помощи соседних жителей поставил деревянную церковь, трапезу, келлии и другие необходимые постройки.

С ам получивший в юности хорошее образование, святой стремился к духовному просвещению братии и со временем собрал в обители обширную библиотеку. Старанием преподобного была восстановлена и запустевшая Ефремова пустынь в том же Тотемском округе. Будучи настоятелем теперь уже двух обителей, преподобный Феодосий постоянно находился в молитве и трудах, являя пример братии. Провидя скорую кончину, святой оставил духовное завещание, в котором, в частности, настойчиво подчеркивал необходимость церковной молитвы за всех усопших, и мирно почил 28 января 1568 г. Известно около 150 посмертных чудес преподобного.

2 сентября 1796 г. при перестройке храма были обретены нетленные мощи святого, которые ныне почивают в Вознесенском храме г. Тотьмы.

Т ропарь преподобного Ф еодосия Т отемского

О т юности, преподобне Феодосие, / желание твое ко Христу Богу вперил еси, / егоже ради град и отечество оставль / и славу суетную, яко прах вменив, / последовал еси преподобному Димитрию / и обители его сожитель был еси, / преселився ко граду Тотьме / и в междоречие вселився, / постом и бдением, и власяным одеянием, / и веригами тело твое удручил еси. / Сего ради Бог, видев твоя труды, / по преставлении твоем чудесы обогати тя: / бесы изгоняеши и слепыя просвещаеши, / от всяких недуг и бед избавляеши приходящия к тебе с верою и вопиющия: / слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Дающему тобою всем исцеление.

И н тропарь преподобного Ф еодосия Т отемского

О т мирскаго мятежа изшед,/ преподобне отче наш Феодосие,/ и в тихое пристанище достиг,/ преподобному Димитрию сожитель был еси,/ и оттуду, Божиим Духом направляемь,/ во град Тотьму преселился еси,/ и во отоцех водных обитель себе воздвигл еси,/ идеже равноангельное житие пожив,/ последовал еси Христу,/ Егоже ради власяну ризу и вериги на теле твоем носил еси./ Смирением и нищелюбием украсився,/ славу суетную презрел еси/ и отеческое имение добре расточил еси,/ молением же к Богу и слезными струями бесы посрамил еси,/ темже по успении твоем Христос даром чудес обогати тя./ Имея убо дерзновение ко Господу,/ преподобне отче наш Феодосие,/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

К ондак преподобного Ф еодосия Т отемского

В оздержанием плоть изнурил еси/ и непрестанными молитвами, яко Ангел, возвысился еси,/ струями же слезными бесовския полки погрузил еси./ И ныне во Свете невечернем ликуеши у Христа Бога/ и приходящим ко святому твоему гробу неоскудно исцеление подаеши,/ верою вопиющим тебе:/ радуйся, отче Феодосие Богомудре.

М олитва преподобному Ф еодосию Т отемскому

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, преподобне отче Феодосие! Услыши нас, грешных, молящихся тебе и призы­вающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас, грешных, в толицех обстояниих сущих, виждь нас, немощных, отвсюду уловля­емых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных, потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховном плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых дея­ниях наших. Моли о нас, недостойных, Спаса Господа, Емуже ты со Бесплот­ными лики предстоиши. Милостива к нам сотвори Содетеля нашего в нынешнем веце и в будущем, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей Его благости да воздаст нам, на твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем и, к цельбоносным мощем твоим припадающе, недостойнии, исцеления просим: избави нас, угодниче Христов, от злых, находящих на нас, и укроти волны страстей и бед, восстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, преподобне отче Феодосие, Христа Бога на­шего, да подаст нам мирное жительство, оставление грехов, душам нашим спасение и велию милость. Аминь.

Поделиться:

  • Twitter
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Одноклассники
  • Google
  • Елицы

Добавить комментарий Отменить ответ

Храм в честь Святого великомученика Георгия Победоносца в селе Георгиевка

Ваша помощь сайту и приходу

П равославный просветительский сайт нашего прихода является некоммерческим проектом. Для развития, расширения и совершенствования нам требуется финансовая поддержка. Если Вы обладаете возможностью поддержать нас, молитвенно просим вас не оставаться в стороне. Любая сумма, которую Вы сможете перечислить крайне важна для нас.

Д ополнительные способы пожертвований и платёжные реквизиты Вы найдёте здесь .

Календарь — архив записей

Февраль 2015

ПнВтСрЧтПтСбВс
« ЯнвМар »
1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Неделя о блудном сыне (подборка материалов сайта)

Православный календарь

Икона дня

Святитель Мака́рий (Невский), митрополит Московский, Алтайский

День памяти: 16 февраля, 23 августа (Моск.), 5 октября (Моск. Свт.)

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) родился 1 октября 1835 года на празднование Покрова Божией Матери, в сел Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением юного Михаила были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского.

В 1854 году он закончил Семинарию (здесь ему дали фамилию – Невский), и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв, память 18 мая) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий Святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.

16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта – в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение. Сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. И многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской Миссии.

В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности Владыка прослужил восемь лет. За это время число крещёных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещёных – 675 душ), число приходских храмов – до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.

За 36 лет своего миссионерского служения Владыка Макарий приобрёл всероссийскую известность. В 1891 году его назначают епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других – наставление, для третьих – ободрение, а для иных обличение». Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.

Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его. В подмётных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, безпорядков. Их желание – всё перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими. ». Владыка предрекал, обличая смутьянов: «Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная».

В Мае 1906 года его возвели в сан архиепископа. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, Владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Священномученик Арсений (Жадановский) (память 14 сентября) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».

Владыка Макарий известен и как добрый восстановитель мира в афонских спорах об Имени Божием (1912 год). Его совесть не могла мириться с теми грубыми методами, какие были применены к русским имяславцам на Афоне – последователям древнего аскетического учения о внутреннем безмолвии (исихазме). И Святитель в 1914 году создал особую Комиссию при Московской Синодальной Конторе, которая определила учение имяславия Православным, не содержащим ереси и, таким образом, несправедливое решение Святейшего Синода относительно афонских старцев было упразднено.

Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.

В 1917 году, после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на Владыку, который остался верен присяге Государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917-18 годов. Святителя принуждают «как несоответствующего духу времени» – под угрозой заключения в Петропавловскую крепость – подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного правительства, так как московские митрополиты, благодаря своему особому статусу, никогда не увольнялись на покой – ни по причине болезни, ни по старости. Кроме того, 82-х летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре – священноархимандритом которой он был – сослав в Николо-Угрешский монастырь.

Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного Владыку св. Патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощение. Священномученик митрополит Пётр, став Патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословения и Владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.

Выдающийся Святитель-миссионер, «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой Русский святой» – так называли его современники – почил 16 февраля 1926 года в посёлке Котельничи Московской области Люберецкого района. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора.

Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Включен в Собор Московских святых (память в воскресенье перед 26 августа по старому стилю).

Тропарь святителю Макарию, митрополиту Московскому, Алтайскому

Боже́ственныя ве́ры пропове́данием,/ зе́млю Сиби́рскую озари́л еси́,/ теплоту́ и све́т Христо́в источа́я,/ ко Христу́ мно́гия лю́ди приве́л еси́,/ первопресто́льному гра́ду Москве́ и всея́ России́ пресла́вное украше́ние яви́лся еси́,/ апо́стольским дея́нием ревну́я,/ созида́л еси́ Це́рковь Христо́ву,/ па́стырю на́ш до́брый святи́телю Мака́рие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся все́м на́м.

Перевод: Божественной веры проповедью землю Сибирскую озарил ты, тепло и свет Христов источая, ко Христу многих людей привел ты, первопрестольного города Москвы и всей России прославленным украшением ты стал, апостольским трудам подражая, создавал ты Церковь Христову, пастырь наш добрый, святитель Макарий, моли Христа Бога спастись всем нам.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Читаем Евангелие вместе с Церковью 1 марта 2021. Святой Церковью читается Евангелие от Марка, глава 11, стихи 1–11.

