Фельдшер из Кяхты потряс Иркутск

Человек с большой буквы: Фельдшер из Кяхты потряс Иркутск

Однажды у иркутянина, бывшего полковника Петра Ивановича, повысилось давление, и он вызвал скорую. И в квартиру одинокого старика-инвалида вошел парень в зеленом медицинском костюме — 22-летний фельдшер Володя Урусов.

Увиденное в жилище одинокого старика так потрясло его, что он решил непременно вернуться и помочь. Пришел буквально на следующий день, в свой выходной, взяв с собой на подмогу двух девушек. Так, по инициативе фельдшера скорой Владимира Урусова на сайте «ВКонтакте» появилась группа «Аргос» — «Армия горячих сердец», которая предлагает объединить усилия всех желающих помочь обездоленным старикам.

Петр Иванович когда-то попал в аварию и отказался от операции на тазобедренных суставах. С тех пор прошло много лет, кости срослись неправильно, и пожилому инвалиду больно ходить даже на костылях. Пенсионер почти не передвигается по дому, даже мусор некому вынести — он так и копится в квартире. Есть у деда двое сыновей: старший живет в Москве, он военный, но отец никогда не рассказывает ему о своих болячках, бережет покой сына, потому что дед в прошлом и сам бывший военный, полковник, привык терпеть трудности. А младший сын — инвалид, бывает редко. Заходит иногда соседка снизу, но и у нее нет желания разгребать грязь в чужой квартире. Так изо дня в день старик остается один на один со своими проблемами. — В доме был полный разгром!

Мы с девушками для начала решили убрать разбухшие от мочи плиты (ДВП), которыми был покрыт пол. Плиты были изъедены пятнами грязи, издававшими такое зловоние, что было трудно дышать. Мы отодрали их и вынесли на помойку, отмыли от грязи показавшиеся под ними деревянные полы, которые оказались вполне еще пригодными, — рассказывает фельдшер Володя. — Открыли все окна. Проветрили квартиру, и сразу стало легче дышать! Девушки взялись за уборку на кухне. Все столы, тумбочки, раковина и даже холодильник были заставлены грязной посудой, покрытой многолетним толстым слоем жира.

Посуда никак не отмывалась, даже фейри ее не брало! Пришлось пока замочить гору посуды в ванной. Мыли ее целых два дня! Но отмыли дочиста! Потом надо было как-то избавиться от тараканов: этих тварей в квартире деда было такое количество, что это не поддается описанию. Девчонки взяли в руки коробку из-под шахмат, открыли —из нее гроздьями посыпались тараканы, она вся кишела насекомыми. Девчонки с визгом потащили коробку в ванную, мы вместе обдали ее кипятком. Тараканов уничтожали специальными гелями, везде поставили ловушки для вредных насекомых, их много погибло за два дня, но и осталось еще немало. Такого количества этих насекомых я никогда в жизни не видел!

Володя вспоминает прошедшие выходные, и ему самому удивительно: как это они столько успели сделать всего за два дня? Девушки взялись за окна. Чисто вымыли серые, тусклые, закопченные стекла, и постепенно в комнате стало гораздо светлее. Потом постирали тюлевые занавески, погладили, повесили чистые шторы. Стирка шла непрерывно двое суток. Разобрали постель, сопревшую под лежачим человеком, выбросили на помойку истлевшие простыни и старую подушку, матрас просушили. Постелили новый комплект белья, который пожертвовали люди, увидевшие объявление в Интернете, и новое одеяло с чистенькой подушкой — тоже подарили добрые иркутяне, прочитав объявление «ВКонтакте».

Потрясенному дедушке вручили новую инвалидную коляску, которую он ждал от государства много лет, да так бы и не дождался, пока ее не принесли неравнодушные «горячие сердца». Все ненужные вещи и горы скопившегося мусора надо было срочно выбросить на помойку, так как их облюбовали для жительства тараканы.

Ребята без устали таскали во двор разный хлам, копившийся годами. Книги и документы привели в идеальный порядок и аккуратно разложили по полкам. Взялись за холодильник — он был совершенно пустой и грязный. Вымыли, загрузили в него продукты, пожертвованные людьми. На полках разместились молоко, кабачки, яйца, печенье, макароны, рис, гречка. Двое суток неутомимые волонтеры перестирывали белье, рубашки, брюки старика. Предложили его самого вымыть, он наотрез отказался: — Мне стыдно, я же все-таки полковник, — еле сдерживая слезы, сказал Петр Иванович. Когда трое из «Армии горячих сердец» пришли на следующее утро, их встретил сияющий старик.

Он с радостью и удивлением сообщил: — Утром просыпаюсь на чистой подушке, в чистом белье — ничего не могу понять: где я? Потом чувствую: а у меня-то ничего не болит! Я сначала думал: ну все, это конец, значит, я умер. Потом пошевелил руками, ногами, смотрю — нет, вроде живой. Смерил давление — в норме, сердце бьется как часы. И знаете, я вот что понял: у человека надо не тело лечить, а душу. А эта собачья грязь, как старая накипь, сама отпадет!

Володя Урусов в Иркутске всего-то полтора месяца, работать устроился на скорую — он по образованию фельдшер, в этом году окончил кяхтинское медучилище. Там работает психологом выпускница этого учебного заведения Марина Александровна Манцуровская. Она-то и придумала организацию «Аргос», которая расшифровывается как «Армия горячих сердец». Кому еще, как не будущим фельдшерам и медсестрам, учиться помогать людям? И не в виртуальном пространстве соцсетей, а вот так — выслушивая стариковские жалобы, вынося мусор, отмывая грязные полы?

Ведь профессия медика — это сплошное самопожертвование. И если ты не готов к этому, то лучше в медики не ходить! — Мы в Кяхте помогали одиноким старикам, после учебы в колледже шли по магазинам, покупали им продукты, ухаживали за обездоленными и брошенными. В школах проводили круглые столы, рассказывали детям о вреде курения и пьянства, объясняли, чем опасна наркомания и что такое ВИЧ-инфекция, — вспоминает о своем участии в «Аргосе» Володя. В Иркутск он приехал к любимой девушке и сразу устроился на работу по специальности. А вспомнил об «Аргосе» тогда, когда увидел на одном из выездов обреченного на одинокую старость Петра Ивановича.Интересно, что парень из Бурятии разбудил наш город не каким-то видео или селфи, а просьбой о сочувствии к старикам. Видимо, в обществе назрела потребность не любоваться своими успехами и достижениями, что так любят молодые и не очень, а помогать кому-то, сочувствовать и сопереживать. — Первой пришла к нам Наталья Брюханова и принесла моющие средства, перчатки, ведро, — говорит Володя. — Потом пришла школьница Инга Черемных, она подарила то самое инвалидное кресло. Потом с продуктами питания, памперсами, лекарствами, постельным бельем пришли Анастасия Крапивина и Анастасия Карпова, семейная пара Елена и Павел Сазоновы (иркутские тележурналисты), потом Ия Ульянова…

Все хотели хоть чем-то помочь одинокому дедушке! Сейчас Володя сутками работает на скорой, одновременно продолжает учиться, чтобы получить медицинский сертификат фельдшера, и продолжает помогать старикам. Когда я позвонила ему, он ответил: — Я сейчас мою полы у бабушки, ей 86. Нет-нет, помогать не надо, мне не трудно, через два часа, я думаю, управлюсь…

Если Вы захотите помочь, можно помочь вещами и продуктами, а можно — работой, личным трудом.

Человек с большой буквы – социальный проект Вконтакте, посвященный подвигам и поступкам людей, достойных уважения.

Феодор Новгородский

Кафедра новгородских святителей

Святой архиепископ Василий Калика (на кафедре с 1330 по 1352 гг.)

