Что такое аллилуйя в православии

Что значит слово аллилуйя и его смысл?

Сегодня это слово одно из самых распространённых в русском языке. Большинство людей часто используют его в своей повседневной речи, не задумываясь над его истинным значением. Поэтому интересно будет узнать поподробнее о слове аллилуйя.Материал взят из википедии — свободной энциклопедии

Какое определение даёт аллилуйя википедия

Аллилу́йя (древнерусское алилу, алилуги, алѣлуги на иврите הַלְלוּיָ ] הללויה]‎‏‎, транскрипция — «hалелу-Йа’х»; древнегреческое ἀλληλούϊα; латинское alleluia) — хвалебное молитвенное слово, которым обращаются к Богу, используют в некоторых христианских деноминаций. Буквально перевод слова на древнееврейском (смотрите на иврите הַלְלוּיָ ] הללויה])‎‏‎ — Хвалите Йах (Яхве, Иегову).

Транслитерация этого слова от древнегреческого или от древнееврейского в «аллилуия» или в «аллилуйя», и именно в таком виде, его приняли в русский язык, и в богослужение христианских церквей, куда пришло без перевода. Применяется в иудаизме как состовная молитв галлель. В некоторых из современных переводах Библии на русском языке, оно передаётся словосочетанием «восхваляйте Го́спода», «восхваляйте Бога».

Итак, что значит слово аллилуйя

  • По-простому оно означает хвала Богу, славьте Бога. Несмотря на то, что всё так просто, это слово часто вызывает много споров в религиозных кругах как в настоящем, так и в прошлом:
  • В настоящем спорят о правильности произношения и написания. Одни говорят, что оно должно произносится «аллилуйя», другие — «халлилуйя» и придают им разное значение. Якобы «халлилуя» — значит, злословить Бога.
  • На самом деле принципиальной разницы в этом нет. Просто в английском языке и в иврите оно начинается с буквы «х» и поэтому некоторые считают, что нужно правильно произносить «халлилуйя». То есть, получается игра слов, из-за разницы в переводах аллилуйя.
  • Но главное, что нужно понять, не как пишут аллилуйя или произносят, а какой смысл вкладывают в него. И вот здесь споры заканчиваются, потому что и те и другие вкладывают один и тот же смысл: восхваление Бога.
  • Но в русском разговорном языке должно всё-таки произноситься и писаться слово «аллилуйя».
  • В прошлом были споры в православии и даже привели к расколу церкви в 1666—1667 годах. Спорили о количестве произношения этого слова в молитве, два или три раза. Но опять же, это просто религиозный спор и на значение слова не влияет.

Происхождение этого слова

Чтобы точно определить значение аллилуйя, нужно узнать его происхождение. И это не секрет. Оно происходит из Библии, а, точнее, из книги псалмов Ветхого Завета, а значит из древнееврейского языка. И как было видно из определения википедии, состоит из двух слов, которые так и значат — хвалите Яхве или Господа, Бога.

И здесь не нужно ни каких споров, никаких тайных смыслов, магических, которые пытаются придавать или отыскать в аллилуйя. Потому что в Библии, псалмопевцы применяли его, когда хотели выразить свой восторг и хвалу Богу. И это не имеет никакого религиозного смысла, а это чувства, которые люди хотели этим словом передать и выразить.

Что значит аллилуйя в православии

Оно одно из самых применяемых в православном Богослужении. Трудно себе представить хоть одно богослужение, где не присутствовало бы трёхкратное аллилуйя, подчёркивающее Святую Троицу: Отец, Сын и Дух Святой! Сегодня это неотъемлемая часть православной жизни. А также, это неотъемлемая часть молитвенной жизни. Потому что молитвы всегда должны начинаться и заканчиваться восхвалением Бога. Центр всех Богослужений и молитв, это, конечно же, Бог. Всё, ради Бога, из-за Бога. Поэтому, конечно же, самым важным является восхваление Бога. И аллилуйя, как никакое другое слово, именно и является сердцевиной религиозной жизни.

Вывод и заключение

Сегодня верующие люди, должны знать истинное значение слова аллилуйя и не быть в неведении.

  1. Во-первых, чтобы прекращать всякие человеческие и религиозные споры вокруг него.
  2. Во-вторых, чтобы не произносить аллилуйя в повседневной жизни просто для связки слов, а придавать ему значение святости или отделённости. Использовать для отношений с Богом. Чтобы при произношении аллилуйя, можно было перенестись из обыденности, в атмосферу Божественного присутствия. Чтобы оно напоминало и переносило в будущее, то чего так сильно ждут верующие и что обещал Бог — это Небесная жизнь. Чтобы человек мог хоть на время забыть боль, страх, проклятья, отчаяние, суету, печаль, грех и перенестись в рай, где царит мир и любовь, благословения, радость и праведность.

Есть некоторое мнение, что сам Господь, хочет, чтобы аллилуйя оставалось без перевода. Чтобы оно могло всегда отделять земное от небесного, человеческое от Божественного.

Чтобы каждый, кто слышал его, задумывался над смыслом жизни. Задумывался о будущем, о вечной жизни, о встрече с нашим Господом и нашим Спасителем Иисусом Христом!

Отзывы и комментарии

«Есть некоторое мнение, что сам Господь, хочет, чтобы аллилуйя оставалось без перевода.» Вопрос: у кого именно есть такое мнение. Хотелось бы узнать со ссылкий на Святых отцов

В православие нет слова аллилуйя, есть алилуиа!

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Что такое глас в православии?

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Не единожды, приходя в Церковь, можно услышать слово «глас», которое является главной составляющей всех богослужений. Но на самом деле в нём скрыт более глубокий смысл, определяющий состояние человека, его выражение и стремление к Богу в слове, музыке, мысли и её выражении с помощью мелодии. О том, что такое глас в православии, далее в статье.

Православное песнопение — гласы

Гласы – это система в музыке, состоящая из 8-ми ладов, которая является основой всех самых давних песнопений Православной Церкви. В более широком смысле так называют определённый набор мелодий, на которые и поются песнопения – так называемый «шаблон» для исполнения.

Попевки каждого не похожи, так как в богослужении используются песнопения разных типов:

  • тропарь;
  • стихира;
  • прокимен.

И для каждого для них установлены разные напевы. Сделано это для того, чтобы пение было правильным как со стороны произношения текста, так и со стороны соответствия музыкального оформления. Поэтому нужно знать не только гласа по счёту, но и его тип.

И всё же музыкальная основа всех вариантов одного и того же гласа в первоначальном виде сохранилась и до сегодня.

Восьминедельный гласовый цикл

Восемь гласов символизируют количество недель, образуя таким образом восьминедельный гласовый цикл. Согласно некоторым свидетельствам,такую систему гласов ввёл преподобный Иоанн Дамаскин.

Всего гласов – 8, из них:

  • 4 основных или главных (прямых, или высоких);
  • 4 косвенных (побочных или низких).

Вместе образуют осмогласие – систему гласов, общепринятую для всей православной Церкви.

В христианстве каждый глас имеет характерную для него тональность, лад и мелодические обороты — попевки.

Существует следующее разделение:

  • четыре основных (атентических) гласа – 1,2,3,4;
  • четыре производных (плагальных) – 5-й к 1-му, 6-й ко 2-му, 7-й к 3-му, 8-й к 4-му.

Каждый из произвольных завершает и углубляет содержание соответствующего основного.

Большинство песнопений, которые исполняются на богослужениях на одной неделе, строго подчинено одному из восьми гласов.

Их смена есть поочерёдной и происходит в вечер каждой субботы. Каждый глас, соответственно,исполняется на богослужении всю седмицу включительно воскресной всенощной. Восемь недель образуют гласовый цикл, который повторяется на протяжении года несколько раз.