Святитель Феодосий Черниговский – защитник Православия на землях Малороссии

«Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревавшему теплотою своего любвеобильного сердца» (из жития святителя Феодосия Черниговского).

Выбор пути

О ранних годах жизни святителя Феодосия нам мало что известно, мы не знаем даже имени, полученного им при Крещении. Известно, что происходил он из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Родился мальчик в 1630-х годах, в Винницкой области. Отец его Никита был священником, мать звали Марией. Других сведений об этом времени, кроме того, что мальчик рос кротким и послушливым, мы не имеем.

По достижении необходимого возраста он был отдан на обучение в Киево-Братскую коллегию при Богоявленском монастыре. В то время коллегия являлась центром защиты Православия от насаждаемого иезуитского и униатского вторжения (стоит вспомнить, что в то время Малороссия входила в состав Речи Посполитой). Достоин упоминания по крайней мере тот факт, что среди воспитанников коллегии, с которыми учился и дружил в то время Полоницкий-Углицкий, был выдающийся духовный деятель Самуил Петровский-Ситнянович (впоследствии – святитель Симеон Полоцкий). Ректором коллегиума в ту пору был известный поборник Православия епископ Лазарь (Баранович).

После обучения в Киево-Братской коллегии будущий святитель Феодосий принимает иноческий постриг в Киево-Печерской лавре, с наречением имени в честь её первооснователя. Одарённый инок вскоре был замечен митрополитом Киевским Дионисием (Балабаном) и поставлен им на архидиаконское служение в Софийский собор Киева. Позже Феодосию выпало нести послушание наместника митрополичьего дома. Однако, более склонный к созерцательному безмолвному иноческому житию, он вскоре удаляется из Киева и поселяется в небольшом Крутицком монастыре под Батурином. Здесь он принял монашеский постриг.

Настоятель монастырей

Недолго молодому подвижнику довелось скрывать свои таланты в отдалённом Крутицком монастыре – вскоре он был переведён в Корсунский монастырь с назначением на должность игумена обители. И снова очень быстро блестящие способности Феодосия, теперь уже в качестве настоятеля обители, были замечены и по достоинству оценены священноначалием. В 1664-м году его снова переводят – теперь уже он становится настоятелем древнейшего Выдубицкого монастыря Киева.

Феодосию удалось со временем привести монастырь к прежнему благоустройству

В то время Выдубицкий монастырь находился в разорённом состоянии после временного пребывания под властью польских униатов и католиков. Однако новоназначенному настоятелю обители Феодосию удалось со временем привести монастырь к прежнему благоустройству. Это касалось как внешней – хозяйственной – части, так и ещё более важного внутреннего состояния обители. В монастырь скоро начали возвращаться назад старые и приходить новые насельники, настоятель обители строго следил за их благочестием. Для иноков, склонных к безмолвному жительству, был организован скит. Следует отметить, что дух подвижничества, которым был славен в ту пору Выдубицкий монастырь, Феодосий возгревал в сердцах братии и поддерживал, прежде всего, своим личным примером.

Особенное внимание он уделял также богослужению, которое всегда совершалось со строгим соблюдением Устава. Большое значение придавалось и церковному пению. Феодосию удалось создать в Выдубицком монастыре столь прекрасный хор, что о нём знали даже в Москве и часто просили прислать в Москву людей из этого хора для обучения своих певцов.

24 года Феодосий управлял Выдубицкой обителью. При этом по зависти и недоброжелательству некоторых людей пришлось ему претерпеть многие скорби, клевету, пришлось ему пережить и запрет в священнослужении из-за того, что святитель отстаивал права монастыря на земли. По наговору завистников обвиняли его даже в измене русскому правительству, тайной переписке с врагами государства – облыжно, разумеется. Однако вскоре была доказана невиновность святого подвижника. Царь Алексей Михайлович даровал ему милостивую грамоту.

Преемник Лазаря (Барановича)

Исполняя обязанности местоблюстителя Киевской митрополии, Лазарь (Баранович) назначил игумена Феодосия (в то время он был ещё настоятелем Выдубицкого монастыря) своим наместником на этой должности. При этом сам архиепископ Лазарь оставался жить в Чернигове.

Защитник Православия

Выполняя обязанности Киевского наместника, Феодосий Углицкий принимал участие во многих важных церковных делах. Одно из таких важных событий произошло в 1685-м году, когда митрополитом Киевским был избран Гедеон (Четвертинский). В избрании Киевского митрополита право решающего голоса имел в том числе игумен Феодосий. С известием об этом избрании в составе делегации он отправился в Москву. Фактическим результатом такой поездки стало воссоединение Киевской митрополии, которая до этого находилась в подчинении Константинополя, с Русской Православной Церковью. В следующем – 1686-м – году предложенная Москвой кандидатура митрополита Киевского была одобрена Константинопольским Патриархатом, с тех пор все Киевские митрополиты избирались в Москве.

Также игумен Феодосий принимал участие и в составлении Соборного ответа Московскому Патриарху об отношении Киевской митрополии к Флорентийскому Собору, в частности, обсуждался вопрос о времени Пресуществления Святых Даров. Для обсуждения этого вопроса он также ездил в Москву вместе со святителем Димитрием Ростовским.

Архиепископ Черниговский

Помимо управления монастырём, архимандрит Феодосий оказывал неоценимую помощь преосвященному Лазарю в деле управления Черниговской епархией. Желая видеть Феодосия своим преемником на Черниговской кафедре, Преосвященный владыка отправил прошение Патриарху Адриану в Москву о назначении Феодосия Углицкого своим помощником. Эта просьба была удовлетворена. А в следующем – 1662-м – году архимандрит Елецкий по ходатайству того же Лазаря (Барановича) был возведён в сан архиепископа. Хиротония была совершена в Москве, в Успенском соборе Кремля, 11 сентября. Кроме того, архиепископ Феодосий получил право совершать богослужение в саккосе, что в те времена было привилегией исключительно митрополитов и Патриарха.

Однако недолго двум выдающимся святителям довелось совместно управлять Черниговской епархией. 3 сентября 1693 года архиепископ Лазарь (Баранович) закончил свой земной путь. Теперь все заботы о Черниговской кафедре легли на плечи архиепископа Феодосия. Своё служение он нёс с большим радением о духовном благочестии до конца своих дней. Святителем Феодосием был основан Печеницкий женский монастырь и Любецкий скит. Ещё одно важное событие произошло в 1665-м году, когда был освящён Троицкий собор на Болдиной горе, впоследствии получивший статус кафедрального собора Чернигова.

Заботился святитель Феодосий и о высоком уровне духовного образования – большим его попечением пользовались духовные школы Черниговской епархии. Одним из учеников такой школы стал Иоанн (Максимович), впоследствии митрополит Тобольский и всея Сибири. Именно его и назначил владыка Феодосий наместником Елецкого монастыря, предчувствуя близость своей кончины.

Ко Господу святитель Феодосий преставился 5 (18) февраля 1696 года. Он был погребён в Борисоглебском соборе Чернигова, в специально сооружённом склепе.

Канонизация святого

После преставления Феодосия последовал ряд случаев чудесной помощи по молитвам святому

Сразу же после преставления архиепископа Феодосия последовал ряд случаев чудесной помощи по молитвам святому. Особо примечательным был один из них. Однажды Преосвященный Иоанн (Максимович) сильно заболел – у него случилась горячка. Архиепископ усиленно молился святителю Феодосию об исцелении. Вечером ему явился сам святой и сказал: «Служи завтра, и будешь здоров». На следующее утро владыка Иоанн, к великому удивлению окружающих, сам отслужил литургию, после чего совершенно исцелился. В благодарность за это чудо он написал особенную «похвалу» святому, а также благоустроил его склеп.

Несмотря на возраставшее с каждым годом почитание Черниговского святителя, его прославление в лике святых состоялось гораздо позже. Первое обретение мощей святителя Феодосия Черниговского произошло в 1772-м году, когда обнаруженные нетленными его останки были переложены в новый деревянный гроб. Однако канонизация святого состоялась лишь спустя два столетия со дня его кончины – 9 (22) сентября 1896 года. Тогда мощи были святителя торжественно перенесены из Борисоглебского в Спасо-Преображенский собор Чернигова.