Сайт Новгородской епархии на карте посещения пользователей со всего мира

Конструктор сайтов

Феодор Новгородский, Христа ради юродивый

  • | Печать |

Подробности 17.09.2011 19:12 Просмотров: 4963

Память его празднуется месяца января в 19-й день

+ 1392

Блаженный Феодор родился в XIV веке в Великом Новгороде, на Торговой стороне, близ торговых рядов. О родителях его известно только, что они были люди благочестивые. То обстоятельство, что блаженный был обучен чтению книг и имел возможность до выступления на свой главный жизненный подвиг свободно предаваться подготовительным подвигам благочестия, и, между прочим, творил обильную милостыню, позволяет думать, что он принадлежал к семье состоятельной и занимавшей не низкое общественное положение в городе. На древних иконах святой Феодор изображается в боярской одежде.

Родителями своими блаженный Феодор был воспитан в страхе Божием и добрых навыках и «изучен Божественному писанию». Доброе воспитание и просвещенный светом Божественного учения разум дали особо возвышенное направление всем его силам и способностям. Придя в совершенный возраст, Феодор решил всецело посвятить себя на служение Богу. Подражая жизни святых, он наложил на себя постоянный строгий пост, принимая пищу лишь один раз в день, по заходе солнца, а в среды и пятницы и совсем ничего не вкушал. Часто ходил к церковным службам, посещал для молитвы окрестные обители и заботился о бедных, подавая обильную милостыню нуждающимся, особенно же юродивым Христа ради, которых он любил, подвигам которых стремился подражать. Укрепив свои силы такими упражнениями, он принял на себя великий и трудный подвиг юродства, доступный только людям высокого нравственного совершенства. Подвиг юродства блаженный Феодор проходил там же, где жил ранее, на Торговой стороне Новгорода. Он проводил все время под открытым небом, не имея крова и пристанища, полунагой и босой под дождем и снегом, в зной и мороз. Соблюдая полную нищету и изнуряя себя постом, он всю милостыню, получаемую от почитателей-сограждан, раздавал бедным. Ночью мало спал, но обходил храмы, молясь за родной город и живущих в нем, прося у Господа избавления от нашествия иноплеменных, междоусобной брани, от голода и пожара. Днем же юродствовал на многолюдных улицах и рынках. Нередко за свои странные и смелые действия и речи, имевшие скрытой целью назидание и спасение ближних, блаженный принимал оскорбления, толчки и побои, но переносил их терпеливо, молясь за причинявших ему обиды.

Часто Феодор юродствовал вместе с блаженным Николаем Кочановым, юродивым, который одновременно с ним подвизался в Новгороде, но на другой, Софийской, стороне. Оба святые делали вид, что ненавидят друг друга, и постоянно находились во мнимой борьбе. Когда блаженный Николай приходил на Торговую сторону, Феодор бежал вслед за ним и прогонял его до половины Волховского моста, говоря: «Не ходи на мою сторону, живи на своей».

Подобным же образом поступал и Николай, когда замечал Феодора на Софийской стороне. Один случай дал повод увековечить эти взаимные отношения в прозвании блаженного Николая «Кочановым». Какой-то житель Софийской стороны обратился к блаженному Феодору с просьбой посетить его дом. Феодор сначала отказывался идти за реку, ссылаясь на враждебность блаженного Николая к нему, но затем уступил усиленным просьбам и пошел вместе с приглашавшим. В это время блаженный Николай юродствовал на улицах. Услышав о приходе на Софийскую сторону своего противника, он быстро отыскал Феодора и стал бить его плетью, взятой у проезжавшего мимо всадника, приговаривая: «Зачем ты, Феодор, пришел на нашу сторону или ты хочешь что украсть у нас?» Укрываясь от Николая, блаженный Феодор побежал по улицам, потом по огородам и, наконец, по реке Волхову, идя по воде, как по суше. Николай продолжал погоню до половины реки и отсюда бросил в скрывавшегося беглеца вырванный перед тем в огороде кочан капусты. Видя, что Феодор взял с собой брошенный в него кочан, Николай долго стоял и кричал ему вслед: «Феодор, отдай кочан капусты, мой он, а не твой».

После этого случая народ прозвал блаженного Николая Кочановым. Цель этой видимой ненависти и борьбы святых заключалась в том, чтобы наглядно показать нелепость той взаимной вражды, которая весьма часто в вольном Новгороде по незначительным поводам разделяла между собой братьев сограждан и приводила их даже к вооруженным и кровопролитным столкновениям.

Блаженный Феодор получил от Господа дар прозрения и пророчества. Иногда, видя умножение беззаконий в людях, он говорил: «Берегите хлеб, дорог будет хлеб». Действительно наступал голод. Иногда же предсказывал: «Все это место будет чисто, хорошо будет хлеб да репу сеять». И после этого случался пожар. Многим бездетным женщинам он предрекал рождение детей, говоря: «Молись Богу, даст Бог сына», или: «Молись Богу, даст Бог дочь».

О времени своей кончины блаженный Феодор был предуведомлен чрез ангела Божия. Обрадованный этим извещением, он продолжал днем юродствовать на улицах, говоря всем: «Прощайте, я далеко иду».

Ночь он провел без сна, обходя храмы и молясь о себе и гражданах. 19 января 1392 г. последовала его блаженная кончина. Тело его, как и завещал блаженный, погребено близ торжища, при храме святого великомученика Георгия. (Церковь великомученика Георгия находится на Торговой стороне, на Знаменской улице, среди Гостиного ряда. Построена она в 1133 г. Не один раз горела и перестраивалась.) С течением времени над гробом Феодора была выстроена часовня с каменной гробницей, и приходившие с верой больные получали исцеления. В новой каменной часовне, построенной в 1832 г. на месте древней, и ныне (начало XX века – Сост.) почивают под спудом мощи блаженного Феодора. Торговые люди Новгорода считают его своим покровителем и особенно чтут его память.

Читайте также:  Иов Почаевский: житие, Молитва, акафист

Имеется рукописная служба блаженному Феодору, составленная не ранее второй половины XVI века, быть может, одновременно с установлением ему местного церковного празднования, совершаемого 19 января.

В наше время путь блаженного Феодора – путь, заросший травой. Но пусть этот путь, путь полного отречения от земного, слишком высок. Пусть купец остается купцом, чиновник-чиновником, земледелец-земледельцем, только бы жили, не забывая Господа, не оскорбляя святых заповедей Его. Чем занят век наш? О том только хлопочут, как отыскать новые средства к жизни, и, находя, расточают их безумно. Люди как в угаре от жадности к удобствам земной жизни. «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой», – таково определение Божие о грешном человеке. Но надобно, чтобы труд твой для земли не был потерянным или во вред для вечности твоей. Ужели для тебя, как и для язычника, и боги, и жизнь только на земле? Трудись, работай, но всегда пред очами Бога, Судии всеведущего и строгого в правде. Не отнимай работой для земли ни времени, ни души твоей у дел служения Господу. Занимайся нуждами земными, но не иначе, как во славу Божию. Иначе, что ждет тебя, если ты пренебрегнешь Владыкой неба и земли? «Господи, кто может пребывать в скинии Твоей? Кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто поступает непорочно, творит правду и говорит истину от сердца, кто не клевещет языком своим, не делает другому зла, кто клянется ближнему и не изменяет, кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного» (Пс. 2. 14. 1-5). «Бесполезно богатство в день гнева, а правда спасает от смерти» (Притч. 11, 4). «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, трезвенно, праведно и благочестиво жили в настоящем веке» (Тит. 2, 11-12).

Тропарь, глас 4

Православно проповедав, изъяснил еси догматы,Бога милостива сотвори, и сего ради Во юродство претворися, и шибание велие сотворил еси, и снег и зной приим на своем телеси, по преставлении же своем даеши много исцеления с верою приходящим к раце мощей твоих: сего ради вопием ти, Феодоре блаженне, моли Христа Бога непристанно о всех нас.

