Что такое гласы в церковном песнопении?

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

  • Соборование. 10 вопросов о Соборовании
  • Воспитание детей по-христиански. Как воспитывать в современном мире?
  • Агния (Анна) Римская, мученица
  • Анатолий Баданов — Ошибки миссионера: проповедь сектантам (2018)
  • Наказывает ли Бог катастрофами и стихийными бедствиями?
  • Болезнь — Бог не требует от больных телесных подвигов
  • Прощение обид — чего не требует прощение?
  • Православная семья — вопросы и ответы
  • С чего начинается обращение ко Христу
  • Оскорбление религиозных чувств верующих?
  • Крещение. 70 вопросов о Крещении
  • Свобода — что такое христианская свобода?
  • Экстрасенсы, народные целители и бабки — что происходит с душой от их «лечения»
  • Борется ли дьявол с Богом?
  • Уныние — что такое уныние и как с унынием бороться?
  • Преображение Господне — духовный смысл праздника
  • Странно
  • Женщина в Церкви
  • Коленопреклонение – почему мы не встаем на колени по воскресным дням?
  • Авраамий Смоленский, преподобный. Житие
  • Богослужение и дети — с какого возраста приучать к церковной службе?
  • Икона «Не рыдай мене мати»
  • Агапия, Ирина и Хиония. Мученицы. Житие
  • Обрядоверие или благоговение?
  • Ступени покаяния, или что опечалило апостола Петра?

Наши друзья

Что такое гласы (глас 4, глас 8 и т.д.) ?

Что такое гласы (глас 4, глас 8 и т.д.)?

Мы часто встречаем в канонах и тропарях пометки — глас 1 или глас 8 и т.д. Что это такое? Глас это напев, мелодия которой поется тропарь или песнь канона. Глас – мотив (лад) в музыке Православной Церкви. Гласы делятся на 4 главных (прямых, или высоких) и 4 побочных (косвенных, или низких); вместе они образуют осмогласие – систему восьми гласов.

Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийсяв течение года несколько раз

Гласов существует восемь, и каждый из них имеет свой музыкальный колорит, трудно определимый словами, как и вообще трудно определение (интерпретация) того или другого характера музыки. И это тем более, что самые напевы для гласа не есть что-либо твердо установившееся, но они терпели и терпят различные видоизменения. Кроме того, напевы одного и того же гласа не одинаковы для стихир, тропарей, канонов и прокимнов. Тем не менее музыкальная основа в этих разных вариациях гласа и теперь одна и та же, и сохранялась более или менее твердо в течение веков. Посему возможна некоторая характеристика гласов. Такая характеристика составлена средневековыми западными теоретиками церковной музыки для римско-католических гласов, и по однородности музыкального построения осмогласия нашего и в Западной Церкви, основанного на свойствах древнего греческого тетрахорда, приложима и к нашим гласам.

— Первый глас более других прост, важен и величествен; дорийский напев, лежащий в его основе, Платон и (псевдо) Аристотель предпочитают другим; он употреблялся для торжественных, громогласных гимнов, направленных к смягчению гнева божества, особенно для гимнов Аполлону (. ) и при жертвенных возлияниях (. ); этот музыкальный лад считался вождем к хорошей жизни; это был любимый напев аркадян и лакедемонян (по Поливию); по Атенею, он практиковался при воспитании юношей; Кассиодор называет его подателем целомудрия и производителем чистоты; пифагорейцы одушевляли им себя глубоким утром к работе; Птолемей, приурочивающий 8 напевов к 8 небесным сферам, сравнивает дорический напев с солнцем: как солнце иссушает влагу и прогоняет мрак, так этот напев уничтожает флегму, леность, вялость, сон, грусть и смущение; он идет мужам славным, богато одаренным; он возвышен, лишен неги и распущенности.

— В основе второго гласа лежит лидийский напев, который соответствует сангвиническому темпераменту; он порождает кротость, благосклонность, приятность; он усладителен, дышит удовольствием и употреблялся при плясках; по Кассиодору, он отгоняет излишние заботы и отчаяние, утешает печальных; он сопоставляется с Юпитером.

— Лежащий в основе третьего гласа фригийский лад сравнивается с морем; он бурный, возбуждающий, вызывающий негодование, им одушевлялись к битве; сильный и острый, глубоко задевающий душу; ему соответствует из стихов анапест; он заключает большие скачки в своем движении и отвечает вкусу людей порывистых, стремительных, гневных, холериков; он ищет слов резких, воинственных; Платон и Аристотель предпочитали его вместе с дорическим напевом другим, но запрещали употребление его юношам ввиду его страстности.

— В основе четвертого гласа лежит миксолидийский напев, названный так потому, что имеет нечто общее с лидийским напевом (2 гл.), иные называют его локрским (Julius Pollux); он оказывает двоякое действие — то возбуждает к радости, то вдруг внушает печаль; он употреблялся древними в трагедии за то, что внушал грусть и в то же время имел некоторую долю возбуждения и приятности; у пифагорейцев им обозначалась гармония 7-ой и последней небесной сферы; своею цельностью и связностью он сообщает особый покой душе; он выше других напевов — своими тихими и приятными переходами; отягченным мирскими заботами он внушает стремление к небесному, будит отупевший ум и более других напевов выражает действие на нас благодати Духа Св. — Другие четыре гласа называются «косвенными» (. ) первых четырех, представляя к ним некоторую противоположность (отрицательный полюс).

Так, пятый глас имеет в основе иподорийский напев, который в противоположность дорийскому навевал как бы сон, почему пифагорейцы употребляли его вечером для укрощения забот; он отвечает вкусу вялых, грустных и несчастных; он успокаивает душевные волнения; Аристотель называет его величественным, постоянным и важным и действие его сравнивает с действием на Землю Луны, самой нижней планеты, влияющей на влажность; он молящий, несколько плачущий напев, полный мольбы об избавлении от бедствия, позора и рабства; он заключает в себе что-то аналогичное бледности.

