Что обозначает шестиконечная звезда в православии

Что означает звезда Давида как символ, тату и в астрологии

Сущность понятия


Первоначально нужно понять, что такое и как изображается звезда Давида. Среди названий также встречаются Маген Давид, магендовид, могендовид, Соломонова печать.
Также он упоминается как гексаграмма. Важно понимать, что такое наименование лежит в основе рисунка.

Чтобы исполнить рисунок знака, нужно изобразить звездообразную фигуру с 6 точками и исходящими из них лучами. Википедия говорит, что гексаграмма выглядит как два равносторонних треугольника.

Интересно!Для чего нужна красная нить на запястье: значение в христианстве

То, как именно выглядит звезда Давида, можно увидеть на фото. При внимательном рассмотрении заметно наложение треугольников друг на друга. В результате образуется правильный шестиугольник. В его структуре присутствуют 6 одинаковых углов. Единое мнение о происхождении отсутствует.

Среди распространенных вариантов выделяется:

  • магендовид присутствовала в форме щитов армии царя Давида, о чем сказано в древней легенде;
  • в виде гексаграммы была выполнена печать царя Соломона;
  • магендовид лежала в основе лжемиссии Давида Алроя;
  • упоминается в талмудическом обороте, связанном с Богом Израиля.


Еврейское происхождение отмечается 19 веком. Основное подтверждение – государственная символика на флаге Израиля.
Однако это утверждение является спорным. Знак встречается в символике других стран и даже населенных пунктов.

Звезда Давида значение имеет разное. Его трактовка не ограничиваются одним вариантом. Размышления о его смысле берут свое начало со времен древности до этапа современности.

Интересно!Расписание богослужений в храме святого Ильи Пророка в Обыденском переулке

Выделяются следующие теории:

  1. Относительно двух начал: гексаграмма воспринимается в виде единения женского (треугольника, стремящегося вершиной вверх) и мужского (треугольника, направленного вершиной вниз с широким основанием) начал. Другое видение Маген Давида – небесное (макрокосмы) и земное (микрокосмы) единение.
  2. В цифре четыре:символ заключает такие первоосновы, как воздух, небо, земля и вода. Верхний треугольник сочетает землю и воду, нижний – воздух и огонь. Допускается видение огня, воды и воздуха в верхнем треугольнике, а в нижнем — заключаются благодать, мир (покой) и милость. Иная трактовка – комплекс сторон света: восток, юг, запад, север, учитывается божественное управление сторонами света, небом и землей;
  3. В цифре шесть и модель мироздания: гексаграмма – сочетание 6 дней в неделе, что представляет модель мироздания (верхние углы означают Единство Господа, Добро, Зло, нижние углы – человеческие цели как векторы мирского существования). Другое видение связано с праздником Суккот; в праздничный день устанавливается особый шалаш (сукка).6 углов соответствуют 6 «высоким гостям» (Моисею, Аврааму, Аарону, Исааку, Иосифу, Иакову), гости приходят в первые 6 праздничных дней; объединяет всех гостей царь Давид.
  4. В народном единении: гексаграмма сочетает 12 ребер или колен Израиля. Согласно легенде, во время скитаний народа по пустыне разбивались шатры Израилевых колен, образуя гексаграмму. Внутри магендовид был духовный центр — Скиния. Представляет единство еврейской народности.
  5. В воссоединении с Богом: трактовка дается в философском труде Франца Розенцвейга. Является выражением отношений между мирозданием, Богом и человеком. Верхний треугольник означает человека, Бога и мироздание, нижний олицетворяет Откровение, Спасение и Творение. Наложение верхнего и нижнего треугольников именуется «Звездой Спасения».

  • Магендовид – каббалистическое значение: гексаграмма включает 7 нижних сфирот (сферот) – божественных эманаций, в центре находится Йесод, остальные треугольники с самого верха против часовой стрелки обозначают сфирот Гвура, Ход, Малхут, Нецах, Хесед, Тиферет.
  • Магендовид – эсхатологическое значение: знак символизирует число 666 (число зверя). Трактовка связана с сочетанием 6 сторон внутреннего гексагона, 6 маленьких треугольников, 6 углов.
  • Магендовид – массонское значение: гексаграмма олицетворяет трансцедентальную мудрость.
  • Магендовид – алхимическое значение: представляет графическое видение философского камня, равносилен вечной жизни и молодости.
  • Магендовид – индийское видение: является изображением одной из 7 человеческих чакр. Гексаграмма представляет Анахату (считается в йоге и тантре сердечным центром). Анахата расположена в области позвоночника рядом с сердцем и ответственна за радость, любовь, преданность и сострадание. Верхний треугольник олицетворяет землю, а нижний – небесное начало. В целом знак является выражением человеческого естества, внутри которого постоянно ведется борьба плотского и духовного начал.
  • Щит Давида

    Рассмотрим символизм звезды с точки зрения современных евреев. Изначально символ украшал предметы бытового использования и меноры, о чем свидетельствуют раскопки. Позже звезду стали изображать на синагогах и надгробиях. А во время гитлеровской оккупации Европы звезды желтого цвета заставляли носить всех евреев как отличительный знак.