Счёт гласов начинается, как правило, со второй седмицы после Пасхи. Далее – циклы повторяются. И на каждый день седмицы каждого гласа присутствуют части богослужений, которые можно изменять.

Гласы – достаточно сложные произведения. Они по-своему уникальны и своеобразны. Поэтому часто можно услышать вопрос о том, как выучить гласы церковных песнопений.

Как выучить гласы

Так, в православии существуют определённые, простые и доступные, рекомендации по их изучению:

  • учить медленно, не спеша;
  • уделять особое внимание качеству изучения;
  • постоянно проверять себя (выступать в роли экзаменатора или режиссёра);
  • не забывать, что повторение – основа любого учения;
  • проделывать распевки (для формирования звука с точки зрения вокала);
  • не начинать разучивать следующий глас, пока не будет идеальным образом выучен предыдущий;
  • начинать осваивать тропарные гласы лишь тогда, когда будет освоено всё стихирное осьмогласие.

Именно это поможет выучить гласы быстрее и качественнее. Ведь в данном случае именно время играет важную роль для изучающего – чем дольше, тем лучше.

О том, что такое гласы в церковном песнопении, можно узнавать бесконечно, ибо в каждом из них кроется огромный и глубокий смысл истинного Слова Божьего, что соединяет человека с Создателем во время исполнения и делает его ближе к заветной жизненной цели – познанию и обретению благодати и вечной жизни.

Вот к примеру церковное песнопение — гласы 1, 8:

Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя»;

Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»;

Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси»;

Догматик «Всемирную славу»;

Ирмосы канонов Св. Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие»;

Рождества Христова «Христос раждается, славите»;

Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница».

Глас 8

Заупокойный тропарь «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй»;

Тропарь Пятидесятнице «Благословен еси, Христе Боже наш»,

«Достойно есть» и «Взбранной воеводе» часто поют на 8-й глас;

Заупокойная стихира «Плачу и рыдаю»;

Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6-я песнь «Молитву

Что такое гласы в церковном песнопении?

Глас – особый мотив (лад), исполь­зу­е­мый в прак­тике бого­слу­жеб­ного пения Пра­во­слав­ной Церкви.

Суще­ствует четыре основ­ных (атен­ти­че­ских) гласа — 1,2,3,4 и четыре про­из­вод­ных (пла­галь­ных) — 5‑й к 1‑му, 6‑й ко 2‑му, 7‑й к 3‑му, 8‑й к 4‑му. Каждый из пла­галь­ных гласов завер­шает и углуб­ляет содер­жа­ние соот­вет­ству­ю­щего атен­тич­ного гласа.

4 глав­ных (прямых, или высо­ких) и 4 пла­галь­ных гласов (кос­вен­ных, или низких) вместе обра­зуют осмо­гла­сие – систему восьми гласов.

Прин­цип осмо­гла­сия был в свое время принят Рус­ской Цер­ко­вью от Церкви Гре­че­ской и явля­ется музы­каль­ной осно­вой бого­слу­же­ния. Однако, поня­тие осмо­гла­сия в гре­че­ской тра­ди­ции отли­ча­ется от нашего. У греков глас- это лад, тональ­ность. В рус­ской тра­ди­ции глас — это неко­то­рая мело­дия, закреп­лен­ная раз и навсе­гда. Каждый глас имеет помимо харак­тер­ной для него тональ­но­сти, лада, еще и наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ные в данном гласе мело­ди­че­ские обо­роты — попевки.

Боль­шин­ство пес­но­пе­ний (из Окто­иха) бого­слу­же­ний одной недели под­чи­нено одному из восьми гласов.

Каждую суб­боту вече­ром, на вос­крес­ной все­нощ­ной про­ис­хо­дит пооче­рёд­ная смена одного из восьми гласов. Каждый глас гос­под­ствует в бого­слу­же­нии всю сед­мицу до суб­боты вклю­чи­тельно, сооб­щая ей бла­го­дать минув­шего дня вос­крес­ного. Восемь недель обра­зуют вось­ми­не­дель­ный гла­со­вый цикл, повто­ря­ю­щийся в тече­ние года несколько раз (см. бого­слу­жеб­ные круги).

Счет гласов начи­на­ется со второй сед­мицы после Пасхи (службы первой пас­халь­ной сед­мицы — Свет­лой — совер­ша­ются по осо­бому чину без уча­стия Окто­иха). За сед­ми­цей 1‑го гласа сле­дует сед­мица 2‑го, потом 3‑го — и так до 8‑го, а затем снова 1‑го, и цикл повто­ря­ется. И на каждый день сед­мицы каж­дого гласа в Окто­ихе содер­жатся изме­ня­е­мые части бого­слу­же­ний.

Как опре­де­лить глас Недели? – Если поряд­ко­вое число (номер) Недели по Пяти­де­сят­нице больше 8, нужно от числа Недели отнять еди­ницу (потому что на Неделю всех святых назна­чен глас 8‑й, а не 1‑й, первый же глас начи­на­ется с Недели 2‑й) и оста­ток раз­де­лить на 8. Оста­ток от деле­ния укажет глас. Если остатка не будет, это озна­чает глас 8‑й. Если поряд­ко­вый номер Недели меньше 8, глас опре­де­ля­ется опять же вычи­та­нием еди­ницы из номера Недели.

Восемь цер­ков­ных гласов

соста­ви­тель В. Хорец­кая

Гласы – музы­каль­ная система из восьми ладов (гласов), лежа­щая в основе ста­рин­ных пес­но­пе­ний в Пра­во­слав­ной Церкви. В широ­ком смысле гласом можно назвать набор мело­дий, на кото­рые поются те или иные пес­но­пе­ния. В пев­че­ской прак­тике сло­жи­лось пони­ма­ние гласа как мело­дии, слу­жа­щей тра­фа­ре­том для рас­пе­ва­ния всех тек­стов, к дан­ному гласу отно­ся­щихся. Попевки одного гласа не оди­на­ковы (как в гре­че­ском, так и в рус­ском пении) для ирмо­сов, про­ким­нов, тро­па­рей. Так как в бого­слу­же­нии упо­треб­ля­ются пес­но­пе­ния разных типов: тро­парь, сти­хира, про­ки­мен, ирмос и др. – для них уста­нов­лены и раз­лич­ные напевы. Таким обра­зом, чтобы пра­вильно спеть, необ­хо­димо знать не только номер гласа, но и его тип: тро­пар­ный, сти­хир­ный или иной.

Тем не менее, музы­каль­ная основа всех мело­ди­че­ских вари­ан­тов одного и того же гласа и доныне одна и та же – она сохра­ня­лась более или менее посто­янно в тече­ние веков.

Восемь гласов состав­ляют т.н. систему «осмо­гла­сия» (т.е. вось­ми­гла­сия), кото­рая охва­ты­вает почти весь основ­ной фонд цер­ков­ной музыки. Боль­шин­ство пес­но­пе­ний бого­слу­же­ний одной недели под­чи­нено одному из восьми гласов. Восемь недель обра­зуют вось­ми­не­дель­ный гла­со­вый цикл.

По пре­да­нию Пра­во­слав­ной Церкви, систему гласов ввел пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин. Гласов всего 8, из них 4 основ­ных и 4 кос­вен­ных. В Гре­че­ской Церкви они так и име­ну­ются: 1, 2, 3, 4, 1 косв., 2 косв., 3 косв., 4 косв., а в Рус­ской соот­вет­ственно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Ниже при­ве­дем неболь­шие «опи­са­ния» каж­дого гласа, а также далеко не полный пере­чень наи­бо­лее зна­ко­мых веру­ю­щим пес­но­пе­ний разных гласов.