— Шестой глас имеет в основе иполидийский напев, выражающий чувства благочестия, преданности, человечности, любви, грусти и плача; но скорбь здесь не молящая, как в предыдущем напеве, а проистекающая от любви, преданности, привязанности (употреблялся в молитвах Венере); он волновал и служил языком чувств; отличался плавным и связным течением звуков.

— Седьмой глас имеет в основе ипофригийский напев, мягкий, трогательный, укрощающий, подавляющий желчность, ласкательный; ему приписывалась даже некоторая льстивость, обманчивость, и он шел к Меркурию; им критяне и лакедемоняне отзывали от битвы; он подходит к словам, выражающим увещание, ласку, убеждение.

— Ипомиксолидийский лад, соответствующий восьмому гласу, искусственно прибавленный, чтобы не лишить миксолидийский напев его косвенного напева, уподобляется своду небесному с его разнообразием звезд; он не выражает одного какого-либо чувства, но безразличен к ним; не выражаемое другими напевами можно передать этому, в чем он близок к 1-му гласу; он медлительно приятен и представляет непоколебимость будущей славы; он идет людям скромным, со способностью глубокого созерцания; подходит к словам о вещах высоких, о небесном, к молитвам о блаженстве [324]; но в общем это напев, достойный своего (последнего) места.

В церковных гласах неудобные особенности греческих напевов нашли смягчение и преобразование, очищены от всего греховного; только общий колорит остался тот же. — Что касается количества гласов, то 8 для него могло быть выбрано и из-за символичности этого числа. Оно, по Григорию Богослову и писателю, называющему себя Дионисием Ареопагитом, считается символом вечности. Иоанн Дамаскин в числе семь видел все настоящее время, а в восьми — будущее состояние по воскресении мертвых. «Богослужение Церкви, разделенное или подведенное под число 8, выражает собою ту мысль, что жизнь христианская во времени и в вечности состоит во всегдашнем прославлении Господа, в вечном служении Ему»

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Что такое заговенье на Рождество, Великий пост, мясо и т.д.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Задаваясь вопросом, что такое заговенье, в православной религии имеется объяснение — оно означает завершающий день пред начинанием длительного поста, то бишь это время, когда последний раз разрешается употреблять скромную еду (к примеру, молочные продукты, животные жиры, мясо, яйца и не только).

Что значит заговенье на мясо и когда происходит

Такого рода событие происходит перед одним из четырех наиболее главных постов в православной религии.

Заговенье перед Великим постом бывает всего двух видов, то есть сначала на мясо в воскресение мясопустное, перед началом сырной седмицей или как ее еще называют масленица, а затем в Прощенное воскресенье и на прочие скромные продукты питания.

В полном смысле слова, завершение подготовительной недели приходится как раз в преддверии Великого поста (сырная седмица), во время которой согласно Уставу православной христианской церкви позволительно есть исключительно рыбу, молочные продукты и яйца. Целью же этой старой традиции, отмечаемой еще до нашей эры в V веке, заключается в великопостном длительном воздержании и постепенном отказе от вкусного излюбленного кушанья и с отсутствием грусти примеряться с великопостным воздержанием.

Обряд на Великий пост

Заговенье на Великий пост завершается, как правило, в воскресенье, именуемое прощенным, когда верующим христианам еще разрешается употребление скромной пищи, то бишь наслаждаться продуктами животного происхождения, к тому же разрешается отвлечься от выполнения служебных обязанностей, а также можно веселиться в преддверии ограничений.

В этот день родные и близкие обязательно должны попросить у друг друга прощения за все принесенные на протяжении всего года тяготы и огорчения. К тому же в прощенное воскресенье разрешено проводить поминание и ходить на кладбище чтоб проститься с усопшими.

Обряд на Петров пост

Проведение этого обряда приходится и на Петров пост, который обычно начинается после праздника Троицы в первое воскресенье (или же первая неделя по Пятидесятнице). Православных верующих церковь зазывается придерживаться такого поста на примере праведных апостолов, принявших в день Пятидесятницы Святого Духа в период поста и в произнесении молебни готовясь к всемирному Евангелийскому наставлению.

Стоит заметить, что подвиг поста Петрова является не таким строгим по сравнению с Четыредесятницей, то есть во время воздержания согласно предписаниям церковного устава каждодневно по трое суток (понедельник, среда, пятница) необходимо отказаться от употребления:

  • рыбных блюд,
  • масла,
  • вина.

А также после вечерни сухоясти где-то в девятом часу, в другие же дни можно отказаться лишь от блюд с рыбой. Во время проведения поста субботне-воскресные дни (в том числе и в дни памяти великих святых или же в период храмовых празднований) разрешено употребление рыбы.

Обряд на Успенский пост

Обряд проводится и на Успенский пост ежегодно 13 августа и длится он всего 14 дней, однако по своей строгости его приравнивают к Великому. В соответствии с монастырскими строгими уставами в период его проведения разрешается есть лишь растительную пищу, но без добавления растительного масла, которое разрешено вкушать, но только в субботу и воскресенье.

Обряд на Рождество

Также есть заговенье на Рождество, приходящееся на 27 ноября во время которого верующим людям еще разрешено вкушать молочные продукты, яйца и мясо, т.к. во время поста дабы очиститься духовно христианину следует строго ограничивать себя в еде.

Однако в случаи если дни заговенья на Рождественский пост, Великий, Успенский и Петров приходятся на пятницу или же среду, которые считаются постными днями, то в этом случае обряд переносят на предыдущий день.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно так же посмотреть видео проповеди на заговенье на Великий пост:

Что значит заговение?

Многие читатели с детства знакомы с романом Ивана Шмелева «Лето Господне», где так подробно и во всех красках описаны и сами православные праздники, и подготовка к ним, и дни поста. Из повествования, идущего от лица маленького мальчика, узнаем мы и о традиционной кухне, употребляемой в пост, и по его окончании. Здесь же впервые встречаем непонятное слово — «заговеть».

