Что такое содомский грех в православии

Блог библеиста. Что такое содомский грех

Совсем далеки от нашего образа «содомии» такие вещи, как жестокость, черствость, самодовольство и ханжество, хотя именно они чаще всего упоминаются среди грехов Содома в Ветхом Завете

Питер Пауль Рубенс. Лот с семьей покидает Содом

Обыкновенный Содом

«Содом не пройдет!» – кричат борцы с «извращениями». Что именно не пройдет? У Даля есть слово «содом» и разные поговорки с ним, например: «такой содом, что пыль столбом», «за содомом гостей не достанется поглодать и костей». Не стоит искать здесь непристойный смысл. «Содом» у Даля – это «шум, крик, гам, или спор, брань», а также «шумная толпа». Можно «содомко говорить» (или просто «содомить»), то есть шуметь, орать толпой. Поскольку ревнители нравственности сами ведут себя довольно содомко, то ясно, что не с этим содомом они сражаются.

Содом – имя древнего города, по преданию, разрушенного Богом за грехи жителей. Вообще-то грехи бывают разные, но мы любим представлять себе нечто запретное и сладкое. Воображение послушно рисует нам образ сексуального разгула. С явной ненавистью и скрытой завистью мы произносим загадочное слово: «содомия».

Содомия: все, что вы хотите

Что для нас стоит за словами «Содом» и «содомия»? Все то, что хотим, но боимся спросить и попробовать, увидеть у Тинто Брасса и прочесть у маркиза де Сада. Порой это предельно четкий образ, а порой – скорее размытый. Например, «Большой толковый медицинский словарь» (2001) утверждает: «Содомия – анальное половое сношение. Оно может быть гомосексуальным, гетеросексуальным или происходить между человеком и животным». Точно так же понимают содомию французская, испанская и итальянская «Википедии»; испанская, впрочем, добавляет «прочие мужские гомосексуальные практики». Однако немецкая «Википедия» и русский «Толковый словарь иноязычных слов» П. А. Крысина (2004) отождествляют содомию с зоофилией. Англоязычная «Википедия» включает в понятие содомии (sodomy) «any non-penile / vaginal copulation-like act», в том числе оральный и анальный секс. В русской версии говорится: «Содомия, содомский грех – исторический термин, использовавшийся для обозначения ряда видов девиантного сексуального поведения, то есть «извращений», выражаясь бытовым языком». Но борцы обычно ссылаются не на медицинский словарь и Даля, а прямиком на Ветхий Завет, минуя Новый, где все не так просто, как им хотелось бы.

Содомский грех в Библии: совсем не то, что вы думали

Предание о Содоме известно из Библии. Там говорится, что Содом и Гоморра были цветущими городами в долине Иордана, но Бог уничтожил их в незапамятные времена (согласно Книге Бытия, при жизни праотца Авраама). Разумеется, пытливые исследователи потратили немало сил на то, чтобы установить историческую основу предания. Они строили гипотезы о том, какая катастрофа постигла Содом и Гоморру и где искать их руины. Никаких общепризнанных результатов подобные изыскания не дали. Что, впрочем, для нас не так уж важно: если мы хотим узнать, какого рода грехи приписывались Содому, достаточно прочесть соответствующие библейские тексты.

Аллюзии на легенду о Содоме рассыпаны по всему Ветхому Завету. Чаще всего упоминается один только Содом, иногда вместе с ним и Гоморра; изредка добавляются еще два города – Адма и Цевоим. Сюжет, по-видимому, был широко известен, так что подчас библейские авторы ограничиваются простой отсылкой: «как Бог ниспроверг Содом», так было (или будет), допустим, с Вавилоном или Иерусалимом.

В Книге Бытия есть красочный рассказ о гибели Содома. Начинается он со слов Бога: «Стон Содома и Гоморры велик, их грех очень тяжек» (18:20, здесь и далее перевод цитат мой). Древнееврейское слово zǝʕāqā́, которое я перевел как «стон», очень часто означает жалобу угнетенных, например: «Кто затыкает уши, чтоб не слышать стон бедняка, тот сам будет кричать, и ему не ответят» (Прит. 21:13). Видимо, и в Содоме творились несправедливости, кто-то кого-то обижал, угнетал.

В Книге Иезекииля Бог говорит Иерусалиму: «Вот в чем был грех Содома, твоей сестры: гордые, сытые, довольные, беспечные, она и ее дочери не помогали беднякам и нищим» (Иез. 16:49; Содом назван «сестрой» Иерусалима, потому что по-древнееврейски города – женского рода). У Иеремии Бог обличает пророков Иерусалима за то, что они «прелюбодействуют, живут во лжи, помогают злодеям – и оттого-то никто не сворачивает со злого пути. Все они стали для меня как Содом, его жители – как жители Гоморры» (Книга Иеремии, 23:14). Исаия гневно обращается к согражданам: «Слушайте слово Яхве, правители Содома! Внимайте наставлению нашего Бога, народ Гоморры! Зачем мне ваши многочисленные жертвоприношения?» (Ис. 1:10–11). Далее следует перечисление бесполезных, ненужных Богу обрядов. Оно заканчивается словами: «Сколько бы вы ни молились, я вас не слушаю: ваши руки полны крови!» (Ис. 1:15). В трех процитированных отрывках – ни слова о каких-либо сексуальных «извращениях», никакой клубнички. Встречается, да и то всего один раз, глагол nʔp «прелюбодействовать», то есть «вступать в отношения с чужой женой». Грех этот хоть и связан с сексуальной сферой, но вполне зауряден, воображения не будит и на «извращение» не тянет. И совсем далеки от нашего образа «содомии» такие вещи, как жестокость, черствость, самодовольство и ханжество, хотя именно они чаще всего упоминаются среди грехов Содома.