«Дорога святителя Феодосия»

Все ясно услышали голос: «Молитесь Феодосию Черниговскому, он поможет»

Хранит история и ещё одно свидетельство удивительной помощи святого Феодосия во времена Великой Отечественной войны. Произошло это в 1942-м году, когда город Ленинград был взят во второе кольцо блокады, выход к Ладожскому озеру перекрыли немецкие войска, отрезав единственную возможность сообщения между городами – Ленинград был полностью осаждён. В такой безвыходной, казалось, ситуации военные обсуждали варианты решения, которое не могли найти. Тогда они все ясно услышали голос: «Молитесь Феодосию Черниговскому, он поможет».

Не зная ничего о святом, военные обратились к Ленинградскому митрополиту Алексию (Симанскому). Он благословил перенести мощи святителя Феодосия из Музея атеизма в Ленинградском Казанском соборе, где они в то время пребывали. Мощи святого, с разрешения властей, перенесли в Николо-Богоявленский собор, где была отслужена торжественная служба перед ними.

Ночью из-за сильного мороза замёрзла Ладога, и по ней можно было передвигаться. Долгое время это была единственная дорога, по которой в Ленинград поступали грузы, а из осаждённого города эвакуировали людей. Вот почему в народе эта трасса стала широко известной под названием Дорога жизни. Однако существует и второе её название – «Дорога святителя Феодосия».

После окончания войны Алексий (Симанский), ставший Патриархом, добился того, чтобы мощи святителя Феодосия были возвращены в Чернигов. В Николо-Богоявленском соборе Петербурга в честь Черниговского святого был освящён один из приделов в память о том, что некогда здесь почивали его святые мощи.

ФЕОДОСИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ

Свт. Феодосий Черниговский

Феодосий (Полоницкий-Углицкий) (+ 1696), архиепископ Черниговский, святитель

Родился в начале тридцатых годов XVII столетия в Подольской губернии. Он происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких; родителями его были иерей Никита и Мария. Благочестие, царившее в семье будущего святителя, благотворно содействовало духовному развитию мальчика. С детства он отличался кротостью и прилежанием к молитве. Природные способности юноши раскрылись в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Киево-Братская Богоявленская школа являлась в то время главным центром борьбы Православия против нападок католического духовенства, иезуитов и униатов. В годы обучения окончательно утвердилось призвание святого Феодосия к иноческому подвигу: все свободное от занятий время он отдавал молитве, богомыслию и чтению Священного Писания.

Можно полагать, что святой не окончил полного курса коллегии, так как после разорения Подола поляками она на несколько лет прекратила свою деятельность. Святитель на всю жизнь сохранил глубокую признательность воспитавшему его Киево-Братскому монастырю. В синодике Киево-Выдубицкого монастыря сделано следующее замечание о святом Феодосии: “Был он муж благоразумен и благотворящ Киевскому Братскому монастырю”.

По получении образования будущий святитель принял иноческий постриг в Киево-Печерской Лавре с именем Феодосий, в честь преподобного Феодосия Печерского (мирское имя его неизвестно).

Киевским митрополитом Дионисием (Балабаном) он был поставлен архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначен наместником митрополичьего кафедрального дома. Но вскоре он оставил Киев и поселился в отдаленном Крутицком монастыре (Черниговской епархии), возле местечка Батурина, славившемся строгой иноческой жизнью. Там он был посвящен в сан иеромонаха. В 1662 году святой Феодосий был назначен игуменом Корсунского монастыря Киевской епархии, а в 1664 году – настоятелем древнего Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель незадолго перед тем находилась в руках униатов и была совершенно разорена. Но святому Феодосию благодаря своей энергии и настойчивости удалось быстро возродить Выдубицкий Михайловский монастырь. Он особенно заботился об устроении церковного благолепия. Он создал прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий в 1685 году посылал своих певчих. Заботясь о духовном возрастании насельников обители, святой игумен, сам строгий подвижник, устроил в 1680 году недалеко от обители, на острове Михайловщине, небольшой скит для братии, желавшей уединения. Он назначил туда устроителем и наместником одного из самых ревностных иноков обители – иеромонаха Иова (Опалинского).

В бытность святого Феодосия игуменом Киево-Выдубицкого монастыря ему пришлось пережить тяжелые дни. Вместе с другими игуменами он был обвинен Мефодием, епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и в мнимой переписке с изменниками России. 20 сентября 1668 года святому Феодосию пришлось давать объяснения по этому делу. 17 ноября 1668 года клевета была обнаружена, и святой Феодосии, вместе с другими игуменами, получил прощение.

Преосвященный Лазарь (Баранович) оценил высокие духовные качества святого Феодосия и приблизил его к себе. Он называл его “овцой стада Христова, научившейся покорности”, и пророчески желал, чтобы имя святого Феодосия было написано на Небесах. Когда в 1679 году преосвященный Лазарь стал местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святого Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В качестве наместника местоблюстителя Киевской митрополии святой Феодосий принимал деятельное участие во многих церковных событиях. В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в избрании епископа Гедеона (Четвертинского) митрополитом Киевским и вместе с Иеронимом (Дубиною), игуменом Переяславским, был послан в Москву с извещением об избрании. В Москве оба представителя были приняты с почетом и уважением. Результатом этого посольства было воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью.

В 1688 году святой Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря. С того времени вся деятельность святого переносится из Киева в Чернигов. Это назначение состоялось, главным образом, по желанию преосвященного Лазаря. Святому Феодосию пришлось немало потрудиться над благоустройством Елецкой обители, так как монастырь этот, еще не оправившийся после опустошения иезуитами и доминиканцами, был весьма беден и неустроен. Трудами святого Феодосия удалось достигнуть в продолжение двух-трех лет для Елецкой обители благосостояния, вполне обеспечивавшего ее существование. Святой и в своей новой должности оказывал всемерное содействие Преосвященному Лазарю во всех важных делах. Он участвовал в составлении соборного ответа Московскому Патриарху Иоакиму на его вопросные грамоты об отношении Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и в обсуждении вопроса о времени пресуществления Святых Даров, поднятого на этом Соборе. Когда же Патриарх не удовлетворился этими ответами и в Москву в начале 1689 года был послан Батуринский игумен святой Димитрий Ростовский, святой Феодосий ездил с ним в качестве представителя от преосвященного Лазаря. Ему поручено было передать Патриарху ответное письмо и выяснить недоразумения.

Свт. Феодосий (Полоницкий-Углицкий), архиеп. Черниговский

11 сентября 1692 года он был хиротонисан во епископа Черниговского с возведением с сан архиепископа в Успенском соборе Московского Кремля.

Об управлении святителем Феодосием Черниговской епархией сохранилось мало сведений. Он заботился о поддержании старых и устройстве новых монастырей и храмов. В самом начале его святительства, по его благословению, был создан девичий Печеникский монастырь, и он сам освятил храм этой обители в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1694 году, по его благословению, был основан Любецкий скит в 2-х верстах от Любеча; в 1694 году святитель освятил в Домницком мужском монастыре храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а летом 1695 года – величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине горы Болдинской, близ древнего Ильинского монастыря. При святителе Феодосии в Черниговской епархии замечается особенный подъем и усиление иночества.

Святитель уделял также большое внимание духовенству и был строго разборчив при выборе кандидатов священства. Он особенно покровительствовал черниговским духовным школам, приглашал в них из Киева ученых монахов, среди которых был святой Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский, сделавшийся впоследствии помощником и преемником святителя и устроителем черниговских духовных школ. Строгая справедливость в отношении к духовенству и пастве, глубокое сострадание, снисходительность и христианское миролюбие были отличительными чертами деятельности святителя Феодосия. К нему часто обращались за помощью и советом не только православные, но и лица других исповеданий. Но недолго святитель Феодосий окормлял Черниговскую паству. Чувствуя приближение смерти, он вызвал к себе в Чернигов наместника Брянского Свенского монастыря, святого Иоанна (Максимовича) и возвел его из иеромонаха в архимандрита Черниговского Елецкого монастыря. В новом архимандрите он заранее готовил себе преемника.