Подготовка к посту

Для человека воцерковленного данное слово объяснять нет необходимости, однако, большинство людей, не придерживающихся православных традиций слово «заговение» ставит в тупик. Говоря простыми словами, заговением именуется последний день перед началом любого поста, в который еще можно кушать мясо, молоко и яйца.

Согласно толковому словарю Владимира Даля, заговеть означает прекращать употреблять в пищу скоромную еду на время поста. Обычно приводят в пример день, именуемый Прощеным воскресеньем, тогда, когда проходит Масленица, о чем сохранилось такое выражение: «Заговляюсь на сыр да на масло, говорят в канун Масляны».

В старину слово «говеть» означало постовать или следовать определенным запретам, связанным с приемом пищи в православной традиции.

Заговенье обычно случается перед одним из значимых православных постов, связанным исконно с сорокадневными скитаниями Иисуса Христа по пустыне. Этот пост, проходящий за 40 дней до Светлой Пасхи, называют Великим.

Согласно церковной традиции заговение накануне Великого поста различается двумя вариантами:

  • воскресное заговение на мясо (мясопустное), которое случается за неделю до масленичной недели;
  • заговение в Прощеное воскресенье на другие скоромные продукты.
Читайте также:  Именины Людмилы по церковному календарю

Противоположностью заговения является слово «разговляться», означающее самый первый прием пищи после окончания поста.

Читайте о постах:

В чем суть заговения

Заговение или, если сказать простыми словами — подготовка к посту, на первый взгляд может показаться занятием трудным и даже непосильным, однако, для человека, стремящегося к духовной жизни, пост — хорошее время испытать себя и физически, и в первую очередь, духовно.

Заговенье в народе всегда было связано с особой радостью, ведь в этот день принято было ходить в гости и самим принимать гостей. Хозяйки готовили щедрый стол, демонстрируя свои кулинарные умения.

Может сложиться впечатление, что заговение связано исключительно с отказом от пищи животного происхождения и не подразумевает большего. Но, по старым традициям, которые сложились еще в 5 веке, принято также соблюдать чистоту помыслов и поступков, а также отказаться от любых увеселительных занятий. Время, некогда посвященное так называемым «земным» заботам на период поста должно быть отведено для работы души.

Важно! В дни поста принято было читать Священное Писание, усерднее молиться утром и вечером и, конечно, посещать церковные службы.

Для истинного христианина время, проведенное в приближенности к Богу, самое лучшее, потому как человек, живущий в соответствии с господними заповедями, более радеет о душе и пище духовной, нежели о телесном.

Важно также понимать, что соблюдение поста всегда связано с добровольностью и все запреты не воспринимаются тяготами. Вероятно, по этой причине многие священники говорят о том, что к постованию следует готовить и душу, и тело, неправильно относиться к этому времени всего лишь как к диете. Если человек не готов к посвящению данного времени духовной жизни, то не стоит заставлять себя или, тем более, ориентироваться на кого-то другого и по его примеру придерживаться постных дней.

Кроме того, следует знать, что для некоторых людей по медицинским показаниям действуют ограничения в посте. Не стоит пренебрегать своим здоровьем и мнением докторов, но если существует большая потребность присоединиться к этой духовной традиции, то непременно следует сначала проконсультироваться с лечащим врачом.

Он может составить примерный план питания без ущерба здоровью и потом поговорить с батюшкой, который также скажет о некоторых необходимых послаблениях в посте и благословит на это начинание.

Правила и особенности

Среди тех людей, которые постоянно придерживаются православных традиций, принято несколько раз в неделю ограничивать себя в пище, но при этом уделять больше внимания духовной жизни. Чаще всего для таких дней выбираются среда и пятница.

  • Существует также традиция проводить заговение заранее, например, если последний день перед постом выпал на среду или пятницу, то обычно его переносят на вторник или четверг. Правда следует учесть, что данное правило не является обязательным и его, конечно, не встретишь в духовной литературе. Такой способ подготовки к посту распространен среди прихожан, которые готовятся к посту не за день до него, а раньше.
  • Отдельно стоит сказать, что и заговенье и сам пост не связаны с голоданием, а лишь с ограничением в употребление продуктов животного происхождения на некоторое время. А постный стол, вопреки расхожему мнению обывателей, может быть представлен весьма сытными блюдами.
  • Обязательно следует знать, что в день заговения существует запрет на употребление алкоголя. И если на разговение, в праздничный день Пасхи или Рождества радикального запрета в употреблении вина не стоит, то подготовка к посту в первую очередь означает отказ от алкогольных напитков. Более того, в заговение все празднества принято завершать до обеда, чтобы после было время отдохнуть и настроиться на последующие дни поста.

Особое правило существует в отношении постящихся детей, беременных женщин и стариков. Что касается первых, то к посту допускаются лишь дети, достигшие 7 лет. Известно, что в очень религиозных семьях дети с довольно маленького возраста соблюдают пост, но даже при такой семейной традиции из питания малышей не исключают молочные продукты, оставляя запрет только на мясе.

Беременные женщины и старики могут постовать без ограничений, однако, им следует при этом очень четко отслеживать свое самочувствие и в случае его ухудшения медленно начать вводить те продукты, которые временно запрещены, во избежание серьезных проблем со здоровьем.

Что означает заговенье на Успенский пост и какого числа начинается

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Задаваясь вопросом, что такое заговенье, в православной религии имеется объяснение — оно означает завершающий день пред начинанием длительного поста, то бишь это время, когда последний раз разрешается употреблять скромную еду (к примеру, молочные продукты, животные жиры, мясо, яйца и не только).