Содом – для содомских!

Вернемся к повествованию Книги Бытия. Чтобы выяснить, что же творится в Содоме, туда приходят два ангела. В образе простых путников они появляются у городских ворот под вечер. Их замечает Лот, поселившийся в Содоме племянник Авраама. Он приглашает чужаков к себе на ночлег и кормит ужином. Тем временем к дому Лота стекаются жители Содома от мала до велика. Они кричат Лоту: «Где люди, которые пришли к тебе этой ночью? Выведи их к нам, и мы познаем их» (Быт. 19:5). «Познаем» – буквальный перевод древнееврейского глагола ydʕ, который часто означает сексуальный контакт. Ничего более конкретного не говорится, так что читателю вольно гадать, если ему интересно, имеется ли в виду анальный секс, оральный секс или еще какие-то «практики и виды девиантного поведения».

Лоту раздумывать об этом некогда. Он пытается успокоить толпу и даже предлагает: «У меня есть две дочери, не знавшие мужчин. Давайте я выведу их к вам, и делайте с ними все, что хотите. Только этим людям не делайте ничего: они же пришли под кров моего дома!» (Быт. 19:8). Современный читатель, вероятно, не одобрит идею Лота. Гостей жалко, а дочек не жалко? Но в рамках патриархальной логики (не забудем, что мы читаем древневосточный текст) дочери не рассматриваются как отдельные личности. Их честь и даже жизнь представляется неким капиталом, которым по праву распоряжается отец семейства. Жертвуя ими ради спасения гостей, Лот (опять же в рамках патриархальной логики) самоотверженно выполняет долг гостеприимства. Заметим: Лот не знает, что в его доме ночуют ангелы. Они для него – просто гости, и его долг как хозяина – защитить их.

Но толпа только больше злится. Тут-то и напоминают Лоту, что он сам чужак: «понаехал, а еще распоряжается» (Быт. 19:9). Лоту угрожают, что поступят с ним «даже хуже, чем с ними» (то есть с его гостями); начинают выламывать дверь. И тогда, конечно, вмешались ангелы: поразили содомитян слепотой, а наутро увели Лота и его семейство из обреченного города. И Бог обрушил с небес на Содом и Гоморру горящую серу.

Весь эпизод строится на контрасте между Лотом и содомитянами. Лот добр и гостеприимен, а жители Содома злы и ненавидят чужаков. Он говорит спокойно и с достоинством, а они орут, хамят и ломятся в дом. Сексуальный момент играет второстепенную роль и подчинен теме коллективного насилия. Разве содомитяне похожи на сластолюбцев в поисках новых экзотических наслаждений? Нет, скорее – на гопников, пришедших разбираться с приезжими. Кто там у тебя? С какого они района? Вот мы их сейчас!

В Книге Судей есть история, во многом напоминающая рассказ о Содоме. Один человек ехал с наложницей в свой город из Вифлеема и вынужден был заночевать в Гиве (городок к северу от Иерусалима). Некий старик оказал им гостеприимство. Но жители Гивы собираются у его дома и стучат в двери, требуя: «Выведи человека, который пришел к тебе в дом! Мы познаем его!» (Суд. 19:22). Хозяин предлагает толпе собственную дочь, а также наложницу гостя. Гость вмешивается и сам выводит наложницу. Ангелов в этой истории нет, и спасти женщину некому. Наутро муж нашел ее мертвой на пороге дома. Тогда, разрезав тело на двенадцать частей, он разослал их во все колена Израиля. Израильтяне тут же собирают большое войско, чтобы покарать Гиву. Видимо, их потрясает неслыханная бесчеловечность жителей Гивы. Насилие в итоге было гетеросексуальным, а не гомосексуальным, но их волнует сам факт насилия.

Ветхий Завет об «извращениях»

По-моему, вполне очевидно, что библейские тексты о Содоме – совсем не про то, кому с кем можно спать и каким образом. Однако Пятикнижие действительно запрещает некоторые сексуальные практики, в том числе и гомосексуальные. Подробно обсуждать эти запреты я сейчас не буду. Во всяком случае, за ними стоит совсем иная картина мира, чем за современными разговорами об «извращениях». Достаточно сказать, что в Ветхом Завете есть запрет на гомосексуальный контакт – или некоторые формы гомосексуального контакта – между мужчинами (Лев. 18:22, 20:13), но нет никаких запретов на контакт между женщинами. Почему? И что именно запрещено делать мужчине с мужчиной? Вот лишь некоторые из вопросов, вызывающих споры среди исследователей.

Послесловие (пожалуй, даже мораль)

Загадочные содомиты оказались обыкновенными людьми. «Гордые, сытые, довольные, беспечные»: нормальные обыватели, без мат. и жил. проблем, с позитивной самооценкой. Ну, не помогали каким-то там беднякам и нищим: дорого, нудно, своих забот хватало, да и всем ведь не поможешь. Не любили приезжих – а кто ж их любит?

