Феодор Стратилат

Икона Феодора Стратилата

Феодор Стратилат является одним из самых почитаемых святых в православном мире. Икона великомученика может стать вашим личным оберегом, который защитит вас от любых жизненных трудностей.

При жизни Феодор Стратилат прославился не только своими героическими поступками, но и непоколебимой вера в Бога. За его милосердие и храбрость Господь просветил его познанием христианства, что помогло святому Феодору защитить себя и человечество в бою со страшным змеем, который держал в страхе всех жителей Евхаита. До последних дней своей жизни великомученик отстаивал христианскую веру в мире язычников, что впоследствии и стало причиной его страданий и мучительной смерти.

История Феодора Стратилата

Великомученик Феодор Стратилат родился в старинном городе Евхаит. Не только храбрость и героические поступки прославили воина среди местных жителей, но и его вера в Бога, которую он не скрывал от других людей. Когда в окрестностях города завелся огромный змей, который пожирал все, что встречалось на его пути, и держал в страхе всю округу, только Феодор не побоялся отправиться на бой с чудовищем. Вооружившись мечом и молитвой, обращенной к Господу, он в одиночку напал на змея и безжалостно обезглавил его. После этого подвига Феодор заслуженно был назначен военачальником Гераклея, но помимо службы продолжал проповедовать христианскую веру.

В это время к власти пришел император Ликиний, который не одобрял проповеди молодого воина. В лице христианских верующих он видел угрозу для язычества. Однажды император прибыл в Гераклею и потребовал, чтобы святой поклонился языческим идолам, на что получил твердый отказ. Ликиния разгневал такой ответ, и он потребовал подвергнуть Феодора страшным мучениям. В этот же день Феодора распяли на кресте, но ангел, явившийся ночью, исцелил его. На следующее утро язычники увидели великомученика живым и невредимым и решили, что это Божье чудо. Узнав об этом, император приказал обезглавить Феодора.

Описание образа великомученика Феодора

Старинная икона Феодора Стратилата была написана в 19 веке в иконописной мастерской, расположенной рядом с Великим Новгородом. На ней вы можете увидеть храброго воина, который держит в одной руке копье, а в другой — круглый воинский щит или крест, что свидетельствует о мученических подвигах Феодора. На данный момент существует много разновидностей икон с изображением святого, но по композиции они похожи друг на друга.

О чем молятся Феодору Стратилату

Приобретя небольшую икону святого Феодора, вы можете сделать ее своим оберегом. Она помогает в укреплении веры, защищает от проблем и трудностей и помогает найти выход из любой ситуации.

Военные почитают Феодора Стратилата как своего покровителя и, отправляясь на службу, просят его о благословении и защите.

Заключенные обращаются к великомученику Феодору с просьбой о прощении грехов и скором освобождении.

Если в семье есть больной или одержимый злыми духами, родственники обращаются к святому Феодору с просьбой об исцелении и заступничестве.

Где находится икона святого Феодора

Во многих храмах нашей страны вы можете увидеть почитаемый образ великомученика Феодора Стратилата. Одна из самых знаменитых икон по сей день украшает северный фасад часовни Александра Невского, расположенной на Ваганьковском кладбище в Москве.

Молитва Феодору Стратилату

«О славный и великий мученик святой Феодор Стратилат! Защити нас грешных, обращающихся к тебе с молитвами в надежде на помощь твою. Заступись за нас перед Господом Богом, попроси его о прощении грехов наших, пускай убережет Он нас от зла и нападения безбожников. Пусть даст он нам житие тихое и узнает о нашей вере в Него, Его силу и могущество. Славим Отца, Сына и Святого Духа. Аминь».

Дата празднования иконы

Молитвы, обращенные к святому Феодору, помогут вам защитить себя и своих близких от любых неприятностей. Попросить великомученика о помощи вы можете в любой день, но лучше всего сделать это 21 февраля или 21 июня. Именно в эти дни состоятся богослужения, посвященные памяти Феодора Стратилата.

Искренняя молитва — лучший оберег на все случаи жизни. Чтобы защитить себя от зла и проблем, обратитесь за помощью к святым, а поможет вам в этом эффективная молитва. Желаем вам счастья и здоровья,

ФЕОДОР СТУДИТ

Прп. Феодор Студит

Феодор Студит (758 – 826), игумен, преподобный. Неутомимый борец с иконоборчеством, автор догматических сочинений и богослужебных канонов и трипеснцев.

Память 26 января (перенесение мощей), 11 ноября (успение)

Родился в 758 году в Константинополе в семье сборщика царских податей Фотина и его супруги Феоктисты, благочестивых христиан. Серьезное и систематическое образование преподобный Феодор получил у лучших риторов, философов и богословов столицы.

В то время в империи широко распространилась ересь иконоборцев, которую поддерживал злочестивый император Константин Копроним (741 – 775). Взгляды императора-иконоборца и его двора решительно противоречили религиозному чувству Фотина, ревностного сторонника Православия, и он оставил государственную службу. Затем родители святого Феодора, по обоюдному согласию, раздав свое имение бедным, расстались и приняли монашеский постриг. Их сын Феодор вскоре стал широко известен в столице, участвуя в многочисленных тогда диспутах об иконопочитании. Совершенное ораторское искусство, свободное владение терминологией и логикой философов и, самое главное, глубокое знание христианской догматики, буквы и духа Священного Писания неизменно приносили победу в диспутах святому Феодору – ревностному обличителю иконоборческой ереси.

Церковные раздоры умирил VII Вселенский Собор, созванный по инициативе и под покровительством благочестивой императрицы Ирины. Своими установлениями Вселенский Собор как высший авторитет в жизни Церкви навсегда обличил и отверг иконоборчество.

Среди отцов Собора был блаженный Платон, дядя преподобного Феодора, долгое время подвизавшийся на Олимпе. Старец высокой жизни, блаженный Платон по окончании Собора призвал племянников – Феодора с братьями Иосифом и Евфимием – к иноческой жизни в пустыне. Братья с благодарностью приняли указание опытного в духовной жизни родственника.

Оставив Константинополь, они отправились в местечко Сакудион, недалеко от Олимпа. Уединенность и красота того места, его труднодоступность для людей праздных, понравились старцу и его племянникам, и они решили остаться здесь. Постепенно к храму во имя святого Иоанна Богослова, который построили братья, начали стекаться жаждущие монашеского подвига. Так возник монастырь, игуменом которого стал блаженный Платон.