Скончался 5 февраля 1696 года. Был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для того склепе.

Мощи и почитание

Преемник святителя Феодосия на Черниговской кафедре, святитель Иоанн (Максимович), построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах в благодарность за чудесное исцеление от тяжкой болезни. Прославление святителя Феодосия совершилось 9 сентября 1896 года.

В памятный день преставления святителя Феодосия 18 февраля 1921 года, невзирая на сопротивление народа и просьбы епископа Пахомия (Кедрова) не совершать кощунственных действий, светскими властями было проведено освидетельствование мощей. В результате было открыто, что мощи святого хорошо сохранились. Врачи не могли дать однозначное и выгодное для богоборцев заключение. Несмотря на протесты верующих мирян и священства, мощи святого оставили необлачёнными и поместили как экспонат в этнографический музей. Потом их перевезли в Москву, а затем в Ленинград. Несколько месяцев святыня пребывала в раке в Николо-Богоявленском морском соборе, где с тех пор осталась частица мощей святителя. В 1946 году мощи были возвращены в Чернигов [1].

Ныне честные мощи святителя Феодосия находятся в Свято-Троицком кафедральном соборе города Чернигова, а частица его мощей и рака, где его мощи некогда находились – в Санкт-Петербурге, в Николо-Богоявленском соборе.

Молитвословия

Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие, / был еси светило своему стаду, / таже преставился еси в вечныя Обители. / Умоли у Престола Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол / и спастися душам нашим, святе, / молитвами твоими.

Кондак, глас 4

Пастырей Начальнику Христу трудился еси, святителю Феодосие: / на пажити духовней питая словесныя твоя овцы, / и приял еси от Христа Спаса целебный дар / целити немощи душевныя и телесныя всякаго с верою приходящаго к целебным твоим мощем. / Моли, святе, о призывающих имя твое, / от наветов вражиих спастися душам нашим.

Святитель Феодосий Черниговский

Краткое житие святителя Феодосия, архиепископа Черниговского.

празднование совершается 5/18 февраля и 9/22 сентября

С вятитель Феодосий, архиепископ Черниговский, родился в начале 30-х годов XVII в. в Подольском крае. Происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Родителями его были иерей Никита и Мария. Имя, данное святителю Феодосию при Крещении, осталось неизвестным.

Благочестие родителей способствовало духовному развитию и добрым склонностям мальчика: с детства он прилежал молитве и отличался кротким характером.

Юношей он вступил в духовное училище, так называемую Киево-Братскую Коллегию, при Киевском Богоявленском монастыре. Конец 40-х годов XVII в. был временем расцвета Коллегии. Киево-Братская Коллегия являлась в то время главным центром борьбы Православия против напора и нападок католического духовенства— иезуитов и униатов.

В годы обучения окончательно определилось призвание святого к иноческому подвигу. Свободное от занятий время он отдавал молитве, чтению Священного Писания и Богомыслию.

Можно предположить, что святому Феодосию не пришлось пройти полного курса Коллегии, так как во время разорения Киева поляками Коллегия на несколько лет прекратила свою деятельность.

После получения образования будущий святитель принял постриг в Киево-Печерской Лавре и был назван Феодосием в честь преподобного Феодосия Печерского (память 3 мая).

Выдающиеся способности и высокая духовная настроенность молодого инока были сразу отмечены митрополитом Дионисием Балабаном, который поставил его архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначил наместником митрополичьего кафедрального дома.

Однако святой Феодосий испросил благословения на поселение в отдаленном Крутицком монастыре Черниговской епархии, возле Батурина, славившемся строгостью своего устава. Там он был посвящен в сан иеромонаха, а в 1662 году был назначен игуменом Корсунского монастыря Киевской епархии.

В 1664 году его назначили настоятелем знаменитого Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель незадолго до того находилась в руках униатов, приведших ее в полное разорение. Святой Феодосий с усердием принялся за дело, и, благодаря своей энергии и трудолюбию, быстро восстановил иноческую жизнь в Выдубицком монастыре. Заботясь о церковном благолепии, он организовал прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий посылал своих певчих в 1685 году.

Для успешного возрастания иноков в духовной жизни святой игумен основал вблизи обители, на острове Михайловщине, небольшой скит, куда могли уединяться иноки для подвигов безмолвия. Наместником и строителем скита он назначил одного из самых строгих и ревностных иноков обители — иеромонаха Иова (Опалинского).

В те годы святому Феодосию пришлось пережить тяжкое испытание: вместе с другими игуменами он был обвинен Мефодием, епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и мнимой переписке с изменниками. 20 сентября 1668 года он был вызван давать объяснения по этому делу. Однако 17 ноября того же года клевета была обнаружена, и святой Феодосий вместе с другими был оправдан.

Особо оценил духовные дарования святого Феодосия Преосвященный Лазарь (Баранович) и приблизил его к себе, называя «овцой стада Христова, научившейся покорности».

Когда епископ Лазарь был назначен местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святого Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В этом звании святой Феодосий принимал деятельное участие во многих церковных событиях.

В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в избрании епископа Гедеона (Четвертинского) митрополитом Киевским и вместе с игуменом Иеронимом (Дубиною) Переяславским был послан в Москву с известием об избрании. В Москве они были приняты с почетом. Результатом этого посольства было воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью.

В 1688 году святой Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря на место скончавшегося архимандрита Иоанникия (Голятовского). Там ему пришлось много потрудиться над благоустройством обители, также приведенной в разорение иезуитами и доминиканцами.

С того времени деятельность святого переносится в Чернигов, где он становится ближайшим помощником Преосвященного Лазаря (Барановича), помогая ему во всех трудах по управлению и благоустроению епархии.

В 1692 году 11 сентября святой Феодосий был торжественно хиротонисан в Успенском Московском соборе Кремля в сан архиепископа Черниговского.

Управляя Черниговской епархией, святитель Феодосий особенно заботился о духовном просвещении своей паствы. Он поддерживал старые и создавал новые иноческие обители, среди них: Печеникский женский монастырь, где он сам освящал храм. В 1694 году им был основан Любецкий скит, в том же году святитель освятил храм в Домницком мужском монастыре, а в 1695 году — величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине Болдинской горы, близ Ильинского монастыря.

Святитель Феодосий поддерживал существование в Чернигове типографии, выпустившей многие печатные издания Богослужебных книг.

При святителе Феодосии в Черниговской епархии замечается особый подъем и усиление иночества. Большое внимание Святитель уделял духовенству и был строго разборчив в выборе кандидатов. Покровительствовал духовным школам, приглашая из Киева ученых монахов, среди которых был святой Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский. Последний стал деятельным помощником и преемником святителя Феодосия в устройстве Духовных школ.

Отличительными чертами личности святителя Феодосия были —снисходительность, миролюбие, строгая справедливость, глубокое сострадание ко всем, обращавшимся к нему за помощью и советом, не только православным, но и людям других исповеданий.

Чувствуя приближение смерти и готовя себе преемника, святитель вызвал к себе святого Иоанна (Максимовича), бывшего в то время наместником Брянского Свенского монастыря, возвел его в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого монастыря в Чернигове.

В 1696 году 5 февраля святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в устроенном для того склепе.

Святитель Иоанн Максимович построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах, в благодарность за чудесное избавление по молитвам святителя Феодосия от тяжкой болезни.

Прославление святителя Феодосия совершилось 9 сентября 1896 года.

Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1696)

Святитель Феодосий происходил из дворянского рода Полоницких-Углицких, отец его был священником. Феодосий Углицкий родился в 1630-х гг. в Подольском уезде, учился в Киево-Могилянской академии, принял постриг в небольшом Крупицком монастыре Киевской епархии.

В 1664 г. святитель возглавил Киево-Выдубицкий монастырь, один из старейших на Руси. Он сумел возродить знаменитую обитель, наладить монастырскую жизнь — Киево-Выдубицкий монастырь обязан ему вторым рождением.