Зато любили иногда собраться всем миром, почувствовать себя великими и могучими, праведными и непобедимыми. Найти какого-нибудь врага и немедленно замочить. Враг – любой «не наш» человек, из другого города или чужой страны, иной веры или неправильной ориентации. Ату его! Обыкновенные люди, обыкновенный Содом.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Что такое сплошная седмица

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Православие достаточно богато различными традициями и обрядами, о которых так мало знает даже, казалось бы, самый преданный верующий человек. Одним из таких является сплошная седмица. И если само слово “седмица” знакомо многим христианам, особенно тем, кто знает время всех постов и строго придерживается их, то понятие “сплошная” часто вызывает недоумение и неправильное понимание. Подробнее о том, что такое дни сплошных седмиц, далее в статье.

Читайте также:  Преподобномученик Евстратий Печерский

Что такое сплошная седмица в православном календаре

Сплошная или Всеядная седмица – это неделя (называемая седмицей в церковном календаре), в течение которой отсутствуют какие-либо посты. Одним словом, разрешается употребление скоромной пищи всю неделю, и даже в среду и пятницу, что являются традиционными постными днями в православии достаточно длительное время.

К сплошным седмицам относятся:

  • Рождественские Святки;
  • седмица о мытаре и фарисее;
  • Сырная седмица;
  • Светлая;
  • Троицкая.

Все подобные сплошные недели, кроме времени Святок на Рождество, достаточно подвижны по своей сути, так как привязаны они к празднованию Великого праздника Пасхи.

Таким образом определяются разные значения всеядной недели:

  • в широком смысле – это неделя церковного календаря, в которой абсолютно нет постов;
  • в узком смысле – название недели, начинающейся с понедельника – за 21 день до Великого поста, и обладающей всеми указанными выше свойствами.

Есть ли сплошная седмица после Успенского поста

Многодневный Великий Успенский пост (две недели) в основном проходит в конце августа и наступает спустя месяц после Апостольского поста. Этим постом Православная Церковь призывает верующих христиан к подражанию Божьей Матери, которая пребывала в строгом посте и непрестанной молитве перед своим переселением на небо для вечной жизни и благодатной помощи людям.

Пост в эти распределяется следующим образом:

  • понедельник, среда, пятница – дни сухоядения;
  • вторник и четверг – употребление горячей пищи без масла;
  • суббота и воскресенье – пища с растительным маслом.

В день Преображения Господня, который проходит в этот календарный период, разрешается есть рыбу. Также рыбный день может быть и в Успенье, если он приходится на среду или пятницу.

После самого поста, достаточно строгого, существует сплошная седмица. Она проходит для того, чтобы люди, которые на протяжение нескольких дней верно придерживались поста, смогли немного расслабиться, привести в норму своё физическое и душевное состояние, дабы далее иметь возможность посвящать себя служению Богу.

Каждому верующему человеку необходимо знать, когда бывают сплошные седмицы, ведь это помогает ему правильно распределять свой духовный потенциал для дальнейшего осознания веры и всего, что с ней связано. Другими словами, так он “проверяет” себя на стойкость духа, волевые качества и моральные приоритеты. Но также стоит не забывать и то, что каждый сам волен делать свой выбор, главное, чтобы он был тесно связан с православием, которое и является основополагающей всего, что происходит в жизни преданного христианина.

Сплошная седмица перед православным постом и ее правила

В православном мире календарный год начинается с Рождественского поста, продолжающегося до наступления Рождества Христова. 7 января начинается сплошная седмица, именуемая Церковью Святочной, а в народе – просто Святками.

Традиционно многодневные посты предназначены для самоанализа, молитв и духовных подвигов. Во время поста существуют особые правила, которые нельзя нарушать. Как правило, неделя разделяется на понедельник, среду и пятницу, когда можно одни продукты, вторник и четверг, когда можно горячую пищу без масла, и субботу и воскресенье, когда позволительно добавить растительного масла в блюда.

Сплошные недели служат утешением после многодневных постов, помогают запасаться силами перед предстоящим духовным испытанием (постов ведь несколько), не дают мнить себя «вечно ограничивающим себя постником».

  1. Что такое сплошная седмица
  2. Виды седмиц
  3. Святочная седмица
  4. Неделя Мытаря и Фарисея
  5. Неделя о блудном сыне
  6. Неделя о Страшном Суде
  7. Масленица
  8. Светлая седмица
  9. Троицкая неделя

Что такое сплошная седмица

Сплошной седмицей называют неделю с понедельника по воскресенье, когда отменяют даже еженедельные посты в среду и пятницу, разрешается питаться любыми продуктами.

Такие недели зачастую являются подготовительными перед 4 основными Постами (Великий, Петров, Успенский и Рождественский пост) и привязаны к церковным праздникам.

Виды седмиц

В течение года в православном календаре Церковью установлено пять сплошных седмиц перед тем или иным постом.

Святочная седмица

Завершение Рождественского поста ознаменует начало Святочной седмицы. Строго говоря, она длится не семь дней, а 11. Седмицей охватывается период со Дня рождения Христа, во имя спасения человечества явившегося в наш мир, до Крещения Господня – с 7 по 18 января.

«Святые дни» или «Святые вечера» с древних времён почитались в Церкви. В эти дни Уставом Пр. Саввы Освященного запрещалось поститься, совершать коленопреклонения и заключать браки.

Святость сплошной седмицы нарушалась пережитками языческих праздников: к примеру, гаданиями.