ГЛАС 1 – древ­ние цер­ков­ные писа­тели гово­рили, что «первый глас важен, вели­че­ствен и наи­бо­лее тор­же­ствен». Его срав­ни­вали с солн­цем, говоря, что он про­го­няет леность, вялость, сон, грусть и сму­ще­ние. В первой строке и тро­пар­ного, и сти­хир­ного рас­пе­вов этого гласа есть широ­кий «шаг» мело­дии наверх, что и при­дает ему мер­ность, важ­ность и тор­же­ствен­ность.

Тро­парь Кресту «Спаси, Гос­поди, люди Твоя»;
Тро­парь Бого­яв­ле­нию «Во Иор­дане кре­ща­ю­щуся Тебе, Гос­поди»;

Тро­парь Успе­нию «В рож­де­стве дев­ство сохра­нила еси»;
Дог­ма­тик «Все­мир­ную славу»;
Ирмосы кано­нов Св. Пасхи «Вос­кре­се­ния день, про­све­тимся, людие»;
Рож­де­ства Хри­стова «Хри­стос раж­да­ется, сла­вите»;
Ирмосы вос­крес­ного канона «Твоя побе­ди­тель­ная дес­ница».

ГЛАС 2 – «испол­нен кро­то­сти, бла­го­го­ве­ния, он уте­шает печаль­ных и отго­няет мрач­ные пере­жи­ва­ния». Поется несколько вари­ан­тов этого гласа, однако общее – гибкая мело­дия, свет­лая инто­на­ция – при­сут­ствует во всех вари­ан­тах рас­пе­вов.

Читайте также:  Как православные приветствуют друг друга, православный этикет

Тро­парь Неру­ко­тво­рен­ному образу «Пре­чи­стому Твоему образу покла­ня­емся, Благий»;
Тро­парь Кре­сти­телю и Пред­тече Иоанну «Память пра­вед­наго с похва­лами»;

Тро­парь суб­боты, всем святым и усоп­шим
«Апо­столи, муче­ницы и про­роцы»;
Бого­ро­ди­чен «Пре­бла­го­сла­венна еси, Бого­ро­дице Дево»;
Ирмосы кано­нов «Во глу­бине посла иногда», «Гря­дите, людие».

ГЛАС 3 – «глас бурный, он, как море при непо­годе, побуж­дает на духов­ный подвиг». Эта харак­те­ри­стика древ­них отно­сится в полной мере к пою­ще­муся у нас тро­пар­ному рас­певу гласа. Сти­хир­ный же распев более без­мя­те­жен.

Кондак Рож­де­ству Хри­стову «Дева днесь Пре­су­ще­ствен­наго раж­дает»;
Тро­парь вмч. Пан­те­ле­и­мону «Стра­сто­терпче святый»;

Вос­крес­ная сти­хира «Твоим Кре­стом, Христе Спасе».

ГЛАС 4 – «дво­я­кий: то воз­буж­дает радость, то вну­шает печаль. Тихими и мяг­кими пере­хо­дами тонов он сооб­щает покой душе, вну­шает стрем­ле­ние к Выш­нему, наи­бо­лее выра­жая дей­ствие на нас Божией бла­го­дати». Пожа­луй, один из наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ных и «попу­ляр­ных» гласов цер­ков­ного пения в срав­не­нии с дру­гими. Многие извест­ные всем тро­пари напи­саны именно на этот глас. Его логич­ное и про­стое мело­ди­че­ское стро­е­ние доступно всем.

Тро­парь Рож­де­ству Хри­стову «Рож­де­ство Твое, Христе Боже наш»;
Тро­парь Божией Матери «Бого­ро­дице Дево, радуйся»;
Тро­парь свт. Нико­лаю «Пра­вило веры и образ кро­то­сти»;
Дог­ма­тик «Иже Тебе ради Бого­отец пророк Давид»;
Ирмосы канона Бого­ро­дице «Отверзу уста моя»;
Ирмосы вос­крес­ного канона «Моря черм­ную пучину».

ГЛАС 5 – «успо­ка­и­вает душев­ные вол­не­ния, он под­хо­дит для плача о грехах». Мело­дия гласа рав­но­мерно «пока­чи­вает» слова пес­но­пе­ний, инто­на­ция сколь­зит то вверх, то вниз, давая ощу­ще­ние покоя и бес­ко­неч­но­сти.

Заупо­кой­ный седа­лен «Покой, Спасе наш, с пра­вед­ными рабы Твоя»;
Вос­крес­ные тро­пари «Ангель­ский собор» («Бла­го­сло­вен еси, Гос­поди, научи мя оправ­да­нием Твоим»);

Дог­ма­тик «В Черм­нем мори».

ГЛАС 6 – «рож­дает бла­го­че­сти­вые чув­ства – пре­дан­ность, чело­веч­ность, любовь». Так писали древ­ние. Мы же знаем этот глас и как глас сосре­до­то­чен­но­сти и скорби – минор­ная инто­на­ция, в кото­рой, как по «сту­пень­кам», под­ни­ма­ются слова текста.

Вос­крес­ная песнь по Еван­ге­лии «Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше»;
Тро­парь (сти­хира) Свя­тому Духу «Царю Небес­ный»;

Сти­хира «Вос­кре­се­ние Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси»;
Погре­баль­ная сти­хира «Зряще мя без­гласна»;
Ирмосы канона «Яко по суху пеше­ше­ство­вав Изра­иль»
(6‑я песнь «Житей­ское море»).

ГЛАС 7 – «глас мягкий, тро­га­тель­ный, уве­ща­ю­щий. Он лас­ково убеж­дает, при­зы­вает, просит об уми­ло­стив­ле­нии». Из всех гласов нашего осмо­гла­сия самым скуд­ным по коли­че­ству пес­но­пе­ний явля­ется глас седь­мой. Доста­точно редко звучит этот глас, и поэтому, веро­ятно, нелегко его узнать и обо­зна­чить в памяти.

Тро­парь Пре­об­ра­же­нию «Пре­об­ра­зился еси на горе, Христе Боже»;
Тро­парь блаж. Ксении Петер­бург­ской «Нищету Хри­стову воз­лю­бивши»;

Вос­крес­ный тро­парь «Раз­ру­шил еси Кре­стом Твоим смерть».

ГЛАС 8 – «выра­жает веру в буду­щую жизнь, созер­цает небес­ные тайны, молится о бла­жен­стве души». Вось­мой глас можно еще назвать гласом вос­кли­ца­ния: боль­шин­ство пес­но­пе­ний под­чер­ки­вают эту вос­кли­ца­тель­ную сто­рону. Многие из них прямо начи­на­ются меж­до­ме­ти­ями: «Увы!» или «О!». Вось­мой глас можно рас­смат­ри­вать и как глас «труб­ный», глас высо­кого про­по­ве­да­ния и похвалы.

Заупо­кой­ный тро­парь «Глу­би­ною муд­ро­сти чело­ве­ко­любно вся строяй»;
Тро­парь Пяти­де­сят­нице «Бла­го­сло­вен еси, Христе Боже наш»,

«Достойно есть» и «Взбран­ной вое­воде» часто поют на 8‑й глас;
Заупо­кой­ная сти­хира «Плачу и рыдаю»;
Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6‑я песнь «Молитву пролию ко Гос­поду»).

Литургика (церковная практика)
Осмогласие

Глас – особый мотив (лад), используемый в практике богослужебного пения Православной Церкви .