Жизнь инока Феодора была воистину подвижнической. Он трудился на самых тяжелых черных работах. Он строго хранил пост, каждый день исповедовался у своего духовного отца – старца Платона, открывая ему все дела и помыслы, тщательно исполнял его советы и наставления. Ежедневно Феодор уделял время духовным размышлениям, предстоял Богу с душой, не замутненной никаким житейским попечением, совершая как бы некое тайное служение Ему. Преподобный Феодор неопустительно читал Священное Писание и святоотеческие творения, среди которых наиболее близки были ему творения святителя Василия Великого.

Через несколько лет иноческой жизни, по настоянию духовного отца. преподобный Феодор принял сан пресвитера. Когда блаженный Платон ушёл на покой, братия единодушно избрала преподобного Феодора игуменом монастыря. Склоняясь перед желанием своего духовника, преподобный Феодор принял это избрание, но с ним возложил на себя еще большие подвиги. Братию он вразумлял примером своей добродетельной жизни, а также сердечными отеческими поучениями.

Когда император преступил церковные каноны, события внешней жизни нарушили благоговейную тишину монашеских келлий. Преподобный Феодор мужественно разослал по монастырям послания, в которых объявил императора Константина VI (780 – 797) отлученным от Церкви за разорение Божественных установлении о христианском браке.

Преподобного Феодора и десятерых его сподвижников отправили в ссылку в город Солунь. Но и оттуда продолжал звучать обличающий голос преподобного. Святая Ирина, возвратившая себе престол, освободила преподобного Феодора в 796 году, передала ему опустевший при Копрониме Студийский монастырь. Скоро в обители святого собралось около 1000 иноков. Для управления монастырем преподобный Феодор написал устав иноческой жизни, получивший название Студийского. Преподобный Феодор выступал со многими посланиями против иконоборцев. За догматические сочинения, а также написанные им каноны и трипеснцы блаженный Феостирикт назвал преподобного Феодора “пламенным учителем Церкви”.

Император Никифор I в 806 году созвал Собор, снявший прещение с игум. Иосифа Кафарского. Несмотря на то что прп. Феодор Студит хранил молчание на Соборе, не желая ради мира церковного идти на прямое противостояние, впоследствии студиты не признали снятия запрещения с Иосифа и избегали участия в патриарших литургиях в соборе Св. Софии, где служил также и Иосиф, который был экономом этой церкви. Узнав об этом, император в 809 году созвал новый Собор, который подтвердил решения предыдущего Собора и осудил студитов за учиненный раскол. После истязаний преподобного Феодора вновь отправили в ссылку, где он пробыл более двух лет. Освободил преподобного кроткий и благочестивый император Михаил I Рангаве, сменивший на престоле убитых на войне с варварами Никифора и его сына Ставрикия. Смерть их задолго была предсказана преподобным Феодором.

Чтобы избежать междоусобной брани, император Михаил уступил престол своему военачальнику Льву Армянину. Новый император оказался иконоборцем. Святители и учители Церкви пытались вразумить нечестивого царя, но безуспешно. Лев запретил иконопочитание и отдал на поругание святые иконы. В ответ на такое беззаконие преподобный Феодор совершил с братией крестный ход вокруг монастыря с высоко поднятыми иконами и пением тропаря Нерукотворному образу Спасителя. Император гневно угрожал святому смертью, но Преподобный продолжал открыто утверждать верующих в Православии. Тогда император отправил преподобного Феодора и его ученика Николая в ссылку, сначала в Иллирию в крепость Метопу, затем в Анатолию в Вониту (ныне дер. Мегре в Турции). Но из заточения исповедник продолжал борьбу с ересью.

Истязаемые палачами, которых посылал в Вониту император, почти лишенные пищи и питья, покрытые язвами, едва живые, Феодор и Николай всё переносили с молитвой и благодарением Господу. В Смирне (ныне Измир), куда мучеников перевели из Бониты, преподобный исцелил от лютой болезни воеводу – царского племянника и единомышленника, велев ему покаяться в совершённых злодеяниях иконоборчества. Однако тот вновь впал в ересь и умер.

Льва Армянина, убитого его же воинами, сменил, хотя и нечестивый, но веротерпимый император Михаил II Косноязычный. Новый император освободил из заточения всех православных отцов и исповедников, однако запретил иконопочитание в столице. Феодор вернулся в Константинополь, но его требование о созыве нового Собора опять вызвало ссылку. Феодор отправился в Вифинию, сперва в монастырь св. Крискента близ Никомидии, потом в монастырь св. Трифона на полуострове Акритас и, наконец, на Принцевы острова в Предморье [1]. Несмотря на тяжелый недуг, преподобный Феодор ежедневно совершал Божественную литургию, поучал братию.

Скончался 11 ноября 826 года. Предуведав свою кончину, святой призвал братию и завещал им хранить Православие, почитать святые иконы и соблюдать монастырский устав. Затем он повелел братии взять свечи и петь канон на исход души. При пении слов “во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси” – преподобный Феодор отошел ко Господу.

В тот же час было видение преподобному Илариону Далматскому. Воссиял свет небесный, послышалось пение и был Голос: “Это душа преподобного Феодора, пострадавшего даже до крови за святые иконы, отходит ко Господу”.

Преподобный Феодор при жизни своей и по смерти совершил много чудес: призывающие его имя избавлялись от пожаров, от нападений диких зверей, получали исцеления, воздавая благодарение Богу и Его святому угоднику – преподобному Феодору Студиту.

26 января празднуется память перенесения мощей преподобного Феодора Студита из Херсонеса в Константинополь в 845 году.

Тропарь Феодору Студиту, исп., глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / монашествующих Богодухновенное удобрение, / Феодоре премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Преподобный Феодор Студит

Преподобный Феодор Студит родился в 758 году в Константинополе в семье сборщика царских податей Фотина и его супруги Феоктисты, благочестивых христиан. Серьезное и систематическое образование преподобный Феодор получил у лучших риторов, философов и богословов столицы.

В то время в империи широко распространилась ересь иконоборцев, которую поддерживал злочестивый император Константин Копроним (741–775). Взгляды императора-иконоборца и его двора решительно противоречили религиозному чувству Фотина, ревностного сторонника Православия, и он оставил государственную службу. Затем родители святого Феодора, по обоюдному согласию, раздав свое имение бедным, расстались и приняли монашеский постриг. Их сын Феодор вскоре стал широко известен в столице, участвуя в многочисленных тогда диспутах об иконопочитании. Совершенное ораторское искусство, свободное владение терминологией и логикой философов и, самое главное, глубокое знание христианской догматики, буквы и духа Священного Писания неизменно приносили победу в диспутах святому Феодору – ревностному обличителю иконоборческой ереси.