Обратимся к словарям

Ученые мужи специально для нас написали кучу справочников, содержащих толкование любого термина. Согласно словарю Д. Н. Ушакова, заговенье – это последние сутки перед православным постом. Слово состоит из корня и приставки. Так его и следует разбирать. «Говеть» означает «поститься», то есть соблюдать определенные ограничения, связанные с приемом пищи. Приставка за- в нашем случае говорит о периоде, предшествующем тому, на который указывает корень. Соединяем вместе и получаем день до поста. На самом деле он воспринимается верующими как своеобразный праздник. Люди готовятся духовно и физически к предстоящим испытаниям. Не нужно думать, что пост – это нечто обыденное. Ограничивая себя в приеме пищи и развлечениях, верующие укрепляют свой дух, исправляют ошибки прошлого, стяжают благодать Господню. Это серьезное испытание для настоящей личности, ведь искус во время поста будет везде.

История Рождественского поста


Впервые о Рождественском посте написал Амвросий Медиоланский
Установление Рождественского поста относится ко времени раннего христианства. В исторических источниках он упоминается с IV века. Впервые о нём написал Амвросий Медиоланский. Первоначально длился семь дней, после чего реформой 1166 года по решению патриарха Константинопольской православной церкви Луки Хрисоверга при императоре Мануиле он стал сорокадневным.

По словам преподобного Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Почему решили выделить этот день?

Заговенье – это предшествие тягот. Однако верующий человек не боится, наоборот, приветствует всем сердцем. Пост помогает доказать себе, что душа устремлена к Господу, значит, обретет Царствие Небесное. На самом деле верующие со смирением и благодарностью принимают четырежды в год на себя обязательства ограничивать свои естественные потребности. Ничего горестного или негативного в этом нет. Пост – обычная традиция для воспитания духа. И встретить его надобно радостно, без неудовольствия или уныния. Потому у православных принято отмечать заговенье. Это день, когда хозяюшка может блеснуть своими талантами, стол накрыть и гостей позвать. Готовятся мясные блюда, от которых на последующий период верующие добровольно отказываются во славу Господа. Можно кушать с удовольствием, так сказать, про запас. Одно только нежелательно на таком праздничном застолье – алкоголь. Это и с духовной точки зрения дурно, да и организму вредно. Лучше порассуждать с друзьями о предстоящих трудах, подготовиться к посту, напомнить друг другу о его строгих правилах.

Литература

  • Заговенье / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 237—238. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Заговеть // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 1.
  • Заговенье // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Что означает «заговенье на пост»

Давайте подойдем к нашему фразеологизму с другой стороны. Заговенье – это получение радости перед ограничением. Господь создал все на нашей земле для детей своих. Он не заставляет верующих отказываться от даров. Они сами держат пост, чтобы показать благодарность Господу, выказать Ему преданность. Это не совсем урок, как часто пишут о посте. На самом деле ограничения люди берут на себя добровольно, испытывая уже другую радость от того, что способны быть с Господом постоянно, независимо от внешних обстоятельств. Верующий больше интересуется бессмертной душой, а не наслаждениями тела. Это он доказывает и себе, и Господу тем, что придерживается строгих правил поста, такое этот период имеет значение. Заговенье еще несет в этом плане иной внутренний смысл. Давайте его разберем подробнее.

Тропарь апостола Филиппа, глас 3:


Благоукрашается вселенная,/ Ефиопия ликовствует,/ яко венцем красуема,/ тобою просветившися,/ светло торжествует память твою,/ богоглаголиве Филиппе,/ вся бо веровати Христу научил еси/ и течение совершил достойно Евангелия./ Тем дерзновенно варит Ефиопская рука к Богу,// Егоже моли даровати нам велию милость.

Наши отношения с Господом

Мы с вами решили, что мир создан для всех жителей, его населяющих. Господь делал это для нас, чтобы подарить счастье людям. Но, ограничивая себя, правильно ли мы поступаем? Отказываясь от даров, не обижаем ли мы Создателя? Конечно, это не так. Господь учит, что душа важнее тела, именно о ее чистоте следует заботиться в первую очередь. Для этого мир и создан. В нем есть все для стяжания благодати, то есть совершения хороших, светлых, добрых поступков. Заговенье на пост возникло как дань благодарности Господу за дары. Мы наслаждаемся пищей, общением, показывая Ему, насколько ценим все окружающее. А на следующий день берем на себя испытание ограничением, продолжая благодарить Создателя. В духовном смысле все происходит логично, нет резкого переходя из одного состояния в другое. Тело же чувствует себя иначе.

Как питаться в Успенский пост по дням недели?

  • Понедельник, среда, пятница

В эти дни церковь рекомендует включать в меню растительную пищу, не прошедшую тепловой обработки. Как уже было сказано, нельзя сдабривать ее каким бы то ни было растительным маслом. Такой режим питания называется сухоедением. Мясо и рыба запрещены строго настрого.

  • Вторник и четверг

Разрешена к употреблению горячая пища, то есть та, которая прошла тепловую обработку.

  • Суббота и воскресенье

В пищу можно добавить любое растительное масло, и запить все это красным вином. Усердствовать нельзя, достаточно одного бокала. Такой напиток относится к категории растительных продуктов.

О дьявольских соблазнах

Иногда не совсем понимающие православные традиции люди думают, что заговенье – это от нечистого. Ведь в этот день люди наслаждаются едой, радуются тому, что она есть и разрешена. Чем это отличается от дьявольского искушения? На самом деле все совсем не так, это неправильные мысли. Искушение – это желание того, что идет вразрез с совестью. К примеру, смотрите вы телевизор во время поста, а там рекламируют красивую буженину. Человеку, который давно уже не лакомился мясом, хочется отведать кусочек. Но он же взял на себя обязательство поститься! Получается, его желание противоречит совести. Конечно, можно тайком скушать мясного, никто не увидит. Только совесть уже будет нечиста. Получается, что предает себя этот нестойкий человек, никого более. Соблюдение поста никто не контролирует, во всяком случае, не обязан. Это добровольное обязательство во имя славы Господа.

