Что такое седмица по православному календарю

Об особых посвящениях семи дней недели: когда и кому нужно молиться

Архимандрит Назарий (Омельченко)

– Отче, просветите, пожалуйста, имеют ли дни недели особые посвящения?

– Богослужебная жизнь Православной Церкви циклична. Существует три богослужебных круга: годовой, седмичный и суточный. Годовой содержит в себе подвижные и неподвижные праздники, повторяющиеся из года в год; седмичный состоит из дней недели, которые посвящены самым важным событиям земной жизни Спасителя и наиболее чтимым святым; суточный круг составляют девять богослужений. Они повторяются каждый день.

Таким образом, каждый из семи дней недели в Православной Церкви имеет свое повящение. Некоторые из них, как то воскресение, среда и пятница, особо чтились еще во времена Древней Церкви, и их смысловая нагрузка не менялась на протяжении веков. Итак, понедельник посвящен Небесным Силам, вторник – Иоанну Предтече, среда – день предательства Иудой Спасителя, потому особо чтится Крест Христов, четверг посвящен святым апостолам и Святителю Николаю, пятница – день Крестной Жертвы Спасителя, в субботу особо почитаются все святые, первая среди которых Богородица, а также поминаются все усопшие. Воскресенье – малая Пасха – день Светлого Христова Воскресения, благодаря которому дарована вечная жизнь всему человечеству.

– Что значит: понедельник посвящен Ангелам?

– В понедельник Церковь особо почитает святых Ангелов. Это почитание выражается в молитвенном призывании Небесных Сил бесплотных. За богослужением понедельника звучат молитвословия, в которых верующие просят помощи у своих Ангелов Хранителей, а также и у прочих Ангелов, чтобы они сопутствовали человеческой жизни и помогали спасти душу христианскую. В Православной Церкви есть учение, согласно которому у каждого христианина есть Ангел Хранитель, который дается человеку во время Таинства Крещения. Да и вся жизнь человеческая тесно связана с невидимым ангельским миром. Некоторые благочестивые христиане, усугубляя свой подвиг, берут в этот день на себя бремя поста. Такая же практика существует и в некоторых монастырях. Монахи подражают Ангелам, посвящая жизнь служению Богу и восхвалению Его Небесной Славы, потому и отмечают особо день почитания Небесных Сил бесплотных.

– А как понять: вторник посвящен Иоанну Крестителю? Как посвятить этот день ему?

– Во вторник Церковь прославляет всех ветхозаветных праведников и пророков, которые своей верностью Богу сделали возможным пришествие Спасителя мира. Святой Иоанн Креститель является олицетворением верности Богу, праведности и подвижничества. По словам Спасителя, Предтеча «Больший среди рожденных женами». Посвятить день святому – значит, прежде всего, если вы не знакомы с его житием, то поинтересоваться главными вехами жизни и подвига святого. Основой подвига Иоанна Крестителя является аскеза и служение Богу. Исследуя жизнь Предтечи, каждый христианин увидит яркий пример для подражания. Потому, посвящая день святому, проанализируйте свою жизнь и определите те добродетели, которые объединяют нас. Если таких нет, перед вами большое поле для духовного делания.

– Среда посвящена Кресту. Чем отличается этот день от других?

– В среду заканчивается воспоминание Церковью Ветхого Завета и начинается прославление новозаветных событий. Среда и пятница являются днями воспоминания о страданиях и крестной смерти Спасителя. В среду Иуда предал Спасителя. С этого дня фактически начались страдания Спасителя. В святи с этим особенно почитается Крест как орудие нашего спасения. В этот день на протяжении всего года нужно держать пост.

– Четверг посвящен апостолам и Святителю Николаю Чудотворцу. Как вести себя в этот день?

– В четверг Церковь вспоминает святых апостолов, трудами которых христианство утвердилось на земле. В этот же день мы почитаем преемника апостолов, одного из самых почитаемых святых Православной Церкви – Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Сегодня фактически в каждом православном доме находится иконка этого великого Угодника Божьего. И потому почтение Святителя должно выражаться не просто в памятовании, а в живой и реальной молитве.

– В пятницу мы как-то особенно должны вспоминать Распятие Христа? Служат ли особые молитвы в храмах в этот день?

– Пятница – день вспоминания страстей и Крестной смерти Спасителя. День постный. Церковь молитвенно состраждет и прославляет искупительный подвиг Христа.

– Суббота посвящена всем святым. Как ее отметить?

– В субботу мы чтим всех святых. Первая среди них Богородица. В традиции русской Церкви каждому христианину нарекается имя в честь какого-то святого. Таким образом, в субботу, почитая всех святых, мы прибегаем к молитвенному предстательсвтву своего святого, а также и к другим святым, близким нашему сердцу, но для которых нет особо установленного дня на протяжении недели.

В этот день христиане особо молятся об упокоении усопших, вспоминая своих родных, близких и всех, от века почивших. Поминание может выражаться как в келейной молитве, так и через участие в панихиде, совершаемой традиционно в храмах в этот день.

– Воскресенье посвящено Господу. Как правильно провести этот день?