Церковные раздоры умирил VII Вселенский Собор, созванный по инициативе и под покровительством благочестивой императрицы Ирины. Своими установлениями Вселенский Собор как высший авторитет в жизни Церкви навсегда обличил и отверг иконоборчество.

Среди отцов Собора был блаженный Платон (память 5 апреля), дядя преподобного Феодора, долгое время подвизавшийся на Олимпе. Старец высокой жизни, блаженный Платон по окончании Собора призвал племянников – Феодора с братьями Иосифом и Евфимием – к иноческой жизни в пустыне. Братья с благодарностью приняли указание опытного в духовной жизни родственника.

Оставив Константинополь, они отправились в местечко Сакудиан, недалеко от Олимпа. Уединенность и красота того места, его труднодоступность для людей праздных, понравились старцу и его племянникам, и они решили остаться здесь. Постепенно к храму во имя святого Иоанна Богослова, который построили братья, начали стекаться жаждущие монашеского подвига. Так возник монастырь, игуменом которого стал блаженный Платон.

Жизнь инока Феодора была воистину подвижнической. Он трудился на самых тяжелых черных работах. Он строго хранил пост, каждый день исповедовался у своего духовного отца – старца Платона, открывая ему все дела и помыслы, тщательно исполнял его советы и наставления. Ежедневно Феодор уделял время духовным размышлениям, предстоял Богу с душой, не замутненной никаким житейским попечением, совершая как бы некое тайное служение Ему. Преподобный Феодор неопустительно читал Священное Писание и святоотеческие творения, среди которых наиболее близки были ему творения святителя Василия Великого.

Через несколько лет иноческой жизни, по настоянию духовного отца. преподобный Феодор принял сан пресвитера. Когда блаженный Платон ушёл на покой, братия единодушно избрала преподобного Феодора игуменом монастыря. Склоняясь перед желанием своего духовника, преподобный Феодор принял это избрание, но с ним возложил на себя еще большие подвиги. Братию он вразумлял примером своей добродетельной жизни, а также сердечными отеческими поучениями.

Когда император преступил церковные каноны, события внешней жизни нарушили благоговейную тишину монашеских келлий. Преподобный Феодор мужественно разослал по монастырям послания, в которых объявил императора Константина VI (780–797) отлученным от Церкви за разорение Божественных установлений о христианском браке. Преподобного Феодора и десятерых его сподвижников отправили в ссылку в город Солунь. Но и оттуда продолжал звучать обличающий голос преподобного. Святая Ирина, возвратившая себе престол, освободила преподобного Феодора в 796 году, передала ему опустевший при Копрониме Студийский монастырь. Скоро в обители святого собралось около 1000 иноков. Для управления монастырем преподобный Феодор написал устав иноческой жизни, получивший название Студийского. Преподобный Феодор выступал со многими посланиями против иконоборцев. За догматические сочинения, а также написанные им каноны и трипеснцы блаженный Феостирикт назвал преподобного Феодора “пламенным учителем Церкви”.

Когда императорский престол захватил Никифор, свергнув благочестивую императрицу Ирину, и грубо нарушил церковные установления, своей властью приобщив к Церкви ранее отлученного пресвитера, преподобный Феодор вновь выступил с обличением императора. После истязаний преподобного вновь отправили в ссылку, где он пробыл более двух лет. Освободил преподобного кроткий и благочестивый император Михаил, сменивший на престоле убитых на войне с варварами Никифора и его сына Ставрикия. Смерть их задолго была предсказана преподобным Феодором.

Чтобы избежать междоусобной брани, император Михаил уступил престол своему военачальнику Льву Армянину. Новый император оказался иконоборцем. Святители и учители Церкви пытались вразумить нечестивого царя, но безуспешно. Лев запретил иконопочитание и отдал на поругание святые иконы. В ответ на такое беззаконие преподобный Феодор совершил с братией крестный ход вокруг монастыря с высоко поднятыми иконами и пением тропаря Нерукотворному образу Спасителя. Император гневно угрожал святому смертью, но Преподобный продолжал открыто утверждать верующих в Православии. Тогда император отправил преподобного Феодора и его ученика Николая в ссылку, сначала в Иллирию в крепость Метопу, затем в Анатолию в Бониту. Но из заточения исповедник продолжал борьбу с ересью.

Истязаемые палачами, которых посылал в Бониту император, почти лишенные пищи и питья, покрытые язвами, едва живые, Феодор и Николай всё переносили с молитвой и благодарением Господу. В Смирне, куда мучеников перевели из Бониты, преподобный исцелил от лютой болезни воеводу – царского племянника и единомышленника, велев ему покаяться в совершённых злодеяниях иконоборчества. Однако тот вновь впал в ересь и умер.

Льва Армянина, убитого его же воинами, сменил, хотя и нечестивый, но веротерпимый император Михаил II Травлий. Новый император освободил из заточения всех православных отцов и исповедников, однако запретил иконопочитание в столице. Преподобный не захотел вернуться в Константинополь и решил поселиться в Вифинии в городе Херсонесе, близ церкви святого мученика Трифона. Несмотря на тяжелый недуг, преподобный Феодор ежедневно совершал Божественную литургию, поучал братию. Предуведав свою кончину, святой призвал братию и завещал им хранить Православие, почитать святые иконы и соблюдать монастырский устав. Затем он повелел братии взять свечи и петь канон на исход души. При пении слов “во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси” – преподобный Феодор отошел ко Господу, в 826 году.

В тот же час было видение преподобному Илариону Далматскому (память 6 июня). Воссиял свет небесный, послышалось пение и был Голос: “Это душа преподобного Феодора, пострадавшего даже до крови за святые иконы, отходит ко Господу”.

Преподобный Феодор при жизни своей и по смерти совершил много чудес: призывающие его имя избавлялись от пожаров, от нападений диких зверей, получали исцеления, воздавая благодарение Богу и Его святому угоднику – преподобному Феодору Студиту.

26 января празднуется память перенесения мощей преподобного Феодора Студита из Херсонеса в Константинополь в 845 году.