В чем суть заговения

Заговение или, если сказать простыми словами — подготовка к посту, на первый взгляд может показаться занятием трудным и даже непосильным, однако, для человека, стремящегося к духовной жизни, пост — хорошее время испытать себя и физически, и в первую очередь, духовно.

Заговенье в народе всегда было связано с особой радостью, ведь в этот день принято было ходить в гости и самим принимать гостей. Хозяйки готовили щедрый стол, демонстрируя свои кулинарные умения.

Может сложиться впечатление, что заговение связано исключительно с отказом от пищи животного происхождения и не подразумевает большего. Но, по старым традициям, которые сложились еще в 5 веке, принято также соблюдать чистоту помыслов и поступков, а также отказаться от любых увеселительных занятий. Время, некогда посвященное так называемым «земным» заботам на период поста должно быть отведено для работы души.

Для истинного христианина время, проведенное в приближенности к Богу, самое лучшее, потому как человек, живущий в соответствии с господними заповедями, более радеет о душе и пище духовной, нежели о телесном.

Важно также понимать, что соблюдение поста всегда связано с добровольностью и все запреты не воспринимаются тяготами. Вероятно, по этой причине многие священники говорят о том, что к постованию следует готовить и душу, и тело, неправильно относиться к этому времени всего лишь как к диете. Если человек не готов к посвящению данного времени духовной жизни, то не стоит заставлять себя или, тем более, ориентироваться на кого-то другого и по его примеру придерживаться постных дней.

Читайте также:  Свенская Икона

Кроме того, следует знать, что для некоторых людей по медицинским показаниям действуют ограничения в посте. Не стоит пренебрегать своим здоровьем и мнением докторов, но если существует большая потребность присоединиться к этой духовной традиции, то непременно следует сначала проконсультироваться с лечащим врачом.

Он может составить примерный план питания без ущерба здоровью и потом поговорить с батюшкой, который также скажет о некоторых необходимых послаблениях в посте и благословит на это начинание.

Некоторые медицинские ограничения

Когда разбираетесь, что значит заговенье на пост с целью соблюдения традиций, не забывайте о потребностях тела. Бывает, что люди чересчур рьяно начинают относиться к религии, пытаются делать все в точности, как положено. И естественно, здесь можно переусердствовать. На заговенье не стоит метать в рот все подряд. Помните, что еда должна перевариться, а не «сломать» желудок. При проведении поста есть правило: больные и малые к нему не присоединяются из-за отсутствия сил на такое серьезное испытание. Заговенье тоже следует проводить, помня о своем организме и его возможностях. Ведь суть традиции находится в духовной сфере, а не в самом наслаждении от продуктов, с которыми на время поста расстаетесь.

Обряд на Рождество

Также есть заговенье на Рождество, приходящееся на 27 ноября во время которого верующим людям еще разрешено вкушать молочные продукты, яйца и мясо, т.к. во время поста дабы очиститься духовно христианину следует строго ограничивать себя в еде.

Однако в случаи если дни заговенья на Рождественский пост, Великий, Успенский и Петров приходятся на пятницу или же среду, которые считаются постными днями, то в этом случае обряд переносят на предыдущий день.

Лучшая статья для Вас, переходите: Можно ли крестить в пост

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно так же посмотреть видео проповеди на заговенье на Великий пост:

Некоторые особенности традиции

Воцерковленные люди выделяют два дня в неделю: среду и пятницу, когда желательно не перегружать организм, кушать поменьше. Если заговенье выпадает на такие периоды, его празднуют загодя. К примеру, приходится день перед постом на среду, тогда лучше его перенести на вторник. Правило не обязательное. Стоит ли им руководствоваться, советуйтесь со своей совестью. Православные традиции вызывают большой интерес и уважение в обществе. Кто-то считает, что сможет очистить совесть, исполняя все обряды. Другие уверены в обязательности их воплощения в жизнь. Все это не совсем верно. Традиции и правила создавались нашими предками. Они выдержали испытание временем, пережили разные политические строи, не смогли избавить от них народ никакие богоборцы. А все потому, что традиции эти помогают душе стремиться к Господу. Сами попробуйте последовать советам батюшки, думая о стяжании благодати.

Рождественский пост

(28 ноября — 6 января нов. ст.)

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

Как проводить время постов

По делам благочестия, которым мы должны посвящать постные дни, дни поста приближаются к дням праздничным. Слово Божие свидетельствует, что пост. соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством (Зах. 8, 19). Но посты все же отличаются от праздничных и будних дней. В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты — к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых. Праздники располагают нас к духовной радости надежде, посты — к сокрушению и слезам. В праздники, сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты — предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а напротив — сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Существует пять степеней строгости поста:

1) полное воздержание от пищи; 2) сухоядение; 3) горячая пища без масла; 4) горячая пища с маслом (растительным); 5) вкушение рыбы.

В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом. В православных календарях растительное масло обычно называется елеем. На соблюдение в определенные дни более строгой степени поста, чем определено, нужно взять благословение у священника.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».

Как приучить себя к посту

Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Пост — аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, — злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно — мало-помалу. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, — неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.

Рождественский пост: между голодом и чревоугодием

Рождественский пост, также называемый в народе Филипповым (так как начинается он на следующий день после празднования памяти святого апостола Филиппа) длится с 28 ноября н.с. до 6 января н.с. — Рождественского Сочельника, т.е. 40 дней. Установлен рождественский пост Церковью достаточно поздно, но в ряду других многодневных постов занимает свое важное место.

Рождественский пост считается довольно мягким — в нем много дней, имеющих разрешение на рыбу, и, поэтому, иногда можно слышать недоумение: «Зачем вообще нужен рождественский пост — ограничений полно, а аскезы никакой. Вот Великий Пост — это да…». Правда, чаще всего, рассуждающие так и в Великий Пост находят причины, чтобы его не соблюдать, ну а уж Рождественский пост — и подавно, благо тут еще и Новый Год подворачивается. Поэтому, сначала попытаемся разобраться — а зачем вообще нужен пост?

