Феодор Трихин

Значение имени Федор, происхождение, характер и судьба имени Федор

Содержание

  • Имя на других языках
  • Астрология имени
  • Через года
  • Характер Федора
  • Судьба Федора

Значение имени Фёдор – толкование

Мужское имя Фёдор имеет греческое происхождение, оно переводится как «дарованный Богом», «Божий дар». Имя старинное, до наших дней дошли сведения о древнегреческом математике Феодоре Киренском, жившем на рубеже V и IV веков до н. э.

К христианским именам оно причисляется из-за двухкомпонентного строения, в котором «фео» означает «Бог». Есть в христианском именослове несколько святых мучеников, которых звали Феодорами.

Этим именем называли наследников российского престола, а в XIX веке Фёдорами охотно называли мальчиков, потому оно было одно довольно распространённым русским именем. Хотя к середине XX века его популярность снизилась, в конце века интерес к древнему имени начал возобновляться.

Фёдора называют Феодором, Федей или ласковыми формами: Феденькой, Федюней, Федюшкой, Федоркой, Федюшей, Федяней, Федяшей.

Имя Федор на других языках

  • На армянском: Թոդորոս
  • На белорусском: Хведар
  • На болгарском: Тодор
  • На венгерском: Tivadar
  • На греческом: Θεόδωρος
  • На грузинском: თევდორე
  • На датском: Theodoor
  • На испанском: Teodoro
  • На итальянском: Teodoro
  • На латыни: Theodorus
  • На немецком: Theodor
  • На польском: Teodor
  • На румынском: Teodor
  • На сербском: Теодор
  • На украинском: Федір
  • На французском: Théodore
  • На финском: Teutori
  • На чешском: Teodor

Астрология имени Федор

Через года

  • Мальчик
    (ребенок)
  • Юноша
  • Мужчина

Феденькой называют долгожданного сына, мальчик с таким именем вполне оправдывает значение слова – «подарок Господа». Малыш растёт серьёзным и ответственным – настоящим маленьким мужчиной. Аккуратен во всём, мальчик не разбрасывает игрушки и одежду, внимательно выслушивает родителей и воспитателей в детском саду, придерживается установленного порядка.

Отказывается от шалостей, даже если в них участвует много деток. Федя – гордость и отрада родителей, но иногда его поведение может настораживать из-за «взрослой» неразговорчивости. Он даже игрушки не ломает, потому что быстро разбирается с их устройством и принципом действия.

Замечательно точно изобразил Федю детский писатель Эдуард Успенский в образе одного из главных персонажей своих произведений, по которым сняты советские мультфильмы про серьёзного и самостоятельного мальчика Дядю Фёдора.

Ответственность Феди привлекает одноклассников – с ним всегда можно посоветоваться, паренёк поможет разобраться в сложной ситуации, но вряд ли даст списать нерадивому однокласснику.

Феденька не всегда уверен в себе, решения принимает обдуманно, что не нравится шустрым подросткам, потому в школе у него мало друзей. С удовольствием занимается творчеством, связанным с изготовлением чего-либо, в сферах, где не требуется много говорить, он раскрывает таланты, дарованные Богом.

Принципиальный, его убеждения строятся на высоких духовных понятиях. Мужчина может давать дельные советы, но в большей мере примером служат его поступки. На протяжении всей жизни завоёвывают уважение людей его безграничное человеколюбие и готовность прийти на помощь слабому и обездоленному.

Фёдор много может достичь в жизни: ему даны интеллект, практичность и высокая духовность. Это надёжный друг и хороший коллега в работе. Близкие люди ценят порядочность и ответственность Фёдора – ему можно доверить деликатный секрет или попросить о помощи в решении сложного вопроса.

Для трудового коллектива человек с этим именем – настоящий дар, ведь он может разрешить спорную ситуацию без громкого конфликта. Его целеустремлённость позволяет достигать высокого мастерства в любом деле, за что Фёдора ценят на работе.

Молчаливый Фёдор может казаться угрюмым, но при знакомстве и близком общении проявляются его доброта и честность. Кому посчастливилось попасть в число его друзей, тот дорожит этой дружбой всю жизнь.

Характер Федора

  • Интуиция Дружелюбие Ответственность
  • Самоуверенность Замкнутость Прижимистость

Душа Фёдора не по-мужски тонка и чутка. К тому же мужчина одарен развитой интуицией, хорошо чувствует наступающие события. Склад ума Феди скорее синтетический, но достаточно развитый. Из Фёдора получается хороший друг. Он умеет терпеливо и внимательно слушать, способен давать хорошие советы.

Однако, с годами советы начинают даваться без повода, а сам мужчина становится слишком подозрительным. В итоге Фёдор часто доживает свой век в одиночестве.

Замкнутость и показная молчаливость выглядят со стороны угрюмостью. Упрямство может раздражать собеседника, так как Федя немногословно излагает свою точку зрения, то остаются невыясненные моменты. Независимость иногда граничит с самоуверенностью.

Осторожность и неуверенность в собственных силах заставляют сомневаться в его мужественности. Практичность зачастую переходит в прижимистость.

Судьба Федора

Судьба ведёт Фёдора довольно ровной дорогой. Он с детства привыкает к уважению своей личности. Обоснованность принятия всех житейских решений и хорошо развитая интуиция уберегают от серьёзных ошибок, хотя делает он каждый шаг медленно, до деталей всё продумывая.

Успехов добивается самостоятельно, добросовестно относится к выполнению взятых обязательств и на работе, и в семье. Становится достойным гражданином и примерным семьянином.

Фёдор в каждой избранной им сфере деятельности достигает признания. Успешен в научных изысканиях, где проявляются его проницательный ум и упорство в достижении результата. Комфортно чувствует себя в технических областях, но и экономистом станет хорошим.

Осторожность может помешать в бизнесе, здесь ему сложно отважиться на рискованные сделки, а молниеносно принимать решения Фёдор не осмелится. Для себя разработает чёткий жизненный план, которого будет придерживаться без посторонней помощи. Последствия случайных поражений преодолевает, развивает знания, повышает профессионализм.

Федя выбирает невесту ответственно, так как он уважает родителей, то посоветуется с ними и прислушается к их мнению, хотя последнее слово оставит за собой. Мама и папа с детства Феденьке доверяют, да и он прекрасно понимает и ценит родителей, потому точки зрения совпадут при одобрении девушки. Доброжелательный и серьёзный юноша ищет пару на всю жизнь, потому на ранний брак вряд ли решится, разве что влюбится в самостоятельную, надёжную девушку. Семьёй дорожит, потому после рабочего дня спешит домой. Практичный и умелый Фёдор в доме практически всё умеет делать своими руками.

Серьёзный подход к созданию семьи обещает долгий и счастливый брак. Для Фёдора мораль и ответственность – важные жизненные понятия.

В любовных отношениях парень так же серьёзен и нетороплив, как во всех сферах жизни. Избраннице придётся подождать предложения руки и сердца, пока Федя не убедится в правильности своего выбора.

Комплиментов делать не умеет, но любит преданно, чувство сохраняет долгие годы, хотя говорит о нём мало. В сексе старается доставить удовольствие, а не только получить.

Фёдор не торопится с началом семейной жизни. Слава героя-любовника – не про него. Ему нужно духовное единение с партнершей. Только при условии взаимной любви Фёдор сможет создать семью.

В детстве имя Федор может быть не очень крепким ребенком, но после 21 года он обычно приобретает устойчивость почти ко всем болезням, кроме заболеваний нервной системы. Поэтому Федору полезны сеансы релаксации, занятия йогой, восточными единоборствами.

Фёдор вынослив, имеет крепкое здоровье, но бывают простудные заболевания. Надо беречь глаза, органы дыхания. После болезни восстанавливается быстро.

Спокойный, уравновешенный нрав подходит для занятий экстремальным туризмом – в трудных условиях он проявляет себя с наилучшей стороны.