Кондак, глас 3

Яко злато в горниле, Феодоре блаженне, мира сего красоту отнюдь возненавидев, плоть свою зноем и жаждою увядил еси и от прочия воздушныя тягости никогда же уклонился еси, и сего ради волею во юродство претворися, Феодоре блаженне.

Тропарь, глас 8

Яже на земли Христа ради волею в буйство преложився, мира сего красоты отнюд возненавидел еси и, плотская играния увядив постом и жаждею и на земли леганием, от зноя же и студени, от дождя и снега и от прочия воздушныя тягости никогда же уклонился еси, душу же очистил еси добродетельми, яко злато в горниле, отче преблаженне Феодоре, и ныне на Небесех предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы, но яко имея дерзновение многое, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Вышния красоты желая, нижния сладости и телесное деяние тощие оставил еси, нестяжание суетного мира возлюбил еси, ангелов житие проходя, блаженне Феодоре: с ними же Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой князь Феодор Новгородский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Это еще один святой из перечня почитаемых, к которому верующие обращают свои молитвы. Он был наследником известного княжьего рода, сыном Ярослава Всеволодовича от второго брака. Но не только этим известен благоверный князь Феодор. Его жизнь была достаточно короткой, но даже во время ее он успел послужить Господу.

Житие святого князя

Он и его брат Александр Невский были достаточно известными людьми. Появился на свет он в 1218 году. Княжество для него пришлось еще в раннем возрасте. Оба были поставлены в 1229 году для службы родине. Отец считал их своими восприемниками в Новгороде. Но после года правления в его житие произошли некие изменения.

Бунтующие горожане на общем собрании избрали иного князя, а братья должны были покинуть город. Но вот в период болезней и нехватки продуктов питания, Ярослава снова попросили вернуться в Новгород. Там пробыл только 2 недели и отправился в Переявлавль-Залесский, оставив после себя отпрысков. В 1232 году он пошел защищать свои земли с мечом против мордовских князей. Через год отец пожелал, чтобы соединился в браке с дочкой Михаила Черниговского. Все гуже пришли на празднование, но случилось непоправимое.

Скоропостижно покинул этот мир виновник торжества. Такое трагическое происшествия отложило неприятное впечатление на невесте. Она покинула мир, постриглась и ушла в монастырь.

Святые мощи

После отхода в мир иной его тело захоронили в Юрьевском монастыре Новгорода. В начале 17 века нашествие шведов привело к разграблению гробницы и надругательством над мощами. Так как они были нетленны, то его поставили у церковной стены. Но митрополит Исидор перенес их в Софийский собор в предел Иоанна Предтечи.

Службы в его честь проходят не очень часто, на самый важный день, когда слова обретают особую силу, считается день памяти – 18 июня.

Икона святого Феодора

Так как почил он в достаточно юном возрасте, то и изображают его в виде молодого юноши. Зачастую он убран в богатую одежду, которая относит его к знатному роду. Продавцы в свечной лавке советуют приобрести ее тем, кто носит такое же имя. Икона святого Феодора направляет свое действие на:

  • ограждение дома от набегов врагов;
  • защиту собственности;
  • дарование и укрепление здоровья;
  • принятие правильного решения в ситуации.

Но не стоит думать о том, что только ее наличие поможет решить все сложности в жизни. Нужно проявить еще и стремление к достижению положительного результата. Немаловажным есть в этом деле вера и искренность.

Молитвы святому

Есть несколько вариантов молитвенных прошений, которые помогают доносить свои просьбы к адресату. Молиться святому Феодору можно не только в храме, но и в домашних условиях. Желательно делать это уединенно, таким образом Вы сможете максимально сконцентрироваться на своей просьбе. Лучше поставить перед собой лик святого.

Так Вы будете представлять того, к кому обращаетесь. Не стоит просить своей выгоды, если такое действие принесет неприятность другим. Святой не одобрит подобных прошений. И все может изменится с точностью наоборот. Если Вы не знаете специальных молитв, то просто просите своими словами. Запомнить акафист благоверному князю Феодору Ярославичу достаточно сложно, поэтому его можно читать. А молитва ему звучит так:

Святы́й благове́рный вели́кий кня́же Фео́доре! Ты от кня́жеския кро́ве происше́д в мир сей, кня́жескую сла́ву навсегда́ име́л еси́ насле́довати, и вся кра́сная ми́ра сего́ бы́ша в руку́ твоею́, егда́ на земли́ сей обита́л еси́. Но ты, а́ще и в млады́х ле́тех сконча́лся еси́, но испо́лнил еси́ ле́та до́лга и душе́внаго сопоста́та, еще́ млад сый, победи́ти в си́лах был еси́. И чистоту́ в житии́ твое́м соблю́л еси́, чесо́ ра́ди Кре́пкий во бра́нех Госпо́дь и причте́ тя, я́ко до́браго во́ина, к Безпло́тному Своему́ во́инству в Небе́сных оби́телех, Росси́ю же защити́ руко́ю бра́та твоего́, свята́го благове́рнаго вели́каго кня́зя Алекса́ндра Не́вскаго. Сего́ ра́ди мо́лим тя, Небе́сный во́ине Христо́в: даждь и нам позна́ти, сколь ничто́жно и преходя́ще все жите́йское и сколь бли́зок всегда́ до́лжен бы́ти се́рдцу на́шему Бог наш, да вы́ну помышля́ем о Го́рнем, не о земно́м, да неусы́пно и́щем ве́чнаго Небе́снаго оте́чества, да прославля́ем Бо́га жи́знию и дела́ми на́шими и с му́жеством отража́ем стре́лы по́хоти, греха́ и собла́знов. Ты из среды́ волну́ющагося душе́вных страсте́й мо́ря к ти́хому приста́нищу в кра́ткое вре́мя безбе́дно дости́гл еси́, и, а́ще устремля́хуся ми́ра сего́ во́лны, е́же потопи́ти неви́нную ю́ность твою́, но ничто́же успе́ша, ко́вчег бо тебе́ бысть чистота́, корми́ло – Правосла́вная ве́ра, ко́тва – тве́рдая на Бо́га наде́жда, ве́трило – любо́вь к Бо́гу и бли́жнему. Мо́лим тя, уго́дниче Бо́жий, усво́й и нам эти сво́йства своя́ и доброде́тели, охлажда́й по́хоти се́рдца на́шего, помога́й нам в борьбе́ со страстьми́ на́шими, исхода́тайствуй нам у Го́спода реши́тельное отвраще́ние от поро́ков, постоя́нство в доброде́тели, терпе́ние в бе́дствиих, великоду́шие в го́рестех, тве́рдую на Бо́га наде́жду во всех обстоя́тельствех настоя́щия жи́зни, любо́вь к враго́м, жела́ние добра́ всем, лю́бящим и ненави́дящим нас. Ты, уве́рен быв, я́ко златотка́нныя ри́зы о́бщему подлежа́т тле́нию, потща́лся еси́ в животе́ твое́м из доброде́телей истка́ти себе́ ри́зу нетле́ния, в не́йже ны́не красу́ешися, внуши́ и нам, да отвраща́емся от всех мирски́х удово́льствий, от вся́кия плотски́я по́хоти, от всея́ земны́я сла́вы и от вся́каго тле́ннаго сокро́вища, да презира́ем обольще́ние ро́скоши, и гнуша́емся обая́ния ле́сти и поро́ка, и да ра́дуемся, егда́ те́рпим за Христа́ лише́ния, уничиже́ния, гоне́ния, презре́ния, клевету́ и озлобле́ние. Горя́ху к тебе́, святы́й кня́же, любо́вию росси́йския сы́нове, ви́дяще тя, от благочести́ваго ко́рене о́трасль благочести́вую, и великоле́пный брак тебе́ на земли́ гото́вляху сро́дницы и дру́зи твои́, не ве́дуще Бо́жия Про́мысла, я́ко Бог благоволи́л избра́ти, во е́же тебе́ безбра́чну служи́ти на бра́це Сы́на Его́ Единоро́днаго, и ты, святы́й благове́рный кня́же, предвари́в нас в Ца́рстве благода́ти, привлецы́ и нас свое́ю любо́вию в Ца́рство Небе́сное, бу́ди для нас ору́дием человеколю́бия и бла́гости Бо́жией, отклоня́й от нас и́стинная бе́дствия, утеша́й нас в го́рестех и печа́лех, укрепля́й свои́м предста́тельством у Го́спода си́лы ве́рныя на доброде́лание во сла́ву и́мене Бо́жия и в преспеяние Ца́рства Христо́ва, да процвета́ют здра́вием к благоде́нствию и возраста́ют от си́лы в си́лу и от сла́вы в сла́ву вси наро́ди земли́ Росси́йския, да бу́дут всегда́ одушевле́ни благоче́стием, пра́вдою, му́жеством, пре́данностию оте́честву и все́ми доброде́тельми, да и мы вме́сте с тобо́ю удосто́имся превозноси́ти бла́гость, любо́вь и милосе́рдие Еди́наго, в Тро́ице Святе́й сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Ду́ха Свята́го, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о благоверном князе Феодоре Ярославиче:

Блаженный Фео ́ дор Новгородский , Христа ради юродивый

Дни памяти

11 июля (переходящая) – Собор Новгородских святых

Житие

Краткое житие блаженного Феодора Новгородского

Ро­дом из Нов­го­ро­да, с Тор­го­вой сто­ро­ны. Под­ра­жая жиз­ни свя­тых, св. Фе­о­дор на­ла­гал на се­бя стро­гий пост (в сре­ду и пят­ни­цу во­об­ще ни­че­го не ел), ча­сто по­се­щал хра­мы Бо­жии и по­да­вал ще­д­рую ми­лость ни­щим. Укре­пив свои си­лы та­ки­ми бо­го­угод­ны­ми упраж­не­ни­я­ми, он при­нял на се­бя по­двиг юрод­ства. До кон­ца жиз­ни свя­той со­блю­дал пол­ную ни­ще­ту, не имея ни сво­е­го уг­ла, ни теп­лой одеж­ды. Из­ну­ряя се­бя по­стом, он всю ми­ло­сты­ню, по­лу­ча­е­мую от по­чи­та­те­лей-со­граж­дан, раз­да­вал бед­ным. По но­чам свя­той об­хо­дил нов­го­род­ские церк­ви и го­ря­чо мо­лил­ся за род­ной го­род. По сви­де­тель­ству ле­то­пис­ца, «не раз спа­са­лась его зем­ная ро­ди­на от пред­сто­яв­ших ей зол мо­лит­ва­ми угод­ни­ка Бо­жия». Об­ли­чая вза­им­ную враж­ду нов­го­род­цев, жи­те­лей Тор­го­вой и Со­фий­ской сто­рон, бла­жен­ный де­лал вид, что враж­ду­ет с бла­жен­ным Ни­ко­ла­ем Ко­ча­но­вым, ко­то­рый под­ви­зал­ся на Со­фий­ской сто­роне. Ко­гда бла­жен­но­му Фе­о­до­ру слу­ча­лось хо­дить на Со­фий­скую сто­ро­ну Вол­хов­ским мо­стом, то бла­жен­ный Ни­ко­лай гнал его на Тор­го­вую, то же де­лал и Фе­о­дор, ко­гда за­ста­вал Ни­ко­лая на сво­ей сто­роне.

Од­на­жды св. Ни­ко­лай, узнав, что бла­жен­ный Фе­о­дор на­хо­дит­ся на «его» сто­роне, стал гнать его и пре­сле­до­вать. «Спа­са­ясь» от него, бла­жен­ный Фе­о­дор по­бе­жал по ули­цам, по­том по ого­ро­дам и на­ко­нец по ре­ке Вол­хо­ву, идя по во­де, как по су­ше. Бла­жен­ный Ни­ко­лай про­дол­жал по­го­ню до по­ло­ви­ны ре­ки, а по­том бро­сил в убе­гав­ше­го ко­чан ка­пу­сты, вы­рван­ный пе­ред тем в ого­ро­де. Сво­ей мни­мой враж­дой свя­тые на­по­ми­на­ли нов­го­род­цам небла­го­вид­ность их меж­до­усо­биц, ко­то­рые ча­сто окан­чи­ва­лись кро­во­про­лит­ны­ми столк­но­ве­ни­я­ми.

Бла­жен­ный Фе­о­дор по­лу­чил от Гос­по­да дар про­зор­ли­во­сти и про­ро­че­ства. Так он пред­ска­зал нов­го­род­цам неуро­жай и по­жар, опу­сто­шив­ший ули­цы Тор­го­вой сто­ро­ны. О вре­ме­ни сво­ей кон­чи­ны свя­той был предуве­дом­лен через Ан­ге­ла Бо­жия и мир­но по­чил 19 ян­ва­ря 1392 г. Те­ло его бы­ло по­гре­бе­но у церк­ви вмч. Ге­ор­гия на Тор­го­вой сто­роне. При­хо­див­шие с ве­рой боль­ные по­лу­ча­ли здесь ис­це­ле­ния.

Читайте также:  В какой одежде хоронят мужчин молодых и пожилых, в какой обуви

Полное житие блаженного Феодора Новгородского

Бла­жен­ный Фе­о­дор ро­дил­ся в XIV ве­ке в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де, на Тор­го­вой сто­роне, близ тор­го­вых ря­дов. О ро­ди­те­лях его из­вест­но толь­ко, что они бы­ли лю­ди бла­го­че­сти­вые. То об­сто­я­тель­ство, что бла­жен­ный был обу­чен чте­нию книг и имел воз­мож­ность, до вступ­ле­ния на свой глав­ный жиз­нен­ный по­двиг, сво­бод­но пре­да­вать­ся под­го­то­ви­тель­ным по­дви­гам бла­го­че­стия и меж­ду про­чим тво­рил обиль­ную ми­ло­сты­ню, поз­во­ля­ет ду­мать, что он при­над­ле­жал се­мье со­сто­я­тель­ной и за­ни­мав­шей не низ­кое об­ще­ствен­ное по­ло­же­ние в го­ро­де.

Ро­ди­те­ля­ми сво­и­ми бла­жен­ный Фе­о­дор был вос­пи­тан в стра­хе Бо­жи­ем и доб­рых на­вы­ках и «изу­чен Бо­же­ствен­но­му Пи­са­нию». Доб­рое вос­пи­та­ние и про­све­щен­ный све­том Бо­же­ствен­но­го уче­ния ра­зум да­ли осо­бое воз­вы­шен­ное на­прав­ле­ние всем его си­лам и спо­соб­но­стям. При­дя в со­вер­шен­ный воз­раст, Фе­о­дор ре­шил все­це­ло по­свя­тить се­бя на слу­же­ние Бо­гу. Под­ра­жая жиз­ни свя­тых, он на­ло­жил на се­бя по­сто­ян­ный стро­гий пост, при­ни­мал пи­щу лишь один раз в день, по за­хо­де солн­ца, а в сре­ду и пят­ни­цу со­всем ни­че­го не вку­шал; ча­сто хо­дил к цер­ков­ным служ­бам, по­се­щал для мо­лит­вы окрест­ные оби­те­ли и за­бо­тил­ся о бед­ных, по­да­вая обиль­ную ми­ло­сты­ню нуж­да­ю­щим­ся, осо­бен­но же юро­ди­вым Хри­ста ра­ди, ко­то­рых он лю­бил, по­дви­гам ко­то­рых стре­мил­ся под­ра­жать. Укре­пив свои си­лы та­ки­ми упраж­не­ни­я­ми, он при­нял на се­бя ве­ли­кий и труд­ный по­двиг юрод­ства, до­ступ­ный толь­ко лю­дям вы­со­ко­го нрав­ствен­но­го со­вер­шен­ства.