    Национальным символом иудаизма магендовид стал лишь с конца 18 — начала 19 века. Звезда стала ассоциироваться с иудаизмом, как крест — с христианством, а полумесяц — с исламом. Звезда обрела религиозный смысл. С 1948 года звезда Давида украшает государственный флаг Израиля.

    С чем иудеи связывают символизм гексаграммы? По легенде этот знак использовал царь Давид в качестве личной печати: она красовалась на его перстне. Этот символ получился от слияния букв имени, которое было выгравировано на перстне царя. Проверить истинность этого утверждения никто не сможет, поэтому в легенду просто поверили. Существует параллельная легенда о том, что на самом деле было изображено на перстне царя: вовсе не гексаграмма и имя, а посох и пастушья сумка.

    Тем не менее, звезду назвали щитом Давида, что на иврите звучит как магендовид. Почему звезду назвали щитом? Потому что существует еще одна легенда, которая утверждает, что на щитах воинов Давида был изображен именно шестилучевой символ.

    Оберег

    Считается, что этот символ, употребляемый как оберег, способен защитить от колдовских обрядов, приворотов, сглаза, порчи.

    Это полезно! Самая сильная православная молитва от сглаза и порчи


    Его приравнивают к сильнодействующему амулету против нечистой силы. Кроме магической стороны, учитывается защита обладателя оберега от физического ущерба.
    Принимается во внимание его способность предотвратить преждевременную человеческую смерть.

    Бытует мнение, что символ позволяет узнать тайны будущего, настоящего и прошлого. Для такого знания нужно носить знак на кулоне из серебра.

    Для ношения оберега достаточно таких причин:

    • угроза жизни, благополучию и здоровью;
    • желание активизировать природную интуицию, потенциальные способности к ясновидению или гаданию.

    Исторический аспект

    Символ имеет многолетнюю историю. Первые упоминания о нем датируются 7 веком до нашей эры. Так, история символа начинается с Сидона. В этом городе была найдена печать, принадлежавшая иудею Йеошуа бен Йешаяу.

    Наименование «магендовид» (могендовид) встречается в эпохе раннего Средневековья в 14 веке. Название знака присутствует в каббалистической работе внука мудреца Рамбана.

    Магендовид связывается со щитом царя Давида. Прописывается, что 6-угольный щит был защитой не только царю, но и его воинам в ратных подвигах.


    В истории магендовид встречается с 13 века в качестве украшения германских синагог. Символом расписывались стены зданий.

    Также знак присутствовал в амулетах, мезузах и текстах по каббале. По мнению ученых такое применение носило исключительно декоративно-прикладной характер.

    Использование знака в виде особого символа отмечается правлением Карла IV. Император возглавлял Священную Римскую империю.

    Познавательно! В чем смысл заповеди «не сотвори себе кумира»

    С его волеизъявления была создана привилегия для пражских евреев. Она заключалась в собственном флаге, на котором была изображена 6-конечная звездообразная фигура. Этот этап стал решающим в еврейской культурной символике.

    История возникновения символа

    Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

    По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно! Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

    Эта загадочная звезда не оставляет никого равнодушным. У одних она вызывает гнев и ярость, других привлекает своими магическими качествами, у третьих просто вызывает интерес. Ничего особенного в символе нет: всего два треугольника. Однако шестиконечная звезда самым волшебным образом действует на подсознание людей.

    Этот символ носит самые различные названия, но всегда узнаваем:

    • Магендовид;
    • гексаграмма;
    • звезда Давида;
    • щит Давида;
    • звезда Соломона;
    • печать Соломона;
    • звезда Творца.

    С первого взгляда может показаться, что символ имеет непосредственную связь с иудейским народом. Однако он был известен задолго до возникновения этого народа. Археологические раскопки проводились по всему миру, и гексаграмма была обнаружена в Индии и на Ближнем Востоке. Нашли этот символ даже в Британии: его использовали древние кельты.

    История распорядилась так, что гексаграмма стала символом еврейского народа и получила название еврейской звезды.

    Христианство и знак

    Символ в христианстве упоминается намного раньше, чем в иудаизме. Изначально в православии звезду Давида можно увидеть в иконописи 12 – 14 вв. Символ встречается как в византийских, так и в русских работах мастеров. Он был представлен не только в виде 6-конечной фигуры.