Существует четыре основных (атентических) гласа: 1,2,3,4 и четыре производных (плагальных) — 5-й к 1-му, 6-й ко 2-му, 7-й к 3-му, 8-й к 4-му. Каждый из плагальных гласов завершает и углубляет содержание соответствующего атентичного гласа.

4 главных (прямых, или высоких) и 4 плагальных гласов (косвенных, или низких) вместе образуют осмогласие – систему восьми гласов.

Принцип осмогласия был в свое время принят Русской Церковью от Церкви Греческой и является музыкальной основой богослужения. Однако, понятие осмогласия в греческой традиции отличается от нашего. У греков глас – это лад, тональность. В русской традиции глас — это некоторая мелодия, закрепленная раз и навсегда. Каждый глас имеет помимо характерной для него тональности, лада, еще и наиболее употребительные в данном гласе мелодические обороты — попевки.

Большинство песнопений (из Октоиха ) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов.

Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Каждый глас господствует в богослужении всю седмицу до субботы включительно, сообщая ей благодать минувшего дня воскресного. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз.

Тропари воскресные восьми гласов. С текстом, нотами и клавиатурой. Удобная навигация по видео (переходы на гласы).

В нижеприведенной таблице в качестве примера приведены аудиозаписи и ноты воскресных тропарей каждого гласа, богословские толкования и комментарии (аудиозаписи и толкования тропарей взяты с сайта “Азбука веры”).

тропарь воскресный

Ка́мени запеча́тану от иуде́й / и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́, / воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се, / да́руяй ми́рови жи́знь. / Сего́ ра́ди си́лы небе́сныя вопия́ху Ти́, Жизнода́вче: / сла́ва воскресе́нию Твоему́, Христе́, / сла́ва Ца́рствию Твоему́, / сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.

Тропарь 1-го гласа говорит о том, что даже суровая стража у гроба Господня не помешала Иисусу Христу воскреснуть из мертвых на третий день, даруя жизнь миру. Поэтому Силы Небесные прославляют Господа – Человеколюбца .

Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречистое Тело Твое — хотя камень был запечатан иудеями и воины стерегли Пречистое Тело Твое.
Сего ради — поэтому.
Вопияху Ти — взывали к Тебе.
Смотрение — провидение, Промысл.

Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречистое Тело Твое… Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать (Мф.27:66) .

Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречйстое Тело Твое… Перед нами характерный для церковнославянского языка оборот речи: так называемый дательный самостоятельный. Эта конструкция несет значение обстоятельства. На современный русский язык это значение переводится совсем другим оборотом (придаточным предложением).

ГЛАС 1 – древние церковные писатели говорили, что «первый глас важен, величествен и наиболее торжествен». Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.

наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа:
Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя» ;
Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи» ;
Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси» ;
Догматик «Всемирную славу» ;
Ирмосы канонов Святой Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие» ;
Рождества Христова «Христос раждается, славите» ;
Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница» .

тропарь воскресный

Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный, / тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́: / егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́, / вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху: / Жизнода́вче, Христе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.

В тропаре 2-го гласа говорится о том, что Иисус Христос сошел в ад, разрушил его и освободил оттуда ветхозаветных праведников.

Воскресный тропарь 2-го гласа — это также тропарь Великой Субботы , кануна Светлого Христова Воскресения .

Егда — когда.
Животе Безсмертный — Бессмертная Жизнь (* звательный падеж — обращение).

ГЛАС 2«исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания». Поется несколько вариантов этого гласа, однако общее – гибкая мелодия, светлая интонация – присутствует во всех вариантах распевов.

наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа:
Тропарь Нерукотворенному образу «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий» ;
Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну «Память праведнаго с похвалами» ;
Тропарь субботы, всем святым и усопшим «Апостоли, мученицы и пророцы» ;
Богородичен «Преблагославенна еси, Богородице Дево» ;
Ирмосы канонов «Во глубине посла иногда» , «Грядите, людие» .

тропарь воскресный

Да веселя́тся небе́сная, / да ра́дуются земна́я, / я́ко сотвори́ держа́ву / мы́шцею Свое́ю Госпо́дь, / попра́ сме́ртию сме́рть, / пе́рвенец ме́ртвых бы́сть; / из чре́ва а́дова изба́ви на́с, / и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.

Тропарь 3-го гласа воспевает Спасителя , как поправшего Своим Воскресением смерть, первенца из мертвых, и содержит призыв к молящимся радоваться и веселиться всем миром.

Небесная — все небесное, небо.
3емная — все земное, земля.
Сотвори державу мышцею Своею — явил мощь руки Своей.
Велию — великую.

+ Сотворй державу мышцею Своею — выражение из песни Пресвятой Богородицы (в русском переводе: явил силу мышцы Своей — (Лк. 1:51) ); слова, сказанные Пречистой Девой о Воплощении Сына Божия, тропарь относит к Его Воскресению и, таким образом, ко всему делу Домостроительства (Промысла) Божия.
Слова попра смертию смерть обращают нас к тропарю Пасхи: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живдт даровав.

Первенец мертвых бысть, из чрева адова избави нас. Строка отсылает нас к словам апостола Павла: “Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его” (1Кор. 15:20-24) .

ГЛАС 3«глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг». Эта характеристика древних относится в полной мере к поющемуся у нас тропарному распеву гласа. Стихирный же распев более безмятежен.

наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа:
Кондак Рождеству Христову «Дева днесь Пресущественнаго раждает» ;
Тропарь вмч. Пантелеимону «Страстотерпче святый» ;
Воскресная стихира «Твоим Крестом, Христе Спасе» .

тропарь воскресный

Све́тлую воскресе́ния про́поведь / от А́нгела уве́деша Госпо́дни учени́цы / и пра́деднее осужде́ние отве́ргша, / апо́столом хва́лящася глаго́лаху: / испрове́ржеся сме́рть, / воскре́се Христо́с Бо́г, / да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.

Тропарь 4 гласа упоминает жен-мироносиц, которые первыми из смертных узнали о чуде Воскресения и сообщили о нем апостолам.

Воскресения проповедь — весть о воскресении.
Уведевша — узнав.
Прадеднее осуждение — осуждение, унаследованное от праотцев (то есть Адама и Евы).
Испровержеся — попрана.

Ученицы. В церковнославянском языке в определенных позициях (например, перед «и» и «ять») звуки «к», «г», «х» (заднеязычные) чередуются со звуками «ц», «з», «с». Так, праведник — но праведницы, мученик — но мученицы (м. род); Бог — но о Бозе, дух — но дуси. Но, в данном случае, причастия, согласованные с этим существительным стоят во мн. ч. женского рода «уведевша», «отвергша» и «хвалящася».

ГЛАС 4«двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему , наиболее выражая действие на нас Божией благодати». Пожалуй, один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем.

наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа:
Тропарь Рождеству Христову «Рождество Твое, Христе Боже наш» ;
Тропарь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся» ;
Тропарь свт. Николаю «Правило веры и образ кротости» ;
Догматик «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид» ;
Ирмосы канона Богородице «Отверзу уста моя» ;
Ирмосы воскресного канона «Моря чермную пучину» .

тропарь воскресный

Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови, / от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше, / воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся, / я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кре́ст, / и сме́рть претерпе́ти, / и воскреси́ти уме́ршия / сла́вным воскресе́нием Свои́м.

Тропарь 5-го гласа предлагает православным христианам восхвалить Иисуса Христа , добровольно взошедшего на Крест ради нашего спасения.

Собезначальное — также не имеющее начала и начальства, то есть также Вечное и Всевластное.

ГЛАС 5«успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах». Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности.

наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа:
Заупокойный седален «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя» ;
Воскресные тропари «Ангельский собор» ( «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» );
Догматик «В Чермнем мори» .

тропарь воскресный

А́нгельския си́лы на гро́бе Твое́м, / и стрегу́щии омертве́ша, / и стоя́ше Мари́я во гро́бе, / и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́. / Плени́л еси́ а́д, не искуси́вся от него́; / сре́тил еси́ Де́ву, да́руяй живо́т. / Воскресы́й из ме́ртвых. Го́споди, сла́ва Тебе́.

В тропаре 6-го гласа поется об оцепенении стражников, охранявших гроб и увидевших явление Ангелов , и об ученице Христовой — Марии Магдалине , которая пришла искать мертвое тело Господа и не нашла его.

Стрегущии — стерегущие, стражи.

+ По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотретъ гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господенъ, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам (Мф. 28:1-7) .
А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклониласъ во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин. 20:11-13) .

Читайте также:  Новоиерусалимский монастырь: расписание богослужений, адрес и как доехать

Сретил еси деву, даруяй живот… Строка тропаря обращает нас к продолжению событий Евангелия от Иоанна: к встрече Иисуса с Марией Магдалиной (Ин. 20:11-18) . Она и названа здесь девой (ни Евангелие, ни житие святой равноапостольной Марии Магдалины ничего прямо не говорят нам о возрасте и семейном положении святой ко времени евангельских событий; но греческое слово παρυένος — дева — подобно современному девушка, употреблялось и для обозначения юной женщины вообще — такой, на брачное состояние которой ничто не указывает). Нередко в этом тропаре слово «дева» пишут с прописной (большой) буквы, как относящееся к Пресвятой Богородице; но при таком понимании тропарь не поддается никакому удовлетворительному объяснению.

Пленил еси ад… В греческом тексте тропаря — обезоружил.

О православном богослужении

Богослужебное пение. Закон осьмогласия.

Словесно-мелодическую часть православного богослужения составляют церковное пение и чтение. Разница между ними только в мелодической широте. Церковное пение по существу – это мелодически расширенноe и украшенное чтение, а чтение – это то же пение, сокращенное в мелодии соответственно содержанию текста и требованиям Устава. При этом богослужебная мелодия не просто сопровождает священный текст, а отражает его содержание и восполняет его, передавая то, что невозможно выразить словесно. Музыковед 19 века В.Ф.Одоевский говорил, что “. отцы наши называли церковное пение не музыкой, а словесной мелодией”. Мелодия молитвенная, богословствующая, проста, но в этой простоте сокрыта великая мудрость. Она величественна, но не горделива, успокаивает душу, но не расслабляет ее, сурова, но не безжалостна, скорбна, но не слезоточива. В ней нет ни сплошного мажора, ни минора – как на земле не бывает ни совершенной радости, ни безысходной скорби.

Наше церковное пение создано святыми и подвижниками благочестия, для которых мелодия была голосом духа, а не предметом упражнения в искусстве. Отцы Церкви создали тексты и мелодии, которые органически связаны с содержанием, создали и сам устав церковного пения. Причем, устав этот определяет не только порядок, последовательность исполнения песнопений за богослужением, но касается и характера самих мелодий и способа их исполнения.

Основу любой мелодии православного песнопения составляет псалмодия – краткая мелодия, которая состоит из трех-четырех повторяющихся тонов. Она может быть различным образом расширена. Собственно псалмодия в чистом виде – это то, что мы называем богослужебным чтением, которое святые отцы называют пением, указывая тем самым на распевное их исполнение. Расширенная псалмодия – мелодия православного песнопения – бывает двух видов: “подобен” и “самогласен”. По уставу мелодия подобна более простая, а мелодия самогласна – более широкая. Самогласны имеют свою, им свойственную мелодию и не служат образцом для других песнопений того же гласа. Подобны исполняются по определенному музыкальному образцу, этот образец называется “самоподобен”. Поэтому всегда при стихире, которую полагается петь на подобен, указываются начальные слова самоподобна, служащего образцом. (Например, глас 8, подобен “О преславного чудесе. “).

В церковном уставе можно найти указания и о характере исполнения песнопений. Например, “Честнейшую. ” положено петь “велегласно”, “Господи помилуй” на малой вечерне и полунощнице – “кротким и тихим гласом” и т.п. Встречаются такие указания: “велегласно и косно” (громко и медленно), “со сладкопением”, “скоро” и др.

Богослужебная мелодия должна быть чистой, бесстрастной, премирной, “духовной”. Православное богослужебное пение есть, прежде всего, слово, лишь окрашенное музыкальным звуком. Церковные мелодии католичества, протестантизма – это красивые музыкальные картины, ласкающие слух, затрагивающие слабые стороны человеческой души. Но красоту эту нельзя назвать истинно духовной. Как самая гениальная картина на религиозный сюжет отличается от иконы, так чувственная красота этих песнопений отличается от истинно духовной трезвенной красоты уставных православных песнопений. К сожалению, этот дух чувственности стал проникать и в православные песнопения, особенно, в ХIX веке. Церковные композиторы стали создавать мелодии для православных песнопений, не имеющие ничего общего с православной традицией и уставом богослужения. Эти песнопения действуют на нашу чувственность, кажутся красивыми. Но надо понимать, что эти мелодии относятся к иному жанру, они противоречат уставу Церкви и чужды духу православного богослужения. Об этом так писал святитель Игнатий (Брянчанинов): “Сочинения новейших композиторов авражают настроение их духа, настроение западное, земное, душевное, страстное или холодное, чуждое ощущения духовного. В некоторые песнопения трудившиеся в них внесли свой характер, уничтожив совершенно церковный характер”[1] . Об этом же говорит И.А.Гарднер: “. полууставные напевы и хоровые их гармонизации почти совсем вытеснили в ХIХ веке уставные правильные напевы в хоровом употреблении. Очень обширную часть богослужения современной Русской Церкви представляет неуставное, неканоническое богослужебное пение”[2] (т.е. свободные хоровые композиции на богослужебные тексты).

Один из главных принципов уставности – принадлежность к тому или иному гласу, к системе и принципу осьмогласия. В этом смысле многоголосные гармонизации уставных гласовых напевов все же можно признать уставным пением, хотя хоровое многоголосное пение по западному образцу не принадлежит преданию Православной Церкви. Оно только допущено для богослужебного употребления (в Русской Церкви в 17-м веке).

Пение в Церкви также должно быть чинным, назидательным, благодатным. “. нужно петь Господу не голосом, а самой жизнью своей, – говорил преподобный Варсонофий Оптинский, – В Священном Писании жизнь во Христе называется пением. “Крепость моя и пение мое Господь и бысть мне во спасение”(Пс.117,14), “. пою Богу моему дондеже есмь”(Пс.145, 2)”. Каноны Церкви запрещают нарочито громкое пение: “Не подобает. естество на вопль понуждати” (174 правило Номоканона), Сила звучания должна быть ограничена пределами естественной громкости каждого поющего голоса, иначе такое пение именуется канонами Церкви “бесчинным воплем”. Ни один голос не должен выделяться. Святитель Филарет Московский говорил, что “возможное усиление – это уже крик”.

Распределением песнопений по их содержанию управляет закон осьмогласия, являющийся основой богослужебного пения Православной Церкви. Устроитель церковного осьмогласия – преподобный Иоанн Дамаскин. Все песнопения разделяются на восемь гласов согласно содержанию их текста. Каждый из гласов – это определенный напев, некая музыкальная основа для песнопений. Каждый глас имеет свое внутреннее содержание.