По­двиг юрод­ства бла­жен­ный Фе­о­дор про­хо­дил там же, где жил ра­нее, на Тор­го­вой сто­роне Нов­го­ро­да. Он про­во­дил все вре­мя под от­кры­тым небом, не имея кро­ва и при­ста­ни­ща, по­лу­на­гой и бо­сой под до­ждем и сне­гом, в зной и мо­роз. Со­блю­дая пол­ную ни­ще­ту и из­ну­ряя се­бя по­стом, он всю ми­ло­сты­ню, по­лу­ча­е­мую от по­чи­та­те­лей-со­граж­дан, раз­да­вал бед­ным. Но­чью ма­ло спал, но об­хо­дил хра­мы, мо­лясь за род­ной го­род и жи­ву­щих в нем, про­ся у Гос­по­да из­бав­ле­ния от на­ше­ствия ино­пле­мен­ных, меж­до­усоб­ной бра­ни, от го­ло­да и по­жа­ра. Днем же юрод­ство­вал на мно­го­люд­ных ули­цах и рын­ках. Неред­ко за свои стран­ные и сме­лые дей­ствия и ре­чи, имев­шие скры­той це­лью на­зи­да­ние и спа­се­ние ближ­них, бла­жен­ный при­ни­мал оскорб­ле­ния – толч­ки и по­бои, но пе­ре­но­сил их тер­пе­ли­во, мо­лясь за при­чи­няв­ших ему оби­ды.

Ча­сто Фе­о­дор юрод­ство­вал вме­сте с бла­жен­ным Ни­ко­ла­ем Ко­ча­но­вым, ко­то­рый од­новре­мен­но с ним под­ви­зал­ся в Нов­го­ро­де, но на дру­гой, Со­фий­ской, сто­роне. Оба свя­тые де­ла­ли вид, что нена­ви­дят друг дру­га, и по­сто­ян­но на­хо­ди­лись в мни­мой борь­бе. Ко­гда бла­жен­ный Ни­ко­лай при­хо­дил на Тор­го­вую сто­ро­ну, Фе­о­дор бе­жал вслед за ним и про­го­нял его до по­ло­ви­ны вол­хов­ско­го мо­ста, го­во­ря: «Не хо­ди на мою сто­ро­ну, жи­ви на сво­ей».

По­доб­ным же об­ра­зом по­сту­пал и Ни­ко­лай, ко­гда за­ме­чал Фе­о­до­ра на Со­фий­ской сто­роне. Один слу­чай дал по­вод уве­ко­ве­чить эти вза­им­ные от­но­ше­ния в про­зва­нии бла­жен­но­го Ни­ко­лая «Ко­ча­но­вым». Ка­кой-то жи­тель Со­фий­ской сто­ро­ны об­ра­тил­ся к бла­жен­но­му Фе­о­до­ру с прось­бой по­се­тить его дом. Фе­о­дор сна­ча­ла от­ка­зал­ся ид­ти за ре­ку, ссы­ла­ясь на враж­деб­ность к нему бла­жен­но­го Ни­ко­лая, но за­тем усту­пил уси­лен­ным прось­бам и по­шел вме­сте с при­гла­шав­шим. В это вре­мя бла­жен­ный Ни­ко­лай юрод­ство­вал на ули­цах. Услы­шав о при­хо­де на Со­фий­скую сто­ро­ну сво­е­го про­тив­ни­ка, он быст­ро отыс­кал Фе­о­до­ра и стал бить его пле­тью, взя­той у про­ез­жав­ше­го ми­мо всад­ни­ка, при­го­ва­ри­вая: «За­чем ты, Фе­о­дор, при­шел на на­шу сто­ро­ну, или ты хо­чешь что украсть у нас?»

Укры­ва­ясь от Ни­ко­лая, бла­жен­ный Фе­о­дор по­бе­жал по ули­цам, по­том по ого­ро­дам и на­ко­нец по ре­ке Вол­хо­ву, идя по во­де, как по су­ше. Ни­ко­лай про­дол­жал по­го­ню до по­ло­ви­ны ре­ки и от­сю­да бро­сил в скры­вав­ше­го­ся бег­ле­ца вы­рван­ный пе­ред тем в ого­ро­де ко­чан ка­пу­сты. Ви­дя, что Фе­о­дор взял ко­чан
с со­бою, он дол­го сто­ял и кри­чал ему вслед: «Фе­о­дор, от­дай ко­чан ка­пу­сты, – мой он, а не твой». По­сле это­го слу­чая на­род про­звал бла­жен­но­го Ни­ко­лая «Ко­ча­но­вым».

Цель этой ви­ди­мой нена­ви­сти и борь­бы свя­тых за­клю­ча­лась в том, чтобы на­гляд­но по­ка­зать неле­пость той вза­им­ной враж­ды, ко­то­рая весь­ма ча­сто в воль­ном Нов­го­ро­де по незна­чи­тель­ным по­во­дам раз­де­ля­ла меж­ду со­бою бра­тьев-со­граж­дан и при­во­ди­ла их да­же к во­ору­жен­ным и кро­во­про­лит­ным столк­но­ве­ни­ям.

Бла­жен­ный Фе­о­дор по­лу­чил от Гос­по­да дар про­зре­ния и про­ро­честв. Ино­гда, ви­дя умно­же­ние без­за­ко­ния в лю­дях, он го­во­рил: «Бе­ре­ги­те хлеб, до­рог бу­дет хлеб». Дей­стви­тель­но, на­сту­пал го­лод. Ино­гда же пред­ска­зы­вал: «Все это ме­сто бу­дет чи­сто, хо­ро­шо бу­дет хлеб да ре­пу се­ять». И по­сле то­го слу­чал­ся по­жар. Мно­гим без­дет­ным жен­щи­нам он пред­ре­кал рож­де­ние де­тей, го­во­ря: «Мо­лись Бо­гу, даст Бог сы­на», или: «Мо­лись Бо­гу, даст Бог дочь».

О вре­ме­ни сво­ей кон­чи­ны бла­жен­ный Фе­о­дор был предуве­дом­лен через Ан­ге­ла Бо­жия. Об­ра­до­ван­ный этим из­ве­ще­ни­ем, он про­дол­жал днем юрод­ство­вать на ули­цах, го­во­ря всем: «Про­щай­те, я да­ле­ко иду».

Но­чи же про­во­дил без сна, об­хо­дя хра­мы и мо­лясь о се­бе и граж­да­нах. 19 ян­ва­ря 1392 го­да по­сле­до­ва­ла его бла­жен­ная кон­чи­на. Те­ло его, как и за­ве­щал бла­жен­ный, по­гре­бе­но близ тор­жи­ща при хра­ме свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия. С те­че­ни­ем вре­ме­ни над гро­бом бы­ла вы­стро­е­на ча­сов­ня с ка­мен­ной гроб­ни­цей, и при­хо­див­шие с ве­рою боль­ные по­лу­ча­ли здесь ис­це­ле­ния. В но­вой ка­мен­ной ча­совне, по­стро­ен­ной в 1832 го­ду на ме­сте древ­ней, и ныне по­чи­ва­ют под спу­дом мо­щи бла­жен­но­го Фе­о­до­ра. Тор­го­вые лю­ди Нов­го­ро­да счи­та­ют его сво­им по­кро­ви­те­лем и осо­бен­но чтут его па­мять.

Име­ет­ся ру­ко­пис­ная служ­ба бла­жен­но­му Фе­о­до­ру, со­став­лен­ная не ра­нее вто­рой по­ло­ви­ны XVI ве­ка, быть мо­жет, од­новре­мен­но с уста­нов­ле­ни­ем ему мест­но­го цер­ков­но­го празд­но­ва­ния, со­вер­ша­е­мо­го 19 ян­ва­ря/1 фев­ра­ля.