преподобный Феодор Студит

Биография

На пути к иночеству

Преподобный Феодор Студит родился в христианской семье, в Константинополе, в 758 (759) году. Родители Феодора, Фотин и Феоктиста, несмотря на богатство и знатность (Фотин заведовал сбором податей, по другим сведениям – царской казной), вели благочестивую жизнь. Феодор с детства был приобщён к Церкви, воспитывался в рамках христианских законов и православных традиций.

Желая дать сыну достойное образование, родители определили его к лучшим столичным учителям (преподавателям богословия, красноречия, философии и др.). Феодор учился охотно, предпочитая занятия бессмысленным юношеским забавам и пустым развлечениям.

Промыслом Божьим Феодору выпало жить в период церковных потрясений. В те времена Православная Церковь столкнулась с одной из наиболее разрушительных за всю её историю ересей: ересью иконоборцев. Как часто случалось и раньше, эта ересь поддерживалась не только отступившими от веры священнослужителями, но и императорской властью.

В основе иконоборческой ереси лежало ложное отношение к Православным иконам как к идолам, запрет на почитание которых был озвучен Законодателем ещё во времена Ветхого Завета. Запрет на иконы, успевших стать к тому времени неотъемлемым элементом частных и храмовых богослужений, подрывал не только доверие к пастырям Церкви, как якобы способствовавшим идолопоклонству, но и коренные устои христианского богопочитания.

Ввиду того, что на стороне еретиков выступал царь, распространение ереси сопровождалось насилием и репрессиями.

Отец Феодора, Фотин, будучи мужем весьма добродетельным, не пожелал служить при дворе императора-иконоборца, Константина Копронима, и отказался от государственной службы.

Мать Феодора, Феоктиста, одобрила и поддержала решение мужа. По взаимной договоренности супруги, презрев мирское благополучие, оставили всё и последовали за Христом: дали слугам свободу, раздали имущество бедным и постриглись во ангельский образ.

Дети всецело разделяли душевный порыв своих родителей. Феодор, будучи ревностным и образованным христианином, противодействовал ереси, как мог. На иконопочитание он смотрел как на дело Божье, к этому же приучал и всех тех, с кем сводил его Господь. Словно не страшась возможных преследований, он неоднократно участвовал в спорах и диспутах с еретиками. Вскоре о Феодоре заговорили как о зрелом и ревностном проповеднике, защитнике икон.

Монашеское поприще

VII Вселенский Собор отверг уподобление святых икон мерзким идолам, утвердил иконопочитание, осудил еретиков. Среди участников Собора был дядя Феодора, праведный Платон. Долгое время он жил и подвизался на Олимпе. По завершении деятельности Собора Платон взял Феодора под своё наставничество. Вместе с ним взял его братьев, Иосифа и Евфимия, а также малолетнюю сестру. Все вместе удалились в пустыню, чтобы предаться там аскетическим подвигам.

В качестве места подвижничества выбрали труднодоступное, но весьма живописное и хорошо орошаемое место: Саккудион. Пребывая в любви и единомыслии здесь они подвизались в посте, бдении и молитвах.

Достойно пройдя испытания, Феодор был пострижен блаженным Платоном в монашество. Из всех монашеских добродетелей наиболее важными он почитал послушание и смирение. Следуя этому внутреннему убеждению, он не только не гнушался выполнять поручения, связанные с самой грязной и тяжелой работой, но нередко и сам избирал для себя этот труд: рубил и корчевал деревья, вскапывал землю, таскал камни, носил воду из реки, собирал и переносил на плечах навоз (от мулов). Часто, дабы избежать суетных похвал, он трудился по ночам.

Феодор искренне исповедовал перед старцем Платоном грехи, открывая не только поступки, но и самые сокровенные помыслы. Мудрые увещевания и повеления духовника он слушал так, как если бы через него вещал Сам Господь. Под руководством Платона Феодор, шаг за шагом, раскрывал в себе Божьи дарования, умерщвлял страсти, взращивал добродетели.

Когда пришло время, старец Платон поручил Феодору строительство храма, в честь и память Евангелиста Иоанна Богослова. Несмотря на скудность возможностей по строительству и убранству, храм получился отменным.

Вскоре к братиям стали стекаться люди, ищущие мудрого наставничества и благословений, желающие связать свою жизнь с аскетическим деланием. Так образовалась обитель, настоятелем которой, по Промыслу Божию, стал духоносный Платон.

Наряду с исполнением монастырских послушаний, братия занимались изучением Священных Книг, чтением творений отцов и вселенских учителей. Сам Феодор много времени уделял богомыслию, а из святоотеческой литературы особое внимание уделял сочинениям святителя Василия Великого.

Священническое служение

Проведя несколько лет в строгих подвигах, Феодор, с благословения духовника, был возведён в иерейское достоинство. Несмотря на огромное уважение к старцу Платону и на обет послушания, Феодор, по смирению, долго отказывался от принятия столь высокого сана. В конце концов Платон убедил любимого послушника и тот согласился.

Приняв сан священника, сознавая, что отныне он должен быть для братий не только руководителем, но и примером, святой Феодор увеличил строгость и без того суровых аскетических подвигов.

Братия относились к нему с доверием. После того, как игумен Платон отошёл на покой, они единодушно избрали его своим настоятелем. Будучи не в состоянии противостоять желанию братий, он принял руководство монастырём. В управлении Феодор показал себя не только как добрый пастырь, но и как замечательный организатор.

Случилось, что государь Константин, сын царицы Ирины, преступив нормы нравственности, окружил себя бесстыдными людьми и стал развращать своим поведением подданных. Будучи одержим плотской страстью, он изгнал из дворца законную супругу, насильно отправил её в монастырь, принудил к постригу, а в спальню царицы ввел объект своей страсти, прелюбодейку Феодоту.

Патриарх, движимый ревностью, отказался освещать этот «брачный» союз. Но нашёлся священник, некий Иосиф, раболепствовавший перед императором более, чем подчинялся Христу и Его Церкви. Он благословил и скрепил беззаконное супружество. После случившегося многие сановники, подражая царю, стали изгонять своих жен, заменяя их новыми, более симпатичными или удобными.

Возмущаясь столь грубым попранием Православных канонов и опасаясь, как бы подобная практика ни была одобрена новым законодательным актом, Феодор публично осудил императорский поступок и повелел считать его отлученным от Церкви. Эту мысль он донёс через послания и до братий прочих обителей.

Реакция самодержца была предсказуемой: раздражение, ярость. Между тем поначалу, остерегаясь более масштабного осуждения, император стал действовать лестью, посылал к обличителю богатые дары, и даже пытался уговорить преподобного (отступить от своих слов) в личной беседе. Но беседа не состоялась, а Феодор продолжал стоять на своём.