На работе с коллегами имя Федор доброжелателен, в конфликты не вступает, но отношения ограничиваются кругом служебных обязанностей. В гости к себе он приглашает редко, только по особым праздникам, угощает хлебом-солью. Сами в гости тоже ходят редко, Федор с женой домоседы.

Увлечённый автолюбитель – отличный автомеханик, но осторожный водитель. Его машина всегда находится в рабочем состоянии, готовая выехать из гаража каждую минуту. Любит в свободное время мастерить, может рисовать.

Благоверный князь Фео ́ дор Ростиславич Черный , Смоленский , Ярославский

Дни памяти

5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых

8 августа (переходящая) – Собор Смоленских святых

Житие

Жития благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев

Свя­той бла­го­вер­ный князь Фе­о­дор Смо­лен­ский и Яро­слав­ский, по про­зва­нию Чер­ный, ро­дил­ся в гроз­ную для Ру­си го­ди­ну мон­голь­ско­го на­ше­ствия, око­ло 1237–1239 го­да, и был в Кре­ще­нии на­ре­чен во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та, осо­бо по­чи­та­е­мо­го рус­ски­ми кня­зья­ми-во­и­на­ми. Во­ин­ски­ми по­дви­га­ми суж­де­но бы­ло Бо­гом про­сла­вить­ся в Рус­ской зем­ле и свя­то­му кня­зю Фе­о­до­ру. В 1239 го­ду, ко­гда мо­лит­ва­ми Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы свя­той во­ин-му­че­ник Мер­ку­рий (па­мять 24 но­яб­ря) из­ба­вил Смо­ленск от Ба­ты­ева пле­не­ния, от­ро­ка Фе­о­до­ра в го­ро­де не бы­ло: его увез­ли и укры­ли на вре­мя вой­ны в без­опас­ном ме­сте. В сле­ду­ю­щем, 1240 го­ду умер его отец, князь Ро­сти­слав, пра­внук бла­го­вер­но­го кня­зя Ро­сти­сла­ва, Смо­лен­ско­го и Ки­ев­ско­го († 1168; па­мять 14 мар­та).

Стар­шие бра­тья, на­след­ни­ки, по­де­ли­ли меж­ду со­бой зем­ли от­ца сво­е­го, вы­де­лив млад­ше­му – от­ро­ку Фе­о­до­ру ма­лень­кий Мо­жайск. Здесь про­шло его дет­ство, здесь учил­ся он Свя­щен­но­му Пи­са­нию, цер­ков­ной служ­бе и во­ин­ско­му ис­кус­ству.

В 1260 го­ду свя­той князь Фе­о­дор же­нил­ся на Ма­рии Ва­си­льевне, до­че­ри свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Ва­си­лия Яро­слав­ско­го († 1249; па­мять 3 июля), и стал кня­зем Яро­слав­ским. У них ро­дил­ся сын Ми­ха­ил, но вско­ре свя­той Фе­о­дор ов­до­вел. Он мно­го вре­ме­ни про­во­дил в рат­ных тру­дах и по­хо­дах, сы­на его вос­пи­ты­ва­ла те­ща, кня­ги­ня Ксе­ния.

В 1277 го­ду со­еди­нен­ные дру­жи­ны рус­ских кня­зей, сре­ди ко­то­рых был свя­той Фе­о­дор, в со­ю­зе с та­тар­ски­ми вой­ска­ми, участ­во­ва­ли в по­хо­де в Осе­тин­скую зем­лю и во взя­тии “слав­но­го гра­да их Те­тя­ко­ва”. Со­юз­ные вой­ска одер­жа­ли в этой войне пол­ную по­бе­ду. Де­ло в том, что со вре­мен свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го († 1263; па­мять 23 но­яб­ря) ха­ны Зо­ло­той Ор­ды, ви­дя неслом­лен­ную ду­хов­ную и во­ен­ную мощь пра­во­слав­ной Ру­си, бы­ли вы­нуж­де­ны из­ме­нить свое от­но­ше­ние к ней, ста­ли при­вле­кать рус­ских кня­зей к со­ю­зу, об­ра­щать­ся к ним за во­ен­ной по­мо­щью. Рус­ская Цер­ковь про­мыс­ли­тель­но ис­поль­зо­ва­ла это сбли­же­ние для хри­сти­ан­ско­го про­све­ще­ния ино­род­цев. Уже в 1261 го­ду ста­ра­ни­я­ми свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го и мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла III в Са­рае, сто­ли­це Зо­ло­той Ор­ды, бы­ла учре­жде­на епар­хия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. В 1276 го­ду Кон­стан­ти­но­поль­ский Со­бор под пред­се­да­тель­ством пат­ри­ар­ха Иоан­на Век­ка (1275–1282) от­ве­чал на во­про­сы рус­ско­го Са­рай­ско­го епи­ско­па Фе­о­гно­ста о по­ряд­ке Кре­ще­ния та­тар и при­ня­тии в пра­во­сла­вие быв­ших сре­ди них мо­но­фи­зи­тов и несто­ри­ан. В эти го­ды и ока­зал­ся в Ор­де свя­той князь Фе­о­дор. От­ли­чив­ший­ся рат­ны­ми по­дви­га­ми в осе­тин­ском по­хо­де, он вы­звал к се­бе осо­бен­ное рас­по­ло­же­ние ха­на Мен­гу-Те­ми­ра, по­чти­тель­но от­но­сив­ше­го­ся к Пра­во­слав­ной Церк­ви, вы­дав­ше­го пер­вый хан­ский яр­лык о цер­ков­ной непри­кос­но­вен­но­сти мит­ро­по­ли­ту Ки­рил­лу. В ле­то­пи­си ска­за­но: “А кня­зя Фе­о­до­ра Ро­сти­сла­ви­ча царь Мен­гу-Те­мир и ца­ри­ца его вель­ми лю­бя­ше и на Русь его не хо­тя­ше пу­сти­ти му­же­ства ра­ди и кра­со­ты ли­ца его”. Три го­да про­был свя­той Фе­о­дор в Ор­де. На­ко­нец, “царь от­пу­стил его с ве­ли­кой че­стью”, и князь при­был в Яро­славль. К это­му вре­ме­ни су­пру­га его, Ма­рия, уже умер­ла, в го­ро­де пра­ви­ла кня­ги­ня Ксе­ния с вну­ком Ми­ха­и­лом. Яро­слав­цы не при­ня­ли вер­нув­ше­го­ся из Ор­ды кня­зя: “не при­я­ша его во град, но ре­ко­ша ему: „Сей град кня­ги­ни Ксе­нии и есть у нас князь Ми­ха­и­ле“”.

Свя­той Фе­о­дор дол­жен был вер­нуть­ся в Ор­ду. Ца­ри­ца, же­на ха­на Мен­гу-Те­ми­ра, “его лю­бя­ше зе­ло и хо­тя­ше за него дщерь свою да­ти”. Та­кой брак имел бы для Ру­си боль­шое зна­че­ние. Хан дол­го не со­гла­шал­ся на него, счи­тая рус­ских кня­зей сво­и­ми “улу­сни­ка­ми” (т. е. вас­са­ла­ми, под­дан­ны­ми). Вы­дать дочь за рус­ско­го кня­зя зна­чи­ло при­знать за ним рав­ное до­сто­ин­ство. И еще важ­нее: это зна­чи­ло для ха­на при­знать пре­вос­ход­ство пра­во­сла­вия, по­то­му что преж­де вен­ча­ния нуж­но бы­ло, чтобы та­тар­ская ца­рев­на при­ня­ла Свя­тое Кре­ще­ние. Хан по­шел на это, слиш­ком ва­жен для него был со­юз с Русью: “и ца­рев­ну по­ве­лел за кня­зя Фе­о­до­ра да­ти, и по­ве­лел ее преж­де кре­стить, а пра­во­слав­ной ве­ры не по­ве­лел осквер­нить”. Так же­нил­ся свя­той Фе­о­дор на до­че­ри мо­гу­ще­ствен­но­го ха­на, на­ре­чен­ной в Кре­ще­нии Ан­ной. “Царь же его весь­ма чтил и по­ве­лел ему са­дить­ся на­про­тив се­бя, по­стро­ил ему дво­рец, дал кня­зи и бо­ля­ре на по­слу­же­ние”.