– Воскресный день – малая Пасха. Он посвящен Господу и почитается христианами с апостольского времени. В этот день каждый верующий должен посетить храм для участия в Божественной литургии. Поскольку воскресение Христово является надеждой для всех людей, то и почитание этого дня особо. Лучше всего после богослужения провести день в доброделании: посетить больных, помочь нуждающимся, проведать престарелых. Также в воскресенье следовало бы посвятить несколько часов чтению Священного Писания и совершению молитвы. Правильно было бы проанализировать события прошедшей недели (что доброго и плохого случилось за этот период) и постараться выстроить определенный план действий в духовной жизни на следующие семь дней. Таким образом, стержень духовной жизни, который формируется благодаря участию человека в богослужении и нравственному совершенствованию, поможет человеку даже в трудных жизненных обстоятельствах не сходить из пути, ведущего к Истине.

Архимандрит Назарий (Омельченко),
преподавателm Киевских духовных школ
Беседовала Наталья Горошкова

Скиния

Ски́ния — поход­ный храм, создан­ный сынами Изра­иля по пове­ле­нию Божию после заклю­че­нии Синай­ского Завета. Другие назва­ния: «скиния собра­ния» ( Исх. 40:34 ), «скиния откро­ве­ния» ( Числ. 9:15 ), «дом Гос­пода» ( Исх. 34:26 ).

В собран­ном виде Скиния пред­став­ляла собой палатку или шатер, длиной в 30 локтей, шири­ной в 10 и столько же в высоту. Она состо­яла из двух отде­ле­ний, боль­шего и мень­шего, раз­гра­ни­чен­ных тяже­лой заве­сой «из голу­бой, пур­пу­ро­вой и черв­ле­ной шерсти и кру­че­ного вис­сона», с изоб­ра­же­нием херу­ви­мов. При этом завеса поко­и­лась на четы­рех дере­вян­ных, обло­жен­ных золо­том стол­бах, утвер­жден­ных на сереб­ря­ных осно­ва­ниях ( Исх. 26:31–32 ). Боль­шее отде­ле­ние, а его про­тя­жен­ность состав­ляла 20 локтей, начи­на­лось сразу же за входом и упи­ра­лось в завесу. Оно име­но­ва­лось «Свя­ти­ли­щем» («Святым Местом»), а мень­шее рас­по­ла­га­лось сразу за боль­шим и назы­ва­лось «Святое Святых».

Внут­рен­нее про­стран­ство Свя­того Святых пред­став­ляло собой форму куба с длиною ребра в 10 локтей. Это было глав­ным и наи­бо­лее сокро­вен­ным поме­ще­нием Скинии, пред­на­зна­чав­шемся для хра­не­ния ков­чега завета. В Святое Святых мог вхо­дить только пер­во­свя­щен­ник и только один раз в году: в День Очи­ще­ния, с жерт­вен­ной кровью.

В Святом Месте (или Свя­ти­лище) рас­по­ла­га­лись: стол для хлебов пред­ло­же­ния, жерт­вен­ник куре­ния и све­тиль­ник. Туда вхо­дили свя­щен­ники для совер­ше­ния над­ле­жа­щих обря­дов.

Опор­ный каркас Скинии состав­ляли брусья, изго­тов­лен­ные из дерева ситтим, покры­тые золо­том. Каждый брус уста­нав­ли­вался вер­ти­кально на два сереб­ря­ных под­но­жия, и все они вместе фик­си­ро­ва­лись попе­ре­чи­нами — позла­щен­ными шестами, про­пу­щен­ными через золо­тые кольца, при­креп­лен­ные к бру­сьям. Север­ная и южная сто­роны шатра состо­яли из два­дцати стоек каждая. Шесть стоек состав­ляли запад­ную стену, по углам кото­рой допол­ни­тельно уста­нав­ли­ва­лись ещё две — для скреп­ле­ния смы­ка­ю­щихся стен ( Исх. 26:15–29 ). Вход в Скинию был со сто­роны востока. В случае необ­хо­ди­мо­сти вся эта кон­струк­ция демон­ти­ро­ва­лась, пере­но­си­лась и вновь соби­ра­лась спе­ци­ально пред­на­зна­чен­ными для этих целей людьми.

Покров Скинии состоял из четы­рех слоев. Внут­рен­ний был изго­тов­лен «из десяти покры­вал кру­че­ного вис­сона и из голу­бой, пур­пу­ро­вой и черв­ле­ной шерсти», с изоб­ра­же­нием херу­ви­мов ( Исх. 26:1 ). Второй, более грубый слой состоял из один­на­дцати покры­вал из козьей шерсти ( Исх. 26:7 ). Два внеш­них слоя состав­ляли: покров «из кож бара­ньих крас­ных и еще покров верх­ний из кож синих» ( Исх. 26:14 ). Вход в Скинию укры­вался заве­сой, сде­лан­ной из того же мате­ри­ала, что и внут­рен­ний покров. Для её креп­ле­ния уста­нав­ли­ва­лось пять позла­щен­ных стол­бов на медных под­но­жиях ( Исх. 26:26–37 ).