Неделя Мытаря и Фарисея

Неделя Мытаря и Фарисея получила название благодаря одноимённой притче из Евангелия от Луки, рассказывающей о необходимости смирения, а не гордости и возвышения своих достоинств.

Мытарь и Фарисей – герои притчи, пришедшие на покаяние. Второй убедил себя в собственной возвышенности и приближённости к Богу настолько, что перестал замечать собственную гордыню, а первый искренне признал свои грехи и попросил о прощении.

Эта Неделя является одной из череды подготовительных седмиц накануне Великого Поста.

Церковный Устав не устанавливает точной даты сплошной седмицы, потому что она привязана к дате Пасхи. Такая неделя должна обязательно состояться за 14 дней до начала поста.

Неделя о блудном сыне

Перед Великим Постом существует ещё одна подготовительная седмица – Неделя о блудном сыне. Евангелие от Луки содержит притчу, повествующую об истории отца и сына. Блуждающий по миру сын, прогулявший все, что было за душой и было дано отцом, возвращается домой, чтобы искренне молить о прощении, и получает его.

Проводя аналогию, перед Великим Постом необходимо покаяться в грехах и вернуться в лоно церкви, надеясь на милость Его.

Неделя о Страшном Суде

Последние 7 дней перед Великим Постом в православии на литургиях читается Притча о страшном Суде, а вся неделя посвящена памяти об усопших, отпетых и не отпетых церковью. В эти дни следует вспомнить о том, что Бог есть справедливый судья, а не только милостив.

Масленица

Языческая Масленица фактически слилась с последней подготовительной перед постом сплошной Сырной седмицей, которую почитают Православные церкви. В христианском смысле во время Сырной недели необходимо посвятить себя общению с ближними, примирению с ними.

Возникновение такой церковной традиции связано с обетом византийского императора Ираклия І, ведшего изнурительную войну с персами. Он дал обет не употреблять мясной пищи за неделю до старта Великого Поста, и, когда была одержана победа, Церковь включила такое правило в Устав.

Отличительной особенностью Сырной седмицы являются ограничения в еде, связанные с близостью поста. На этой неделе есть можно рыбу, молочные продукты, сыр и яйца, а мясные блюда уже нельзя.

Рекомендуется частичное соблюдение поста в среду и пятницу – отказ от рыбы.

Светлая седмица

В течение пасхальной недели Иисус несколько раз встречался со своими учениками, пока они окончательно не поверили в произошедшее. Последняя встреча Спасителя была с апостолом Фомой, который дольше всех отказывался верить в воскресение Господне и хотел увидеть раны и убедиться в чуде.

Христос подарил ему такой шанс, лично посетив Фому, возвратив ученика на истинный путь. Пример апостола показывает, что Церковь не закрывает дверь перед человеком, который хочет поверить, но не имеет внутренних сил для этого.

Светлой неделей называют первую седмицу после Пасхи — время радости, счастья, великого чуда.

В это время все богослужения будут подобны пасхальному.

Категорически запрещается соблюдать пост, аскезу и даже совершать коленопреклонения. Сплошной седмицей люди отмечают Воскресение Господне: радуются и веселятся. Есть во все дни можно любую пищу.

Троицкая неделя

Последней в календарном году сплошной седмицей является Троицкая, следующая за праздником Святой Троицы – Днём Рождения Церкви. По преданию, именно в этот день Святой Дух снизошёл к апостолам и даровал им знание языков.

Всего таких даров, согласно Библии, было 9, включая дар языков. Святой Дух снизошёл к верующим, даровав им возможности для привлечения к Церкви тех, кто не обладает верой, назидания себя и других.

В течение недели можно будет кушать всё, что угодно – ограничения Поста впереди.

Конец Троицкой недели является также и началом летнего Петрова (Апостольского) поста, который имеет различную продолжительность, но всегда завершается 12 июля – в День Петра и Павла.

Православные посты и седмицы неотделимы друг от друга: первые дают возможность совершить духовный подвиг, очиститься и заняться самоанализом, вторые же дают время отдохнуть от аскезы, ощутить другую сторону жизни. Важно при этом помнить, что сплошные седмицы даются не для сплошного веселья, а веселья обдуманного – каждая из них наполнена внутренним смыслом, открытым для верующих.

Если чего-то не понимаете, ваша вера не крепка или вы ищете наставника, сходите в церковь. Обратитесь с молитвой к Богу или поговорите со служителем.

Сплошные седмицы в 2021 году: когда будет, особенности

Сплошная седмица (по-другому называемая всеядной) – так в православном календаре называется неделя, когда верующие могут позволить себе не придерживаться строгого поста. В эти 7 дней разрешено употреблять в пищу скоромные продукты (то есть мясо, субпродукты, животный жир, яйца и молочную продукцию). Причём можно разговляться даже по средам и пятницам – традиционным постным дням.

Когда будут Сплошные седмицы в 2021 году

Всего за год у православных традиционно выпадает пять Сплошных седмиц – то есть пять недель полноценного питания для христиан без необходимости ограничивать себя в употреблении определённых продуктов.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

В нынешнем 2021 году Сплошные седмицы наступают по следующим числам:

  1. Святки – с 6 по 18 января.
  2. Неделя о Мытаре и Фарисее (она всегда выпадает за 14 дней до начала Великого Поста) – с 21 февраля 2021 года.
  3. Сырная седмица (иначе называемая Масленичной неделей) – предшествует Великому Посту с 8 по 13 марта 2021.
  4. Пасхальная седмица (Светлая) – после Светлого Воскресенья Христова с 2 по 7 мая 2021.
  5. Троицкая седмица – начинается после праздника Троицы, с 21 по 28 июня 2021 года.