Там, в Ор­де, и ро­ди­лись у свя­то­го Фе­о­до­ра Чер­но­го его сы­но­вья – свя­той бла­го­вер­ный князь Да­вид († 1321) и свя­той бла­го­вер­ный князь Кон­стан­тин. Огром­ное вли­я­ние, ко­то­рое свя­той Фе­дор при­об­рел в Ор­де, он ис­поль­зо­вал во сла­ву Рус­ской зем­ли и Рус­ской Церк­ви. Пра­во­сла­вие все бо­лее укреп­ля­лось сре­ди та­тар, ор­дын­цы усва­и­ва­ли рус­ские обы­чаи, нра­вы и бла­го­че­стие. Рус­ские куп­цы, зод­чие, ма­сте­ра нес­ли рус­скую куль­ту­ру на бе­ре­га До­на, Вол­ги, Ура­ла и даль­ше до са­мой Мон­го­лии. До сих пор ар­хео­ло­ги на­хо­дят пра­во­слав­ные ико­ны, кре­сты, лам­па­ды по всей тер­ри­то­рии преж­ней Зо­ло­той Ор­ды, во­шед­шей в со­став Рос­сии. Так на­чи­на­лось ве­ли­кое мис­си­о­нер­ское дви­же­ние Рус­ской Церк­ви на Во­сток, про­све­ще­ние све­том еван­гель­ской ис­ти­ны всех пле­мен до Ве­ли­ко­го оке­а­на. Рус­ские пра­во­слав­ные кня­зья и их дру­жин­ни­ки, участ­вуя, как со­юз­ни­ки, в мон­голь­ских по­хо­дах, узна­ва­ли и осва­и­ва­ли бес­край­ние про­сто­ры Азии, Си­би­ри и Даль­не­го Во­сто­ка. В 1330 го­ду, все­го через трид­цать лет по­сле смер­ти свя­то­го Фе­о­до­ра Чер­но­го, ки­тай­ская ле­то­пись на­пи­шет о рус­ских дру­жи­нах в Пе­кине.

Свя­той Фе­о­дор жил в Са­рае до 1290 го­да, ко­гда “при­шла ему весть с Ру­си, от гра­да Яро­слав­ля, что его сын пер­вый, князь Ми­ха­ил, пре­ста­вил­ся”. Дав кня­зю бо­га­тые да­ры и боль­шую дру­жи­ну, хан от­пу­стил его на Русь. Вновь став кня­зем в Яро­слав­ле, свя­той Фе­о­дор на­чал рев­ност­но за­бо­тить­ся об уси­ле­нии и бла­го­устро­е­нии сво­е­го го­ро­да и кня­же­ства. Осо­бен­ную лю­бовь про­яв­лял он к оби­те­ли Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Сла­ва его гре­ме­ла по всей Ру­си, все кня­зья ис­ка­ли с ним друж­бы и со­ю­за. Но он боль­ше всех лю­бил сы­на свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го, Ан­дрея Алек­сан­дро­ви­ча, под­дер­жи­вал его во всех на­чи­на­ни­ях, ко­гда тот был ве­ли­ким кня­зем Вла­ди­мир­ским, хо­дил с ним в по­хо­ды, де­лил ра­дость по­бед и го­речь по­ра­же­ний. В 1296 го­ду ед­ва не раз­ра­зи­лась кро­во­про­лит­ная бра­то­убий­ствен­ная вой­на меж­ду дву­мя груп­па­ми кня­зей: на од­ной сто­роне бы­ли свя­той Фе­о­дор и ве­ли­кий князь Ан­дрей, на дру­гой – свя­той Ми­ха­ил Твер­ской († 1318; па­мять 22 но­яб­ря) и свя­той Да­ни­ил Мос­ков­ский († 1303; па­мять 4 мар­та). Но кро­во­про­ли­тие Бо­жи­ей по­мо­щью уда­лось предот­вра­тить. На Вла­ди­мир­ском съез­де кня­зей (1296 г.) епи­скоп Вла­ди­мир­ский Си­ме­он и епи­скоп Са­рай­ский Из­ма­ил су­ме­ли вне­сти мир в обе сто­ро­ны. Сам факт уча­стия в съез­де свя­то­го кня­зя Фе­о­до­ра и Са­рай­ско­го вла­ды­ки Из­ма­и­ла го­во­рит о том, что пер­вый упо­тре­бил все свои ди­пло­ма­ти­че­ские да­ро­ва­ния и вли­я­ние в Ор­де, чтобы спо­соб­ство­вать уста­нов­ле­нию ми­ра в Рус­ской зем­ле.

Читайте также:  Евфимия Всехвальная

Не по­ры­ва­лись свя­зи свя­то­го Фе­о­до­ра Чер­но­го и с его от­чиз­ной – Смо­лен­ском, хо­тя кня­жить ему там бы­ло непро­сто. Так, в 1297 го­ду свя­той Фе­о­дор хо­дил по­хо­дом к Смо­лен­ску вос­ста­но­вить свои за­кон­ные пра­ва на Смо­лен­ское кня­же­ние, за­хва­чен­ное его пле­мян­ни­ком. Но взять го­род и стать сно­ва Смо­лен­ским кня­зем ему в этот раз не до­ве­лось.

Вско­ре по­сле то­го по­хо­да свя­той князь-во­ин за­не­мог. 18 сен­тяб­ря 1299 го­да угод­ник Бо­жий по­ве­лел пе­ре­не­сти его в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь и при­нял мо­на­ше­ское по­стри­же­ние.

Во вре­мя са­мо­го окон­ча­ния об­ря­да свя­той Фе­о­дор по­про­сил пре­рвать свя­щен­но­дей­ствие. По бла­го­сло­ве­нию игу­ме­на, во ис­пол­не­ние во­ли уми­ра­ю­ще­го, кня­зя вы­нес­ли на мо­на­стыр­ский двор, ку­да со­шлось уже мно­же­ство яро­слав­цев. “И ис­по­ве­дал­ся князь пред всем на­ро­дом, ес­ли со­гре­шил пред кем или нелю­бие дер­жал на ко­го. И кто пред ним со­гре­шил и враж­до­вал на него – всех бла­го­сло­вил и про­стил и во всем ви­ну на се­бя при­нял пред Бо­гом и людь­ми”. Лишь по­сле это­го ре­шил­ся сми­рен­ный во­ин за­вер­шить свой необыч­ный и мно­го­труд­ный жиз­нен­ный путь при­ня­ти­ем Ан­гель­ско­го об­ра­за.

Всю ночь игу­мен и бра­тия мо­ли­лись над свя­тым кня­зем. В два ча­са но­чи на­ча­ли зво­нить к утрене. На­пут­ство­ван­ный Свя­ты­ми Тай­на­ми Хри­сто­вы­ми, свя­той Фе­о­дор без­молв­но ле­жал на сво­ем ино­че­ском ло­же. Ко­гда же ино­ки на­ча­ли тре­тью “Сла­ву” Псал­ти­ри, он осе­нил се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем и пре­дал ду­шу Гос­по­ду. Вид его в гро­бу был необы­чен: “Чуд­но бе зре­ти бла­жен­на­го, на од­ре ле­жа­ща не яко умер­ша, но яко жи­ва су­ща. Све­ти­лось ли­це его, сол­неч­ным лу­чам по­доб­но, чест­ны­ми се­ди­на­ми укра­ше­но, по­ка­зуя ду­шев­ную его чи­сто­ту и незло­би­вое серд­це”.