    Присутствуют 8-конечные прочтения. Также символом украшали убранства Божьих угодников. Если рассматривать значение символа в ретроспективе, то звезда Давида в христианстве имеет множество трактовок.

    В период раннего становления символ в христианстве отождествлялся с Вифлеемской звездой, означал процесс 6-дневного творения мира.

    Следует отметить, что знак присутствует в кресте православной веры.

    Полезно! Для чего нужно и что это такое причастие в церкви: правила таинства

    Посредством его происходит воссоединение человеческой и Божественной стороны в Иисусе Христе, поэтому знак отождествляется с Христом.

    В настоящий момент звезда Давида в христианстве трактуется иначе: представляет собой Мессию, который не пришел в этот мир. Иными словами Господний Седьмой день не настал.

    Иногда гексаграмма отождествляется с антихристианским религиозным течением. Считается, что она олицетворяет число 666 (или число зверя), что вызывает негативное отношение священнослужителей. Представители церкви настоятельно рекомендуют не носить кулон наряду с нательным крестом.

    Важно отметить! Православие не приемлет ношение других символов, кроме креста.


    Отрицательное мнение церкви связано с рисунком знака. Считается, что 6-угольное изображение – порождение Сатаны. Знак обозначает мнимую победу дьявола над Божественным началом.
    Священнослужители придерживаются мнения, что таким знаком будет сопровождаться пришествие Антихриста.

    Изначально изображение было цельным и состояло из 6 лучей. Лучи символизировали человеческие чувства. Последний луч был направлен вверх.

    Это означало стремление к Небесному отцу, который все объединяет. Подтверждение такому изображение присутствует на старинных иконописных работах. Именно такой знак считается исконно христианским.

    Средние века

    В этот период символ встречается во многих европейских странах. Он использовался в православии для росписи храмов орнаментами, или наносился на амулет для воина. В таком случае он носил имя «Печать царя Соломона». По легенде царь вышел победителем из многих битв, в т. ч. и в сражениях с демонами. Поэтому Соломона считают покровителем воинов.

    В Средневековье Звезду Давида часто использовали маги, алхимики и оккультисты. По одной из теорий гексаграмма обозначает астрологический символ.

    В 1354 году представители рода еврейского происхождения использовали этот знак для создания флага и фамильного герба. Это одно из первых событий, которое крепко связало гексаграмму и еврейскую культуру.

    В XVIII веке символ используют на надгробиях евреев. С этого времени он начинает неразрывно ассоциироваться с иудаизмом.


    Еврейские народы использовали звезду Давида для создания флага и фамильного герба

    Кто может носить

    Использование в разных религиозных сообществах порождает вопрос, кто и при каких условиях может носить звезду. Самый очевидный ответ – иудеи, так как это основополагающий знак иудаизма.

    Принадлежность к иудеям не ограничивает круг тех, кто при желании может надевать такой кулон. Для того, чтобы носить звезду, необязательно быть приверженцем иудаизма, достаточно обладать желанием и верой в ее силу.

    Обратите внимание! Ношение звезды Давида налагает ответственность на ее обладателя.

    Православные иконы и молитвы

    Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

    Что значит митрополит?

    «Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

    Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

    Если православный верянин решает стать священником, то это означает что он полностью посвящает свою жизнь вере и его долг помогать ближним окружающим. Но чтобы получить определенный сан, в частности возведение в сан митрополита, нужна обязательная специальная подготовка. Ведь для того чтобы посвятить себя в служение при храме не достаточно изучить историю, грамматику и письмо, нужно также быть духовно подготовленным.

    Значение слова митрополит

    Митрополит – это первый епископский титул, который зародился еще в древней христианской Церкви.

    Для того, чтобы стать митрополитом прежде всего нужно начинать обучение с семинарии. Но в нее может поступить далеко не каждый человек. Человек должен соответствовать следующим требованиям:

    • возраст не старше 35 лет;
    • принимаются только представители мужского пола;
    • иметь законченное среднее образование;
    • иметь рекомендации от священников.

    Кроме того будущий «ученик» должен обладать умением хорошо и красиво говорить, уметь грамотно пересказывать библейские истории. При поступлении также учебная комиссия проверяет умение четко читать Псалтырь. Не менее важными являются вокальными данными.

    Полный курс обучения составляет пять лет. При этом все студенты, которые хорошо учатся получают стипендию. Иногородним в обязательном порядке предоставляется жилье в общежитии. При этом, в общежитие строго запрещено проходить посторонним. Исключением являются только родные и близкие обучающего.

    Как становятся митрополитами

    Прежде всего нужно стать священнослужителем Русской Православной Церкви. Как уже говорилось выше, им можно стать только после обучения в специализированном учебном заведении. Не стоит думать, что обучение в нем простое. На самом деле оно достаточно сложное и требует определенных знаний и усилий.