Зачем?

Христос в пустыне. И. Н. Крамской

Согласно общему святоотеческому мнению, пост был установлен еще в Раю. Само предписание не вкушать от Древа познания Добра и Зла являлось установлением первого поста. Постился Моисей, постился пророк Илия, всю свою жизнь провел в строгом посте святой Иоанн Предтеча, постился и Сам Спаситель. И теперь при монашеском постриге постригаемый говорит: «Постнического жития желаю». Какова же роль поста для христианина?

Одна из первых целей поста, лежащая на поверхности — это жертва Богу. Мы отказываемся от определенных видов и количества пищи, ради того, чтобы засвидетельствовать свою любовь и преданность Богу. Предполагается, что излишки — продуктов ли, средств — пойдут на милостыню. Современный греческий старец Епифаний Феодоропулос говорит о том, что имеются еще две цели поста: подвиг для тела (воздержание) и подвиг для души — послушание Матери-Церкви. На телесном подвиге — аскезе — следует остановиться особо.

Господь создавал человека совершенным по Своему Образу и Подобию. Однако грехопадение изменило человека — его тело приобрело «плотяность», «дебелость» по слову Отцов. Цикл «питания-выделения», безусловно, является свойством падшего мира. Святой Григорий Палама пишет, что «наслаждение, идущее от тела к уму, делает весь ум телесным, нисколько не освящаясь от слияния с высшим, а, наоборот, предавая уму свою низменность, от чего и весь человек становится «плотью»».

Хотя потребность в пище и относится к естественным страстям, современный человек редко удовлетворяется простым насыщением, а волей-неволей впадает в грех чревоугодия, в форме как чревобесия (стремления к поеданию большего количества), так и гортанобесия (гурманства). Более того, человеческий организм устроен таким образом, что само по себе переваривание пищи (особенно тяжелой) требует усиленного кровоснабжения пищеварительной системы, что снижает кровоток, например, головного мозга. Как пишет прп. Григорий Синаит: «Когда стомах (желудок) отягчен бывает и ум чрез то помутится, тогда не может человек творить молитву крепко и чисто». Здесь, кстати, кроется ответ на вопрос, почему рыба «постнее» мяса. Мясо содержит тугоплавкие жиры, и на его переваривание требуется большее количество энергии, а значит и более длительное перераспределение кровотока.

Таким образом, стяжание молитвы, стяжание Благодати является наиважнейшей целью поста. Пост без молитвы превращается в бессмысленную диету, которая в условиях хронического стресса, свойственного миру сему, не сможет покрыть потребность человека в питательных веществах (в среднем умеренный стресс повышает энергопотребность организма на 10%). Молитва же, стяжая Благодать, выводит человека из «юрисдикции» мира сего. Старец Иосиф Ватопедский, комментируя прп. Никиту Стифата, говорит: «Когда Благодать воздействует на душу человека, она изменяет свойства сущего. Благодать, входя в ум и душу, воздействует на тело, у которого на начальной стадии духовной жизни укрепляются природные силы и умножаются возможности».

Мы знаем, что аскетические подвиги в сочетании с непрерывной молитвой всецело изменяли тела подвижников, вплоть до того, что они могли месяцами питаться одной просфорой. По словам св. Григория Паламы: «Духовная сладость, переходящая от ума на тело, и сама нисколько не ухудшается от общения с телом и тело преображает, делая его духовным, так что оно отбрасывает злые плотские стремления и уже не тянет душу вниз, а поднимается вместе с ней, от чего и весь человек становится тогда «духом», как написано: «Рожденный от Духа есть дух» (Ин. 3, 6, 8)».

Исходя из вышесказанного, становится понятным установление Рождественского Поста. Только надлежащим образом подготовив себя, мы способны воспринять Благодать Рождения Самого Господа. Что получается в противном случае, мы видим на примере западного мира, забывшего про пост и молитву, и часто в шуме праздника забывающего, Чье Рождество празднуется.

Как соблюдать рождественский пост?

Возникает, однако, вопрос — как соблюдать пост современному работающему человеку? Для ответа на него следует вспомнить, каким критериям должна отвечать постная пища.

Во-первых, она должна быть проста, т.е. ее приготовление не должно отвлекать много времени. Это время должно быть посвящено молитве и/или делам милосердия.

Во-вторых, количественный состав пищи должен быть уменьшен. Считалось, что избытком пищи или средств, сэкономленных на пище, следует делиться с нищими.

Читайте также:  Именины Марии по церковному календарю

В-третьих, качественный состав пищи также изменяется. Для разъяснения откроем Типикон.

Типикон предписывает строгий пост (без елея и вина) по средам и пятницам (для монашествующих — и в понедельник). В другие будние дни седмицы разрешается пища с елеем и вином, а в субботу и воскресенье — рыба. Также рыба разрешается в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в какой бы день этот праздник не случился, а также 29 ноября (память ап. Матфея), 8 декабря (отдание праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы), 13 декабря (память ап. Андрея Первозванного), 17 декабря (память вмц. Варвары), 18 декабря (память прп. Саввы Освященного), 19 декабря (память свт. Николая Чудотворца), 22 декабря (Зачатие прав. Анной Пресвятой Богородицы), 30 декабря (память прор. Даниила и трех отроков), 2 января (Предпраздненство Рождества Христова), если праздник выпадает не на день строгого поста (если на него — то разрешается вино и елей). Русские уставы добавляют к этим дням также празднование иконы Божией Матери «Знамение» (10 декабря). Также Типикон разрешает вкушение рыбы в день храмового праздника независимо от дня недели. Как правило, к перечисленным в Типиконе дням добавляются епархиальные праздники (по тому же уставу), а в день памяти св. Николая большинство священников разрешает вкушение рыбы в любой день. Данные правила действуют до 2 января включительно, далее вкушение рыбы не допускается.