Характеристика Сплошных седмиц

Теперь давайте вкратце разберём каждую из пяти седмиц православного календаря – какие у неё есть особенности.

Святки

Святочная неделя начинается со дня Рождества Христова и длится до Крещенского сочельника. Дни Святок известны также как «святые вечера» и приурочены к памяти о появлении на свет и крещении Иисуса Христа.

Впервые традиция праздновать Святки возникает ещё в 4 столетии. Тогда первыми христианами греческого происхождения организовывались массовые народные гуляния, длившиеся две недели с Рождества. Когда христианская религия была утверждена на Руси, сохранилось много языческих традиций, таких как ритуалы ряженья, святочные пляски и гадания.

И хотя представители православной церкви изначально весьма категорично высказывались о славянских языческих обрядах, проводимых во время Святок, но затем придумали, как можно «решить» эту проблему: они предложили на Крещение людям окунаться в прорубь, чтобы таким образом смывать с себя грехи, совершённые за время Святочных дней.

Читайте также:  Икона Богородицы Непобедимая Победа Ченстоховская в чем помогает, значение, Молитва

Обряд ряженья – то есть переодевания в специальную одежду и последующее «колядование» — хождение по дворам, распевание обрядовых песенок-колядок жив по сегодняшний день. Точно также как и святочные гадания, особенно популярные у юных девушек, желающих узнать, когда судьба пошлёт им суженого.

Неделя о Мытаре и Фарисее

Седмица о Мытаре и Фарисее – выступает своеобразной подготовкой перед Великим Постом. Что же она символизирует и почему у неё такое странное название?

Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к христианскому Евангелие, которое изобилует коротенькими, но поучительными рассказами-притчами. Их рассказывал людям Иисус Христос, проводя свои проповеди.

Одна из притч называется также как и данная неделя – «О мытаре и фарисее». В ней описываются два человека:

  • мытарь – то есть сборщик податей (в древнем обществе к мытарям относились пренебрежительно);
  • и фарисей – представитель государственного верховенства, власти.

Притча повествует об одном дне, когда оба – мытарь и фарисей, такие разные люди, но пришли в один и тот же храм с целью вознести молитвы Богу. Фарисей, молясь, выражал свою благодарность Всевышнему, что он не является плохим человеком: обидчиком, грабителем, прелюбодеем или таким как тот мытарь. Он считал себя духовно развитым, так как постился дважды в неделю, а также отдавал десятину своих доходов на благо общества.

Что касается мытаря, то тот стоял в стороне, боялся даже глаз поднять к небесам, но отчаянно молился Господу, прося его о Милости. Иисус Христос, рассказывая данную притчу, делал акцент на том, что из храма мытарь вышел более оправданным Богом, чем фарисей, ведь нельзя никому самостоятельно возвышать себя – так как он будет унижен, а тот, кто унижает себя, напротив, возвысится. В трёх строках Евангелие сказано так много, они имеют такой большой смысл для верующего человека. Тем же смыслом обладает и седмица о Мытаре и Фарисее.

Сырная седмица

Сырная неделя – выступает последней подготовительной неделей перед Великим постом. Но хотя на этой сплошной седмице можно не соблюдать пост в третий и пятый дни недели, мясо уже следует исключить из своего рациона.

Перед Сырной седмицей наступает мясопустная Неделя, тематика которой – Страшный Суд. А завершает её сыропустная Неделя (или Прощённое воскресенье).

На протяжении Сырной седмицы уже нельзя венчаться. А в среду и пятницу нет традиционной Литургии. Зато со среды начинается чтение великопостной молитвы, посвящённой преподобному Ефрему Сирину. В это время следует задумываться о символизме грядущего поста, установить свои рамки для него в нынешнем году, а также подготовиться к Прощённому воскресенью.

Священнослужители указывают на необходимость воздержания за эти семь дней в любых своих желаниях: в еде, веселье, плотских утехах и так далее. Хотя для истинно верующего христианина мера всегда важна.

Пасхальная седмица

Её также называют Светлой седмицей и она занимает первые семь суток от праздника Пасхи, длится до Фоминой недели. В это время ежедневно после церковного богослужения верующим полагается обойти храм, выполняя праздничный крёстный ход с трезвоном – особенным звоном колоколов на Пасху.

С даты Светлого Воскресенья Христова и до самого его отдания (наступает на сороковые сутки в праздник Вознесение Господне) православным христианам следует приветствовать друг дружку при встрече фразами «Христос Воскрес!», на которые говорят «Воистину Воскрес!».

Светлая сплошная седмица – это период, когда верующие могут разговляться, позволять себе вкушать то, чего хочет их душа. Кроме того, сейчас нет необходимости в совершении земных поклонов на церковном богослужении. Утренние и вечерние молебны заменяются Пасхальными часами (то есть особыми молитвами, связанными с этим праздником).

Троицкая седмица

Сплошная Троицкая неделя начинается со дня Святой Троицы. В этот день в храмах выполняется торжественная дневная служба, затем служится вечерня, а на ней читают коленопреклоненные молитвы. Троицкая седмица предшествует Петрову посту.