Идея осьмеричности лежит в основе мироздания. В шесть дней сотворил Господь мир и “благословил седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог начал творить” (Бытие, 2,3). Восьмой день, по толкованию святых отцов, есть день Господень, единый и нескончаемый, День будущего века (Царствия Небесного). Эта идея нашла свое отражение и в различных аспектах церковной жизни. Например, осьмогласие как основа богослужебного пения. Большинство великих праздников празднуется в Церкви семь дней и в восьмой день “отдаются”.

Принцип осьмогласия был в свое время принят Русской Церковью от Церкви Греческой и является музыкальной основой богослужения. Однако, понятие осьмогласия в греческой традиции отличается от нашего. У греков глас- это лад, тональность. В русской традиции глас – это некоторая мелодия, закрепленная раз и навсегда. Каждый глас имеет помимо характерной для него тональности, лада, еще и наиболее употребительные в данном гласе мелодические обороты – попевки. Гласов всего восемь. Четыре основных (атентических) – 1,2,3,4 и четыре производных (плагальных) – 5-й к 1-му, 6-й ко 2-му, 7-й к 3-му, 8-й к 4-му. Каждый из плагальных гласов завершает и углубляет содержание соответствующего автентичного гласа.

Каждый глас начинается в день воскресный и продолжается до субботы включительно, сообщая всей седмице благодать минувшего дня воскресного. Этот глас господствует в богослужении всю седмицу.

Мы сейчас привыкли к тому, что на гласы распеваются стихиры, кондаки, ирмосы, прокимны, алиллуия. Но, за немногим исключением, практически все песнопения православного богослужения, в том числе, неизменяемые, распеваются на определенный глас. Например, Предначинательный псалом и “Блажен муж” в начале Всенощной Уставом положено петь на 8-й глас. “Свете тихий” распето на все восемь гласов. Великое славословие, “Честнейшую”, величания – положено петь на 6-й глас. “Херувимская песнь” распета самим преподобным Иоанном Дамаскиным на 6-й глас. Этот же глас положен для “Ныне силы Небесныя” и “Вечери Твоея Тайныя днесь”. “Да молчит всякая плоть человеча” – 8-й глас. Символ веры и молитва Господня по Уставу не поются, а читаются. Традиция пения Символа веры пришла в Россию в 16-17 веке с Запада. Знаменная мелодия Евхаристического канона состоит из одной строки 2-го гласа, переплетенной певучим речитативом.

Приведем в заключение краткую характеристику гласов. Более полный и аргументированный анализ Вы найдете в книге протоиерея Бориса Николаева “Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения” [3] .

1 глас – светозарный, величественный, поется легко и стремительно, взмывает к Небесам, способен настраивать душу к возвышенным чувствам. Это глас небесной красоты, Божественного величия и славы, духовной радости. Это глас Пасхальный. Служба праздника Святой Пасхи составлена в 1-ом гласе и в параллельном к нему 5-ом.

2 глас – нежный, трогательный, располагающий к любви, умилению, состраданию, отражающий тончайшие переживания человеческой души. Прежде всего, это глас Великой Субботы. Этот же глас и параллельный ему 6-й доминируют в песнопениях заупокойных богослужений. 2-й глас – глас “прехождения”, отражающий переходное состояние (предпразднество, исход души из тела, переход от жизни временной к жизни вечной).

3 глас – плавный, тихий, степенный, но вместе и твердый, мужественный. Этот глас имеет наименьшее число попевок и по количеству песнопений, положенных на этот глас, стоит на предпоследнем месте. Песнопения 3-го гласа содержат размышления о тайнах Горнего мира, а также отражают небесную радость, свет и хвалу. Так, например, воскресный тропарь 3-го гласа изображает Воскресение Христово как источник всеобщей радости.

4 глас – быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к веселию и радости. Глас светлого блистательного торжества, но не триумфа, как в 1-ом гласе. Четвертый глас не лишен оттенка покаянности, напоминания о человеческой греховности.

5 гласплагальный к 1-му, является его завершением и углублением. Величественное шествие завершается глубоким поклонением. В песнопениях 5-го гласа слышится призыв к поклонению (например, тропарь воскресный – поклонение Воскресению Христову), а также светлое приветствие: “Радуйся!” (самоподобен “Радуйся, Живоносный Кресте” и др.) По характеру мелодии 5-й глас одновременно и немного печальный и радостный.

6 гласплагальный ко 2-му. Мелодия 6-го гласа весьма печальная, располагающая к сокрушению о грехах, плачу, но вместе и наполняющая душу благоговейным умилением. Этот глас передает глубокую скорбь, растворенную и небесным утешением. Если 2-й глас – глас исхода, то 6-й глас – глас погребения. На этот глас положены каноны утрени Великого Четверга, Великой Пятницы и Великой Субботы, канон погребения мирян. Также это глас глубокого покаяния, сокрушения о грехах. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского положен на 6-й глас. Многие песнопения в честь преподобных отцов и святителей также поются на 6-й глас.

7 гласплагальный к 3-му. Самый скудный по количеству песнопений и музыкальных строк. У греков этот глас именуется “тяжелым”. Характер его – важный, мужественный, как бы вдыхающий бодрость, упование, мужество. Мелодия и тексты 7-го гласа величественны и просты, но за этой простотой скрывается глубокое, великое и непостижимое. Песнопения 7-го гласа много говорят о будущем веке, неведомом и непостижимом, о Небесном Иерусалиме.

8 гласплагальный к 4-му. Глас полноты, совершенства, высоты, царственный, завершающий земное и указывающий на полноту и совершенство Небесного. Также, это глас высокой похвалы, восклицания (“О преславного чудесе”, “О Тебе радуется”, “Что вас наречем, святии”). В то же время, мелодия 8-го гласа несколько печальная, умилительная. На 8-й глас положено петь песнопение “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. “

[1] Афанасьев В. “Златокрылый феникс. Монашеский подвиг святителя Игнатия (Брянчанинова)”. – Свято-Введенская Оптина пустынь, 2000, с.115

[2] Гарднер И.А. “Богослужебное пение Русской Православной Церкви”. – М., ПСТБИ, 2004г.- том I, с.121

[3] Протоиерей Борис Николаев. “Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения”. – Иосифо-Волоцкий монастырь, Общество древнерусской музыкальной культуры,
“Научная книга”, 1995г.

Богословие в гласах. Глас первый

В нашей жизни нам часто что-то надоедает, а что-то, наоборот, нравится, и мы хотим видеть это снова и снова. В православном богослужении существует удивительное единство между повторением и оригинальностью. Необычная система восьми гласов используется в Православной Церкви более тысячи лет. Восемь гласов сменяют друг друга в течение каждых восьми недель. Новый неделя – новый глас, начинающийся на церковной службе каждую субботу вечером.

«Глас» – это, в первую очередь, напев, мелодия, на которую распеваются тексты стихир, тропарей, ирмосов. Гласовая система касается именно этих богослужебных текстов, которые практически ежедневно используются в православном богослужении. Все они содержатся в книге, называемой по-гречески «Октоих», а по-славянски «Осмогласник», или «восьмигласник». Число восемь, восьмой день – символ Царства Христова, последнего нескончаемого, невечернего (т.е. у которого не будет вечера) дня, который завершит земную историю и исполнит все. Богослужение – начало этого дня и этого Царства Христова, его явление в нашей земной жизни.

Помимо мелодии, песнопения каждого из гласов имеют удивительное богословское содержание. Это богословие не академическое, а жизненное, практическое. Жизненность его состоит в том, что оно провозглашается не с академической кафедры, а с церковного клироса и проходит через ум и сердце каждого верующего.

Обратим наше внимание к этим текстам, попробуем их понять, почувствовать, объяснить сложности.