Таким образом, Рождественский пост является крайне щадящим.

Постимся по науке

Как известно, рыба по количеству белка не уступает, а часто и превосходит мясо. Белки рыбы абсолютно полноценны и содержат все незаменимые аминокислоты. При этом отсутствие плохо растворимого белка эластина, имеющегося в мясе, обеспечивает быструю перевариваемость. Кроме того, рыба является ценным источником незаменимых жирных кислот (омега-3 и омега-6), а также уникальной докозагексагеновой кислоты, обладающих, в частности, антиканцерогенным действием. Рыба богата и многими микроэлементами. Аналогичными свойствами обладают и морские беспозвоночные (кальмары, мидии, креветки и др), вкушение которых разрешается в дни, когда разрешается елей и вино. Сочетание морепродуктов с оливковым маслом создает оптимальное соотношение длинно- и среднецепочечных триглицеридов в пище, что позволяет обеспечить организм необходимой энергией сравнительно небольшими объемами съеденной пищи.

Рыба и морепродукты — источник белка в Рождественский пост

Надо отметить, что наиболее распространенное у нас подсолнечное масло также является сбалансированным продуктом, хотя и уступает сочетанию морепродуктов и оливкового масла по процентному содержанию вышеуказанных кислот. Дополнительным источником жирных кислот могут быть также орехи.

Полноценными также являются белки бобовых культур, составляющих на православном Востоке основную постную пищу. В прежние времена на Руси также были распространены гороховые каши и кисели. Сейчас эти вкусные и полезные блюда оказались незаслуженно забытыми, однако такой продукт, как фасоль вполне популярен. Появившийся в последние годы на прилавках универсамов хумус — паста из турецкого гороха (нута) — также является вкусным и питательным постным продуктом.

Дополнительным источником белка в пост могут служить грибы. Абсолютно полноценными (т.е., содержащими все незаменимые аминокислоты) являются белки таких грибов как белые, маслята, подберезовики. Однако следует помнить об открытом еще в 1948 г. И. П. Разенковым механизме выравнивания смеси всасываемых в кишечнике аминокислот. Суть его такова, что организм выделяет в полость кишечника определенное количество белков, содержащих все аминокислоты в виде ферментов, отторгнутых клеток кишечного эпителия и т.д. Эти аминокислоты всасываются и выполняют свою пластическую функцию. Таким образом, само по себе недополучение каких-либо аминокислот в течении некоторого времени на функционирование организма не влияет.

В постном питании значительную роль играют также углеводы. Такие углеводы, как крахмал, служат значительным источником энергии, однако избыток крахмала откладывается в виде жировой ткани (после ряда трансформаций). Крахмал в большом количество содержится в хлебе и макаронных изделиях (от 50 до 70%). Вопреки общепринятым представлениям в картофеле крахмала содержится всего 10-20%. Фрукты содержат большое количество быстроусвояемых моносахаридов (глюкозы и фруктозы), позволяющих быстро обеспечить организм энергией. Также фрукты и в особенности овощи содержат значительное количество целлюлозы, необходимой для нормальной моторики кишечника, и пектинов — веществ, обладающих как бактерицидной функцией, так и улучшающих пристеночное пищеварение в кишке, что способствует улучшению всасывания питательных веществ. Кроме того, овощи и фрукты содержат значительное количество витаминов.

Таким образом, мы видим, что Церковь не накладывает на своих членов «бремена неудобоносимые». В условиях наступающей зимы пост вполне обеспечивает потребности человека в белках (0,75 г/кг массы тела в сутки) и энергии (в среднем 2000 ккал/сут). Так, например, тарелка валаамских щей, 250 г кальмара с зеленым горошком, салат из огурцов и помидоров, заправленный нерафинированным подсолнечным маслом, 2 куска хлеба и чай с небольшим количеством цукатов полностью перекроют белково-энегетические потребности взрослого мужчины, занятого умственным трудом. Основным критерием «постности» пищи будет здесь легкая усвояемость и простота приготовления.

Аскеза без чревоугодия

Этим мы плавно переходим к следующей части нашего разговора — какие блюда можно и нужно считать постными. Несколько лет назад был популярен спор о морепродуктах — считать ли их рыбой или мясом? Сейчас отголоски еще встречаются, однако осознание единства православной ойкумены позволило понять, что Церковь едина даже в таких вещах, как определение пригодности продуктов для вкушения в пост. Чувство национальной замкнутости («у нас это не растет») достаточно смешно выглядит у людей, поедающих норвежскую треску, турецкие помидоры и другие столь же «русские» продукты.

Некоторым аргументом против морепродуктов служила их относительно высокая цена, но сейчас, когда рыба и кальмар стоят приблизительно одинаково, а грибы подчас дороже, это возражение вряд ли может быть принято во внимание.

Конечно, не следует доходить до абсурда. Омары с клубникой в пюрированной малине, несмотря на очевидную «постность» каждого компонента вряд ли будут считаться постным блюдом даже там, где эти омары живут. Как, впрочем, и картофель, фаршированный грибной икрой. Критерий «непостности» здесь — трудоемкость приготовления (если вы не ждете гостей, конечно — законы гостеприимства и в пост никто не отменял). Если же наши православные братья в Испании и Португалии едят в пост запеченых омаров, то никаких возражений это вызывать не может. Собственно, у нас омар воспринимается как роскошь, неуместная в пост, именно из-за его редкости и дороговизны. Однако, если некий олигарх, питающийся вне поста исключительно черепаховым супом, мраморным мясом и черной икрой (я уж не знаю, что именно едят подобные олигархи) в пост ограничит себя омарами и это поможет ему молиться — то дай Бог.