С древних времён к этим 7 дням сложилось особенное отношение: неделя была известна как «русальная», «железная» или «зелёные святки». С Троицкой седмицей связаны многочисленные обычаи, поверья. Так, согласно самому распространённому, нельзя в это время работать на земле, следует быть очень осторожными на природных водоёмах, не следует уходить далеко от своего села.

Землю нельзя трогать, якобы, потому что она в это время празднует свой день рождения. А запрет на купание и покидание родной деревни обусловлен поверьями, что во время зелёных святок русалки выбираются из воды и стремятся любыми способами причинить вред людям.

Что касается мнения православных священников, то они не указывают ни на какие особые ограничения, связанные с Троицкой неделей. Запрещено делать только то, что приносит вред человеческой душе (как, впрочем, и во все другие дни). Несмотря на это, желательно всё же в указанный период минимизировать труд, но с той лишь целью, чтобы освободить побольше времени для духовных дел: молитвы, посещения храма, чтения духовной литературы и тому подобных действий.

В завершение просмотрите видео по теме:

Сплошная седмица — что это такое? Место сплошных седмиц в церковном календаре

Православная традиция во многом сложилась благодаря монашескому движению первых веков христианства. Поэтому, в частности, число постов в православном календаре по самым скромным подсчетам приближается к ста двадцати дням, то есть к трети года. В дополнение к этому многие священнослужители, не удовлетворенные мягкостью общецерковных канонических правил, регламентирующих аскетическую практику верующих, вводят дополнительные дни поста, особенно перед (а иногда и после!) причащения, налагая тем самым на людей «бремена неудобоносимые», против которых выступал еще сам Иисус – опальный иудейский проповедник и основатель христианской церкви. Жива еще, однако, и другая, более светлая традиция, исходящая из глубины веков, когда христиане умели не столько скорбеть и каяться, сколько любить и радоваться жизни, друг другу и Божьему присутствию среди них. Частным выражением такого умонастроения первых последователей Иисуса в аскетической традиции является сплошная седмица. Что это такое, поможет разобраться более глубокое определение поста. Итак, пост в православии — это время, предназначенное для самоанализа, глубокой молитвы и религиозных подвигов, вроде чтения священных писаний, раздачи милостыни и тому подобного. Гастрономическим фоном этой практики служит телесное воздержание от некоторых видов пищи. При наиболее строгом посте отказу подлежат все продукты животного происхождения (мясо, рыба, птица, яйца, молоко), а также растительное масло.

Всего в православии существует четыре многодневных поста: Рождественский, Петровский, Успенский и Великий православный пост. В дополнение к ним существует масса однодневных периодов воздержания. Большую часть среди последних занимают среды и пятницы, по умолчанию являющиеся постными днями практически каждую неделю (седмицу — по старой церковнославянской терминологии) в году. Есть, однако, и исключения. В некоторые недели пост со среды и пятницы снимается ввиду тех или иных обстоятельств. Их-то мы и знаем как дни сплошных седмиц. Что это значит в практическом смысле? Во-первых, в это время разрешается употреблять так называемую скоромную пищу: мясо, молоко и все прочее, что обычно считается непостным. Во-вторых, что особенно важно, в эти недели можно причащаться без предварительного поста, по крайней мере, так полагается по фиксированной письменной норме богослужебного устава.

Сплошных седмиц в году всего пять:

Святочная неделя или святки.

Седмица мытаря и фарисея.

Сырная неделя, она же Масленица.

Пасхальная, больше известная как Светлая седмица.

Каждая из них либо предшествует многодневному посту, либо, наоборот, знаменует собой период отдыха и расслабления после оного.

Святочная седмица

Святки, строго говоря, — это не неделя, это одиннадцать дней между Рождеством Христовым и Крещением. Они всегда приходятся на одни и те же числа – с 7 по 18 января по новому стилю или с 25 декабря по 5 января — по старому. Таким образом, святочные дни следуют сразу за Рождественским постом вплоть до крещенского сочельника.

Неделя Мытаря и фарисея

Перед Великим постом следуют несколько так называемых подготовительных седмиц. Из них сплошной является Неделя мытаря и фарисея. Поскольку даты Пасхи и предшествующего ей периода говения каждый год выпадают на разные числа, то и подготовительные седмицы не привязаны к определенным дням. Конкретно Неделе мытаря и фарисея отводится время за две седмицы до Великого поста.

Масленица

Знаменитая Масленица — это пережиток языческого праздника встречи весны. Сегодня она фактически слилась с сырной неделей. Так (или иначе — мясопустной) называется еще одна подготовительная сплошная седмица. Что это за время? В общем-то, это последние семь дней перед сорокавосьмидневным периодом говения, предваряющим Пасху.

Отличительной чертой Масленицы от других сплошных седмиц является то, что в нее уже запрещено вкушать мясные продукты, однако разрешается есть рыбу и молочное.

Светлая седмица

Первая неделя после Пасхи также является сплошной, ввиду особой значимости праздника. Вообще-то, Воскресение Христово официально празднуется сорок дней, поэтому неудивительно, сколь особым масштабом торжественности и веселья отличается эта сплошная седмица. Что это значит? То, что в Светлую неделю категорически запрещены любой пост, аскеза и даже коленопреклоненные молитвы.