Глас первый.

Вечер субботы, утро воскресенья

Торжественные мелодии первого гласа находятся в гармонии с текстами, выражающими чувство благодарения человека Воскресшему Христу. Песнопения субботней вечерни и воскресной утрени сияют светом Воскресения Христова, исполнены радостью мироносиц, которые первые узнали, что Христос воскрес. Мы также стоим перед пустым гробом и славим Христово Воскресение.

«Вечерния наша молитвы прими, Святый Господи, и подаждь нам оставление грехов, яко Един еси явлей в мире Воскресение», – слышим мы в первой стихире на «Господи воззвах», и наше обычное бытовое уныние уходит, когда мы приносим Воскресшему Спасителю и наши «вечерние молитвы» и наши грехи в исповедании.

Еще к большей надежде побуждает нас Богородичен Догматик – песнопение, поющееся во время входа с кадилом, перед пением «Свете тихий»:

«Всемирную славу от человек прозябшую и Владыку рождшую, небесную Дверь воспоим, Марию Деву, безплотных песнь и верных удобрение: Сия бо явися небо и храм Божества; Сия преграждение вражды разрушивши, мир введе, и Царствие отверзе. Сию убо имущее веры утверждение, поборника имамы из нея рождшагося Господа. Дерзайте убо, дерзайте людие Божии, ибо Той победит враги, яко Всесилен».

Божия Матерь – слава всего мира, всего человечества: рожденная обычными людьми, Она родила Бога, Владыку всего мира, Она стала небесной Дверью (через которую к нам вошел Господь), Ее воспевают ангелы, под Ее защитой хорошо верующим, Она стала Небом и Храмом Божиим, Она (рождением Сына Божия) разрушила преграду греха, которая отделяла человека от Бога. Мы имеем родшегося от Нее Господа, Который борется за нас – и, поэтому, – дерзайте Божьи люди, т.е. – не бойтесь идти дорогой спасения к Богу – Он Всесилен.

«Пусть рукоплещут народы с веселием» – слышим мы в стихире на стиховне, – потому что Христос умертвил смерть и даровал нам жизнь». В седальне по второй кафисме мы радостно утверждаем: «…Христос пленил ад, единый Крепкий и Сильный, и с Собой воздвиг всех, подверженных тлению, разрушив Крестом страх осуждения». Вспоминая благоразумного разбойника в Ипакои мы восклицаем: «Покаяние разбойника обокрало ад!».

Особо Таинство спасения человечества Христом воспевается в воскресном каноне на утрени. «Тот, Который пречистыми руками создал меня из праха, распростер руки на кресте, взывая от земли мое тленное тело… Христос воплощаясь обожает меня, Христос смиряясь возносит меня, Христос страдая плотью делает меня бесстрастным, … Христос умирая совоскрешает меня, Христос дарует мне жизнь, поэтому я с веселием рукоплещу, поя Спасителю победную песнь…» «Крестом Твоим мир благовестив…»

Вырываясь из нашей будничной суеты мы взываем: «Ты Единственный, Кто знает слабость человеческого существа, и милостивно ее восприняв (в Воплощении), препояшь меня силой с высоты, чтобы взывать Тебе, Святой!» «Нас окружает бездна и никто не поможет, нас обвиняют во всем, спаси Твоих людей, Боже наш, ведь Ты – сила слабых и избавление».

Мы прославляем также особо Матерь Божию, послужившую Тайне Боговоплощения: «Какую достойную песнь можем мы Тебе принести? Только ту, которой нас научил архангел Гавриил: Радуйся Богородице Дево, Матерь Неневестная!».

«Ты мир совоскресил с Собой и исчезла смерть и Ева ныне от уз (смерти) избавляема радуется зовя: Ты всем подаешь, Христе, воскресение».

«Ад стонет и смерть рыдает, а мир веселится и все с ним радуются, потому что Ты, Христос, всем подал воскресение!»

«Твой Крест, Господи, прославился Твоей неизреченной силой, и Твоя слабость всем явилась больше чем сила, потому что сильные были низложены, а слабые возводятся на небо». Радость о Воскресении Христа – это радость о спасении каждого человека от греха и смерти. Это радость приобщения Христу Богу.

Вечер воскресенья, утро понедельника

Тема понедельника – покаяние грешника и прославление бесплотных служителей Бога – ангелов и святых мучеников за веру в Бога.

«Познай твое, окаянная душа, божественное благородство и нетленное отечество… Христос, Ты Врач, исцели страсти моего сердца и омой меня от всякой скверны, да пою и величаю Твое благоутробие… В древности Даниил укротил львов живя вместе с добродетелью; соревнуй ему, душа, и рычащего льва, который хочет тебя схватить, сделай бессильным своим постоянным обращением к Богу».

Ангелы – «святые зрители вечной премудрости Бога», «поют Тричисленную Единицу Божества троическими непрестанными голосами серафимы, являя пречистое таинство богословия и научая православной вере».

Мученики – «страдания похвалой, достоинством венцов, славные страстотерпцы одеялись Тобой, Господи: и терпением ран победили беззаконных, и божественной силой с неба приняли победу». Вы – действительно драгоценные камни, побиваемые камнями, но не отвергшиеся Камня Жизни, и каменным идолам не принесли жертвы, славные и венценосные Господни мученики… Обновив души плугом веры, Божественным Духом вы возрастили колос страданий и сподобились блаженной пищи»

Вечер понедельника, утро вторника

Смиренное покаяние и прославление Иоанна Крестителя

«Христос, Ты, будучи богатым, стал нищим и обогатил людей безсмертием и светом. Так и меня обогати добродетелями, освобождая меня от богатства мучения ада».

Предтеча: «Твоим голосом мертвым благовестился Свет от Света воссиявший на земле и мы, находящиеся во тьме, просветились. Просвети и меня мрачного! Вот светильник, светящий во тьме жизни, вот ласточка, всем возвещающая весну, Христов великий Предтеча…»

Мученики: Ваше свидетельство о Христе перед судьями оплевало силу демонов и освободило людей от прельщения… Терпение премудрых Христовых страстотерпцев светило больше, чем солнечное сияние, и поэтому погубило благодатью начальника тьмы (Диавола), и разрушило ночь безбожия и просветило сердца верных.

Богородица: Воспевая Тебя, Матерь Бога Слова, приносим Тебе словесное цветущее дарование, о котором веруем радоваться

Вечер вторника, утро среды

День Креста и страданий Христовых, день прославления Божией Матери.

«Ты распростер на Кресте ладони Свои, Щедрый, собрал народы, которые были далеко от Тебя (не знали Тебя)…». «Твоим Крестом, Христе, одно стадо стали ангелы и люди, и в едином соборе небо и земля веселится вопия: Господи, слава Тебе!». «Нам процвело бессмертие от вечнотекущего источника – ребра Спасова».

Богородица, «меня, уснувшего духовной смертью, лежащего в гробе отчаяния, скованного кандалами прегрешений, воздвигни Твоей молитвой. »

Вечер среды, утро четверга

День святых апостолов и святителя Николая

«Апостолы славные… обретшие Господа Бога… Тому боголепно прилепились и как Бога и как человека всесовершенного в мире явно проповедали». «Премудрые ловцы вселенной» «Богогласные Христовы трубы, кони, возмутившие воду безбожия и привлекшие как из глубины людей к божественному пристанищу спасения». «Облаки, пролившие воду жизни, напойте мою душу, иссохшую бездождием страстей, чтобы она возрастила колосья добродетели». «Как лучей, Великое Солнце, испускает вас во вселенной, озаряя верою поющих: благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки». «Будучи лозы божественного мысленного винограда, вы, апостолы, возрастили божественные гроздья, источающие спасительное вино, потому и меня избавьте от пьянства страстей».