Это, конечно, шутка, однако пост с одной стороны не должен превращаться в демонстрацию всяких пищевых редкостей, а с другой — быть зоной, свободной от принципов здорового питания. Если Вы — офисный работник, и в обеденный перерыв ходите в кафе, то лучше не заказать в кофейне круассан, а зайти в суши-бар. Сумма выйдет та же самая. Если Вы носите еду из дома, то бутерброд с авокадо — это, конечно, здорово, но валаамские щи — полезней. И так далее.

Пост по силам

К этому примыкает вопрос о послаблениях в пост. Опыт показывает, что большинство здоровых и не очень людей просят послаблений «на всякий случай» (я не беру ситуации, когда человек нуждается по характеру заболевания в определенных продуктах). Конечно, вопрос всегда должен решаться с духовником, однако сам характер Рождественского Поста послаблений не требует. Исключения могут составить только ситуации, когда человек питается на работе, а в столовой ну никак не готовят овощной суп в среду без масла.

Безусловно, пост должен быть свободен от всяческих увеселений. Конечно, новогодние елки для маленьких детей, если содержание спектакля не противоречит православному мировоззрению, ДО Нового Года (потом пост устрожается), наверное, можно допустить, однако это не должно превращаться в путешествие с елки на елку. А вот подросткам уже с 10-11 лет стоит от подобного воздержаться. Естественно, это касается и взрослых. Новогодние шоу и прочие явления массовой культуры в пост не должны отвлекать человека от молитвенного делания.

Что касается посещения кафе и ресторанов, то во всем должно быть разумение. Если человек зашел туда просто поесть, то в этом ничего предосудительного нет. Да и два православных друга, давно не видевшиеся, вполне могут зайти в подобное заведение и выпить разрешенные Уставом 1-2 красовули вина (или, с поправкой на северный климат 1-2 кружки пива). Да и если Ваш день рождения выпадает на Рождественский пост, дома готовить трудно, а средства позволяют — не грех будет пригласить гостей и в ресторан. Однако пьянство (это, правда, и вне поста недопустимо), а также гурманство ради гурманства в пост должны быть исключены (это касается и домашнего времяпрепровождения).

Новый год

Отдельно стоит вопрос о праздновании Нового Года. Разные духовники по разному к этому относятся. В некоторых приходах, я знаю, даже служат ночную литургию. Ни в коем случае не претендуя на абсолютную истину, все же хочу сказать следующее.

Церковь освящает начало нового года специальным новогодним молебном. Это значит, что данный праздник ей не чужд. Поэтому не будет греха, если в семья соберется за праздничным постным столом, подведет итоги года прошедшего и с надеждой встретит год грядущий.

Повторяю — это мое личное мнение, и вопрос о праздновании Нового Года следует решать с духовником.

ИВАНОВА ГОРА

ПАМЯТНИК ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЦЕРКОВНЫЙ КОМПЛЕКС « ПОДВОРЬЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ. ХРАМ ПРОРОКА ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ИОАННА В СЕЛЕ ИВАНОВА ГОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ »

Храм нуждается в восстановлении. Любая помощь будет принята с благодарностью.
Банковские реквизиты:
  • Банк получателя: ПАО Сбербанк БИК 044525225 к/с 30101810400000000225
  • Получатель: РО«Подворье Патриарха Московского и всея Руси, храм Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна в селе Иванова гора, МО, РПЦ (Московский Патриархат)»
  • ИНН 5077013690 КПП 507701001 р/сч 40703810440400100153 (в платежном поручении в назначении платежа можно указать «Перечисление на уставную деятельность» или «Пожертвование») НДС не облагается
Март 2019

ПнВтСрЧтПтСбВс
« ФевАпр »
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

3 марта, воскресение — НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ. О СТРАШНОМ СУДЕ. ЗАГОВЕНЬЕ НА МЯСО

С понедельника мясо не вкушается, разрешается рыба, молочные продукты, яйца, сыр. Поста в среду и пятницу нет.

Когда Ты сядешь, Судия, весь мир судити,
То удостой меня услышать глас Твой: Приидите…
Неделя мясопустная называется Неделей о Страшном суде потому что она посвящена воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде, в этот день на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф. 25, 31-46).

Пост на мясо установили в эту неделю ради страха судного дня, а также для побуждения к милосердию — подавать милостыню ближним. Также это пост был учрежден еще и потому, что именно за невоздержание люди были изгнаны из Эдема и подверглись осуждению и проклятию,и еще потому, что в следующую неделю и мы во Адаме, по образу эдемскому, будем изгнаны, пока Христос, придя, не введет нас снова в рай.

В этот день совершается память Второго и Страшного Пришествия Христова, которую святые отцы поместили после двух притч, чтобы кто-нибудь, узнав из них о Божием человеколюбии, не жил в лености, рассуждая так: человеколюбив Бог, и когда я оставлю грех, то мне будет легко всё исправить. Это напоминание необходимо для того, чтобы люди, согрешающие, не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие.

В жизни Церкви нет ничего напрасного и случайного. Не случайно и то, что воспоминание о Страшном Суде Церковь приводит именно перед Великим постом, ведь это время, когда все располагает верующих к работе над собственным сердцем. Напоминается о грядущем воздаянии в первую очередь для того, чтобы побудить к покаянию и стяжанию добродетелей.

На какие же дела покаяния и исправления жизни особо обращается внимание? На те, о которых мы слышим во время евангельского чтения: …Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 35–36).

Отсюда становится понятно, что Господь произнесет суд Свой преимущественно по делам милосердия, а они, в отличие от каких-то особых духовных подвигов, доступны для всех. Кто может сказать, что не имел возможности напитать алчущего, посетить больного и заключенного? Пост же телесный ценен настолько, насколько способствует делам милосердия.

«Господни разумевше заповеди, тако поживем: алчущия напитаим, жаждущия напоим, нагия облечем, странныя введем, болящия и в темнице сущия посетим; да речет и к нам Хотяй судити всей земли: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие!»

Ссылка на основную публикацию