По­сле него в Яро­слав­ле пра­вил его сын – свя­той Да­вид († 1321). Вто­рой из его млад­ших сы­но­вей, свя­той Кон­стан­тин, ви­ди­мо, по­чил ра­нее. Цер­ков­ное по­чи­та­ние свя­то­го кня­зя Фе­о­до­ра в Яро­слав­ской зем­ле на­ча­лось вско­ре по­сле его смер­ти. В 1322–1327 го­дах по бла­го­сло­ве­нию и за­ка­зу епи­ско­па Ро­стов­ско­го Про­хо­ра в па­мять по­чи­та­е­мо­го вла­ды­кой свя­то­го Фе­о­до­ра бы­ло на­пи­са­но и укра­ше­но ми­ни­а­тю­ра­ми зна­ме­ни­тое Фе­о­до­ров­ское Еван­ге­лие. Епи­скоп Про­хор был преж­де игу­ме­ном Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря в Яро­слав­ле. Ве­ро­ят­но, он лич­но знал свя­то­го кня­зя, мог быть оче­вид­цем его по­стри­же­ния и все­на­род­но­го по­ка­я­ния. Ис­то­ри­ки ду­ма­ют, что луч­шие ми­ни­а­тю­ры, вши­тые в эту дра­го­цен­ную ру­ко­пись, при­над­ле­жа­ли бо­лее ран­не­му Еван­ге­лию, вла­дель­цем ко­то­ро­го был сам свя­той Фе­о­дор Чер­ный и ко­то­рое он при­вез с со­бой в Яро­славль как бла­го­сло­ве­ние из род­но­го Смо­лен­ска.

5 мар­та 1463 го­да бы­ли об­ре­те­ны в Яро­слав­ле мо­щи свя­то­го кня­зя Фе­о­до­ра и чад его, Да­ви­да и Кон­стан­ти­на. Ле­то­пи­сец, оче­ви­дец со­бы­тия, за­пи­сал под этим го­дом: “Во гра­де Яро­слав­ле в мо­на­сты­ре Свя­то­го Спа­са ле­жа­ли три кня­зя ве­ли­кие, князь Фе­о­дор Ро­сти­сла­вич, да де­ти его Да­вид и Кон­стан­тин, по­верх зем­ли ле­жа­ли. Сам же ве­ли­кий князь Фе­о­дор ве­лик был ро­стом че­ло­век, те у него, сы­но­вья Да­вид и Кон­стан­тин, под па­зу­ха­ми ле­жа­ли, зане мень­ше его ро­стом бы­ли. Ле­жа­ли же во еди­ном гро­бе”. Эта чер­та физи­че­ско­го об­ли­ка свя­то­го кня­зя так за­пе­чат­ле­лась в вос­при­я­тии оче­вид­цев и совре­мен­ни­ков об­ре­те­ния его мо­щей, что за­пись об этом во­шла в про­лож­ные жи­тия кня­зя Фе­о­до­ра и в ико­но­пис­ные под­лин­ни­ки.

Жи­тие свя­то­го кня­зя Фе­о­до­ра Чер­но­го бы­ло на­пи­са­но вско­ре по об­ре­те­нии мо­щей иеро­мо­на­хом Яро­слав­ско­го Спас­ско­го мо­на­сты­ря Ан­то­ни­ем по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Филип­па I. Дру­гая ре­дак­ция жи­тия бы­ла на­пи­са­на Ан­дре­ем Юрье­вым в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ском мо­на­сты­ре. Тре­тье, наи­бо­лее по­дроб­ное жи­тие свя­то­го Фе­о­до­ра во­шло в “Кни­гу сте­пен­ную цар­ско­го ро­до­сло­вия”, со­став­лен­ную при ца­ре Иоанне Гроз­ном и мит­ро­по­ли­те Ма­ка­рии. Рус­ский на­род сло­жил о свя­том кня­зе Фе­о­до­ре ду­хов­ные пес­ни, ко­то­рые на про­тя­же­нии сто­ле­тий рас­пе­ва­ли “ка­ли­ки пе­ре­хо­жие”. В них про­слав­ля­ют­ся бла­го­че­стие и пра­во­су­дие, ми­ло­сер­дие и бла­го­тво­ри­тель­ность свя­то­го, его за­бо­та о стро­и­тель­стве и укра­ше­нии хра­мов (см.: Мит­ро­по­лит Яро­слав­ский и Ро­стов­ский Иоанн (Венд­ланд). Князь Фе­дор Чер­ный. – “Бо­го­слов­ские тру­ды”, сб. XI, М., 1973, с. 55–77). Слож­ность ис­то­ри­че­ских су­деб, су­ро­вость эпо­хи, бес­чис­лен­ное мно­же­ство вра­гов – не лич­ных, но вра­гов Рос­сии и Церк­ви, – толь­ко яр­че под­чер­ки­ва­ют для нас ве­ли­чие по­дви­га свя­тых со­зи­да­те­лей Рос­сии.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Благоверный князь Феодор Черный

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В православии существует достаточно большое количество сильных и почитаемых святых. Каждый из них творит чудеса и после своей смерти. Перед ними преклоняются веряне, чтобы попросить не только о своих духовных потребностях, но и о своих близких и родных. Популярной считается чудотворная икона святого Федора. К ней приходит много прихожан, чтобы вознести молитвенные прошения и попросить о самом сокровенном.

Житие святого

Святой был прозван «Черный», а на самом деле его называли Феодор Смоленский и Ярославский. Родился он во времена монгольского нашествия. В миру будущего князя называли Феодор Стратилат. На Руси он был почитаемым князем – воином.

Когда он был совсем мальчишкой, на Русской земле происходила война. Феодора тогда выкрали и увезли. Старшие братья поделили между собой земли, оставив брату меньшему небольшое владение. После того как мальчик был возвращен на родину, он прожил все свое детство на своем «куске» земли.

Став юношей Феодор Черный женился на Марии Васильевой, которая была дочерью князя Ярославского. Спустя несколько лет супружеской жизни у молодоженов родился сын. Став молодым вдовцом, имея статус князя воина, Феодору приходилось много времени проводить в походах, поэтому воспитанием сына занималась теща.

Однажды князь участвовал в союзной битве с татарскими войсками. Тогда они получили победу. Турецкий хан сразу обратил внимание на воина, на его мужество и духовную силу. Своими проповедями воин укреплял православную веру среди турков. Спустя несколько лет турецкий хан, после длительного удержания князя, все же решился и отпустил его на родную землю. Прибыв назад, он продолжал укреплять веру среди местного населения.

Но после тяжкой болезни князь Феодор Смоленский умер. В 1463 году были обретены его мощи, к которым и по сей день приезжает большое количество православных верующих, чтобы помолится и преклонится. Особенно много людей собирается в день памяти святого – 2 октября.

О чем просят у иконы святого

Известно, что в православной вере перед каждым святым веряне возносят молитвы с просьбой о чем то конкретном. В каких же случаях принято читать молитвенные прошения перед князем Феодором Ярославским? Прежде всего нужно отметить, что к преподобному не обязательно обращаться молитвой из молитвослова. Можно возносить прошение своими словами. Главное чтобы мысли были четкими, а слова искренними.

Просят у святого князя:

  • о защите в трудную минуту;
  • о защите от врагов и недоброжелателей;
  • о защите семьи от негативных и магических действий;
  • о здравии родных и близких.

Молитву возносят князю и его сыновьям:

О велиции угодницы Божии и чудотворцы, святии и благовернии князе Феодоре, Давиде и Константине, припадающе к святым и многоцелебным мощем вашим, молим вы со смирением, верою и любовию: прострите благоприятные молитвы ваша ко Господу и Создателю нашему, и умолите Его благость, даровати нам вся нужная к житию сему временному, и потребная к вечному спасению нашему: веруем бо несумненно, яко вся возможна вам, яко истинным Его угодником. Сего ради просим вы: испросите нам у Царя царствующих и Господа господствующих страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите престольным градом, граду нашему и всем градом Российским благополучие, изобилие и от злых сохранение, всем же правоверным людем, почитающим вас, и на поклонение мощем вашим святым приходящим, милость Божию и благих прошений скорое исполнение. Ей, чудотворцы святии, не посрамите упования нашего, но молитвами вашими сотворите нас наследники быти Царствия Христова: да прославляем человеколюбие в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, и ваше святое заступление во веки веков. Аминь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом князе Феодоре:

Князь Феодор Смоленский (Черный). Как зять хана Золотой орды стал русским святым?