Убедившись в тщетности попыток склонить преподобного на свою сторону, царь сбросил маску ягнёнка и показал себя волком: повелел бичевать Феодора, а затем, вместе с его сторонниками, сослал его в Солунь, заточил страдальцев в тамошних темницах.

Между тем Феодор продолжал отстаивать правду, поддерживая связь с внешним миром через переписку. Благодаря этому самоотверженному подвигу он сыскал себе широкую славу.

Студийская обитель

В 796 году царица Ирина, возвратив императорский трон, вернула преподобного из ссылки. Он был встречен в столице с почётом. Затем возвратился в свою обитель. Вскоре, по причине нашествия агарян, Феодосий вынужден был оставить Сакудион вместе с братиями. Когда они прибыли в Константинополь, царица Ирина и Патриарх, предложили отцу Феодору возглавить Студийский монастырь.

Жизнь в обители, опустевшей во время правления прежнего самодержца, стала налаживаться. Вскоре в ней собралось около тысячи иноков. В целях лучшего управления монастырём, но главное, из соображений нравственной пользы, святой Феодор составил устав, получивший, впоследствии, наименование «Студийский».

Со временем монастырь покрыл себя неувядающей славой. К преподобному Феодору Студиту стали стекаться толпы людей. Он увещевал приходящих пастырским словом, вразумлял на основе Писаний, утешал в трудностях, вдохновлял и благословлял на добро.

После того как Никифор, завладев царством, занял императорский престол, ко всем своим мирским беззакониям он присоединил самочинство в отношении Церкви. Пользуясь авторитетом императорской власти и вместе с тем прикрываясь словами любви, царь потребовал от Патриарха ввести в общение с Церковью отлученного ранее нечестивца-пресвитера и вернуть ему священнический сан. Патриарх, остерегаясь серьёзных последствий, подчинился, вопреки Православным канонам и голосу совести.

Преподобный Феодор, негодуя, не побоялся мести царя и выступил с обличением. За этот поступок он был подвергнут физическим истязаниям, после чего его изгнали из Константинополя и заточили в тюрьме.

Там, в трудах и молитвах, преподобный пробыл около двух лет. Затем его освободили по распоряжению нового императора, Михаила.

Очередной самодержец, Лев Армянин, пока не окреп на престоле, старался казаться благочестивым. Но затем окружил себя такими же злодеями, как и сам, и показал всему царству свое настоящее лицо.

Он ненавидел святые иконы, нещадно бросал образа на публичное поругание. Сыны Церкви, ревностные пастыри Христовы, стремились объяснить императору его неправоту, но он не хотел им внимать.

Святой Феодор, не желая мириться с таким святотатством, организовал Крестный ход. Шествие происходило вокруг обители, при этом братия шли с высоко поднятыми Православными иконами. В устных проповедях и посланиях преподобный не переставал поддерживать верующих в их борьбе против возобновившейся ереси.

Зная об этом, царь-иконоборец разрывался от досады. Он угрожал преподобному карами, смертью, но тот, храня верность Христу, оставался непреклонным.

В конце концов по приказу царя Феодор Студит был отконвоирован в Аполлонию и заточен в крепость Метопа, а спустя некоторое время — в более отдалённое место, в Бониту (Вониту). Здесь он страдал от зноя и холода, нехватки пищи и воды, но всегда пребывал в твёрдости духа и надежде. Бог же хранил Своего исповедника. Несмотря на царский запрет, Феодор всё это время, по мере возможности, проповедовал, утверждал людей в вере и Истине.

Когда узника перевели в Смирну, Господь, по его молитвам, исцелил тамошнего воеводу, царского родственника, страдавшего от тяжелой болезни. Феодор, разумея, в чём заключается Промысл Божий, повелел воеводе покаяться и отречься от иконоборческой ереси. Тот было послушал святого, но затем вновь взялся за святотатство и умер.

Правивший после Льва Армянина царь Михаил Травлий хотя и не спешил поддержать иконопочитание, тем не менее не преследовал православных, дозволяя каждому верить так, как считает уместным. Он освободил из мест заключения многих христианских исповедников, страдавших за веру. В этот период был освобождён и святой Феодор Студит.

Когда Феодор возвращался, по пути следования его приветствовали толпы народа. Так Бог в очередной раз прославил Своего угодника. Ввиду запрета на размещение священных изображений в столице, Феодор Студит не пожелал там остаться и поселился в Акритовом Херсонесе.

В этот период он страдал от проблем со здоровьем. Несмотря на телесную слабость, Феодор продолжал проповедовать, каждодневно совершал Божественную Литургию.

Заблаговременно зная о приближении смерти, он призвал братий, завещал им хранить Православную веру, соблюдать монастырский устав, чтить святые иконы. Непосредственно перед кончиной Феодор Студит повелел верующим зажечь свечи. Во время пения канона на исход души он мирно преставился. Это случилось в 826 году.

Литературное наследие

Преподобный Феодор Студит запечатлен в памяти Церкви не только как выдающийся подвижник, ревностный борец, но и как один из наиболее значимых христианских писателей. Он оставил нам в научение множество произведений. Среди них выделяют: нравстенно-аскетические, догматико-полемические, литургико-канонические, слова, прочие.

К первой группе принадлежат: Огласительные поучения и завещание, Великое оглашение, О Пасхе, Письмо Платону, его (духовному) отцу, о почитании икон, Четыре главы о подвижнической жизни и др.

Вторую группу творений составляют: 1-е опровержение иконоборцев, 2-е опровержение иконоборцев, Против иконоборцев семь глав, Некоторые вопросы иконоборцам, утверждающим, что Господь наш Иисус Христос неописуем по телесному образу и пр.

Третья группа: Изъяснение Божественной Литургии Преждеосвященных Даров, Устав с Богом внутреннего устройства Студийского монастыря и др.

К четвёртой группе относятся: Слово на поклонение честнаго и животворящаго Креста среди четыредесятницы, Похвальное слово на Успение святыя Владычицы нашея Богородицы, Похвальное слово в честь великаго Иоанна апостола и евангелиста Христа, Огласительное слово во святую и великую неделю Пасхи, Похвальное слово на усекновение священной главы великаго Крестителя Христова и Предтечи, Слово на рождение святого пророка Предтечи Крестителя, Слово на собор небесных чинов, Огласительное надгробное слово в честь своей матери, Научение годичное Студийского монастыря и пр.