Скиния была окру­жена пря­мо­уголь­ным двором, длина кото­рого состав­ляла 100 локтей, а ширина — 50. По пери­метру двор ограж­дался заве­сой, высо­той в 5 локтей, рас­тя­ну­той на стол­бах ( Исх. 27:18 ). На дворе рас­по­ла­гался жерт­вен­ник все­со­жже­ния и умы­валь­ница.

Пола­гают, что после завер­ше­ния соро­ка­лет­него стран­ство­ва­ния евреев по пустыне и вступ­ле­ния в землю обе­то­ван­ную местами рас­по­ло­же­ния скинии были такие гео­гра­фи­че­ские пункты как Силом ( Нав. 18:1 ), Сихем ( Нав. 24:26 ), Мас­сифа ( Суд 20:1 ), Вефиль ( Суд. 20:18 ).

Сколько вре­мени про­су­ще­ство­вала скиния, создан­ная при Моисее, ска­зать трудно. В прав­ле­ние Саула по край­ней мере часть свя­щен­ных пред­ме­тов, кото­рые над­ле­жало хра­нить именно в Скинии, нахо­ди­лись в Номве ( 1Цар. 21:1–6 ). О Давиде же сооб­ща­ется, что он соору­дил новую Скинию: «И при­несли ковчег Божий, и поста­вили его среди скинии, кото­рую устроил для него Давид» ( 1Пар. 16:1 ). А уже при его сыне, Соло­моне, был воз­двиг­нут вели­че­ствен­ный камен­ный Храм.

Зна­че­ние Скинии для еврей­ского народа трудно пере­оце­нить. Помимо того, что она слу­жила объ­еди­ня­ю­щим фак­то­ром, она была види­мым знаком води­тель­ства Божия, местом Его осо­бого при­сут­ствия, местом где Бог откры­вался Своему народу: «В тот день, когда постав­лена была скиния, облако покрыло скинию откро­ве­ния, и с вечера над ски­ниею как бы огонь виден был до самого утра. Так было и всегда: облако покры­вало ее [днем] и подо­бие огня ночью. И когда облако под­ни­ма­лось от скинии, тогда сыны Изра­и­левы отправ­ля­лись в путь, и на месте, где оста­нав­ли­ва­лось облако, там оста­нав­ли­ва­лись станом сыны Изра­и­левы» ( Числ. 9:15–17 ).

Читайте также:  Что это за грех рукоблудие, Молитва и как избавиться

Во время стран­ство­ва­ния евреев по пустыне Скиния всегда раз­ме­ща­лась в центре поход­ного стана.

В Свя­щен­ном Писа­нии содер­жится подроб­ное опи­са­ние Скинии вплоть до мель­чай­ших дета­лей, отме­ча­ется, что люди, испол­нив­шие при её созда­нии глав­ные роли, Весе­леил и Аго­лиав, были назна­чены Самим Богом и полу­чили на то особое бла­го­сло­ве­ние ( Исх. 31:1–11 ). Этим под­чер­ки­ва­ется, что Скиния соот­вет­ство­вала Божьим пред­на­чер­та­ниям о ней даже и фор­мально: «И поставь скинию по образцу, кото­рый пока­зан тебе на горе» ( Исх. 26:30 ).

Алле­го­ри­че­ски Скиния слу­жила про­об­ра­зом Церкви Хри­сто­вой. Обра­щен­но­стью её входа к Востоку ука­зы­ва­лось, что вет­хо­за­вет­ная Цер­ковь только ожи­дала явле­ния Солнца Правды — Христа: «Сим Дух Святый пока­зы­вает, что еще не открыт путь во свя­ти­лище, доколе стоит преж­няя скиния. Она есть образ насто­я­щего вре­мени, в кото­рое при­но­сятся дары и жертвы, не могу­щие сде­лать в сове­сти совер­шен­ным при­но­ся­щего, и кото­рые с яст­вами и пити­ями, и раз­лич­ными омо­ве­ни­ями и обря­дами, отно­ся­щи­мися до плоти, уста­нов­лены были только до вре­мени исправ­ле­ния. Но Хри­стос, Пер­во­свя­щен­ник буду­щих благ, придя с боль­шею и совер­шен­ней­шею ски­ниею, неру­ко­тво­рен­ною, то есть на тако­вого устро­е­ния, и не с кровью козлов и тель­цов, но со Своею Кровию, одна­жды вошел во свя­ти­лище и при­об­рел вечное искуп­ле­ние» ( Евр. 9:8–12 ).

В рамках более раз­вёр­ну­того алле­го­ри­че­ского тол­ко­ва­ния можно ска­зать, что Свя­ти­лище слу­жило про­об­ра­зом Церкви Божьей на земле, а Святое Святых сим­во­ли­зи­ро­вало Небо. Опять же, будучи местом осо­бого Боже­ствен­ного при­сут­ствия, Скиния про­об­ра­зо­вала собой Божью Матерь, носив­шую в утробе Еди­но­род­ного Сына. Нако­нец, Скиния про­об­ра­зо­вала Спа­си­теля, под покро­вом плоти Кото­рого скры­ва­лось Боже­ство.