Сам святитель придерживался строгих монашеских правил. В 1680 г. он основал на острове Михайловщине, принадлежавшем Выдубицкому монастырю, скит для отшельников. Феодосий Углицкий был одним из ближайших соратников местоблюстителя Киевской митрополии Лазаря Барановича, бывшего Черниговского архиепископа. В 1692 г. патр.

Адриан рукоположил свт. Феодосия в сан архиеп. Черниговского. За время его управления епархией произошел большой подъем духовной жизни, возникло немало новых храмов и монастырей, укрепилось иночество. Святитель Феодосий прославился как истинный подвижник, его почитала не только православная паства, но и иноверцы.

Святитель Феодосий скончался 5 февраля 1696 года. Горько оплакиваемый осиротевшею паствою, он был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглебском монастыре за правым клиросом.

Впервые тело святителя Феодосия Черниговского было обретено нетленным через 76 лет после его блаженного преставления 14-го февраля 1772 года, когда оно, по благословению местного епископа Феофила, переложено было в новой деревянной гроб. Первый кипарисовый гроб угодника Божия был роздан по частям богомольцам.

С 1850 года при соборе Черниговском велась постоянная подробная летопись о чудесах по молитвам к святому Феодосию, а также и в некоторых других местах.

Почитание народом святителя Феодосия, как святого, многочисленные случаи чудесного исцеления от его нетленных мощей обратили на себя внимание и гражданской власти, что и выразилось во всеподданнейшем докладе черниговского губернатора за 1889 год, а этот доклад в свою очередь обратил на себя внимание в Боге почившего Государя Императора Александра Александровича. В виду сего, Св. Синод нашел благовременным приступить к удостоверению о нетлении тела почившего святителя и о чудесных явлениях, совершающихся при гробе его.

Тело святителя, несмотря на почти 200-летнее пребывание в пещере, не отличающейся притом сухостью, оказалось нетленным; вместе с тем было обследовано надлежащим образом много случаев чудесных исцелений чрез молитвенное призывание святого Феодосия, засвидетельствованных под присягою самими исцеленными, их сродниками и очевидцами. В виду сего Святейший Синод определил: «Во блаженной памяти почившаго Феодосия, архиепископа Черниговскаго, причислить к лику святых, благодатию Божиею православленных, и нетленное тело его признать святыми мощами. Память святителя праздновать 5 февраля и в день открытия мощей святителя, а для торжества открытия мощей святителя, во исполнение высочайшей воли Государя Императора Николая II, назначить 9 день сентября текущаго 1896 года».

Торжественное открытие мощей святителя Феодосия последовало 9-го сентября 1896 года. Оно было совершено высокопреосвященным митрополитом киевским Иоанникием, в сослужении шести архиереев, множества архимандритов, игуменов и прочего духовенства.

Во дни торжества прославления новоявленного угодника Божия многочисленные верующие с горячими мольбами обращаясь к святителю Феодосию, испрашивая его молитв пред Богом и спеша приложиться к его святым, нетленным мощам.

После революции 1917 года пятый губернский съезд Советов Черниговщины постановил мощи Феодосия открыть и освидетельствовать. Это было сделано в присутствии врачей и священнослужителей. Мощи оказались в хорошей сохранности, и медики не смогли дать нужного властям заключения. Начались мытарства мощей святителя Феодосия. Их хотели выставить на всеобщее обозрение в местном этнографическом музее, но верующие воспротивились. Повторное освидетельствование мощей с участием московских врачей тоже оказалось невразумительным. Мощи отправили в Москву, оттуда они перекочевали в Ленинград.

Сам саркофаг исчез. Ходили слухи, что большевики его уничтожили, но, думается, просто украли. Слишком большую он представлял ценность: много серебра и золота ушло на его изготовление.

В Ленинграде мощи оказались в Казанском соборе (как и большинство других мощей), превращённом в музей религии и атеизма. Здесь над ними колдовали врачи-атеисты, а потом о них просто забыли. Сохранилось свидетельство верующей женщины, видевшей мощи святителя в музее: они лежали в стеклянном ящике. Хорошо сохранившееся тело было тёмно-коричневого цвета. Однако на лице отсутствовал нос, а ноги были без ступней.

О мощах святителя Феодосия вспомнили во время Великой Отечественной войны. Рассказывают, что когда в блокадном Ленинграде военные обсуждали сложившуюся тревожную обстановку, в подвале, где шло совещание и царили сумрачное настроение и растерянность, вдруг послышался голос: «Спросите святителя Феодосия». Военные обратились к митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому), будущему Патриарху. В это тяжёлое для ленинградцев время он не оставил свою паству и проповедовал слово Божие в осаждённом фашистами городе. Алексий вспомнил о святителе Феодосии, мощи его перенесли в Никольский собор и провели надлежащую службу.

А ночью ударил мороз, замёрзла Ладога. По льду озера из блокадного Ленинграда стали вывозить истощённых от голода детей, женщин и стариков, раненых красноармейцев. А в город завозили продукты, военное снаряжение и боеприпасы. Ленинград жил и отчаянно сопротивлялся врагу, хотя немцы и сильно бомбили проложенную по льду Ладожского озера «Дорогу жизни». Мало кто знает, что её называли также дорогой святителя Феодосия.

После войны мощи святителя Феодосия, а также Лаврентия Черниговского были возвращенны в Чернигов (15 сентября 1946 года). Верующие торжественно встречали их в Троицком монастыре. Эта обитель стала женской во время войны, а в 1962 году ее закрыли, а мощи святителя Феодосия опустили в подвал Троицкого собора, где находилась усыпальница черниговских архиереев. И только через 22 года они стали доступны верующим. Владыка Антоний (Вакарик) добился разрешения поместить мощи святителя в Воскресенской церкви.

А после того, как Троицкий собор вернули православным и он стал кафедральным, мощи святителя Феодосия вновь перенесли в Свято-Троицкий собор. И поныне они покоятся в нём возле правого клироса. Возле них по понедельникам и четвергам в семь утра читается акафист.

Черниговцы считают святителя Феодосия покровителем города. Когда 26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС, расположенной в 70 км. от Чернигова, радиоактивное облако минуло город. Верующие убеждены, что так произошло по заступничеству святителя Феодосия. Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС тоже считают его своим покровителем. В его честь построен и освящён храм в Киеве.

До революции многие храмы России были освящены во имя святителя Феодосия Черниговского. В Туле существует храм Покрова Богородицы, который до революции носил имя святителя Феодосия Черниговского. В настоящее время в нём есть придел его имени.

Поминают святителя Феодосия Черниговского в день его смерти (5/18 февраля) и в день канонизации (9/22 сентября).

Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!

Феодосий Черниговский

Феодосий Черниговский (в миру — Полоницкий-Углицкий; 1630-е — 5 ( 15 ) февраля 1696) — епископ Русской церкви, архиепископ Черниговский.

Прославлен православной церковью в лике святителя. Память совершается 5 (18) февраля и 9 (22) сентября (обретение и перенесение мощей).

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Почитание и канонизация
  • 3 Литература
  • 4 Ссылки

Биография

Родился в начале 1630-х годов на Правобережной Украине (по административному делению ранее — в Подольской губернии; ныне это предположительно или в Литинском или в Хмельницком районе Винницкой области Украины). Происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Родителями его были иерей Никита и Мария. Имя, данное святителю Феодосию при крещении, осталось неизвестным.

Об отроческих и юношеских годах святителя сохранилось очень мало сведений. Известно только, что он был «кроткий и послушный».

Образование получил в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Конец 40-х годов XVII столетия был временем расцвета коллегии. Ректорами в то время были архимандрит Иннокентий (Гизель), а затем игумен Лазарь (Баранович), впоследствии архиепископ Черниговский. В числе наставников были такие просвещённые люди, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), игумен Феодосий (Сафонович), игумен Мелетий (Дзик) и епископ Белорусский Феодосий (Баевский). Товарищами святителя по коллегии были будущие учёные и пастыри: Симеон Полоцкий, Иоанникий Голятовский, Антоний Радивилловский, Варлаам Ясинский. Киево-Братская коллегия являлась в то время главным центром борьбы Православия против напора и нападок католического духовенства — иезуитов и униатов. В годы обучения окончательно определилось призвание святого к иноческому подвигу. Свободное от занятий время он посвящал молитве, чтению Священного Писания.