Пятая группа: Эпиграммы, Послания, Гимны (кондаки) и др.

Тропарь преподобному Феодору Студиту, исповеднику, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / монашествующих богодухновенное удобрение, / Феодоре премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, / цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Феодору Студиту, глас 2

Постническое и равноангельное житие твое / страдальческими уяснил еси подвиги / и Ангелом совсельник, богоблаженне, явился еси, Феодоре. / С ними Христу Богу моляся // не престай о всех нас.

Величание

Ублажаем тя, / преподобне отче Феодоре, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов // и собеседниче ангелов.

Житие Феодора Студита

Преподобный Феодор Студит известен в христианстве, как истинный подвижник дела Христова. Полученное в детстве превосходное образование, в том числе и духовное, позволили ему проявить себя как автора многих церковных трудов и канонов.

Житие преподобного

Жизнь Феодора — пример истового служения Божьему делу, он всегда выбирал самую тяжелую, так называемую черную работу, стремился исполнять все заветы и наставления своего духовника — старца Платона.

Христианское воспитание

Феодор родился в Константинополе, в 758 году. Его отец — сборщик податей у царя — Фотин и мать — Феоктиста считались благочестивыми христианами в городе, вероятно, поэтому их сын с детства учился у лучших богословов и ораторов Константинополя.

Благодаря знатному происхождению, Феодор, родившийся в семье верующих родителей, с детства имел возможность обучаться у лучших богословов Константинополя, приобщаясь, таким образом, к православию с ранних лет. К тому же мальчика настолько увлекло христианство, что он предпочитал чтение Священного Писания обычным юношеским забавам.

Поступив по достижению зрелого возраста на службу к императору, Феодор вынужден был вскоре ее оставить по причине тотального неприятия взглядов Константина Копронима и его иконоборческую деятельность. Чуть позже родители Феодора приняли решение раздать все свое имущество и, договорившись расстаться, посвятили себя служению Господу, приняв монашество.

Путь к иночеству

Феодор прославился в столице Византии тем, что участвовал часто в организуемых дискуссиях о почитании икон, из которых зачастую выходил победителем, благодаря, конечно, своему знанию текста Священного Писания, религиозной догматики и владея в совершенстве искусством оратора.

Случившийся в VII веке Вселенский собор поставил конец иконоборчеству. Один из отцов Собора — Платон, являющийся к тому же дядей Феодора, собрал по окончании Собора племянников, чьи имена — Иосиф, Евфимий и Феодор, и призвал их к иночеству и жизни в пустыне. Приняв это указание как наилучшее для их духовной жизни, вскоре все вместе покинули Константинополь и остановились в небольшом месте под названием Сакудиан.

Здесь же решено было поставить храм, посвященный святому Иоанну Богослову, вокруг которого постепенно возник монастырь, игуменом которого стал старец Платон. По прошествии нескольких лет Феодор, следуя наставлениям своего духовника, стал пресвитером, а затем, после смерти Платона, был избран братией уже в качестве игумена монастыря.

Важно! Святой Феодор в своем служении всегда отличался неистовой преданностью делу Христа и беззаветно следовал церковным канонам, но следует заметить, что при этом он бесстрашно боролся с самим императором Константином, ибо тот многие разы нарушал церковные каноны.

Феодор известил все близлежащие монастыри о том, что император непременно должен быть отлучен от Церкви, так как разрушал неоднократно церковные представления о браке.

Период ссылки

Следствием такого решения Феодора стала его ссылка вместе с десятью сподвижниками в город Солунь, но как не боролся император с Феодором, тот не переставал обличать его нравы из любого места и находясь в совершенно любых условиях. Когда императрица Ирина смогла вернуться на престол, то она сразу освободила Феодора, случилось это в 796 году.

К тому же она передала ему опустевшую давно обитель — Студийский монастырь, куда за довольно малое количество времени прибыли более тысячи иноков, готовых нести служение в этом заброшенном месте. Преподобным Феодором был написан устав, ставший известным, как Студийский, регулирующий основные правила монашеской жизни.

После восшествия на престол императора Никифора, началась новая чреда церковных нарушений — был вновь приобщен к церковной деятельности некогда отлученный пресвитер. Преподобный Феодор продолжал выступать с речами, обличающими поступки императора, за что был подвержен пыткам и избиениям, после вновь отправлен в ссылку. Спустя 2 года Феодор был освобожден захватившим престол новым императорам — Михаилом, который пришел на смену убитому в военных действиях Никифору.

Интересно! Смерть императора Никифора и сына его — Ставрикия, предсказывал некогда Феодор.

Возвращаясь к правлению императора Михаила, нельзя обойти тот факт, что он, пытаясь избежать междоусобных войн, уступил императорский пост Льву Армянину — своему военному начальнику. В отличие от предыдущего императора, Лев оказался жестоким иконоборцем, как не пытались многие священники вразумить императора, все попытки оказались безуспешными. Результатом реформ императора Льва стали:

  • наложение запрета на почитание икон;
  • поругание святых иконописных образов.

Преподобный Феодор же не думал сдаваться, потому организовал с помощниками крестный ход вокруг своего монастыря с высоко поднятыми иконами и пением. Император на такой откровенный протест ответил Феодору угрозой смертной казни, но преподобного это не останавливало. Император вновь отправил Феодора в ссылку, сначала в Иллирию, а затем в Анатолию, однако священник, преданный делу божьему, продолжал и там бороться с безбожием. За отказ отречься от своих взглядов Феодор и его помощник Николай, пребывающий с ним в ссылке, были лишены воды и пищи, а также постоянно подвергались избиениям.

Интересно! Несмотря на тяжелое физическое состояние, Феодор, пребывая в Смирне, избавил воеводу, который к тому же являлся племянником царя, от тяжелого недуга, попросив его покаяться в грехах и принять Господа как своего спасителя, однако воевода вскоре вновь предался ереси и вскоре умер.

Освобождение и окончание земного пути

На смену убиенному императору Льву пришел новый — Михаил Травлий, который освободил всех сподвижников Христа из ссылки, однако, оставил один запрет на почитание икон в Константинополе. Феодор после освобождения решил отправиться в Вифинию, в город Херсонес, где поселился недалеко от церкви великомученика Трифона.