Скиния — походный храм

Вскоре после этого в жизни избранного народа произошло очень важное событие. По Божественному повелению был устроен походный храм — скиния (от греч. скенэ — обитель). Все работы были возложены на Веселиила. Бог исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством (Исх 35, 31).

Скиния была сооружена и поставлена в первый месяц второго года после выхода евреев из Египта. Моисей положил в ковчег скрижали завета и внес его в скинию. Затем он повесил завесу. Ковчег завета стал главной святыней Израиля. На протяжении восьмисот пятидесяти лет он был для израильтян зримым свидетельством Божьего присутствия среди избранного народа. Бог благословил святое место: И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию (Исх 40, 34–35).

Во второй год по выходе из Египта, в двадцатый день второго месяца, облако поднялось от скинии. Этим знамением Господь повелевал подняться в путь. Евреи покинули Синайскую пустыню и вступили в пустыню Фаран, лежавшую на севере от Синайского полуострова. Люди стали роптать вслух. За это огонь стал истреблять край стана. Народ возопил к Моисею. Он помолился, и огонь утих. Место это нарекли Тавера, потому что возгорелся у них огонь Господень (Чис 11, 3).

Вскоре возникло новое недовольство евреев: пришельцы, а с ними и сыны Израилевы стали плакать и говорить: кто накормит нас мясом? Моисей стал скорбеть и обратился ко Господу со словами молитвы. Господь сказал Моисею, что будет насыщать сынов Израиля мясом целый месяц, пока оно не станет для них отвратительным. На другой день поднялся ветер и нагнал перепелов, метровым слоем от земли. Роптавших Господь поразил язвою.

Затем народ двинулся в Асироф, на северо-восток от Синая. Сестра Моисея и Аарон стали упрекать брата своего за жену-мадианитянку — Сепфору. Это был лишь повод. Причиной же было исключительное положение их брата. Нужно было подтверждение того, что Господь избрал Моисея. Он повелел Моисею, Аарону и Мариам идти к скинии собрания. Господь сошел в облачном столпе и сказал, что Моисей верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним (Чис 12, 7–8). Мариам покрылась проказой. Аарон не был наказан этой страшной болезнью. По мнению блаженного Феодорита, так определил Господь потому, что Аарон был корнем священства и чтобы укоризна не шла на весь род. Он покаялся. Моисей вознес молитву за сестру: Боже, исцели ее! (Чис 12, 13). Господь повелел ей быть вне стана семь дней.

Когда Мариам исцелилась и возвратилась в стан, народ двинулся в путь.

Пустыня Фаран. Здесь Израиль провел большую часть своего тридцативосьмилетнего странствия. Это стало тяжелым испытанием за ропот. Пустыня была голой и безжизненной. К этому времени же относится переименование Моисеем сына Навина: из Осии он стал Иисусом. Святые отцы в преемнике Моисея Иисусе Навине, который ввел Израиль в землю обетованную, видят прообраз Иисуса Христа, вводящего нас в обетованное нам Царство Небесное.

Господь повелел Моисею послать от двенадцати колен мужей, чтобы обозреть землю Ханаанскую. Посланные люди вернулись через сорок дней и принесли плоды из той земли. Они стали нагонять на народ уныние, говоря, что видели там исполинов, перед которыми они были ничтожны, как саранча. Это были сыны Енаковы, отличавшиеся исполинским ростом. Они происходили от Енака, сына Арбы. Жили главным образом в нагорной части Иудеи (Хевроне и других городах). После завоевания обетованной земли Иисус Навин победил и изгнал их. Но немного их сохранилось в филистимлянских городах. Голиаф, сраженный впоследствии Давидом, был их потомком.

Народ впал в уныние и поднял вопль. Евреи стали жалеть, что покинули Египет. Иисус Навин и Халев, бывшие среди двенадцати мужей, посланных к земле Ханаанской, разодрали одежды и сказали, что если Господь милостив к ним, то введет в землю ту. Но народ хотел побить их камнями. Старшее поколение евреев, выросших в Египте, оказалось не способным к жизни в земле обетованной согласно с Божественным планом спасения. За два года было десять возмущений. Поэтому Господь определил сорокалетнее странствие по пустыне, пока не лягут там кости непокорных (жестковыйных) людей и пока не вырастет новое поколение.

Скиния Моисея, или священный шатёр — устройство и основные части

На страницах Ветхого Завета мы видим, как Бог дал Моисею заповедь сделать скинию — священный шатёр. Скиния Моисея, как ее стали потом называть, содержала несколько частей и все они имели свое предназначение.

Изучая служение в скинии в Ветхом Завете, мы можем увидеть прообраз нашего служения в церкви. Так же, как ветхозаветные священники совершали свое ежедневное и ежегодное служение, мы как новозаветные священники должны каждый день совершать служение Христа (1 Петра 2:9).