Можно предположить, что святителю Феодосию не пришлось пройти полного курса коллегии, так как во время разорения Киева поляками коллегия на несколько лет прекратила свою деятельность. Святитель на всю жизнь сохранил глубокую признательность воспитавшему его Киево-Братскому монастырю. В синодике Киево-Выдубицкого монастыря сделано следующее замечание о святом Феодосии: «Был он муж благоразумен и благотворящ Киевскому Братскому монастырю». Историк Николай Петров предполагает, что после закрытия коллегии Феодосий отправился за границу, где, возможно, получил высшее образование.

По завершении образования будущий святитель принял монашество в Киево-Печерском монастыре и был назван Феодосием в честь преподобного Феодосия Печерского.

Способности и духовная настроенность инока были отмечены митрополитом Киевским Дионисием (Балабаном), который поставил его архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначил наместником митрополичьего кафедрального дома.

Однако Феодосий, «влекомый любовью к подвигам благочестия», испросил благословения на поселение в отдалённом Крупицком монастыре Черниговской епархии, возле Батурина, славившемся строгостью своего устава. Там он был посвящён в сан иеромонаха.

В 1664 году святителя назначили настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря. Усердием, энергией и настойчивостью Феодосию удалось привести Выдубицкий Михайловский монастырь, незадолго перед тем совершенно разорённый униатами, к должному благоустроению. Немало заботился игумен Феодосий о церковном благолепии. Он организовал в своём монастыре хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий посылал своих певчих в 1685 году.

Заботясь о развитии иноческой жизни, будучи сам строгим подвижником, святитель основал вблизи обители, на острове Михайловщине, небольшой скит, где могли уединяться иноки для подвигов безмолвия. Наместником и строителем скита он назначил одного из самых строгих и ревностных иноков обители — иеромонаха Иова (Опалинского).

В те годы святителю Феодосию пришлось пережить тяжкое испытание: вместе с другими игуменами он был обвинён Мефодием (Филимоновым), епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и в мнимой переписке с изменниками. 20 ( 30 ) сентября 1668 года он был вызван давать объяснения по этому делу. Однако 17 ноября того же года клевета была обнаружена, и святитель вместе с другими был оправдан. Он получил милостивую грамоту царя Алексея Михайловича.

Вскоре на долю игумена Феодосия выпала новая неприятность — дело шло о спорных землях Выдубицкого монастыря. Феодосий ревностно отстаивал монастырские земли, за что попал под временное запрещение в священнослужении.

Особо оценил духовные дарования святителя Феодосия преосвященный Лазарь (Баранович) и приблизил его к себе, называя «овцой стада Христова, научившейся покорности».

Когда епископ Лазарь (Баранович) был назначен местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святителя Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В качестве наместника местоблюстителя Киевской митрополии святитель принимал деятельное участие во многих церковных событиях. В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в избрании епископа Гедеона (Четвертинского) митрополитом Киевским и в том же году вместе с игуменом Георгиевского Переяславского монастыря Иеронимом (Дубиною), игуменом Переяславским, был послан в Москву с известием об этом избрании. В Москве оба представителя были приняты с почётом и уважением. Результатом этого посольства было воссоединение Киевской митрополии с Русской православной церковью.

В 1688 году игумен Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого Успенского монастыря на место скончавшегося архимандрита Иоанникия (Голятовского). Там ему пришлось много потрудиться над благоустройством монастыря, ещё не оправившегося после опустошения иезуитами и доминиканцами, весьма бедного и неустроенного. Благодаря уважению, которым святитель Феодосий пользовался среди населения, он сумел привлечь щедрые пожертвования в монастырь, и в течение двух лет обитель достигла благосостояния, вполне обеспечивающего её существование. Трудами святого Феодосия удалось достигнуть в продолжение двух-трёх лет для Елецкой обители благосостояния, вполне обеспечивавшего её существование.

Назначение игуменом Елецкой обители состоялось главным образом по желанию преосвященного Лазаря (Барановича), для которого святитель Феодосий стал ближайшим помощником. Святитель Феодосий помогал владыке Лазарю во всех трудах по управлению и благоустроению епархии. Так, он участвовал в составлении Соборного ответа Московскому патриарху Иоакиму по поводу отношения Киевской митрополии к Флорентийскому собору и поднятого на нём вопроса о времени пресуществления Святых Даров.

Когда же патриарх не удовлетворился этими ответами и в Москву в начале 1689 года был послан батуринский игумен святой Димитрий Ростовский, святой Феодосий ездил с ним в качестве представителя от преосвященного Лазаря. Ему поручено было передать патриарху ответное письмо и выяснить недоразумения.

В годы управления Елецкой обителью Феодосий несколько раз был представляем на различные духовные должности. После смерти митрополита Гедеона был представлен третьим кандидатом на кафедру Киевской митрополии. Когда же митрополитом Киевским стал Варлаам (Ясинский), архимандрит Киево-Печерского монастыря, Феодосий предназначался на место Печерского архимандрита.

В 1692 году по предложению преосвященного Лазаря (Барановича) было назначено собрание, состоявшее из гетмана Ивана Мазепы, духовенства Малороссии и представителей народа, на котором единогласно был избран на Черниговскую кафедру архимандрит Феодосий.

27 июля ( 6 августа ) 1692 года архимандрит Феодосий прибыл в Москву. После некоторых затруднений его наречение состоялось 9 сентября, а 11 сентября в присутствии государей Ивана и Петра Алексеевичей он был торжественно хиротонисан в Успенском соборе Московского Кремля во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. Тогда же святитель Феодосий обратился к царям с просьбой о выдаче напрестольной грамоты, которая была вручена ему 28 сентября ( 8 октября ) 1692 года. Архиепископу Феодосию было дано право совершать богослужение в саккосе, что принадлежало в то время исключительно патриарху и митрополитам. Черниговским же архиепископам это право давалось постольку, поскольку их кафедра стояла первой между другими архиепископиями. После этого владыка Феодосий возвратился в Чернигов.

Святитель Феодосий исполнял обязанность архимандрита Елецкого монастыря и управлял всеми делами епархии, по-прежнему считаясь помощником архиепископа Лазаря. Видя, что преосвященный Лазарь уже очень стар и близок к смерти, святитель Феодосий постарался укрепить за собой право на вотчины Черниговской архиепископии. 17 ( 27 ) мая 1693 года он получил из Москвы жалованную грамоту на эти вотчины.

В декабре 1693 года после смерти преосвященного Лазаря им была получена ставленая грамота на самостоятельное управление Черниговской епархией.

Святитель обратил особое внимание на пробуждение и поддержание духа истинно христианского благочестия среди своих пасомых. Для этого он заботился о сохранении старых и устроении новых монастырей и храмов. В 1694 году по его благословению была основана Печеницкая женская обитель и Любецкий скит в 2 верстах от Любеча. В том же году он освятил в Домницком монастыре вновь сооруженный храм Рождества Пресвятой Богородицы. В 1695 году освятил Троицкий собор, построенный на вершине Болдиной горы, близ Ильинского монастыря, который стал кафедральным собором Черниговской епархии. Во время управления им Черниговской епархией замечался особый подъём и усиление иночества. Большое внимание святитель уделял духовенству, был строг и разборчив при выборе кандидатов на священнические места. Покровительствовал черниговским духовным школам, приглашая из Киева учёных монахов, среди которых был Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский и всея Сибири. Вскоре Иоанн (Максимович) стал деятельным помощником и преемником святителя Феодосия в устройстве духовных школ. Отличительными чертами святителя Феодосия были снисходительность, миролюбие, строгая справедливость, глубокое сострадание ко всем, обращавшимся к нему за помощью и советом, — не только православным, но и людям других исповеданий. «Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревавшему теплотою своего любвеобильного сердца».

Чувствуя приближение смерти и готовя себе преемника, святитель вызвал к себе наместника Брянского Свенского монастыря иеромонаха Иоанна (Максимовича), возвёл его в сан архимандрита и назначил наместником Черниговского Елецкого монастыря.