    После того как учебное заведение будет окончено, служитель обязательно закрепляется за конкретным учебным заведением. И только после получения определенных санов (повышение квалификации) можно будет осуществить переход в один из приходов церкви.

    Степени санов в православии

    Нужно отметить, что в православии существует три вида священнослужения:

    • Диакон – это степень служения самой младшей группы. Они участвуют во всех проведениях литургий, но при этом самостоятельно не совершают никаких Таинств.
    • Священник – это степень служения условно называющая средней группы. Священнослужители данной группы наделены правом совершать шесть из семи Таинств. Исключением является таинство Рукоположения. Кроме того они проводят в храмах все литургии и богослужения. Они полностью являются подвластными Епископам.
    • Епископ – это высший чин данной группы.Он наделен властью управлять приходами области.
    • Митрополит – это самый высший сан служения. У него все те же права власти как и у священника и епископа. Единственным исключением является то, что согласно сану он имеет право управлять не только деревней или городом, но и целой областью.
    Читайте также:  Молитва на удачу на рабочем месте, на торговлю, для привлечения клиентов

    При этом все духовенство делится на «черное» и «белое». В первую категорию относятся монахи, а во вторую – женатые.

    Многих православных верян интересует вопрос кто главнее митрополит или патриарх? Нужно отметить, что оба сана достаточно высоки, но вместе с тем патриарх все же главнее. Он представляет «начальника» представителем Церкви поместников. Выбирается патриарх и согласовывается только на Соборе. Это самый высокий чин всей церковной иерархии.

    Правила и рекомендации обращения к священнослужителям

    Как и в мирской жизни, в церковном мире также существуют определенные правила этикета. Наверняка каждый начинающий прихожанин при посещении церкви обращал внимание на обращение между священнослужителями. Важно отметить, тот факт, что существуют некие правила не только обращения к митрополиту в русской православной церкви, но и к другим служителям храма, которое зависит от сана:

    • к епископу, митрополиту и архиепископу принято обращаться «Ваше Святейшество» или «Святой Владыко наш»;
    • к священнослужителям средней группы в православии принято обращаться следующим словосочетанием: «Ваше высокое преподобие, отец …»; в народе, еще с древних времен сложилось так, что прихожане к священнослужителю обращаются как «батюшка», согласно правил церковного этикета это допустимо и не считается ошибкой или грехом;
    • к диаконам принято обращаться: «отец…».

    К монахам же обращаются более по простому — их называют «братьями» и «сестрами».

    Если верянин встретил епископа или священника, после того как они его поприветствуют, можно просить благословения на те или иные дела. При этом очень важно, чтобы руки были сложены в виде креста на груди.

    Как видим ничего сложного и запутанного в санах и приветствиях нет. Главное, чтобы вера в душе не угасала и было покаяние.

    Список митрополитов русской православной церкви постоянно пополняется. К вашему вниманию мы представим ныне живущих:

    • Агафангел ( Саввин ), митрополит Одесский и Измаильский;
    • Александр ( Кудряшов ), митрополит Рижский и всея Латвии;
    • Александр ( Могилёв ), митрополит Астанайский и Казахстанский;
    • Алексий ( Кутепов ), митрополит Тульский и Белёвский;
    • Анастасий ( Меткин ), митрополит Казанский и Татарстанский;
    • Антоний ( Фиалко ), митрополит Хмельницкий и Староконстантиновский;
    • Аристарх ( Смирнов ), митрополит Кемеровский и Прокопьевский;
    • Вадим ( Лазебный ), митрополит Иркутский и Ангарский;
    • Валентин ( Мищук ), митрополит Оренбургский и Саракташский;
    • Варнава ( Кедров ), митрополит Чебоксарский и Чувашский;
    • Варсонофий ( Судаков ), митрополит Саранский и Мордовский;
    • Вениамин ( Зарицкий ), митрополит Пензенский и Нижнеломовский;
    • Вениамин ( Пушкарь ), митрополит Владивостокский и Приморский;
    • Викентий ( Морарь ), митрополит Ташкентский и Узбекистанский , Среднеазиатский;
    • Виктор ( Олейник ), митрополит Тверской и Кашинский;
    • Виссарион ( Стретович ), митрополит ) Овручский и Коростенский;
    • Владимир ( Иким ), митрополит Омский и Тарский;
    • Владимир ( Кантарян ), митрополит ) Кишинёвский и всея Молдавии;
    • Владимир ( Котляров ), митрополит ) Санкт — Петербургский и Ладожский;
    • Владимир ( Мороз ), митрополит Почаевский , викарий Киевской епархии;
    • Владимир ( Сабодан ), митрополит Киевский и всея Украины;
    • Георгий ( Данилов ), митрополит Нижегородский и Арзамасский;
    • Герман ( Моралин ), митрополит Курский и Рыльский;
    • Герман ( Тимофеев ), митрополит Волгоградский и Камышинский;
    • Даниил ( Доровских ), митрополит Архангельский и Холмогорский;
    • Даниил ( Нусиро ), митрополит Токийский и всея Японии;
    • Евсевий ( Саввин ), митрополит Псковский и Великолукский;
    • Игнатий ( Пологрудов ), митрополит Хабаровский и Приамурский;
    • Иларион ( Алфеев ), митрополит Волоколамский , викарий Московской епархии;
    • Иларион ( Капрал ), митрополит Восточно — Американский и Нью — Йоркский , первоиерарх РПЦЗ;
    • Иларион ( Шукало ), митрополит Донецкий и Мариупольский;
    • Иоанн ( Попов ), митрополит Белгородский и Старооскольский;
    • Иоанникий ( Кобзев ), митрополит б . Луганский и Алчевский ;
    • Иов ( Тывонюк ), митрополит, б . Челябинский и Златоустовский ;
    • Иосиф ( Македонов ), митрополит Иваново — Вознесенский и Вичугский;
    • Ириней ( Середний ), митрополит Днепропетровский и Павлоградский;
    • Исидор ( Кириченко ), митрополит Екатеринодарский и Кубанский;
    • Кирилл ( Наконечный ), митрополит Екатеринбургский и Верхотурский;
    • Кирилл ( Покровский ), митрополит Ставропольский и Невинномысский;
    • Климент ( Капалин ), митрополит Калужский и Боровский;
    • Корнилий ( Якобс ), митрополит Таллинский и всея Эстонии;
    • Лазарь ( Швец ), митрополит Симферопольский и Крымский;
    • Лев ( Церпицкий ), митрополит Новгородский и Старорусский;
    • Лонгин ( Корчагин ), митрополит Саратовский и Вольский;
    • Марк ( Тужиков ), митрополит Вятский и Слободской;
    • Меркурий ( Иванов ), митрополит Ростовский и Новочеркасский;
    • Мефодий ( Немцов ), митрополит Пермский и Соликамский;
    • Николай ( Шкрумко ), митрополит Ижевский и Удмуртский;
    • Никон ( Васюков ), митрополит Уфимский и Стерлитамакский;
    • Нифонт ( Солодуха ), митрополит Волынский и Луцкий;
    • Онуфрий ( Березовский ), митрополит Черновицкий и Буковинский;
    • Павел ( Лебедь ), митрополит Вышгородский и Чернобыльский , викарий Киевской епархии;
    • Павел ( Пономарёв ), митрополит Рязанский и Михайловский;
    • Пантелеимон ( Долганов ), митрополит Ярославский и Ростовский;
    • Пантелеимон ( Кутовой ), митрополит Красноярский и Ачинский;
    • Питирим ( Старинский ), митрополит Николаевский и Вознесенский;
    • Платон ( Удовенко ), митрополит Аргентинский и Южноамериканский;
    • Прокл ( Хазов ), митрополит Симбирский и Новоспасский;
    • Сергий ( Генсицкий ), митрополит Тернопольский и Кременецкий;
    • Сергий ( Полеткин ), митрополит Самарский и Сызранский;
    • Сергий ( Фомин ), митрополит Воронежский и Борисоглебский;
    • Симеон ( Шостацкий ), митрополит Винницкий и Могилёв — Подольский;
    • Софроний ( Дмитрук ), митрополит Черкасский и Каневский;
    • Тихон ( Емельянов ), митрополит Новосибирский и Бердский;
    • Феодосий ( Процюк ), митрополит, б . Омский и Тарский ;
    • Феофан ( Ашурков ), митрополит Челябинский и Златоустовский;
    • Филарет ( Вахромеев ), митрополит Минский и Слуцкий , Патриарший Экзарх всея Белоруссии;
    • Филипп ( Осадченко ), митрополит Полтавский и Миргородский;
    • Хризостом ( Мартишкин ), митрополит , б . Виленский и Литовский ;
    • Ювеналий ( Поярков ), митрополит Крутицкий и Коломенский;
    • Ювеналий ( Тарасов ), митрополит , б . Курский и Рыльский.

    Епископ — это кто такой в православии?

    Украина готовится к получению Томоса и дальнейшему созданию Единой украинской автокефальной поместной церкви. Вселенский патриархат признал незаконной «передачу» Киевской митрополии Московскому патриархату в 1686 году. Кроме того, появилась информация, что с патриарха УПЦ КП Филарета уже сняли анафему. При этом митрополит РПЦ Иларион угрожает, что если Украина все же получит Томос, то РПЦ может разорвать все отношения с Константинополем.