Святой благоверный князь Феодор Новгородский

18 июня (5 июня ст. ст.) Церковь чтит память святого благоверного Феодора Ярославича, князя Новгородского. К святому благоверному князю Феодору молятся о вразумлении непокорных чад, о защите Отечества, об умножении веры и любви в людских сердцах.

Содержание:

Житие святого благоверного Феодора Ярославича, князя Новгородского

Благоверный князь Феодор Новгородский, старший брат святого Александра Невского, родился в 1218 году в Переславле-Залесском. Наречение Феодора было необычным для предшествовавшей истории Рюриковичей в двух отношениях. Во-первых, княжич получил в крещении такое же имя, как и его отец Ярослав-Феодор Всеволодович (ранее совпадение имен отца и сына практически не встречалось). Во-вторых, скорее всего, Феодору (как и его брату Александру) вообще не было дано «княжего» имени; во всяком случае, все источники называют их только по христианским именам.

В 1225 году Ярослав учинил сыновьям «княжеский постриг» — обряд посвящения в воины, который совершил в Спасо-Преображенском соборе Переяславля-Залесского епископ Суздальский Симон, после которого стал их обучать ратному делу опытный воевода, боярин Феодор Данилович.

В 1228 году восьмилетний Феодор и его младший брат семилетний Александр были оставлены отцом в Новгороде под присмотром Феодора Даниловича и тиуна Якима, вместе с Переяславльским войском собиравшимся летом в поход на Ригу. Зимой, во время наступившего голода, не дождавшись ответа отца о просьбе Новгородцев об отмене забожничья, ночью 20 февраля 1229 года Феодор Данилович, тиун Яким с княжичами Феодором и Александром тайно сбежали из города, опасаясь расправы восставшими новгородцами.

В 1230 году, когда новгородцы опять призвали его отца князя Ярослава, он, побыв две недели в Новгороде, посадил на княжение в Новгородской земле Феодора вместе с Александром.

В 1232 году по приказанию своего дяди, великого князя Юрия Всеволодовича, участвовал в походе на мордву. Умер неожиданно в тринадцатилетнем возрасте (перед запланированной женитьбой; невестой была дочь Михаила Черниговского — Евфросиния Суздальская) в Новгороде 5 июня 1233 года, похоронен был в Георгиевском соборе Юрьева монастыря, у южного входа в храм: «Того же лета приставися князь Феодор, сын Ярославль болший, и положен бысть в Новегороде в монастыри святаго Георгия, еще бе млад, и кто не жалует сего: свадба бо бе пристроена, и все уготовано, и невеста приведена, и князи созвани, и бысть в веселиа место плачь велик и люто рыдание» [1].

Вопрос о мощах святого благоверного Феодора Ярославича, князя Новгородского

После Смутного времени на территории Новгородской земли находилась армия шведского полководца Якоба Делагарди, призванная для защиты от поляков. В 1616 году (или в 1614 году) шведские мародеры разграбили захоронения Георгиевского собора Юрьева монастыря близ Новгорода. Затем его тело (вероятно, то, что было выставлено у церковной стены), было признано нетленным и перенесено уже в качестве святых мощей в Рождество-Богородицкий придел новгородского Софийского собора. В 1987 году археологическая экспедиция члена-корреспондента АН СССР В. Л. Янина вскрыла захоронение «княжича Феодора Ярославича» после чего было произведено судебно-медицинское исследование мумифицированных останков. Было установлено, что они принадлежали мужчине 45–50 лет, следовательно, никак не могли соответствовать подростку Феодору Ярославичу. Благодаря раскопкам, проведенным как в Георгиевском соборе Юрьева монастыря, так и в Софийском соборе новгородского кремля, было доказано, что данная мумия принадлежит князю Дмитрию Шемяке. Вторая версия местонахождения мощей святого князя город Владимир. По преданию, нанесенному на стены Свято-Георгиевского храма города Владимира, именно там находятся мощи святого князя Феодора и матери его Феодосии Мстиславовны (в иночестве Евфросинии).

Святой благоверный Феодор Ярославич, князь Новгородский. Иконы

Стоит отметить, что иконография святого благоверного князя Феодора испытала влияние более ранней иконографии молодых святых князей, в частности Бориса и Глеба. Этот образ типичен: князь представлен в княжеском одеянии, с пышными волосами, без бороды или с небольшой бородкой, в круглой шапке с меховой оторочкой.

Святой благоверный Феодор Ярославич, князь Новгородский. XVII в., фреска Архангельского собора Московского Кремля Святой благоверный Феодор Ярославич, князь Новгородский. Современная икона

Источники:

[1] Лицевой летописный свод. Русская летописная история. Книга 5 (1217–1241). Л. 303.

18 ИЮНЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО КНЯЗЯ ФЕОДОРА ЯРОСЛАВИЧА НОВГОРОДСКОГО.

Из школьного курса истории каждый из вас мог почерпнуть в свое время сведения о великолепном полководце Александре Невском, его подвигах и победах.

Люди верующие, исповедующие православное христианство, знают: указанный человек причислен еще и к лику святых. Но известно ли вам, что у благоверного князя был старший брат, отличавшийся при жизни не меньшими добродетелями и любовью к Богу?

Имя его – Феодор Ярославич и проживал он в городе Новгороде, отчего звался Новгородским.

День памяти святого князя церковь постановила праздновать ежегодно 18 июня.

Происхождение праведника Феодора Ярославича Новгородского.

Феодор Новгородский появился на свет в Переяславле-Залесском в семье великого князя киевского и владимирского Ярослава Всеволодовича и его второй супруги Ростиславы-Феодосии Мстиславовны. Мать будущего святого, как и его отец, была знатного происхождения: приходилась дочерью правителю новгородскому и галицкому – князю Мстиславу Удалому.

Точная дата рождения Феодора Ярославича доподлинно неизвестна. Официальные источники называют 1218 год, иные утверждают, будто избранник Божий начал свое земное существование на год позже, третьи же настаивают на появлении венценосного младенца у высокопоставленных супругов в феврале 1220 года.

Интересные факты связаны с наречением будущего святого. Точно такое же имя при крещении получил и отец праведника Ярослав-Феодор Всеволодович. А ранее история не знала подобных совпадений имен родителя и отпрыска.

Другая странность: исследователи склоняются к мысли, что и Феодор Новгородский, и Александр Невский всю жизнь носили именно христианские имена, а светские, «княжеские» им даны от рождения, скорее всего, по каким-то причинам не были. К слову, в истории предшественников благоверных князей из рода Рюриковичей подобное не наблюдалось.

Стоит пару слов сказать и о значении имени «Феодор». Оно происходит от двух греческих слов «Бог» и «дар». Все вместе читается «Божий дар». Первоначальная форма имени звучала как «Теодор», что подтверждает вышесказанное.

Психологи утверждают, будто человеку, который носит имя Феодор, присущи такие черты характера и особенности натуры, как внимательность к людям, чуткость, чувствительность, философский склад ума, терпение и терпимость к окружающим, дружелюбие и человеколюбие.

К сожалению, в наши дни данным именем редко называют младенцев мужского пола, считая его устаревшим и «деревенским». А ведь когда-то такого наречения достойны были только люди, в чьих жилах текла княжеская кровь…

Жизнеописание святого князя Феодора Ярославича Новгородского.

Благоверный князь Феодор Ярославич рано начал служить народу в качестве правителя отданной ему в удел земли. Ему было всего только 9 лет, когда отец мальчика Ярослав Всеволодович привез детей своих в Новгород. А тремя годами ранее над Феодором и Александром родитель провел обряд посвящения в воины, иначе – «княжеский постриг». Последний был осуществлен в Спасо-Преображенском соборе Переяславля-Залесского святителем Симоном, епископом Суздальским. После мальчиков отдали на обучение военному, ратному делу к Федору Даниловичу – боярину и воеводе.