Скиния Моисея (священный шатёр) и ее части

  1. Ковчег завета. Прямоугольный золотой сундук, содержащий десять заповедей. Символизировал Божий завет с народом Израиля и находился в Святом – святых.
  2. Крышка ковчега. Являлась крышкой ковчега завета. Символизировала присутствие Бога среди Его народа.
  3. Завеса. Разделяла два святых помещения скинии – святилище и Святое – святых. Символизировала отделение народа от Бога из-за греха.
  4. Стол. Деревянный стол находился в святилище скинии. На нем лежали хлебы предложения и разная утварь.
  5. Хлебы предложения. Двенадцать буханок хлеба, по одной на каждое колено Израиля. Символизировали духовную пищу, которую Бог предлагает людям.
  6. Светильник. Золотой светильник с семью горящими лампами (светильниками) стоял в святилище. Светил для священников в святилище.
  7. Жертвенник для курений. Жертвенник в святилище перед завесой. Использовался для воскурений Богу и символизировал услышанные Им молитвы.
  8. Елей для помазания. Специальное масло для помазания священников и всех частей скинии. Знак посвящения Богу.
  9. Жертвенник всесожжения. Бронзовый жертвенник вне скинии, на котором приносили жертвы. Символизировал восстановление отношений с Богом посредством жертвоприношения.
  10. Умывальник. Большая емкость вне скинии, в которой священники совершали омовение перед тем, как выполнять свои обязанности. Символизировал необходимость духовного очищения.

В 26 главе книги Исход очень подробно описывается то, как должна быть устроена скиния. Вот лишь небольшая часть устройства скинии, которую Бог сказал сделать Моисею:

Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти], и херувимов сделай на них искусною работою; длина каждого покрывала двадцать восемь локтей, а ширина каждого покрывала четыре локтя: мера одна всем покрывалам. Пять покрывал пусть будут соединены одно с другим, и [другие] пять покрывал соединены одно с другим.

Сделай петли голубого [цвета] на краю первого покрывала, в конце соединяющего обе половины; так сделай и на краю последнего покрывала, соединяющего обе половины; пятьдесят петлей сделай у одного покрывала и пятьдесят петлей сделай на краю покрывала, которое соединяется с другим; петли [должны] соответствовать одна другой; и сделай пятьдесят крючков золотых и крючками соедини покрывала одно с другим, и будет скиния одно [целое]. И сделай покрывала на козьей [шерсти], чтобы покрывать скинию; одиннадцать покрывал сделай таких; длина одного покрывала тридцать локтей, а ширина четыре локтя; [это] одно покрывало: одиннадцати покрывалам одна мера.

Читайте также:  Очищение (исцеление) колокольным звоном, какие бывают разновидности и виды

И соедини пять покрывал особо и шесть покрывал особо; шестое покрывало сделай двойное с передней стороны скинии. Сделай пятьдесят петлей на краю крайнего покрывала, для соединения его [с другим], и пятьдесят петлей на краю другого покрывала, для соединения с ним; сделай пятьдесят крючков медных, и вложи крючки в петли, и соедини покров, чтобы он составлял одно… (Исход 26:1-11)

Скиния в Ветхом Завете имела очень большое символическое значение. Это было место, где приносились жертвы за грехи людей. Она стала местом, где человек получал очищение и прощение. Священник, который служил в скинии, должен был пройти особый обряд очищения, прежде, чем начинать свою работу. Скиния была местом, где Бог являлся человеку и обитал среди людей:

И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте. (Исход 25:8,9)

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши “ctrl” + “enter”.

скиния

( מִשְכָּן , мишкан), переносное святилище Бога, которое соорудили израильтяне по Его указанию во время странствований по пустыне после Исхода из Египта.

Для обозначения скинии Библия пользуется целым рядом названий: мишкан (`обиталище`, `местопребывание` [Бога]), мишкан Я хве (`обиталище Я хве`), мишкан ха-‘эдут (`местопребывание свидетельства`, то есть Ковчега Завета); о хел (`шатер`, `скиния`) — о хел мо‘эд (`скиния собрания`), мишкан о хел мо‘эд (`местопребывание скинии собрания`) и, наконец, микдаш (`святилище`), ха-кодеш (`святое место`).

Главные сведения относительно внутреннего устройства скинии — Исх. 25–31 и 35–40 — главы, которые, по всей видимости, принадлежат к источнику P (см. Пятикнижие; Земля Израиля /Эрец-Исраэль/. Исторический очерк. Религиозная и культурная жизнь в эпоху Первого храма). Скиния, ее утварь и одеяния первосвященника были сделаны из разнообразных материалов, добровольно пожертвованных народом (Исх. 25:2; 35:4) — золота, серебра, меди, драгоценных камней, древесины акации, тканей, в том числе пурпура, кожи и т. п. Ценность материала определялась святостью изготовляемого из него предмета. Скиния была плоским прямоугольным строением — шатром из кожи, частично из дерева, внутри она делилась занавесью на две неравные части; меньшее помещение в глубине называлось кодеш ха-кодашим (`Святая святых`). Вокруг скинии сооружался прямоугольный двор площадью 100×50 локтей, отгороженный от внешнего мира занавесями. Ковчег Завета, самый святой предмет скинии, находился в Святая святых. В скинии (вне Святая святых) стоял семиствольный золотой светильник — менора и алтарь для воскурений.