18 (5 по ст. ст.) марта Русская православная церковь почитает память святого благоверного князя Феодора Смоленского (Черного) и его чад Давида и Константина. Всего же в русском православии канонизировано порядка пятидесяти князей, причем практически все они возведены в ранг святых в период золотоордынского ига.

Любопытно, что об отдельных святых князьях даже в летописях нет упоминаний, а их жития составлялись через многие десятилетия после их кончины. Естественно, что описания их жизни во многом мифологизированы. В этом отношении Федору Смоленскому «повезло», в исторических документах сохранилось много упоминаний о различных этапах его бурной жизни.

К чести монаха Антония, составлявшего в XV веке первое житие святого Федора, он постарался отразить основные моменты далеко не безгрешного жизненного пути князя. Правда, при этом он старательно упоминал, что князь отличался строгой нравственностью и благочестием, всегда покровительствовал православию, строил церкви, раздавал милостыню сирым и убогим, а перед смертью принародно покаялся во всех своих грехах.

Обоснование святости князя оставим богословам. Мы же посмотрим на Феодора Смоленского, с именем которого связаны многие интересные события на Руси, с точки зрения истории.

Дата рождения Федора неизвестна. Он появился на свет в семье смоленского князя Ростислава Мстиславича примерно в 1240 году. После смерти отца получил от братьев в княжение небольшой и бедный городок Можайск, который явно не вписывался в честолюбивые планы Федора. Возможность значительно подняться в «княжеском рейтинге» появилась у него после смерти князя Василия Ростовского и его брата Константина, державших стол в Ярославле. Сыновей после умерших князей не осталось, и княжество взяла в свои руки вдова Василия, которой помогали бояре.

В надежде жениться на княжеской дочери Анастасии (по другим источникам — Марии), Федор отправился в Ярославль. В столицу княжества он приехал в качестве служилого князя, а уже на месте, завоевав расположение княгини Ксении и бояр, смог решить вопрос о свадьбе. Произошло это после 1260 года. Реальную власть в Ярославле Федор, видимо, не получил, княгиня и бояре отвели ему всего лишь представительские функции. Поэтому, когда появилась возможность прославиться на ратном поприще и скопить деньжат, Федор этим воспользовался.

Сразу стоит упомянуть одну существенную деталь. В летописи Федор вошел с прозвищем Черный, по поводу которого некоторые историки выдвигают любопытную версию. Возможно, первоначально его прозвали Чермным — красивым. Он и на самом деле обладал истинно княжеской внешностью — был красив, высок и силен. А Черным он стал позднее, видимо, не без учета его реальных дел.

Примерно в 1266 году Федор отправился со своей дружиной в Сарай, столицу Золотой орды, к хану Менгу-Тимуру. Причем, в орду он приехал в качестве служилого князя, которому еще предстояло завоевать расположение хана. При дворе хана Федор быстро продвинулся. Менгу-Тимур обласкал и приблизил удачливого князя, участвовавшего в походах ханского войска. Благоволила к нему и ханша Джиджекхатунь, решившая женить Федора на своей дочери. Стоит отметить, что в этот период в орде было немало проблем, от неё откололся сильный хан Ногай, взявший под себя часть русских княжеств (южные и северо-восточные). Поэтому Менгу-Тимур старательно приближал к себе опытных и смелых военачальников.

Об этом периоде жизни Федора в житии читаем: «Царь (т. е. хан) же всегда повеле ему предстояти у себе и чашу от руки его приимаше, и три лета держаше его. Царица же мысляше дщерь свою вдати ему в жену». Тогда хан с Федором не породнился, так как тот решил вернуться в Ярославль. Возможно, к нему пришло известие о смерти жены.

В свое княжество Федор отправился только с дружиной, не заручившись ханской поддержкой. В Ярославль его просто не пустили. Если верить житию, то бояре «не приняша его во град, но рекоша ему: „Сей град княгини Ксении, и есть у нас князь Михайло“». Пока Федор был в орде, в Ярославле бояре посадили на княжение его малолетнего сына.

Пришлось Федору вернуться в орду, где вскоре состоялась его свадьба с ханской дочерью, принявшей в православии имя Анны. По житию Федор получил в приданое 36 городов, что крайне сомнительно, так как в приведенном перечне в основном фигурируют ордынские города. Вскоре у Федора родились два сына, которых впоследствии канонизируют одновременно с ним.

Своего нового родственника Менгу-Тимур предпочитал использовать как полководца. В 1277 году Федор в составе войск хана воевал в Осетии. А на следующий год вместе с князем Михаилом Белозерским отправился усмирять Волжскую Булгарию. Если верить арабским источникам, в Булгарии князья прославились особой жестокостью, захватив и разграбив около 40 городов и несколько сотен селений. В орду Федор вернулся с богатой добычей.

После смерти в Ярославле сына Михаила, Федор при поддержке ордынского отряда утверждается там на княжении. Для Федора начался «черный» период жизни, когда ему пришлось воевать на русской земле и сжигать русские города. Для начала он в 1280 году захватывает Смоленск, где оставляет наместником своего племянника. Любопытно, что взятие князем Федором Смоленска через несколько сотен лет припомнит Иван Грозный в письме к Андрею Курбскому: «И князь Федор Ростиславич, прародитель ваш, в Смоленце на пасху колико крови пролиял есть! И во святых причитаются!».

Читайте также:  Молитвы после Причастия, благодарственные

Затем Федор участвовал в кровавой междоусобице сыновей Александра Невского, Андрея и Дмитрия, когда были разорены многие русские города. В составе «Деденевой рати» ходил грабить города Владимирской Руси. С его именем связывают разорение Владимира, сожжение Можайска и Переяславль-Залесского. Всего же тогда было захвачено и разграблено полтора десятка городов.

После этого в 1296 году во Владимире произошел княжеский съезд, участником которого был и князь Федор. Князья предприняли попытку узаконить последние разделы земли. В ходе «прений» они чуть не передрались и даже пытались обнажить друг против друга оружие. С трудом два присутствовавших епископа смогли их утихомирить. Любопытно, что среди «возмутителей спокойствия» трое будущих святых — князья Федор Смоленский, Даниил Московский и Михаил Тверской.

В 1298−99 годах князь Федор дважды пытался вернуть себе Смоленск, но город осаду выдержал. Неудачный поход на Смоленск в 1299 году был последним в его военной карьере. Возвращаясь из него, Федор тяжело заболел и осенью стал готовиться к смерти, приняв монашеский постриг. В житии повествуется, что перед кончиной князь Федор повелел вынести его во двор Спасо-Преображенского монастыря, куда собрались жители Ярославля. «И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него — всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми».

В том монастыре князя и похоронили. Позднее рядом с ним упокоились сыновья Давид и Константин, о которых в летописях имеется только несколько коротких упоминаний. В то время о святости покойных никто не помышлял, о князе и его сыновьях просто забыли. Стоит оговориться, что почитание князей святыми сразу же после смерти было явлением редким, этого удостаивались только особо прославившиеся и любимые в народе, как Олег Рязанский или Довмонт Псковский. Об остальных же церковные или светские власти вспоминали через многие десятки лет в связи с политической необходимостью. Так было и с князем Федором Смоленским.

В середине XV века в монастыре при ремонте было обнаружено княжеское захоронение с останками Федора и его сыновей. Видимо, их тогда переложили в одни гроб и снова захоронили. Но вскоре архимандрит Спасского монастыря Христофор решил, что княжеству настала пора «обрести» собственных святых. 5 марта 1463 года было объявлено об обретении в Ярославле мощей князя Федора и его сыновей Давида и Константина, рядом с которыми происходят исцеления и другие чудесные явления. Так как мощи к этому времени находились в одном гробу, канонизировали троих князей сразу. Произошло это в 1467 году. Вскоре и московские церковные власти включили ярославских князей в число общерусских святых.