Николай: «Тебя, великого пастыря, и во всем подражателя первому Пастырю Христу, прилежно молим, Николай: упаси твоих рабов с высот священных, избавляя всегда от всех житейских напастей».

Вечер четверга, утро пятницы

День Распятия и смерти Иисуса Христа

«Ты простер пречистые Твои руки на Кресте, призывая тех, кто был далек от Тебя, приближая их к Себе».

Богородица: «Все пророки проповедали Тебя, Матерь Божию, преславными образами; мы же ясно видим исполнение пророчеств, и просим получить Тобою божественную тихость». «Я побежден законом плоти, совершаю бесчисленные грехи и не смею возвести глаза к Тебе, Владычица чистая; но Ты законом милосердия Твоего Сына, спаси меня окаянного, спаси меня!» «Избавь меня от бесплодия мысли, и помоги моей душе плодоносить добродетелями, Пречистая Богородица».

Мученики: «Отложив дремоту нерадения божественной бодростью, страстотерпцы, верой усыпили стремления зверей и пострадали радуясь».

Вечер пятницы, утро субботы

День молитвы за умерших и прославление всех святых

Умершие: Какая жизненная сладость остается без печали? Какая слава непреложна на земли? Все это слабее тени, и призрачнее сна, в мгновение все это забирает смерть. Но в свете Твоего лица и в наслаждении Твоей красоты, покой тех, кого Ты избрал, Христе!» «Мертв был, и мертвым даровал Твою божественную жизнь и бессмертие, так и в вере покинувших тленную жизнь, сделай причастниками Твоего Царствия».

Мученики: «Вооружившись благочестием, вы не были поражены стрелами Диавола, и благодатью Божией были победоносцами и получили венцы».

Что такое глас? Значение слова Восемь церковных гласов

Каждый, кому приходилось бывать на православном богослужении, не раз слышал, как диакон возглашает наименование песнопения, которое будет исполняться хором, и указывает номер гласа. Если первое в основном бывает понятно и не вызывает вопросов, то что такое глас, известно не всем. Попытаемся в этом разобраться и понять, каким образом он влияет на характер исполняемого произведения.

Особенность церковного пения

Церковные пение и чтение — это важнейшие составляющие богослужения, и отличие между ними заключается лишь в мелодической широте. Это вполне очевидно, так как православное пение представляет собой не что иное, как чтение ? расширенное и положенное на определённую музыкальную основу. В то же время и само чтение является пением ? мелодически сокращённым в соответствии с его содержанием и требованиеями Устава Церкви.

В церковном пении задачей мелодии является не эстетическое украшение текста, а более углублённая передача его внутреннего содержания и раскрытие многих особенностей, которые невозможно выразить словами. Само по себе оно является плодом вдохновенных трудов святых отцов, для которых песнопения были не упражнениями в искусстве, а искренним выражением их духовного состояния. Им принадлежит создание Устава песнопений, регламентирующего не только последовательность исполнения, но и характер тех или иных мелодий.

Значение слова «глас» в применении к церковному пению

В Русской Православной Церкви богослужебное пение базируется на принципе «осьмогласия», автором которого является преподобный Иоанн Дамаскин. Согласно этому правилу, все песнопения делятся на восемь гласов в соответствии с их содержанием и заключённой в них смысловой нагрузкой. Для каждого из них характерен строго определённый напев и эмоциональный окрас.

Закон осьмогласия пришёл в Русскую Православную Церковь из Греции и получил у нас определённую творческую переработку. Это выразилось в том, что в отличие от греческого оригинала, где церковные гласы служат для обозначения только лада и тональности, на Руси они обозначают главным образом некую мелодию, закреплённую за ними и не подлежащую изменению. Как уже было сказано, гласов всего восемь. Из них четыре первые — это основные (атентические), а последующие ? вспомогательные (плагальные), в задачу которых входит завершение и углубление основных. Разберём их подробнее.

Гласы Светлого Воскресения и Великой Субботы

На Пасхальных богослужениях, где все песнопения имеют светозарный, величественный окрас, служба построена в первом гласе и параллельном ему вспомогательном пятом. Это придаёт общему звучанию характер воззвания к Небесам и позволяет настроить душу на возвышенный лад. Являясь отражением небесной красоты, эти песнопения вселяют в нас духовную радость. На этом примере хорошо видно, что такое глас, дарующий ощущение праздника.

В Великую Субботу перед Пасхой, когда всё в мире замерло в ожидании чуда Воскресения Христова, и души людей исполнены умиления и любви, во храмах Божьих звучат нежные и трогательные напевы, отражающие тончайшие нюансы внутреннего состояния молящихся. В этот день церковная служба построена целиком на втором гласе и дополняющем его шестом. Что такое глас второй, иллюстрируют также и заупокойные службы, где на его эмоциональном окрасе построены все песнопения. Это как бы отражение переходного состояние души из бренного мира в жизнь вечную.

Два гласа, весьма различных по частоте исполнения

Относительного третьего гласа нужно заметить, что на его основе построено весьма мало песнопений. По частоте использования его в богослужении он занимает предпоследнее место. Степенный, но одновременно и твёрдый, исполненный мужественного звучания, он как бы вводит слушателей в размышления о тайнах Горнего мира и о бренности земного существования. Наиболее ярким примером может служить хорошо всем известный воскресный кондак «Воскресение Христово».

Очень характерно звучание песнопений, построенных на четвёртом гласе. Их отличает торжественность и быстрота, побуждающая к веселью и радости. Ими наполнено содержание мелодии и подчёркивается значение слова. Глас четвёртый является одним из наиболее востребованных в православных службах. Заложенный в нём оттенок покаянности неизменно напоминает нам о содеянных грехах.

Пятый и шестой плагальные (вспомогательные) гласы

Пятый ? плагальный глас. Значение его весьма велико: он служит для придания большей глубины и завершённости песнопениям, исполняемым на основе первого гласа. Его интонации наполнены призывом к поклонению. Чтобы в этом убедиться, достаточно прослушать воскресный тропарь Воскресению Христову или приветствие «Радуйся». Оба эти произведения несут в себе одновременно оттенки печали и радости.

Шестой глас является вспомогательным ко второму и подчеркивает печаль, располагающую к покаянию о содеянных грехах и в тоже время переполняющую душу умилением и надеждой на Господнее всепрощение. Это скорбь, растворяемая утешением. Как уже говорилось, второй глас дарит ощущение перехода в иной мир, и потому наполнен светом, шестой же больше ассоциируется с погребением. По этой причине на его основе исполняются песнопения второй половины Великой Седмицы.

Завершение перечня осьмогласия

Реже всего в православных храмах можно услышать песнопения, положенные на седьмой глас. Греки ? авторы закона осьмогласия ? именовали его «тяжёлым». Характер исполняемых на его основе песнопений важный и мужественный, что вполне объясняет данное ему название. За внешней простотой этих мелодий скрывается целый мир ? глубокий, великий и непостижимый. Это своего рода повествование о Небесном Иерусалиме и Будущем веке.

Прослушав такие высокие образцы церковного пения, как «О Тебе радуется…» и «О преславного чудесе…», можно без труда составить представление о том, что такое глас. Восьмой глас ? последний, он завершает перечень элементов, составляющих осьмогласие. Он полон царственной высоты, совершенства и зовет к упованию на Безначального Отца, сотворившего видимый и невидимый мир. В то же время, слушая его, невозможно не заметить некий оттенок печали, вызванной мыслью о собственной греховности.

Ссылка на основную публикацию