Троицкая неделя

После дня Святой Троицы следует последняя в церковном календаре сплошная седмица. Что это за праздник? Иначе он называется Пятидесятницей и отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Корни его уходят в иудейскую эортологию, а сугубо христианский смысл основывается на рассказе из Нового Завета о том, как Святой Дух в образе языков пламени сошел на апостолов, даровав им знание иных языков и прочие сверхъестественные дары. Событие это считается днем рожденья Церкви, поэтому в честь дня Святой Троицы следующая за ним неделя лишена постных дней. Зато после ее окончания начинается продолжительный Петровский пост, а потому эта седмица является также подготовительной к периоду воздержания, который заканчивается каждый год в один и тот же день – 12 июля, в день памяти апостолов Петра и Павла.

Что такое сплошная седмица в православном календаре?

Новоначальные, которые недавно начали посещать храм и соблюдать посты, не всегда знают, что такое сплошная седмица в православном календаре. Для таких людей эта информация может оказаться довольно приятным сюрпризом. Оказывается, год православного человека состоит не из одних постов. Но обо всем по порядку.

Посты

Чтобы лучше понять, что такое сплошная седмица, важно разобраться, как устроен православный календарь. Всего многодневных постов в православии 4: Рождественский, Петровский, Успенский и Великий православный пост. Рождественский пост всегда длится с 28 ноября по 6 января. Великий пост всегда имеет продолжительность в 48 дней, но границы его сдвигаются в зависимости от дня празднования Пасхи.

Постятся православные также в среду и пятницу каждую неделю. Перед причастием также рекомендуется соблюдать 3 дня поста. Но из правил существуют и исключения. Например, послабления в постах для болящих, беременных и кормящих матерей, путешествующих.

Сплошные седмицы

Одно из этих исключений – это как раз сплошные седмицы. Что такое сплошная седмица? Это неделя, на которой не соблюдается обычный для христиан пост в среду и пятницу. Если человек собирается причаститься на сплошной седмице, ему разрешается не поститься перед причастием. В календарях сплошные седмицы либо обозначаются особым цветом, либо выделяются тем, что во все дни нет символов, обозначающих пост, и ячейки с датами обычно остаются белыми. Такие недели знаменуют собой великие праздники или подготавливают к длительным постам.

Читайте также:  Евфимий Великий

В году таких седмиц целых пять. Когда ожидают православных Сплошные седмицы в 2018 году?

Святки

Длится этот период каждый год с 7 января по 18 января, то есть с Рождества Христова вплоть до кануна дня Крещения Господня. Называть его сплошной седмицей не совсем верно – ведь святки тянутся целых 11 дней! Святки – слово, говорящее нам о русских традициях. Эти дни всего было принято проводить весело, ходить друг к другу в гости. В этот зимний период люди катались на санках, играли в снежки. Не проводилось никаких работ, кроме самых повседневных и необходимых, и молодежь могла праздновать. Так что можно даже считать традиционные святки аналогом современных зимних каникул. Распространены были колядования – когда дети, а иногда и молодежь ходили по домам и исполняли церковные песнопения. На святки было принято гадать. Этот период связывался с мистикой и, как ни странно, темными силами. Видимо, влияло поверье о том, что с Рождества до Крещения – это время «без креста», когда Младенец еще не крещен, несмотря на то, что Спаситель принял крещение уже взрослым, в 30 лет. А вот Церковь гадания и увлечение мистикой не одобряла. Что такое сплошная седмица? Это ведь совсем не языческий обычай, а постановление Церкви, поэтому и проводить ее стоит в рамках православных традиций.

Неделя мытаря и фарисея

Называется она так, потому что в храмах читаются триоди «о мытаре и фарисее». Это подготовительная неделя перед Великим постом, и она настраивает верующих на то, чтобы заглянуть в себя и оценить, не слишком ли мы превозносим свои достижения перед Богом, не сравниваем ли себя с другими, открыто ли наше сердце, полны ли мы покаяния. В притче о мытаре и фарисее рассказывается о двух людях, пришедших в Храм. Один из них был праведным фарисеем, соблюдавшим все обряды, другой – мытарем, то есть сборщиком налогов, которые часто были корыстными и нечестными людьми. И фарисей перечислял все свои добродетели и, наконец, поблагодарил Бога за то, что не такой, как этот мытарь. Тем временем мытарь не смел поднять глаза и только повторял «Боже, милостив буди мне грешному». Эта притча подчеркивает важность искреннего покаяния и смирения и учит не превозноситься над другими людьми. В наступившем году неделя мытаря и фарисея продолжится с 29 января по 4 февраля.

Масленица

Масленица, иначе говоря, Сырная неделя, в этом году выпадает с 12 по 18 февраля. Несмотря на позволение ежедневно употреблять молочные продукты и яйца, мясо в эту неделю запрещено. Иначе она называется Мясопустной. Масленица предшествует началу Великого Поста. Масленица, так же как и Святки, богата традициями.

Традиционные зимние забавы сочетались со специфическими масленичными. Например, устраивались кулачные бои, каждый желающий мог попытаться залезть на столб с призом. Люди веселились, ходили друг к другу в гости, пекли и ели блины. Каждый из дней этой недели имеет свое название. Понедельник – «Встреча Масленицы», вторник – «Заигрыш», среда – «Лакомка», четверг – «Разгуляй», пятница – «Тещины вечерки», суббота – «Золовкины посиделки». Это определяло, как проводились дни и к кому из родственников было принято ходить в гости. В воскресенье же, называемое «Прощеным», было принято просить друг у друга прощения перед началом поста. Также в этот день происходило сожжение соломенного чучела, которое символизировало зиму. Это красочное мероприятие с хороводами, песнями, плясками.