Согласно библейскому рассказу, скиния и ее утварь были созданы Бецалелем, которому помогали О холиав и несколько других искусных мастеров; они же изготовили и священнические одежды; сооружение скинии было завершено на второй месяц второго года после исхода из Египта. Книга Исход повествует, что, когда работа была закончена, «покрыло облако скинию собрания и слава Господня наполнила скинию. облако Господне стояло над скинией днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева, во все путешествие их» (Исх. 40:34, 38). Освящение скинии и посвящение священников Моисеем описано в Исх. 29 и Лев. 8–10. Как только скиния была сооружена, она заняла центральное место — в прямом и переносном смысле — среди народа Израиля.

В Библии функции скинии можно подразделить на три категории. Во-первых, скиния рассматривается как обиталище Бога среди народа Израиля (Исх. 25:8) и Его видимый символ. Во-вторых, скиния представляет собой культовый центр, где осуществляются регулярные церемонии и жертвоприношения. В-третьих, скиния — место, где Бог обнаруживает Свое присутствие (Лев. 16:2) и откуда Он говорит с Моисеем (Исх. 25:22).

Исследователи отмечают сходство повествования о сооружении скинии с повествованием о сооружении Храма царем Соломоном в I Ц. 5–8: внутренняя планировка скинии очень похожа на планировку храмового помещения, утварь в скинии сходна с утварью в Соломоновом храме, в обоих святилищах одинаковые по форме алтари, меноры и т. д.

Библейское повествование о скинии вызывает ряд экзегетических проблем (см. экзегеза); одна из наиболее важных — почему так мало упоминаний о скинии после завоевания израильтянами Ханаана. Однако самая серьезная проблема — различия между упомянутой в Исх. 33:7–11 скинии собрания и скинии, описанной в Исх. 25–31 и 35–40. Скиния собрания в Исх. 33 — обычный шатер, расположенный вне лагеря; ничего не говорится об отправлении культа в этом шатре. Исследователи Библии высказывают ряд предположений относительно различных источников этих двух описаний скинии и несовпадений по времени в них. Наиболее признана гипотеза Ю. Вельхаузена, согласно которой библейское описание скинии не историческое, а составлено в период после возвращения из вавилонского пленения и в сущности отражает структуру Иерусалимским храма. Недавно было высказано предположение, что описание скинии в книге Исход утопично в своей основе и отражает архитектонику святилища Бога Израиля в Шило (I Сам. 1:7–24; Суд. 18:31). Это святилище было построено в форме шатра, и в нем находился Ковчег Завета; оно служило местом собраний израильтян в домонархический период. Вместе с тем в описании скинии присутствуют многие архаические детали кочевого образа жизни израильтян до их поселения в Эрец-Исраэль. В частности, переносной шатер, который сооружен из акации, произрастающей в пустыне, и красной бараньей кожи, напоминает доисламский аравийский шатер из красной кожи ( кубба).

После завоевания Ханаана судьба скинии не вполне ясна (см. выше), однако дальнейшая история Ковчега Завета отражена в библейском повествовании. Ковчег был помещен в Шило, который, возможно, служил амфиктионным (см. колена Израилевы) святилищем (ИбН. 18:1; 19:51). В I Сам. 2:22, в Пс. 78:60 [в русской традиции — 77:60] и в II Сам. 7:6 святилище все еще представляет собой шатер ( о хел, мишкан). Однако в I Сам. 1:7 святилище называется «домом Бога», а в 1:9 использовано слово хехал (`храм`). Сказанное в II Сам. 7:6 позволяет заключить, что Ковчег Завета продолжал существовать вплоть до времени Давида. Скинию перевозили с места на место в Эрец-Исраэль (II Сам. 7:6; ср. Хр. 21:29; II Хр. 1:3–6), пока наконец не установили в построенном Соломоном Иерусалимском храме (I Ц. 8:4).

Скиния

После этого начал Моисей сооружать посреди стана скинию, как показал ему Господь на горе. Это было делом всего народа Израильского. «И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для [всех] священных одежд» (Исх. 35.21). Поставили скинию в первый день первого месяца, т. е. ровно через год после выхода из Египта (Исх. 40.2).

Скиния состояла из трех частей: Святая Святых, святилища и двора (см. рис. 1.). Сама скиния, или священный шатер, стояла посреди четырехугольного двора, окруженного бронзовыми колоннами, которые соединялись перекладинами. С поперечных брусьев свисали льняные покрывала, так что площадка со всех сторон была закрыта высокими занавесами. Стены скинии были построены из шестов и брусьев дерева ситтим (акация), а крыша ее была покрыта сначала двумя шерстяными покрывалами с изображением херувимов, а затем двумя покрывалами из бараньих кож.

Рис. 1. Реконструкция общего вида скинии (сверху) и находящихся в ней священных предметов (справа)

Священный храм-шатер делился на две половины: Святая Святых и святилище, отделявшиеся друг от друга расшитой золотом шерстяной завесой. Святая Святых являлась самой главной частью храма. В ней находился Ковчег Завета (см. рис. 1.), который представлял собой ящик из дерева ситтим, обложенный внутри и снаружи коваными золотыми листами. Крышка Ковчега, называвшаяся очистилищем, сделана была из чистого золота. На ее концах были два изображения херувимов. Ковчег считался самой главной святыней храма. Моисей, по повелению Божию, положил в Ковчег скрижали, а перед Ковчегом поставил сосуд с манной.