Будучи тяжелобольным, Феодор продолжал каждодневно совершать литургию и вести душеспасительные наставнические беседы с монахами. Почувствовав скорую смерть, в 826 году, преподобный созвал братию и попросил их начать петь священный канон на исход души, когда монахи допели последние строки, то увидели, что Феодор уже отошел к Богу.

Почитание

При жизни преподобный Феодор совершал многие чудеса, так из церковных преданий известно, что имя этого святого оглашалось при пожаре и спасало от нападения диких животных. Много случаев исцеления описаны в житии святого.

Феодору Студиту принято молиться, защищая свой дом от возгорания, при заболеваниях желудка и органов дыхания и в ситуациях, связанных с риском.

Внимание! В России, в Москве, находится Феодоровский храм, известный тем, что в нем венчались поэт Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Гончарова.

С почитанием Феодора Студита в церкви связаны несколько дат:

  • день смерти — 24 ноября (11 по старому стилю);
  • день перенесения святых мощей из Студита в Херсонес — 8 февраля (26 января).

Книги и труды, послания

Феодор Студит, всю жизнь посвятивший богослужению, оставил после себя довольно много трудов, основную часть которых можно разделить на такие темы, как:

  • опровержение иконоборчества;
  • огласительные поучения;
  • о Пасхе;
  • разъяснение Божественной литургии;
  • воскресные чтения.

Совершенно все творения преподобного Феодора можно приобрести через сайты православных книг, а также читать онлайн.

Мощи

В Студийском монастыре, посвященном пророку Иоанну Предтече, в Турции изначально находились мощи святого Феодора Студита. Студийский монастырь — место, которое пробудил от запустения преподобный Феодор. Именно в эту обитель он вложил всю свою жизнь: здесь был написан Студийский устав и многие важные богословские произведения Феодора.

Однако, после нескольких пожаров, происшедших в XVIII и XX веках, обитель изрядно пострадала, поэтому сегодня от нее остались лишь руины, глядя на которые можно лишь отдаленно представить, каким был Студийский монастырь.

Следует добавить, что в разное время главный храм обители становился мечетью, а потому православные реликвии, в том числе и святые мощи Феодора Студита были утеряны. Но любой, кто посетит эти места, ощутит святость самого места.

Феодор Студит

Народно-христианский праздник Фёдор Студит отмечается 24 ноября (11 ноября по старому стилю) каждого года. В церковном календаре это день почтения памяти святого преподобного Феодора Студита.

Другие названия праздника: Федор Студеный, Студенец, Федор Мороз, Федоровы ветры, Федор Поминальник, Федор Застольник, Федор Заметуха, Мартынов день, День преподобного Феодора Студита.

В простонародье он получил прозвища Мороз и Студенец, так как в этот день всегда стоит холод.
На Федора Студита люди стараются не выходить из дома, а сидеть как можно ближе к источнику тепла и горячим щам.

Феодор, по прозвищу Студит, родился в Константинополе в 758 году. Стараниями своих благородных и богатых родителей получил хорошее и многостороннее образование. На 32-м году жизни Феодор вместе с супругой Анной решили посвятить себя иноческой жизни. В Саккудиане, близ Константинополя, святой Феодор предался самым строгим подвигам иночества, ревностно продолжая изучать священное Писание, толкование Святых отцов и творения Василия Великого. Посвященный в пресвитера, Феодор против своей воли был избран игуменом. Между тем, преподобному Феодору предстоял новый подвиг противодействия нарушителям правды и истины Христовой.

Царь Константин насильно заставил свою жену Марию принять пострижение в монастырь, а сам женился на своей родственнице. Пример беззакония не остался без подражателей. Между приближенными ко двору стали повторяться случаи разводов и незаконных браков. Преподобный Феодор не захотел остаться безучастным свидетелем пренебрежения уставами Церкви и выступил обличителем неправды царя.

Разгневанный Константин велел заключить его в темницу, откуда после жестоких истязаний в 796 году преподобный вместе с 10 иноками был сослан в заточение в город Солунь. После смерти Константина его мать царица Ирина освободила святого Феодора из заточения и в 798 году предоставила ему управление Студийским монастырем. Преподобный Феодор благоустроил и оградил иноческое житие строгим уставом, известным под именем Студийского. По этому уставу монахам воспрещалась всякая собственность; они должны были обучаться различным, нужным для монастыря мастерствам, и сами производить все нужные для обихода работы.

Вскоре святой Феодор снова подвергся преследованиям от Никифора, отнявшего престол у Ирины. В 809 году святой Феодор был сослан в заточение со всеми последователями и только после смерти царя в 811 году был возвращен в столицу. Через три года настало гонение на иконы при Льве Армянине, и преподобный снова выступил исповедником и защитником истины. За это, после страшных пыток, Лев сослал святого Феодора в отдаленное заключение в город Метоп.

Оттуда в 815 году переведен в Анатолию в Бонит, где никого не допускали к нему, но преподобный Феодор письменными посланиями продолжал действовать в пользу Православия и успел обратить многих иконоборцев. За это били его и томили голодом и жаждой в сырой темнице, но он все переносил с терпением, а укреплялся и утешался приобщением святых Тайн.

В 820 году со смертью Льва Армянина закончилось семилетнее изгнание преподобного Феодора Студита. Возвратясь в Константинополь, святой Феодор не остался там. Он не хотел пребывать безучастным свидетелем продолжающейся ереси, так как хотя и запрещено было говорить против икон, но вместе с тем, никто не должен был осмеливаться говорить и в защиту почитания их, и они не были восстановлены в Константинопольских храмах. Преподобный Феодор удалился в уединенное место, на мыс Акрит, близ Никомидии. И тут вместе с несколькими учениками жил при церкви святого Трифона до смерти своей в 826 году.

Традиции и обряды на праздник Федор Студит

Главная традиция 24 ноября – употребление горячих щей.

– Прозвище Фёдора (Феодора) — Студит — в русском народе истолковали по-своему, называя святого еще и Морозом. «Фёдор Студит землю студит», — говорили люди. И, видя неизбежное наступление зимы, добавляли: «Со Студита стужа — что ни день, то хуже». Сырость же в этот день предвещала продолжительные оттепели до самого Введения.

– Фёдоров день мудрые люди советовали проводить дома — поближе к печке и горячим щам. По этому поводу говорили: «На печке да около горячих щей и в Студитов день не застудишься». Щи необходимо было употреблять сразу же после снятия с огня. Считалось, что от этого напрямую зависит температурный показатель зимы: чем больше горячих щей, тем теплее будет зима.