В 1229 году Ярослав Всеволодович покинул Новгород, оставив там детей своих под присмотром уже упомянутого воеводы и судии Иоакима. У него была на то веская причина: неприятности с новгородцами из-за Пскова. Шло время, ситуация не разрешалась, от князя ответа не было, а тут зимой грянул голод. Возникла реальная опасность учинения восставшими новгородцами над малолетним правителем Новгорода и его младшим братом расправы. Тогда, недолго думая, наставники вместе с детьми тайно сбежали из города туда, где пребывали родители мальчиков.

Читайте также:  Ефрем Сирин

Через год или два все улеглось. Новгородцы вновь захотели видеть своим князем Ярослава Всеволодовича. Тот вместе со всем своим семейством вернулся, но прожил в городе недолго: спустя две недели он опять уехал из вотчины, оставив на княжение сыновей. Мальчики все дни проводили вместе, не расставаясь ни на минуту.

Однако в 1232 году разлука настигла юных князей: Феодора, почти достигшего к тому времени совершеннолетия, отец послал в поход на Мордву в преддверии полноценного управления Новгородом. В этом походе благоверный князь участвовал с двоюродным братом своим Всеволодом и двумя князьями – Рязанским и Муромским.

Смерть отрока.

К счастью, миссия, возложенная на святого венценосным родителем, была выполнена юношей быстро и благополучно. Феодор Новгородский вернулся в свой удел, но, как оказалось, не для того, чтобы продолжить мирную жизнь свою с любимым братом: отец задумал женить отрока. Невесту князь Ярослав своему старшему сыну выбрал тоже благородных кровей: Феодулию, дочь князя Михаила Черниговского (она же Ефросиния Суздальская, также канонизированная в дальнейшем). Бракосочетание назначили на 5 июня 1233 года. В указанный день на свадебный пир съехались гости, но праздника не вышло: жених внезапно, по неизвестным причинам скончался.

Скорбели по поводу случившегося несчастья все: и родители юного князя, и невеста, и приглашенные на торжество. Обрученная с Феодором Новгородским Феодулия в связи с произошедшим ушла в женский монастырь в честь Положения ризы Божией Матери – настолько опечалило ее это горе. Спустя короткое время девушка приняла иноческий постриг. Отец святого был просто сражен кончиной сына. Он так переживал, что покинул Новгород, вернувшись в Переяславль-Залесский. Безмерно горевал и брат отрока, Александр Невский, ведь ему пришлось править Новгородом в одиночку, без верного и любимого друга.

Благоверного князя Феодора Ярославича Новгородского похоронили в Георгиевском соборе Юрьевской обители, что находился близ города, у южного входа в храм.

История мощей князя Феодора Ярославича Новгородского.

Благоверный Феодор был погребен в новгородском Юрьевском монастыре.

В 1614 году место упокоения души юного святого было потревожено. На Новгород напали шведы, и в числе прочих сооружений разорили Юрьев монастырь, разбили гробницу князя и надругались над оказавшимися совершенно целыми и нетленными мощами, поставив тело, «яко живо», у церковной стены.

Позже мощи Феодора Новгородского по инициативе и при непосредственном участии митрополита Исидора, испросил дозволение перенести святые мощи в Софийский собор, где их положили в приделе пророка Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня. Долгое время нетленные мощи девственного князя почивали в соборе открыто, источая приходящим к ним исцеления…

Позже мощи Феодора Новгородского по инициативе и при непосредственном участии митрополита Исидора перенесли в Софийский собор. Там они были положены в приделе святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, прямо напротив раки святого князя Владимира.

Нетленные мощи богоизбранного отрока поместили также в раку, сделанную из цельного серебра. Гробницу соорудили в 1822 году, при Серафиме, митрополите Новгородском.

На этом след мощей юного благоверного князя теряется. Есть мнение, что они были уничтожены фашистами во время Великой Отечественной войны. В 1987 году археологи произвели вскрытие захоронения князя Феодора и обнаружили там по итогам судебно-медицинской экспертизы и раскопок вместо нетленного тела святого тело князя Дмитрия Шемяки.

Одна лишь есть зацепка: по преданию, коим испещрены стены Свято-Георгиевского кремля во Владимире, именно в этом городе находятся мощи Феодора и его матери. Но где конкретно покоятся нетленные тела святых – неизвестно…

Тропарь благоверного князя Феодора:

глас 8

От благочестиваго корене отрасль благочестивая прозябл еси/ и, скончався в юности, лета долга твоими добродетельми исполнил еси,/ благоверный княже Феодоре,/ сего ради Владеющему временами молимся,/ да молитвами твоими подаст нам долготу лет// и низпослет стране нашей велию и богатую милость.

Кондак благоверного князя Феодора:

глас 4

В благочестии рожденна,/ в страсе Божии воспитана,/ в житии целомудрие стяжавшаго,/ по успении же нетлением телесе просиявшаго,/ благовернаго князя Феодора во святых почитая,/ смиренно молимся Тебе, Всесильный Владыко,/ да и во веки прославляеши святыми Твоими// страны наша российския.

Молитва благоверному князю Феодору Новгородскому:

Святый благоверный великий княже Феодоре! Ты от княжеския крове происшед в мир сей, княжескую славу навсегда имел еси наследовати, и вся красная мира сего бьппа в руку твоею, егда на земли сей обитал еси. Но ты, аще и в младых летех скончался еси, но исполнил еси лета долга и душевнаго сопостата, еще млад сый, победити в силах был еси. И чистоту в житии твоем соблюл еси, чесо ради Крепкий во бранех Господь и причте тя, яко добраго воина, к Безплотному Своему воинству в Небесных обителех, Россию же защити рукою брата твоего, святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго. Сего ради молим тя, Небесный воине Христов: даждь и нам познати, сколь ничтожно и преходяще все житейское и сколь близок всегда должен быти сердцу нашему Бог наш, да выну помышляем о Горнем, не о земном, да неусыпно ищем вечнаго Небеснаго отечества, да прославляем Бога жизнию и делами нашими и с мужеством отражаем стрелы похоти, греха и соблазнов. Ты из среды волнующагося душевных страстей моря к тихому пристанищу в краткое время безбедно достигл еси, и, аще устремляхуся мира сего волны, еже потопити невинную юность твою, но ничтоже успеша, ковчег бо тебе бысть чистота, кормило – Православная вера, котва – твердая на Бога надежда, ветрило – любовь к Богу и ближнему. Молим тя, угодниче Божий, усвой и нам эти свойства своя и добродетели, охлаждай похоти сердца нашего, помогай нам в борьбе со страстьми нашими, исходатайствуй нам у Господа решительное отвращение от пороков, постоянство в добродетели, терпение в бедствиих, великодушие в горестех, твердую на Бога надежду во всех обстоятельствех настоящая жизни, любовь к врагом, желание добра всем, любящим и ненавидящим нас. Ты, уверен быв, яко златотканныя ризы общему подлежат тлению, потщался еси в животе твоем из добродетелей исткати себе ризу нетления, в нейже ныне красуешися, внуши и нам, да отвращаемся от всех мирских удовольствий, от всякия плотския похоти, от всея земныя славы и от всякаго тленнаго сокровища, да презираем обольщение роскоши, и гнушаемся обаяния лести и порока, и да радуемся, егда терпим за Христа лишения, уничижения, гонения, презрения, клевету и озлобление. Горяху к тебе, святьш княже, любовию российския сынове, видяще тя, от благочестиваго корене отрасль благочестивую, и великолепный брак тебе на земли готовляху сродницы и друзи твои, не ведуще Божия Промысла, яко Бог благоволил избрати, во еже тебе безбрачну служити на браце Сына Его Единороднаго, и ты, святый благоверный княже, предварив нас в Царстве благодати, привлецы и нас своею любовию в Царство Небесное, буди для нас орудием человеколюбия и благости Божией, отклоняй от нас истинная бедствия, утешай нас в горестех и печалех, укрепляй своим предстательством у Господа силы верныя на доброделание во славу Имене Божия и в преспеяние Царства Христова, да процветают здравием к благоденствию и возрастают от силы в силу и от славы в славу вси народи земли Российския, да будут всегда одушевлени благочестием, правдою, мужеством, преданностию отечеству и всеми добродетельми, да и мы вместе с тобою удостоимся превозносити благость, любовь и милосердие Единаго, в Троице Святей славимаго Бога, Отца и Сына и Духа Святаго, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Феодор Новгородский

О т благочести́ваго ко́рене о́трасль благочести́вая прозя́бл еси́/ и, сконча́вся в ю́ности, ле́та до́лга твои́ми доброде́тельми испо́лнил еси́,/ благове́рный кня́же Фео́доре,/ сего́ ра́ди Владе́ющему времена́ми мо́лимся,/ да моли́твами твои́ми пода́ст нам долготу́ лет // и низпосле́т стране́ на́шей ве́лию и бога́тую ми́лость.