Скончался святитель Феодосий 5 ( 15 ) февраля 1696 года и был погребён в Черниговском Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для него склепе.

Почитание и канонизация

Святитель Иоанн (Максимович) построил над гробом святителя Феодосия кирпичный свод, на котором была сделана хвалебная надпись в стихах в благодарность за чудесное избавление от тяжкой болезни. Многочисленные чудеса у гроба святителя Феодосия утверждали у всех веру в святость почившего. Первоначально эти случаи благодатной помощи жили только в благодарной памяти народной. Лишь с 1835 года их начали записывать. Неоднократно поднимался вопрос о канонизации святителя Феодосия, но Святейший Синод не спешил с решением этого вопроса, и лишь в 1896 году, когда по поручению Синода было тщательно обследовано и проверено до пятидесяти случаев позднейших чудотворений, когда было установлено полное нетление тела Черниговского архипастыря, святитель Феодосий был торжественно причтён к лику святых. До октябрьского переворота было написано минимальное количество икон с ликом святого. У коллекционеров церковного раритета иконы с ликом Черниговского святого ещё в 90-е годы XX столетия начали считаться достойным приобретением и украшением домашних коллекций! Тогда же несколько икон с ликом Феодосия Черниговского «пропали» из Киевско-Печерской лавры…

Торжество открытия святых мощей совершил митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Руднев) 9 сентября 1896 года в сослужении шести епископов, множества духовенства и при молитвенном соучастии верующего народа, который собрался в Чернигов со всех концов страны.

Память святителя Феодосия совершается дважды в год: 5 (18) февраля (день кончины) и 9 (22) сентября — день прославления (обретение и перенесение мощей).

Святитель Феодосий, ангел церкви черниговский

Елецкий Черниговский храм Успения Богородицы

Несколько лет назад группа харьковчан отправилась в большую поездку по Украине и преодолела 3500 км. На пути одним из первых городов, преисполненным русскими древними святынями, стал красавец Чернигов.

Сперва дорога сама собой привела нас в Елецкий (Ельский) Успенский монастырь, находящийся на Болдиной горе. Обитель была основана в XI веке Великим князем Черниговским Святославом Ярославичем по совету подвизавшегося здесь в 1069-1072 гг. основоположника русского монашества прп. Антония Печерского. В древности монастырь был велик, богат и благоустроен, но в дальнейшем его разрушали татары и поляки. В 1240 г. он был сожжен Батыем вместе с городом, восстановлен в 1445 г. В 1579 и 1611 г. подвергался разрушению польскими войсками. Монастырь стал восстанавливаться с 1657 г. при Черниговском архипастыре Лазаре Барановиче. Настоятелями монастыря в разное время были лица, весьма известные в истории Русской Церкви: Иоанникий Голятовский, Димитрий Ростовский и Феодосий Черниговский (именуемый также Угличским).

Соборный монастырский храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1060 г., обновлялся в XV в. и начале XVII в.

Здесь в иконостасе находилась Елецкая Черниговская икона Богоматери «Неувядаемый цвет», которая явилась в 1060 г. близ Чернигова на ели, отчего и получила свое название. В истории Русской Церкви явление иконы на дереве было первым подобным чудом.

После разрушения монастыря в начале XVII в. икона была утрачена. В 1676 г. братьями Матвеем и Никитой по фамилии Козель (Козел) сюда был привезен из Владимира точный список Елецкого образа, который был у них куплен кн. К. Острожским и пожертвован монастырю. Древней Елецкой Черниговской иконой считалась та, которая в 1579 г. потомками Святослава Черниговского, кн. Барятинскими была взята в Москву, а в 1687 г. в Крымский поход. Умирающим Даниилом Барятинским на обратном пути (в этом же году) икона была отдана в харьковский Успенский собор.

Празднование в честь Елецкой Черниговской иконы совершалось 5 февраля, то есть 18-го по новому стилю. Спустя годы в этот же день стали почитать память святителя Феодосия Черниговского.

Икона Божией Матери Елецкая Черниговская

Под монастырским храмом в честь свв. апп. Петра и Павла и архиерейскими покоями находились Елецкие пещеры, ископанные при преп. Антонии Печерском. Расположение и устройство этих пещер сходно с киевскими. На западе от монастырской колокольни был деревянный домик, где под потолком находилась балка с вырезанною надписью: «Прп. Феодосий Углицкий, архимандрит 1688». Эта балка была в келье св. Феодосия.

На Болдиных горах мы поднялись на 58-метровую колокольню кафедрального Троицкого собора, построенную в 1775 г. по проекту Растрелли. Растрелли памятен, в частности тем, что является архитектором проекта Успенского собора в Харькове.

Троицкий собор Чернигова

Сам Троицкий собор был заложен в 1679 г. по проекту немца Иоанна Баптиста из Вильно. В правом нефе собора теперь находится рака святого чудотворца Феодосия Углицкого и Черниговского. А деревянный домик, которому более трехсот лет, где жил великий Феодосий, по сей день сохраняется на территории Елецкого монастыря.

В Троицком соборе мы поклонились также иконе Черниговской Богородицы – второй чудотворной иконе Чернигова, повсеместно чтимой наряду с иконой Ельской Богоматери.

Святитель Феодосий архиепископ Черниговский родился в начале 1630-х годов в Подольской губернии. Он происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Его родителями были иерей Никита и Мария.

Святитель Феодосий архиепископ Черниговский. Икона

У Феодосия, отличавшегося с детства кротостью и прилежанием к молитве, природные способности раскрылись в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Это было время расцвета коллегии, когда ее ректорами были архимандрит Иннокентий (Гизель), а затем игумен и впоследствии архиепископ Черниговский – Лазарь (Баранович). В числе его наставников были иеромонах Епифаний (Славинецкий), иеромонах Арсений (Сатановский), епископ Белорусский Феодосий (Баевский), игумен Феодосий (Сафонович) и Мелетий (Дзик). Товарищами святого Феодосия по коллегии были будущие выдающиеся пастыри: Симеон Полоцкий, Иоанникий Голятовский, Антоний Радзивилловский, Варлаам Ясинский.

В то время Киево-Братская Богоявленская школа являлась главным центром борьбы Православия против нападок католического духовенства, иезуитов и униатов.

Будущий святитель принял иноческий постриг в Киево-Печерской лавре с именем Феодосий, в честь преподобного Феодосия Печерского. Киевским митрополитом Дионисием (Балабаном) он был поставлен архидиаконом Киево-Софийского собора, но вскоре отбыл в Крутицкую обитель Черниговской епархии под Батурин, ожидая строгой иноческой жизни. Там он принял сан иеромонаха.

В 1662 г. Феодосий был назначен игуменом Корсунского монастыря Киевской епархии, а в 1664 г. – настоятелем древнего Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель перед тем находилась в руках униатов и была совершенно разорена. Но святому Феодосию благодаря энергии и настойчивости удалось быстро возродить монастырь. Он создал прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий в 1685 г. посылал своих певчих.

Когда смотришь на историю этой обители, думается, что ей уготована какая-то особая стоическая роль. В бытность свт. Феодосия ей пришлось пережить сложный период. В наши дни она захвачена самосвятами-раскольниками «киевского патриархата».

Преосвященный Лазарь (Баранович) называл игумена Феодосия «овцой стада Христова, научившейся покорности». Став в 1679 г. местоблюстителем Киевской митрополии, оставаясь в Чернигове, он назначил Феодосия своим киевским наместником. В этом качестве свт. Феодосий в 1685 г. был послан в Москву. В результате произошло важнейшее событие: воссоединение Киевской митрополии с Русской Церковью.

В 1688 г. свт. Феодосий был назначен в Елецкий монастырь на место почившего архимандрита Иоанникия (Голятовского). Именно с тех пор святой стал постоянно связан с Черниговом.