Пасхальная неделя

В 2018 году Пасха наступит 8 апреля, а следующая за ней Светлая Седмица, или Пасхальная неделя, продлится с 9 по 15 апреля. Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, поэтому приходится каждый год на разные даты. Ее празднование определяет и даты предшествующего ей Великого Поста и двух описанных выше сплошных седмиц. Что такое Пасха для православных? Праздник Праздников! Трудно представить, какую радость и какую глубину содержит в себе весть о Воскресении. Христос-победитель как бы показывает нам, что смерти больше не существует. Все, кто потерял своих близких, верят в их воскресение в далеком будущем, все, кому самому скоро предстоит покинуть этот мир, смотрят вперед смелее. Совершилось искупление человеческих грехов. Позади все тяжелое и мучительное – и страдания Христа, и строгие ограничения, которые пронесли православные через весь пост, помня о Его жертве. Поэтому Пасхальная неделя всегда светлая и радостная. В храмах каждый день совершается Крестный ход, весело звонят колокола. Несколько дней люди на завтрак едят освященную еще в Страстную Субботу пищу – куличи, яйца. Принято проводить эти дни в радостном, приподнятом настроении и делать добрые дела.

Троицкая неделя

с 28 мая по 3 июня. Чем-то эта неделя издавна напоминала Святки – на ней сохранилось множество языческих обрядов, связанных с гаданиями, русалками, потусторонним миром. Дело в том, что она вобрала в себя много языческих традиций, которые связаны с таким праздником, как Семик. С приходом православия этот праздник стал зависеть от Троицы, которая наступает на 50-й день после Пасхи (другое ее название – Пятидесятница), но содержание его осталось языческим. Символом этой недели является березка. Эту сплошную седмицу даже называют «зеленой неделей», потому что не только храмы, но и дома стоят украшенные березовыми ветками и травой, а девушки надевают венки. День, следующий за Троицей, называется Духов день и посвящен Святому Духу. После этой седмицы начинается Петров пост.

Мы разобрались, что означает сплошная седмица. Это неделя, полностью лишенная постных дней. Итак, теперь стало совсем ясно, что это такое. Дни сплошных седмиц позволяют набраться сил перед трудным и долгим постом или восстановить их после него, они вносят в жизнь не только разнообразное питание, но и веселую атмосферу празднества.

Почему перед Петровым постом установлена сплошная седмица?

Путь Церкви – это всегда «золотая» середина. Все в Ней гармонично, все в ней выверено до мельчайших подробностей. Все в Ней ведет с Божьей помощью человека ко спасению. Так и со сплошными седмицами (от слова «семь», семь дней недели).

Сплошной седмицей называется неделя, в которой нет однодневных постов в среду и пятницу, когда можно вкушать все продукты. Исключением является сплошная Сырная седмица перед Великим постом, когда Своим Уставом Церковь постепенно вырабатывает у человека привыкание к посту, облегчая его рацион. Сплошные седмицы установлены, чтобы добиться нескольких целей, так сказать, в комплексе. С одной стороны – в продуктовом отношении накопить силы на пост или, наоборот, немного утешиться после продолжительного поста, как например, на Светлой седмице или святках. С другой стороны – дать человеку возможность расслабиться перед длительным и усиленным духовным подвигом: своеобразный привал перед походом или сражением. С третьей стороны – не дать нам возможности упасть в прелесть и мнить о себе, что мы «великие» постники и аскеты.

Сплошных седмиц в церковном годичном календаре всего пять:

1. Святки – с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января (это, строго говоря, не седмица, а 11 дней).

2. Мытаря и фарисея – за две недели до Великого поста.

3. Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

4. Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи.

5. Троицкая – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) – в этом году припадает на интервал с 5 по 11 июня.

Если говорить конкретно о сплошной седмице после Дня Святой Троицы, то она связана еще и с тем, что Пятидесятница по своему значению сравнивается с Пасхой. Мы торжествуем и радуемся, что нам, православным христианам, открылось Третье Лицо Святой Троицы – Святой Дух, Который щедро излился на апостолов, утвердив Церковь, и продолжает изливаться и на нас, грешных.

Предписание о сплошной седмице после Дня Святой Троицы мы находим в апостольских постановлениях: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Что же касается практики причащения Святых Христовых Таин в Троицкую сплошную седмицу, то они регулируются документом «Об участии верных в Евхаристии», принятом на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года. Там написано следующее: «Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица – неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: “От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся” (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, – следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития».

Примерно то же можно сказать и о других сплошных седмицах, включая Троицкую.

Будем же радоваться и веселиться, и праздновать день рождения Матери Церкви, и возвеличивать-славословить нашего Утешителя. Будем же с Божьей помощью копить силы на Петров пост, который в этом году начинается с 12 июня и продолжается ровно месяц до 12 июля. Этот пост нестрогий. Можно вкушать рыбу, кроме сред и пятниц. Но главное, конечно, исповедоваться, причащаться Тела и Крови Христовых, посещать богослужения, усилить молитвенное правило, творить добрые дела. Ведь пост – это шажочек, с помощью которого мы приближаемся к Богу.

Ссылка на основную публикацию