В благоче́стии рожде́нна,/ в стра́се Бо́жии воспита́на,/ в житии́ целому́дрие стяжа́вшаго,/ по успе́нии же нетле́нием телесе́ просия́вшаго,/ благове́рнаго кня́зя Фео́дора во святы́х почита́я,/ смире́нно мо́лимся Тебе́, Всеси́льный Влады́ко,/ да и во ве́ки прославля́еши святы́ми Твои́ми // страны́ на́ша росси́йския.

С вяты́й благове́рный вели́кий кня́же Фео́доре! Ты от кня́жеския кро́ве происше́д в мир сей, кня́жескую сла́ву навсегда́ име́л еси́ насле́довати, и вся кра́сная ми́ра сего́ бы́ша в руку́ твоею́, егда́ на земли́ сей обита́л еси́. Но ты, а́ще и в млады́х ле́тех сконча́лся еси́, но испо́лнил еси́ ле́та до́лга и душе́внаго сопоста́та, еще́ млад сый, победи́ти в си́лах был еси́. И чистоту́ в житии́ твое́м соблю́л еси́, чесо́ ра́ди Кре́пкий во бра́нех Госпо́дь и причте́ тя, я́ко до́браго во́ина, к Безпло́тному Своему́ во́инству в Небе́сных оби́телех, Росси́ю же защити́ руко́ю бра́та твоего́, свята́го благове́рнаго вели́каго кня́зя Алекса́ндра Не́вскаго. Сего́ ра́ди мо́лим тя, Небе́сный во́ине Христо́в: даждь и нам позна́ти, сколь ничто́жно и преходя́ще все жите́йское и сколь бли́зок всегда́ до́лжен бы́ти се́рдцу на́шему Бог наш, да вы́ну помышля́ем о Го́рнем, не о земно́м, да неусы́пно и́щем ве́чнаго Небе́снаго оте́чества, да прославля́ем Бо́га жи́знию и дела́ми на́шими и с му́жеством отража́ем стре́лы по́хоти, греха́ и собла́знов. Ты из среды́ волну́ющагося душе́вных страсте́й мо́ря к ти́хому приста́нищу в кра́ткое вре́мя безбе́дно дости́гл еси́, и, а́ще устремля́хуся ми́ра сего́ во́лны, е́же потопи́ти неви́нную ю́ность твою́, но ничто́же успе́ша, ко́вчег бо тебе́ бысть чистота́, корми́ло – Правосла́вная ве́ра, ко́тва – тве́рдая на Бо́га наде́жда, ве́трило – любо́вь к Бо́гу и бли́жнему. Мо́лим тя, уго́дниче Бо́жий, усво́й и нам эти сво́йства своя́ и доброде́тели, охлажда́й по́хоти се́рдца на́шего, помога́й нам в борьбе́ со страстьми́ на́шими, исхода́тайствуй нам у Го́спода реши́тельное отвраще́ние от поро́ков, постоя́нство в доброде́тели, терпе́ние в бе́дствиих, великоду́шие в го́рестех, тве́рдую на Бо́га наде́жду во всех обстоя́тельствех настоя́щия жи́зни, любо́вь к враго́м, жела́ние добра́ всем, лю́бящим и ненави́дящим нас. Ты, уве́рен быв, я́ко златотка́нныя ри́зы о́бщему подлежа́т тле́нию, потща́лся еси́ в животе́ твое́м из доброде́телей истка́ти себе́ ри́зу нетле́ния, в не́йже ны́не красу́ешися, внуши́ и нам, да отвраща́емся от всех мирски́х удово́льствий, от вся́кия плотски́я по́хоти, от всея́ земны́я сла́вы и от вся́каго тле́ннаго сокро́вища, да презира́ем обольще́ние ро́скоши, и гнуша́емся обая́ния ле́сти и поро́ка, и да ра́дуемся, егда́ те́рпим за Христа́ лише́ния, уничиже́ния, гоне́ния, презре́ния, клевету́ и озлобле́ние. Горя́ху к тебе́, святы́й кня́же, любо́вию росси́йския сы́нове, ви́дяще тя, от благочести́ваго ко́рене о́трасль благочести́вую, и великоле́пный брак тебе́ на земли́ гото́вляху сро́дницы и дру́зи твои́, не ве́дуще Бо́жия Про́мысла, я́ко Бог благоволи́л избра́ти, во е́же тебе́ безбра́чну служи́ти на бра́це Сы́на Его́ Единоро́днаго, и ты, святы́й благове́рный кня́же, предвари́в нас в Ца́рстве благода́ти, привлецы́ и нас свое́ю любо́вию в Ца́рство Небе́сное, бу́ди для нас ору́дием человеколю́бия и бла́гости Бо́жией, отклоня́й от нас и́стинная бе́дствия, утеша́й нас в го́рестех и печа́лех, укрепля́й свои́м предста́тельством у Го́спода си́лы ве́рныя на доброде́лание во сла́ву и́мене Бо́жия и в преспеяние Ца́рства Христо́ва, да процвета́ют здра́вием к благоде́нствию и возраста́ют от си́лы в си́лу и от сла́вы в сла́ву вси наро́ди земли́ Росси́йския, да бу́дут всегда́ одушевле́ни благоче́стием, пра́вдою, му́жеством, пре́данностию оте́честву и все́ми доброде́тельми, да и мы вме́сте с тобо́ю удосто́имся превозноси́ти бла́гость, любо́вь и милосе́рдие Еди́наго, в Тро́ице Святе́й сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Ду́ха Свята́го, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

  • ГЛАВНАЯ
  • КАЛЕНДАРЬ
  • ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
  • НОВЫЙ ЗАВЕТ
  • ПСАЛТИРЬ
  • МОЛИТВОСЛОВ
  • Ц. СЛ. СЛОВАРЬ
  • ТИПИКОН
  • БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ
  • БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ
  • ТЕКСТЫ СЛУЖБ
  • ТРЕБНИК
  • = МОЛИТВОСЛОВИЯ =
  • * Господу и Кресту
  • * Богородице
  • * Ангелам
  • * Пророкам
  • * Апостолам и равноапостольным
  • * Князьям и царям
  • * Святителям
  • * Мученикам
  • * Преподобным
  • * Праведным, юродивым, блаженным и безсребренникам
  • * Соборам святых и в Недели
  • * Новомученикам и исповедникам XX века
  • * Общие святым
  • * В различных нуждах
  • * О усопших
  • * Триоди постной
  • * Триоди цветной
  • = КАНОНЫ =
  • * Каноны Господу Богу
  • АКАФИСТЫ
  • ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
  • Гостевая книга
  • Вопросы-ответы
  • Просьба о молитве
  • Новости
  • Объявления
  • ПОМОЩЬ САЙТУ

Новости

    16 Февраль 2021

Обновление на сайте

Размещены на сайте Богослужебные указания за март (до 14 числа) 2021 года.

Ссылка на основную публикацию