    Такая краткая вводная еще каких-то полгода назад вполне могла серьезно озадачить обывателя наличием большого количества непонятных слов.

    Сейчас же тема Томоса и церкви прочно укрепилась в топе главных новостей страны, однако некоторые термины лишний раз пояснить никак не помешает.

    Потому далее будет небольшой ликбез, предназначенный для лучшего понимания темы, которая, похоже, еще задержится в главных новостях Украины.

    Начнем с главного.

    Что такое «материнская» церковь?


    Вселенский патриарх Варфоломей І Фото из открытых источников

    «Материнская» церковь, или церковь-мать – это автокефальная церковь (в основном патриархаты), которая может выдавать разрешения на создание поместных церквей, ранее входивших в ее юрисдикцию.

    На звание «материнской» церкви для Украины есть два претендента – Московский и Константинопольский патриархаты.

    В настоящий момент официальная позиция властей Украины, высказанная президентом Петром Порошенко, следующая:

    «Князь Владимир Великий принял христианскую веру от Константинопольской церкви, и поэтому именно от нее Украина ждет признания автокефалии для поместной церкви».

    Что такое епархия

    Епархия это округ, вверенный архиерею (епископу) для заведования церковными делами.

    Он является главой своей территории и все возникающие вопросы решает по своему усмотрению. А за последствия несет личную ответственность перед высшей духовной властью.

    Происхождение термина

    Само слово происходит от греч. Eparhia — властвование над территорией. Причем, согласно канонам древней христианской традиции, нарушение ее границ недопустимо.

    Значение понятия

    В ведении епископа — храмы, монастыри, подворья, церковные учебные заведения, находящиеся на его территории.

    Согласно Апостольским правилам, к примеру, архиерей:

    • не должен самовольно переходить в другую церковь;
    • претендовать на ту же должность на соседней территории;
    • не имеет права снять отлучение и принять у себя отлученных другим епископом клирика или мирянина.

    Каноны, действовавшие на заре распространения христианства, остаются неизменными и сегодня.

    Что такое автокефалия?

    Это статус поместной церкви. Он предполагает административную независимость от других поместных церквей.

    Автокефальная церковь возглавляется патриархом, архиепископом или митрополитом.

    Если немного подробнее: автокефальная православная церковь – это поместная православная церковь с закрепленной за ней канонической территорией. Автокефальная церковь не является ни иерархически, ни административно частью другой православной церкви.

    Не путать с автономией. Предстоятель автономной церкви после избрания должен быть утвержден патриархом одной из автокефальных церквей.

    Кто такие половцы?

    Половцами называют кочевой скотоводческий народ, представителей тюркских племен. Привычное нам название «половцы» тюркские племена (кипчаки) получили уже после продвижения в степи Северного Причерноморья. В начале XI века они поселились в причерноморских степях, вытеснив оттуда печенегов и торков. Затем в середине XI века половцы пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная, заселив всю Великую Степь от Дуная до Иртыша, которая с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кипчак (Половецкая степь).

    Название «половец» (от «половый») первым предложил в 1875 году российский историк Арист Куник. С тех пор укоренилось мнение, что половцев стали называть так из-за бледновато-желтого, соломенно-желтого цвета их волос. Согласно другой версии, древних жителей Руси называли просто жителями поля независимо от их племенной принадлежности. Эта версия встречается в русских исторических источниках до начала XIX века. Но, согласно традиционной версии, русское название «половцы» происходит от древнерусского «половъ» («желтый»). Половцы являлись потомками сары-кипчаков, то есть «желтых кипчаков».

    Половцы имели крупный рогатый скот, овец, верблюдов, но главным их богатством были лошади. Изначально половцы занимались круглогодичным кочеванием. Они находили место для скота, располагали там свои жилища, а когда корм истощался, отправлялись на поиски новой территории.

    Ложь посла Левченко. Учился ли Владимир Мономах в Оксфорде? Первое упоминание о появлении половцев у границ Руси относится к 1055 г. и содержится в «Повести временных лет». Поначалу они не стремились к завоеванию Руси, совершая лишь редкие набеги. С 1068 года половцы стали нападать на земли Киевской Руси, Византии и Венгрии, а также вмешиваться в междоусобные войны русских княжеств. Русский князь
    Владимир Мономах организовал против них ряд успешных походов (1103, 1106, 1107, 1109, 1111, 1116 гг.). После этого покоренные и плененные половцы часто поселялись на границах Руси, а иногда привлекались в качестве наемников.
    В начале ХIII века половцы в союзе с русскими выступили против монголо-татар, но были разбиты. После монголо-татарских завоеваний часть половцев вошла в состав Золотой Орды, а часть переселилась в Венгрию, на Балканы, в Византию и Закавказье. Часть ушла на Северный Кавказ, дав начало формированию кумыкского, карачаевского и балкарского этносов.