В святилище находились три священных предмета (см. рис. 1.). В центре святилища, напротив Ковчега, стоял кадильный жертвенник, сделанный из драгоценного дерева и обложенный золотом. На нем священники приносили в жертву ладан или фимиам. Справа от кадильного жертвенника стоял деревянный, обложенный золотом стол с двенадцатью хлебами предложения, которые менялись каждую субботу. Налево стоял золотой светильник, наподобие дерева, с семью лампадами, в которых горел елей.

На дворе, перед входом в скинию, стоял жертвенник всесожжения, окованный медью, и большая медная умывальница для омовения рук и ног священников перед богослужением. Вход в скинию был с восточной стороны, так что Святая Святых в противовес языческим алтарям обращена была к западу.

Скиния без двора была небольших размеров. В длину она составляла 30 локтей (т. е. 15,6 м; священный локоть равнялся 52 см), в ширину и высоту – 10 локтей (5,2 м). Когда скиния была закончена, Моисей ее освятил, помазав все ее священные предметы елеем.

Тогда же для совершения богослужений при скинии были избраны Аарон и его сыновья из колена Левия. «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых» (Исх. 28.1). Если до дарования закона у евреев любой глава семьи мог выполнять священнические обязанности, т. е. приносить жертвы Богу, то теперь священниками могли быть только потомки Аарона. Во главе священников стоял первосвященник (сначала он назывался также просто священником, Исх. 28.1, или «священником помазанным», Лев. 4.3, или «великим священником», Лев. 21.10). Первым первосвященником был Аарон, которого помазал Моисей (Исх. 40.12–15), потом первосвященником, после смерти Аарона, стал его сын Елеазар (Числ. 20.26), затем внук Аарона и сын Елеазара – Финеес (Втор. 10.6) и т. д. Для помощи в службе священникам при скинии были поставлены остальные представители колена Левия (не потомки Аарона) – левиты (Числ. 3.6–8).

Читайте также:  Ветхий Завет

Когда скиния была сооружена, тогда покрыло ее облако, «и слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40.34). Облако над скинией было символом присутствия Господа среди Израиля.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Синайский декалог. Теократия. Скиния – первый храм Богу Живому

Синайский декалог. Теократия. Скиния – первый храм Богу Живому «Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы…» (Исх. 19, 3). Такими словами начинается один из самых таинственных моментов в человеческой истории – заключение Завета на горе Синай, или

XIX История дарования Синайского законодательства. Золотой телец. Скиния. Священство. Исчисление народа

XIX История дарования Синайского законодательства. Золотой телец. Скиния. Священство. Исчисление народа От Суэцкого залива, где израильтяне перешли через Чермное море, до Синая всего только около двухсот пятидесяти верст, считая все извилины пути; но только в третий месяц

XXI Законодательство Моисея. Теократия. Скиния и связанные с ней учреждения

XXI Законодательство Моисея. Теократия. Скиния и связанные с ней учреждения В изложенный период библейской истории совершилась глубоковажная перемена как в состоянии самого избранного рода, так и в отношении к нему Бога. До этого периода избранный род состоял из

Скиния

Скиния После этого начал Моисей сооружать посреди стана скинию, как показал ему Господь на горе. Это было делом всего народа Израильского. «И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии

Скиния

Скиния В Исходе 25:8–9 написано: «И пусть сделают Мне святилище, и буду обитать среди вас. Всё, как я показываю тебе, образец скинии и образец всех сосудов её».Скиния, согласно своему описанию в книге Исход, по форме напоминает святилища, обнаруженные в ходе археологических

СКИНИЯ В ПУСТЫНЕ

СКИНИЯ В ПУСТЫНЕ Нет никакого сомнения в том, что материал, служащий основой первых пяти книг Ветхого Завета, заимствован из обрядов посвящения в египетские мистерии. Жрецы Исиды были глубоко сведущи в оккультной мудрости, и израильтяне во время египетского плена многое

Скиния и ее строительство

Скиния и ее строительство Скиния была устроена так, чтобы ее можно было разбирать и переносить во время путешествий, поэтому ее следовало сделать не больше пятидесяти пяти футов в длину и восемнадцати футов в ширину и высоту. Однако это было прекрасное сооружение. Для

Скиния, в совершенстве соответствующая образцу

Скиния, в совершенстве соответствующая образцу Итак, на горе Мзриа бесшумно укладывались обтесанные камни, «ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его» (3Цар 6:7). Были сделаны также все необходимые «вещи для дома Божия»

5.4. Скиния и Храм

5.4. Скиния и Храм Скиния была построена на земле, но являлась лишь образом того, что в оригинале хранится на Небесах (Исх.25:9,40;26:30). Скиния — это символ, обозначающий в прообразах грядущее местопребывание Бога в Человеке (Откр.21:3). Давайте отвлечемся и посмотрим на путь, по