– 24 ноября считался одним из выдающихся дней в определении зимней погоды – каков день, такова и зима будет. Если день Фёдора Студита был теплым, то зима будет тепла, если же холоден, то и вся зима будет холодна. По Фёдору судили и о будущем урожае ягод и грибов. Если на небе было много звезд — к лету можно было запасать корзины и туеса. Чтобы примета сбылась, в этот день обязательно заваривали чай с сушеными ягодами — малиной, земляникой, черникой.

Приметы и поговорки на праздник Федор Студит

  • Фёдор Студит землю студит.
  • Со Студита стужа, что ни день, то хуже.
  • С Мартынова и Студитова дня зима встает на ноги.
  • Если 24 ноября светит солнце, то погода скоро испортится и похолодает.
  • Идет мокрый снег или стоит ясная погода, то до 4 декабря еще случатся оттепели.
  • Если на улице тепло, то зима будет теплой и наоборот.
  • Если начался дождь – быть теплу до праздника Введения (4 декабря).
  • Сильные ветры в этот день сулят холодную зиму.
  • Если ночное небо усыпано звездами, то год будет грибным и ягодным.
  • Если гуси гуляют по льду, значит, в Рождество 7 января наступит оттепель.
  • Если на земле остались неубранными колосья, то на следующий год урожай будет плохим.
  • Если на Фёдора пожениться или заслать сватов, то молодые будут несчастливы в браке.
  • Родившиеся 24 ноября обладают суровым нравом. Они редко бывают счастливы. Носить им следует цитрин.
  • Нужно обязательно выбросить посуду с трещинами в этот день, чтобы, согласно приметам, не испытывать бедности.
  • Фёдор Студит землю студит.
  • Со Студита стужа — что ни день, то хуже.
  • На печке да около горячих щей и в Студитов день не застудишься.

Именины 24 ноября

Виктор, Максим, Федор, Евгений, Степан, Викентий.

Преподобный Феодор Студит — житие

Преподобный Феодор Студит — житие

Святой Феодор родился в благородной, богатой и очень благочестивой семье в конце 8 века. Родители воспитали его настоящим христианином и дали ему при этом прекрасное мирское образование. Со временем он сделался иноком в обители Сакудион, основанной преподобным Платоном, дядей Феодора. Он более других братий подвизался в посте, бдении и трудах. Смиряя свою душу, Феодор вызывался на самые тяжкие и неприятные работы. Сын богатых и благородных родителей, воспитанный в покое и неге, он рубил дрова, носил воду, копал землю и перетаскивал камни. Молитва его была непрестанной, и все свои помышления и поступки Феодор исповедовал своему духовному отцу, святому Платону.

По прошествии нескольких лет Феодора рукоположили в священника, и Платон передал ему управление обителью, ибо сам обессилел от старости и великих подвигов и трудов. Феодор мудро управлял братией, являясь для всех примером подвижничества и смирения. Ко всем он горел великой и нелицемерной любовью, так что был готов положить душу за духовных чад, но нимало не угодничал перед ними, а когда требовалось, был строг и суров. Поэтому руководимые Феодором иноки быстро преуспевали в добродетелях.

Через несколько лет на Византию напали арабы, опустошившие и захватившие целые области. Тогда преподобный Феодор со всей братией оставил Сакудион и явился в Константинополь. Святой патриарх Тарасий и благочестивая царица Ирина обрадовались приходу Феодора и отдали ему полузаброшенный Студийский монастырь, по имени которого и Феодора прозвали Студитом. Число иноков в обновленной обители быстро выросло, преподобный устроил строжайшее общежитие, так что все у них было общее: пища, одежда и все без исключения вещи. Руководимый Божиим Духом, Феодор утвердил в Студийской обители устав, который впоследствии распространился по многим монастырям. Называется он Типиконом. Кроме Типикона Феодор написал еще несколько боговдохновенных книг и песнопений, которые и поныне читаются христианами и используются в богослужении.

Но пришло время, и призвал Господь Феодора на мученический подвиг. В Константинополе воцарился злочестивый Лев Армянин, он имел только видимость христианина, в душе же ненавидел Христа и воздвиг гонение на святые иконы. Их выбрасывали из храмов, сжигали, раскалывали и всячески ругались над образами Спасителя, Богородицы и святых. Православных архиереев низложили и поставили на их место иконоборцев, ненавистников святых икон. Тех же, кто противился нечестивым повелениям царя и спорил с иконоборцами или даже только хранил у себя дома иконы, ссылали в заточение, мучили и многих убивали.

Преподобный Феодор стал ревностно защищать почитание образов Господа и святых и открыто призывать христиан держаться православной веры. За это злочестивый царь отправил святого в заточение. Много лет его держали в различных темницах, били, морили голодом, и только по особому смотрению Божию старый и больной Феодор не умер от перенесенных ран и лишений. Господь даровал ему силу исцелять различные недуги, и он, сам еле живой от мучений, подавал здравие всем, с верой прибегавшим к нему за помощью.

По смерти злочестивого Льва Феодора отпустили на свободу, и мужественный исповедник Христов последнее время своей слизни провел на покое, окруженный благоговейными иноками, его верными учениками. Незадолго до своей смерти Феодор совершил литургию и причастился Животворящих Христовых Тайн. А когда настало время его блаженного преставления, преподобный собрал учеников и сказал им:

─ Вот пришел конец моей жизни. Все мы должны испить эту общую чашу, одни раньше, а другие позже. И вот я ухожу путем, которым отошли отцы, туда, где Жизнь Вечная, Господь наш Иисус Христос, Которого возлюбила душа моя.

После этого он простился со всеми и велел ученикам своим зажечь свечи и петь отходную. Они встали вокруг постели святого и запели: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем». При пении этого псалма душа преподобного Феодора отлетела в Царство Небесное.

Преподобному Илариону Далматскому в это время было видение. Он услышал чудные голоса, ощутил удивительное благоухание и увидел бесчисленное множество ангелов в белых ризах, сияющих светлыми лицами и идущих с неба с песнопениями навстречу некоему великому мужу. В сильном ужасе Иларион пал на землю и услышал голос, говоривший ему:

─ Вот душа Феодора, игумена Студийского монастыря, много пострадавшего за святые иконы и до конца остававшегося твердым в скорбях, торжествуя, восходит на небеса, встречаемая множеством ангелов.

Читайте также:  Молитва Николаю Чудотворцу на удачу в торговле, бизнесе, помощи в делах
Ссылка на основную публикацию