Феодор Черный

Князь Федор Ростиславич Черный является основным небесным покровителем Ярославля.

Он признан русской историей важнейшим из всех Ярославских князей, сумев в страшные годы татаро-монгольского ига и княжеских междоусобиц сохранить мир и процветание на ярославской земле. Его жизнь была подвигом княжеского служения, подвигом служения своей Родине.

Непростой была судьба благоверного князя Федора. Он был младшим сыном смоленского князя Ростислава Мстиславича . Началось с того, что его обидели старшие братья, деля огромное Смоленское княжество после смерти отца и выделив ему всего лишь небольшой Можайский удел. Это обрекало князя на очень небогатую жизнь, на прозябание. К его мнению не прислушивались при обсуждении животрепещущих проблем.

В это же время, после кончины князей Василия и Константина, ярославский престол остался без наследников по мужской линии. Сын Василия Всеволодовича Василий, вероятно, умер еще ребенком. Наследницей ярославского престола осталась трехлетняя сестра его, Мария. От имени Марии ввиду ее малолетства управляла мать — княгиня Ксения.

Около 1259 года князь Федор женится на Марии и уходит в Ярославль управлять Ярославским княжеством. От этого брака родились дочь и сын — князь Михаил.

Во время княжения Федора, в 1262 году, появился в Ярославле какой-то Зосима, бывший монах. Он принял у татар магометанство, публично порицал христианство и проповедовал религию Магомета. Зосима пользовался покровительством жившего в то время в Ярославле татарского посла и ничего не боялся. Возмущению ярославцев не было предела, невзирая на возможную расправу со стороны татаро-монгол, они убили Зосиму и бросили его тело на съедение собакам.

Последствия этого для города могли быть самыми страшными, но великий князь Александр Невский, ездивший тогда в Орду, сумел оправдать перед ханом и Федора и ярославцев, и беда миновала.

Русские князья обязаны были ездить в Орду для выплаты дани и получения ярлыка (грамоты) на княжение. Пришлось и Федору Ростиславичу ехать в ордынскую столицу Сарай. В это время правил там хан Менгу-Тимур,который потребовал от русских князей помощи в войне с ясами. Повинуясь воле татарского хана, князь Федор принял участие в походе на ясов (1277) и болгар (1278), где показал себя доблестным воином.

Из Орды Федор Ростиславич возвращался с богатыми дарами, но, когда он приехал в Ярославль, оказалось, что его жена умерла. Теща и бояре не приняли Федора, признав своим князем его малолетнего сына Михаила Федоровича.

Тогда князь Федор возвратился в Орду и там сочетался браком с ханской дочерью, которая по разрешению константинопольского патриарха была крещена и названа христианским именем Анна.

Хан построил в Сарае для Федора великолепные палаты, дав ему множество городов в кормление. Влияние Федора на Менгу-Тимура было так сильно, хан дозволил даже, по просьбе князя, устроить в магометанской Орде несколько православных церквей.

В Орде у Федора Ростиславича и княгини Анны родились два сына — Давид и Константин.

После смерти князя Михаила Федоровича, ярославский престол оказался свободен, и Федор, получив от хана ярлык на ярославское княжение, вместе с женой и сыновьями вернулся в Ярославль. Вместе с ним пришла в Ярославль и ордынская рать, чтобы подкрепить притязания князя на престол. На этот раз ему удалось стать ярославским князем.

Благодаря родству Федора Ростиславича с ханом, Ярославль и окрестности начали тогда наслаждаться миром и тишиною. Не было набегов татар, не было княжеских междоусобиц на ярославской земле. И хотя князь Федор вынужден был участвовать в «разборках» князей, он сумел оградить от низ ярославское княжество.

Вторая супруга Федора, названная в крещении Анной, построила в Ярославле несколько храмов. Ныне существующая церковь Михаила Архангела стоит на том же месте, где когда-то княгиня Анна построила одноименный храм. Для украшения храмов писали иконы, изготавливали различную утварь. Ни в одном городе на Руси не было такого!

Если нужны были церкви, то, скорей всего, и жителей было уже много. А ведь совсем недавно, в 1238 году, все были перебиты. Город залечил свои раны, был заново отстроен, и, наконец-то, зажил благополучно. Вот таким, мирным и благополучным, было правление князя Федора.

Почувствовав близость своей кончины, Федор Ростиславич, принял в Спасском монастыре монашество и схиму. Горько оплакивал народ его смерть. Тело усопшего было положено под сводами Входоиерусалимской церкви Спасского монастыря.

После Федора на ярославском княжении был старший сын его Давид; младший же, Константин, сам никогда не был правителем, но, как говорится в житии их, был «для всех образцом благопокорности и совершеннейшей любви, пребыв до конца жизни девственным».

Князь Давид правил около 22 лет, погребен был, так же, как и его брат Константин, в Спасском монастыре.

Чудесное обретение мощей Федора, Давида и Константина произошло в 1463 году при князе Александре Федоровиче. Около 1438 года он стал последним из ярославских князей, добровольно передав в 1462 году ярославское княжество московскому правителю Ивану III. Согласно житию святых князей, архимандрит Спасского монастыря Христофор и «весь священный собор с благоверным князем Александром» собрали совет о захоронении в землю мощей ярославских князей . Но, когда сняли покровы с усопших, начали происходить многочисленные чудеса и исцеления. Восприняв происшедшее как знамение, собравшиеся не посмели гроб с князьями «положити в землю». Так в 1463 году, князья Феодор, Давид и Константин были причислены к лику святых.

В 1831 году для хранения мощей в Спасо-Преображенском монастыре по проекту П. Я. Панькова была построена церковь Ярославских Чудотворцев. Мощи Федора Черного, Давида и Константина перенесены к иконостасу этого храма.

Теперь мощи святых находятся в Федоровском кафедральном соборе. 2 октября празднуется Церковью как день памяти святого благоверного князя Федора и чад его Давида и Константина, прославленных за праведное житие в миру, за богоугодное княжение.

Феодор Ростиславич Черный, Смоленский, благоверный князь (1299)

Заказать икону святого

Молитвы

Тропарь благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина

глас 4

Измлада явистеся святии,/ Богомудре Феодоре и блаженне Давиде с Константином славным,/ Божественный сосуди, избранный Богови./ Ныне же источаете нам многа исцеления от честных мощей ваших,/ вся ереси потопляюще,/ и спасающе присно град свой,/ и всех верных сохраняюще невредимо/ от видимых и невидимых враг./ Темже верою молим вас, святии:/ молите Христа Бога/ в мире сохранитися нам и спасти души наша.

Житие

Святой и блаженный князь Феодор, по прозванию Черный, был сыном Смоленского князя Ростислава Мстиславовича и происходил в девятой степени от св. равноапостольного князя Владимира. Феодор имел двух братьев, Глеба и Михаила, которые по смерти отца обидели его, дав ему в удел один только город Можайск. Несмотря на то, он не гневался на них и терпеливо владел сим уделом. За таковое его незлобие Бог впоследствии вверил ему в управление славный город Ярославль. Это произошло следующим образом: в Ярославле жила княгиня Ксения, супруга князя Василия Ростовского, у коей была единственная дочь. Благоверный князь Феодор женился на сей дочери князя Ростовского, от которой впоследствии имел сына Михаила и дочь, и получил во владение город Ярославль. А по смерти брата своего Михаила наследовал он и Смоленское княжение.

Благочестиво и богоугодно жил князь Феодор в Ярославле, ибо с юных лет возлюбил Христа и Его Пречистую Матерь. Особенно почитал он священников и иноков и благотворил нищим. Как доблестный воин Христов, он во всем угождал своему Владыке и удалялся от всякой неправды.