Глава 30 СКИНИЯ И СЛУЖЕНИЕ В НЕЙ

Глава 30 СКИНИЯ И СЛУЖЕНИЕ В НЕЙ Эта глава основана на Книге Исход 25-40 гл.; Книге Левит 4 и 16 гл. В то время, когда Моисей находился на горе, ему было дано повеление: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их»; ему также были даны подробнейшие указания насчет

Скиния и ее покровы

Скиния и ее покровы Для Скинии изготовь десять полотнищ, сотканных из льна тонкой выработки и пряжи голубой, пурпурной и алой. На них пусть будут искусно вытканы херувимы. 2 Длиною каждое из полотнищ должно быть в двадцать восемь локтей, шириною — в четыре локтя. Все

Скиния

Скиния (Исх. 36:8-38)1 — Сделай скинию из десяти завес крученого льна голубой, пурпурной и алой пряжи, с искусно вышитыми на них херувимами. 2 Все завесы пусть будут одинаковыми: двадцать восемь локтей в длину и четыре локтя в ширину a. 3 Сшей пять из них друг с другом и сделай то

Скиния

Скиния (Исх. 26:1-37)8 Искусные мастера, которые строили скинию, сделали ее из десяти завес крученого льна и голубой, пурпурной и алой пряжи, с искусно вышитыми на них херувимами. 9 Все завесы были одинаковыми: двадцать восемь локтей в длину и четыре локтя в ширину a. 10 Он сшил

Скиния

Скиния Евреи стояли станом у горы Синая целый год. В это время Моисей, по повелению Божию, устроил скинию, или переносный, в виде палатки, храм. Скиния была устроена из дорогих тканей, привешенных к столбам. Она имела три отделения: двор, святилище и святое святых.Во двор

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Что представляет собой скиния?

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Православная история хранит много интересных историй и легенд. Строение православной веры скрыто многими тайнами и чтобы полностью принять веру и познать ее глубину нужно хоть немного изучить историю. К примеру мало кто знает, что такое скиния. Святыня скинии — это походной храм евреев. Согласно истории, он представлял собой церковь в шатре, который существовал у древнего народа до того как возникла первая постройка настоящего храма в Иерусалиме.

Как появилась скиния

Древние евреи были очень набожными людьми. Но несмотря на это, у них не было специального здания для проведения богослужения. Именно этим они отличались от многих языческих народов, в частности от египтян. После того как евреям удалось вырваться из египетского плена, они под руководством Моисея начали строительство переносного святилища – скинии.

Как написано выше, она представляла собой походной храм в виде шатра достаточно больших размер. Его все воспринимали как особое место присутствия Всевышнего.

Что такое скиния в Библии? – согласно святого писания, это главная святыня того времени, которая была в Иерусалиме. Именно в ней совершалось богослужения, приносили жертвы Господу. Здесь же и хранились Скрижали Завета, которые были принесены в шатер самим Моисеем.

Святыня переносилась с места на место долгое время. До тех пор пока царь Давид не водворил ее в Иерусалиме и превратил ее в самый главный политический центр еврейского народа и духовный центр. С тех пор странствия еврейского народа прекратились и они осели в одном городе. Тогда же и был построен храм из брусьев, ткани и кирпича.

Его строительство длилось 7 лет. Освящение помещения проводилось самим царем Соломоном. Он же и произвел перенесения самой главной святыни скинии Ветхого Завета. Это было самое главное событие в истории религии Израиля. Святая постройка превращается в паломнический центр, к которому съезжаются веряне со всех уголков страны, чтобы принести жертву Господу.

Устройство скинии

Для того, чтобы понимать всю полноту ценности переносной святыни, нужно рассмотреть устройство скинии Ветхого Завета. Основа постройки состояла из следующих элементов:

  • прочные деревянные брусья (из них был построен каркас);
  • тканевые и кожаные материалы (они были идеально подобраны и натянуты на каркас).

Символически постройку можно сравнить с телом человека, которое состоит из мягкой оболочки и костей. Такие же у нее были и психологические проявления качеств, как совесть. Ведь именно она держится на проявлении таких чувств как трудолюбие, любовь, правда.

Наверняка у многих возникнет вопрос в каком направлении устанавливалась скиния. Согласно информации, которая описана в святом письме, она устанавливалась в направлении на запад с востока. Строение имело всего три стены. Постройка не имела крыши. Размещение в святыне атрибутов было следующее:

  • семисвечники — находились по обе стороны от входа;
  • в северной стороне находился стол, обсыпанный золотом;
  • в западной стороне находился жертвенник.

В святыне был только один Ковчег. В него имел право заходить только первосвященник, который обязательно был одет в специальную одежду состоящую из верхнего одеяния, передника, налобную и нагрудную золотую пластины.

Не смотря на то, что кто построил первую скинию точно не известно, история и значение святыни сбереглось и по сей день. Православные веряне со всего мира съезжаются к святыни в паломнических турах, чтобы преклонится и помолится к Всевышнему в этом особенном святом месте.

Ссылка на основную публикацию