Святителю пришлось изрядно потрудиться в Елецкой обители, опустошенной иезуитами и доминиканцами. В течение нескольких лет обитель восстанавливала благосостояние. Елецкий архимандрит оказывал существенное содействие преосвященному Лазарю. Например, участвовал в составлении соборного ответа московскому патриарху Иоакиму на его вопросные грамоты об отношении Киевской митрополии к Флорентийскому Собору. Когда же патриарх не удовлетворился этими ответами, в Москву в начале 1689 г. был послан Батуринский игумен святитель Димитрий (Туптало) – будущий митрополит Ростовский. Свт. Феодосий ездил с ним в качестве представителя от преосвященного Лазаря. Ему поручено было передать Его Святейшеству ответное письмо и изустно разъяснить все недоразумения между Москвой и Киевом. Вместе с тем поручение, данное архимандриту Феодосию, должно было указать на него как на доверенное лицо, заслуживающее особого внимания со стороны патриарха и московского правительства.

В прошении государю Петру I и патриарху, посланном от лица народа преосвященным Лазарем и гетманом, было указано на высокие достоинства будущего святителя: «Пречестный архимандрит, муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни, которую ведет с молодых лет, опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной опытности, просвещен, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и епархиею Черниговскою».

11 сентября 1692 г. св. Феодосий, вручив собственноручно подписанное клятвенное обещание «архиепископу Московскому и всея России и всех северных стран патриарху» Адриану, был наречен архиепископом Чернигова и Новгородка (Новгород-Северска). А 13 сентября был посвящен в архиепископы в Успенском соборе Московского Кремля. В выданной св. Феодосию по его же просьбе напрестольной царской грамоте, подтверждавшей права Черниговских архиепископов, указывалась зависимость не от Киевского митрополита, а от Московского патриарха.

К свт. Феодосию обращались за помощью и советом не только православные, но и лица других исповеданий. Он особо покровительствовал черниговским духовным школам, приглашал из Киева ученых монахов, среди которых был иеромонах Иоанн (Максимович). Именно его, тогда наместника Брянского Свенского монастыря, вызвал свт. Феодосий, чувствуя приближение своей кончины, и поставил архимандритом Черниговского Елецкого монастыря.

18 февраля (по нов. ст.) 1696 г. святитель Феодосий скончался.

Впоследствии будущий митрополит Тобольский и всея Сибири Иоанн (Максимович) построил над его гробом в Черниговском Борисоглебском соборе за правым клиросом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах в благодарность за свое чудесное исцеление от тяжкой болезни.

Святитель Феодосий архиепископ Черниговский. Дерево. Резьба. Конец XIX в.

Прославление святителя Феодосия совершилось 9 сентября 1896 г., в канун 200-летия со дня его кончины. О великом почитании черниговского святителя говорит тот факт, что на торжества в тридцатитысячный Чернигов прибыло около 150 тыс. паломников. Определение Священного Синода гласило: «Во блаженной памяти почившаго Феодосия, архиепископа Черниговскаго, причислить к лику святых, благодатию Божиею православленных, и нетленное тело его признать святыми мощами. Память святителя праздновать 5 февраля и в день открытия мощей святителя, а для торжества открытия мощей святителя, во исполнение ВЫСОЧАЙШЕЙ воли Государя Императора НИКОЛАЯ II, назначить 9 день сентября текущаго 1896 г». (соответственно 18 февраля и 22 сентября по новому стилю. – Авт.)

Сахарозаводчик Н. А. Терещенко, тот самый, что собрал, подобно В. Третьякову, коллекцию русской живописи (ныне Киевский национальный музей русского искусства), подарил для мощей святителя серебряный с позолотой саркофаг. Рака с мощами Феодосия была торжественно перенесена из Борисоглебского в кафедральный Спасо-Преображенский собор и помещена в саркофаг. Через год поклониться мощам святителя Феодосия прибыл из Петербурга о. Иоанн Сергиев (святой праведный Иоанн Кронштадский) и провел в Чернигове два дня.

После Октябрьского переворота 1917 г. нетленные мощи святителя послужили поводом для «развенчания поповских чудес». Но вышла осечка. «Телеграмма военно-срочная. Начальнику политсекции Правобережной Украины. Киев. По постановлению Губернского съезда Советов 18/2 (1921 г.) были вскрыты в Чернигове мощи святого Феодосия. Вскрытие оказалось крайне неудачным. Тело было цело и затверделое. Настроение масс напряженное. Врачебная экспертная комиссия вынесла тенденциозное постановление. Губисполком запросил Харьков высылке профессоров археологов – последним надо установить почвенный состав Черниговщины. Если есть (в) Киеве требуемые люди сообщите и вышлите (в) Чернигов. Ведем успешную агитацию, объявлена антирелигиозная неделя. Подробности лично протокол вскрытия пришлю. Секретарь Губсовещания (Соколов)».

Однако глумление продолжалось: мощи свт. Феодосия (необлаченные!) выставлялись сначала на Украине, затем в Москве и, наконец, к концу 1920-х годов в Ленинграде, где в Казанском соборе начал работу музей религии и атеизма. Здесь спустя десятилетия, в начале 1990-х годов, были обретены мощи преп. Серафима Саровского и свт. Иоасафа Белгородского.

К концу 1930-х в древнем святом Чернигове уже не было ни одной действующей церкви.

Отметим, что Чернигов был освобожден от немецко-фашистских захватчиков 21 сентября 1943 г., в день Рождества Богородицы, накануне праздника прославления в лике святых свт. Феодосия.

Рассказывают поразительную историю. Во время обороны Ленинграда участники заседания военного совета расслышали голос: «Просите (молите) святителя Феодосия, он вам поможет». Они попытались выяснить, кто такой Феодосий. Поиск привел их к продолжавшему служение в блокадном городе митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому), впоследствии Патриарху Московскому и всея Руси. Мощи святителя были перенесены в Никольский собор, где началась служба.

Говорят, той же ночью сильный мороз сковал Ладогу, сделав возможной доставку в истощенный город продуктов, боеприпасов, живой силы и техники, а также эвакуацию нуждавшихся в срочном вывозе.

Из истории помним словосочетание «Дорога жизни», но мало кто знает, что православные называли ее «дорогой святителя Феодосия».

Рассказывают также, что сразу после войны благодаря личному участию нового патриарха Алексия I (Симанского) и И. Сталина мощи свт. Феодосия были возвращены в Чернигов, где уже служились неусыпаемые акафисты. Величественная, духоподъемная картина: 15 сентября 1946 г. православные вышли навстречу возвращавшемуся в родной город святителю Феодосию, его нетленным мощам. Предсказавший возвращение преп. Лаврентий Черниговский (Проскура, +1950) шел со свечой, как и все монашествующие, как и все люди, которых было не очень много. Служба в Троицком соборе была Пасхальной, пели «Христос Воскресе!». Взволнованно рассказала участница торжеств: «Отец Лаврентий управлял хором и всем парадом, владыка служил. Святитель Феодосий служил, а владыка был сослуживцем. Мощи выносили на амвон, на солею, ставили на горнее место. Мы все были с большими свечами. Это была необыкновенная служба, необыкновенное торжество!»

Троицкий монастырь в 1962 г. был закрыт, мощи святителя Феодосия опущены в подвал Троицкого собора в усыпальницу черниговских архиереев. И лишь в 1984 г. они снова стали доступны верующим.

Радиоактивное облако, образовавшееся 26 апреля 1986 г. в результате аварии на Чернобыльской АЭС, город обошло. Черниговцы уверены, что спасены покровителем города свт. Феодосием. Также считают святого своим покровителем ликвидаторы аварии на ЧАЭС. В 2009 г. было завершено возведение храма в Киеве в честь святителя.

Храм в честь святителя Феодосия Черниговского в Киеве

Создан также новый храмовый комплекс свт. Феодосия Черниговского и в киевской Дарнице вместе с храмом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

Храмовый комплекс свт. Феодосия Черниговского в Дарнице

Возводится храм в честь святителя Феодосия Черниговского и в с. Петришки Минской области – первый в Беларуси.

Так в течение многих веков черниговский святитель Феодосий продолжает любовное объединительное служение в среде православного народа, о чем необходимо помнить в год 1025-летия Крещения Руси.

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир у мощей свт. Феодосия Черниговского

Читайте также:  Помощница в родах
Ссылка на основную публикацию