В те времена, когда над русскою землею тяготело татарское иго, был обычай, чтобы русские князья ездили в Орду к хану для утверждения в княжеском достоинстве. Когда однажды некоторые князья поехали в Орду, вместе с ними отправился туда и Ярославский блаженный князь Феодор со многими дарами для хана и для его супруги. В Орде он был принят весьма благосклонно и служил при дворе хана в качестве любимца, весьма уважаемого. Мужественная красота и ум его так пленили жену хана, что она пожелала выдать за него свою дочь. Но он сказал ей, что у него есть жена в Ярославле, и не склонился на ее увещания.

Испросив себе от хана утверждение на княжение в Ярославле и получив такое утверждение, блаженный Феодор уехал из Орды домой. Когда прибыл он к Ярославлю, то услыхал, что супруга его скончалась. Он хотел войти в город, где в то время жили сын его Михаил и теща; но бояре и теща не пустили его и начали вести о нем нелепые речи: У нас не в обычае, говорили они, принимать к себе в князья приходящего из чужой земли; довольно для нас иметь своим князем наследника Феодорова, Михаила. Св. Феодор снова отправился в Одру и просил хана, чтобы он дал ему опять Ярославское княжество. Хан послал ярославцам строгое повеление принять своего князя, но те не повиновались такому повелению и упорно отказывались принять к себе Феодора. В то время как св. князь пребывал в Орде в гостях у хана, жена хана опять начала предлагать своему мужу выдать их дочь за Феодора. Но хан долго не соглашался, говоря, что не подобает давать дочь ханскую в супружество даннику, притом еще иноверному. Тогда ханша открыла мужу свое желание, чтобы дочь их приняла христианскую веру и крестилась, а затем вышла замуж за Феодора. Хан согласился. Дочь ханская крестилась и затем вступила в брак с ярославским князем. Ее назвали в Св. Крещении Анною. После сего брака хан еще более полюбил св. Феодора. Часто сажал он его с собой за стол свой, возлагал ежедневно ханский венец на его голову, одевал его в свою порфиру, устроил ему прекрасный дворец и окружил его славою и богатством. Но среди всего этого великолепия сердце блаженного князя не возгордилось, и слава мира сего не отвлекла его от любви Христовой, и он всё более и более преуспевал в исполнении заповедей Господних. Пока он еще жил в Орде, у него родился сын, который назван был во Св. Крещении Давидом. Затем родился у него второй сын, нареченный во Св. Крещении Константином.

Вскоре после того прибыли к нему вестники из России с известием, что сын его Михаил умер в Ярославле. Тогда князь Феодор стал просить хана отпустить его в Русскую землю вместе с княгиней и с детьми их. Хан отпустил его с великою честью, возложил на него венец и почтил его великим княжением Ярославским. Св. князь прибыл в Ярославль с большим почетом; с ним прибыло и много татарских вельмож от двора хана, коих он, по некотором времени, с честью отпустил в Орду.

Читайте также:  Икона и Молитва матушке Алипии Голосеевской в чем помогает и значение

Св. князь Феодор княжил в своем городе Ярославле благочестиво и богоугодно до глубокой старости. Заболев и чувствуя, что эта болезнь предсмертная, он позвал к себе княгиню супругу и детей своих и завещал им пребывать в любви и мире. Затем он велел отнести себя в монастырь и там с великою радостью принял от игумена иноческий образ и в течение всего того дня радовался и благодарил Бога за то, что Он сподобил его сего дара, коего давно желала душа его. Пред самой своей кончиной он пожелал принять схиму, после чего, преподав всем прощение и сам испросив у всех прощения, он осенил себя крестным знамением и предал душу свою в руки Божии. Его благолепно погребли в храме Преображения Господня. Его святые мощи и доныне источают многие чудеса во славу Христа Иисуса, Господа нашего, Емуже слава ныне и присно, и во веки веков.

Святые князья Ярославские Феодор, Давыд и Константин

2 октября (19 сентября ст. ст.) Церковь чтит преставление святого благоверного князя Феодора Ростиславича, Смоленского и Ярославского чудотворца, и чад его Давыда и Константина. Князь Феодор был сыном Смоленского князя Ростислава Мстиславича и праправнуком Владимира Мономаха. Согласно свидетельству его жизнеописателя, «…измлада Христа возлюбил и пречистую Его Матерь; во всем угождал своему Владыце; был отец сиротам и кормитель вдовам…».

Содержание:

Житие святого князя Феодора Ярославского

Князь Феодор родился между 1240 и 1245 гг. Точная дата неизвестна, и этот год принят исходя из предположения, что Фёдор женился на ярославской княжне Марии Васильевне, когда ему было около 20 лет. Брак, как считается, был заключен около 1260 г. После смерти отца получил в удел маленький и скудный городок Можайск. В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского, и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил.

Миниатюра из Лицевого свода: «в Ярославле сел на княжение князь Федор Ростиславич, внук Мстиславов, правнук Давыдов»

В 1279 г., после смерти брата Михаила, он стал и князем Смоленским. Впрочем, он всего лишь имел такой титул, а реально делами Смоленска занимался его племянник Александр Глебович.

В конце 1270-х гг. князь Феодор вместе с другими князьями поехал в Орду для поклонения хану Менгу-Темиру и для оказания последнему помощи в борьбе против Яссов и Камских болгар. Одержав над ними в 1277 г. победу, Феодор еще на три года задержался в Орде, поскольку «…а князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его…». К тому моменту, когда Феодор вернулся в Ярославль, скончалась его супруга Мария, а власть в городе, при поддержке бояр и в виде регентства над малолетним внуком Михаилом, захватила теща, княгиня Ксения. Князя даже не пустили в город, объясняя это тем, что «… у нас не в обычае принимать к себе в князья приходящего из чужой земли; довольно для нас иметь своим князем наследника Феодорова, Михаила…». Феодор принял решение вернуться в Орду, где жена хана «…его любяше зело и хотяше за него дщерь свою дати…». После долгих колебаний и со стороны хана, и со стороны князя, Феодор женился на ханской дочери (в крещении Анна) и родил двух сыновей: Давыда и Константина. Феодор имел при дворе хана большое влияние и использовал это для распространения и укрепления Православия среди татар. Ордынцы усваивали русские обычаи и нравы. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и до самой Монголии.

Жил Феодор в Орде до 1290 г. Именно в этом году до него дошли известия о смерти его первенца Михаила. С богатыми ханскими дарами и большой дружиной он вернулся и сел на княжение в Ярославле, где до самой смерти заботился о благоустроении своего удела, о строительстве и иждивении православных церквей. В 1299 г., тяжело заболев, он принял монашеский постриг и 19 сентября скончался. Перед смертью «… исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него — всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми…». С тех пор день 19 сентября стал датой почитания святого благоверного князя Феодора и его сыновей Давыда (ум. 1321 г.) и Константина (точная дата смерти неизвестна), которые в своем образе жизни подражали отцу.

Читать онлайн в оригинале

Прославление и почитание святых князей Феодора, Давыда и Константина

Церковное почитание святых благоверных князей Феодора, Давыда и Константина в Ярославской земле началось вскоре после их смерти. В 1322–1327 годах по благословению и заказу епископа Ростовского Прохора в память почитаемого Владыкой святого Феодора было написано и украшено миниатюрами знаменитое Феодоровское Евангелие. Епископ Прохор был прежде игуменом Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Вероятно, он лично знал святого князя, мог быть очевидцем его пострижения и всенародного покаяния. Некоторые специалисты полагают, что лучшие миниатюры, вшитые в эту драгоценную рукопись, принадлежали более раннему Евангелию, владельцем которого был сам святой Феодор и которое он привез с собой в Ярославль как благословение из родного Смоленска.

Обретение нетленных мощей святых благоверных князей Ярославских Феодора, Давыда и Константина, вызванное и сопровождавшееся многочисленными чудесами, последовало в 1463 г. Лицевой летописный свод так сообщает об обретении мощей ярославских чудотворцев: «В 1463 году в городе Ярославле в монастыре святого Спаса обретены были мощи князя Федора Ростиславича и сыновей его Константина и Давыда под церковью в подклете, целы все и ничем не повреждены. Архимандрит же монастыря того Христофор взял их с великой честью и, перенеся их в храм великого Спаса, положил их в один гроб, и ризы чернеческие новые положил на них, так как в монашеском чине преставились; и были от них многие чудеса и различные исцеления приходящим к ним с верою и до сего дня».

Обретение нетленных мощей святых благоверных князей Ярославских Феодора, Давыда и Константина. Миниатюра из Лицевого летописного свода

В 1658 году последовало перенесение мощей святых благоверных князей Ярославских Феодора, Давыда и Константина, подавшее повод к установлению местного праздника 13 июня. В 1704 году была устроена для святых мощей Ярославских чудотворцев кипарисная рака, в которую переложили мощи 22 июня, установив навсегда праздновать этот день. Впоследствии кипарисная рака со святыми мощами угодников вложена была в новую серебряную раку, и тогда же последовало перенесение святых мощей в новоустроенную церковь во имя свв. Ярославских чудотворцев, князей Феодора, Давыда и Константина, в которой они лежат и сейчас. Мощи святых князей хранятся в Успенском кафедральном соборе г. Ярославля.

Мощи святых благоверных князей Ярославских Феодора, Давыда и Константина

Житие святого князя Феодора было написано вскоре после обретения мощей иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием, по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I. Другая редакция Жития была написана Андреем Юрьевым в Кирилло-Белозерском монастыре. Третье, наиболее подробное Житие святого Феодора, вошло в «Книгу степенную царского родословия», составленную при царе Иоанне Грозном и митрополите Макарии.

Тропарь, кондак и канон святым Феодору, Давыду и Константину

Тропарь на преставление святаго, глас 4.

Яко целитель преизряден, и казатель благоприятен, мирскии мятеж оставил еси. Крест свой на рамо взем и божественным житием по́жив. И воздержанием плоти душу украсив еси. И к мощем твоим притекающим, сосуд благодати показася всеблаженне. Тем молим тя воспевающе твою память во псалмех и песнех преподобне Феодоре, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Тропарь на перенесение мощей святаго, глас 8.

Яко звезды многосветлыя от юности восиявше, осветили есте сердца верных пренесением честных мощей ваших. Во плоти яко ангели на земли показастеся, пощением насаждени бысте яко древа, при водах воздержания, напоени струями слез ваших, и скверну омысте. Сего ради явистеся приятелища Божия Духа, Феодоре и Давыде и Константине молите Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 4.

Явися велие солнце Христове церкви, просвещая учение светлостьми́ всечестне. Яко черпалом златым от кладязя неиско́паннаго чудес почерпл еси от источника неистощимаго, на успение свое испил еси блаженнее Феодоре. Ныне всем даеши грехов прощение, слава преподобным.

Святые благоверные князья Феодор, Давыд и Константин. Иконы

Образ святого князя Ярославского Феодора с сыновьями Давыдом и Константином в соответствии с традицией русской княжеской иконографии представляет своеобразный тройной портрет правителя-отца с двумя чадами — наследниками престола. Композиционная схема восходит к изображению киевского князя Владимира с сыновьями Борисом и Глебом, но известна еще по образу муромских чудотворцев Константина с княжичами Михаилом и Феодором. Иконография «триад» киевских, ярославских и муромских князей, связанная с сакральной символикой числа три, соответствовала богослужебным текстам, в которых тройственный союз отца и сыновей воспевался как «чудесная троица» святых, «отражающих трисолнечный свет», «трех вкупе сияющих яко солнце».

Иконописные портреты святых ярославских князей появляются к 1563–1564 гг.: фресковые изображения в Спасо-Преображенском соборе Ярославского монастыря, Архангельском соборе Московского Кремля, а также схожие средники двух одновременно написанных житийных икон из собрания ЯМЗ, в том числе храмовой из местного ряда иконостаса Спасского собора 1564 г.

Ярославские князья Феодор, Давыд и Константин. Фрагмент иконы с житием. 1560-е годы. Происходит из церкви ярославских чудотворцев Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле Святые князья Феодор, Давыд и Константин Ярославские. Середина XVII в. (до 1651 года?). Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль Святые князья Феодор, Давыд и Константин Ярославские. XVIII в. Из фонда Кирилло-Белозерского музея-заповедника Святые благоверные князья Феодор, Давыд и Константин Ярославские. Кон. XV в. Ростовские земли (Ярославль?) Ярославские князья Феодор, Давыд и Константин с житием в 36 клеймах. Ярославль. 1560-е годы. Происходит из церкви ярославских чудотворцев Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле Святые князья Феодор, Давыд и Константин Ярославские, с житием. Третья четверть XVI в. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник

Храмы в честь святых князей Ярославских Феодора, Давыда и Константина

В Ярославском Спасо-Преображенском монастыре освящен храм в честь святых благоверных князей Ярославских Феодора, Давыда и Константина. На месте этого храма в 1218-1224 гг. была построена маленькая Входоиерусалимская церковь, в подклете которой в 1463 году были обретены мощи Ярославских Чудотворцев. Храм погиб при пожаре 1501 года. В 1617-1619 годах на его месте был возведен новый храм Входа Господня в Иерусалим. Ныне существующая крупная однокупольная церковь в стиле позднего классицизма выстроена на фундаментах здания 1610-х гг. по проекту губернского архитектора П. Я. Панькова в 1825-1833 гг. В 1918 г. церковь повреждена в ходе боев, затем отремонтирована, богослужения прекращены в кон. 1920-х. В настоящее время храм принадлежит музею. До 1919 г. в нем хранились мощи князей Федора, Давыда и Константина Ярославских.

Храм в честь святых благоверных князей Ярославских Феодора, Давыда и Константина (по-другому храм Входа Господня в Иерусалим) в Спасо-Преображенском монастыре г. Ярославля

Старообрядческих храмов в честь святых князей Ярославских Феодора, Давыда и Константина в настоящее время нет.

Личность князя Феодора Ярославского в истории России

Личность святого князя Феодора Ярославского в трудах некоторых историков вызывает споры и противоречия. Само прозвище «Черный», которое ему приписывают многие библиографические и энциклопедические источники, вызывает неоднозначную реакцию специалистов, которые считают, что на самом деле Феодор был Чермным (то есть красным, красивым), а не Черным. И эта мысль имеет право быть принятой всерьез, поскольку Лицевой летописный свод сообщает нам, что Феодор был высокого роста и весьма приятной внешности. Но в Никоновской летописи четко написано «Черный». С другой стороны, прозвище Черный тоже могло быть, поскольку, как считают Ярославские краеведы, Феодор не просто так получил одобрение и симпатию монгольского хана Темира-Менгу, а прославился в Сарае тем, что примкнул к проордынской группировке русских князей, участвовал в карательных походах на яссов и камских булгар (1277-1278 гг.). С 1281 по 1294 гг. Феодор участвовал в междоусобной войне сыновей Александра Невского, Дмитрия и Андрея, поддерживая Андрея, за которым стояли татары. Также следует отметить, что в летописях Феодор упоминается всего два раза, и то по весьма незначительным поводам, никак не характеризующим его как «Чермного» или все-таки «Черного». Вся остальная информация содержится в заказном житии, датируемом первой половиной ХV в. и составленном по настоянию Ивана III, московского князя, которому, в свете недавнего присоединения Ярославля к Москве (1463 г.), было необходимо доказать происхождение ярославских и московских князей от общего предка, чтобы обосновать включение ярославского края в разрастающееся московское государство. Так или иначе, приходится принимать это Житие как основной источник о жизни святого Феодора и его сыновей. Современная историография, касающаяся благоверного князя, также скудна и представлена работой митрополита Иоанна (Вендланда) 1990 г., ярославского краеведа Е.А. Ермолина, культуролога Т.В. Юрьевой.

Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, которые на протяжении столетий распевали «калики перехожие». В них прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов.

Ссылка на основную публикацию