    Кто такие патриархи, архиепископы и митрополиты?

    Все три названия – это церковные саны.

    Патриарх — титул епископа-предстоятеля автокефальной православной церкви в ряде поместных церквей.

    В любой автокефальной церкви патриарх избирается Поместным собором или Архиерейским собором.

    Архиепископ — старший (начальствующий) епископ. В ряде поместных православных церквей греческой традиции (кроме Иерусалимской) — архиепископ является предстоятелем данной церкви.

    Митрополит — первый по древности епископский титул в христианской церкви. Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей, резиденции — кафедры — которых находились в главных городах (метрополиях) — административных центрах провинций Римской империи.

    Правила и рекомендации обращения к священнослужителям

    Как и в мирской жизни, в церковном мире также существуют определенные правила этикета. Наверняка каждый начинающий прихожанин при посещении церкви обращал внимание на обращение между священнослужителями. Важно отметить, тот факт, что существуют некие правила не только обращения к митрополиту в русской православной церкви, но и к другим служителям храма, которое зависит от сана:

    • к епископу, митрополиту и архиепископу принято обращаться «Ваше Святейшество» или «Святой Владыко наш»;
    • к священнослужителям средней группы в православии принято обращаться следующим словосочетанием: «Ваше высокое преподобие, отец …»; в народе, еще с древних времен сложилось так, что прихожане к священнослужителю обращаются как «батюшка», согласно правил церковного этикета это допустимо и не считается ошибкой или грехом;
    • к диаконам принято обращаться: «отец…».

    К монахам же обращаются более по простому — их называют «братьями» и «сестрами».

    Если верянин встретил епископа или священника, после того как они его поприветствуют, можно просить благословения на те или иные дела. При этом очень важно, чтобы руки были сложены в виде креста на груди.

    Как видим ничего сложного и запутанного в санах и приветствиях нет. Главное, чтобы вера в душе не угасала и было покаяние.

    Список митрополитов русской православной церкви постоянно пополняется. К вашему вниманию мы представим ныне живущих:

    • Агафангел (Саввин), митрополит Одесский и Измаильский;
    • Александр (Кудряшов), митрополит Рижский и всея Латвии;
    • Александр (Могилёв), митрополит Астанайский и Казахстанский;
    • Алексий (Кутепов), митрополит Тульский и Белёвский;
    • Анастасий (Меткин), митрополит Казанский и Татарстанский;
    • Антоний (Фиалко), митрополит Хмельницкий и Староконстантиновский;
    • Аристарх (Смирнов), митрополит Кемеровский и Прокопьевский;
    • Вадим (Лазебный), митрополит Иркутский и Ангарский;
    • Валентин (Мищук), митрополит Оренбургский и Саракташский;
    • Варнава (Кедров), митрополит Чебоксарский и Чувашский;
    • Варсонофий (Судаков), митрополит Саранский и Мордовский;
    • Вениамин (Зарицкий), митрополит Пензенский и Нижнеломовский;
    • Вениамин (Пушкарь), митрополит Владивостокский и Приморский;
    • Викентий (Морарь), митрополит Ташкентский и Узбекистанский, Среднеазиатский;
    • Виктор (Олейник), митрополит Тверской и Кашинский;
    • Виссарион (Стретович), митрополит) Овручский и Коростенский;
    • Владимир (Иким), митрополит Омский и Тарский;
    • Владимир (Кантарян), митрополит) Кишинёвский и всея Молдавии;
    • Владимир (Котляров), митрополит) Санкт—Петербургский и Ладожский;
    • Владимир (Мороз), митрополит Почаевский, викарий Киевской епархии;
    • Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины;
    • Георгий (Данилов), митрополит Нижегородский и Арзамасский;
    • Герман (Моралин), митрополит Курский и Рыльский;
    • Герман (Тимофеев), митрополит Волгоградский и Камышинский;
    • Даниил (Доровских), митрополит Архангельский и Холмогорский;
    • Даниил (Нусиро), митрополит Токийский и всея Японии;
    • Евсевий (Саввин), митрополит Псковский и Великолукский;
    • Игнатий (Пологрудов), митрополит Хабаровский и Приамурский;
    • Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский, викарий Московской епархии;
    • Иларион (Капрал), митрополит Восточно—Американский и Нью—Йоркский, первоиерарх РПЦЗ;
    • Иларион (Шукало), митрополит Донецкий и Мариупольский;
    • Иоанн (Попов), митрополит Белгородский и Старооскольский;
    • Иоанникий (Кобзев), митрополит б.Луганский и Алчевский;
    • Иов (Тывонюк), митрополит, б.Челябинский и Златоустовский;
    • Иосиф (Македонов), митрополит Иваново—Вознесенский и Вичугский;
    • Ириней (Середний), митрополит Днепропетровский и Павлоградский;
    • Исидор (Кириченко), митрополит Екатеринодарский и Кубанский;
    • Кирилл (Наконечный), митрополит Екатеринбургский и Верхотурский;
    • Кирилл (Покровский), митрополит Ставропольский и Невинномысский;
    • Климент (Капалин), митрополит Калужский и Боровский;
    • Корнилий (Якобс), митрополит Таллинский и всея Эстонии;
    • Лазарь (Швец), митрополит Симферопольский и Крымский;
    • Лев (Церпицкий), митрополит Новгородский и Старорусский;
    • Лонгин (Корчагин), митрополит Саратовский и Вольский;
    • Марк (Тужиков), митрополит Вятский и Слободской;
    • Меркурий (Иванов), митрополит Ростовский и Новочеркасский;
    • Мефодий (Немцов), митрополит Пермский и Соликамский;
    • Николай (Шкрумко), митрополит Ижевский и Удмуртский;
    • Никон (Васюков), митрополит Уфимский и Стерлитамакский;
    • Нифонт (Солодуха), митрополит Волынский и Луцкий;
    • Онуфрий (Березовский), митрополит Черновицкий и Буковинский;
    • Павел (Лебедь), митрополит Вышгородский и Чернобыльский, викарий Киевской епархии;
    • Павел (Пономарёв), митрополит Рязанский и Михайловский;
    • Пантелеимон (Долганов), митрополит Ярославский и Ростовский;
    • Пантелеимон (Кутовой), митрополит Красноярский и Ачинский;
    • Питирим (Старинский), митрополит Николаевский и Вознесенский;
    • Платон (Удовенко), митрополит Аргентинский и Южноамериканский;
    • Прокл (Хазов), митрополит Симбирский и Новоспасский;
    • Сергий (Генсицкий), митрополит Тернопольский и Кременецкий;
    • Сергий (Полеткин), митрополит Самарский и Сызранский;
    • Сергий (Фомин), митрополит Воронежский и Борисоглебский;
    • Симеон (Шостацкий), митрополит Винницкий и Могилёв—Подольский;
    • Софроний (Дмитрук), митрополит Черкасский и Каневский;
    • Тихон (Емельянов), митрополит Новосибирский и Бердский;
    • Феодосий (Процюк), митрополит, б. Омский и Тарский;
    • Феофан (Ашурков), митрополит Челябинский и Златоустовский;
    • Филарет (Вахромеев), митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии;
    • Филипп (Осадченко), митрополит Полтавский и Миргородский;
    • Хризостом (Мартишкин), митрополит, б. Виленский и Литовский;
    • Ювеналий (Поярков), митрополит Крутицкий и Коломенский;
    • Ювеналий (Тарасов), митрополит, б. Курский и Рыльский.
    Читайте также:  Молитва о возвращении любимой

    Пусть хранит Вас Господь!

    Лучшая статья для Вас, переходите: Что такое лжица?

    Кто такие экзархи?

    Не так давно стало известно, что Вселенский патриархат назначил экзархами в Украине представителей духовенства из Канады и США.

    Так вот. В современном православии экзархом обычно называют старшего епископа отдельного церковного округа (экзархата), расположенного за пределами страны основной юрисдикции данной поместной церкви (патриархата).

    Степени санов в православии

    Нужно отметить, что в православии существует три вида священнослужения:

    • Диакон – это степень служения самой младшей группы. Они участвуют во всех проведениях литургий, но при этом самостоятельно не совершают никаких Таинств.
    • Священник – это степень служения условно называющая средней группы. Священнослужители данной группы наделены правом совершать шесть из семи Таинств. Исключением является таинство Рукоположения. Кроме того они проводят в храмах все литургии и богослужения. Они полностью являются подвластными Епископам.
    • Епископ – это высший чин данной группы.Он наделен властью управлять приходами области.
    • Митрополит – это самый высший сан служения. У него все те же права власти как и у священника и епископа. Единственным исключением является то, что согласно сану он имеет право управлять не только деревней или городом, но и целой областью.

    Лучшая статья для Вас, переходите: Благодарственный молебен как правильно заказать

    При этом все духовенство делится на «черное» и «белое». В первую категорию относятся монахи, а во вторую – женатые.

    Многих православных верян интересует вопрос кто главнее митрополит или патриарх? Нужно отметить, что оба сана достаточно высоки, но вместе с тем патриарх все же главнее. Он представляет «начальника» представителем Церкви поместников. Выбирается патриарх и согласовывается только на Соборе. Это самый высокий чин всей церковной иерархии.

    Митрополит

    Кто такой митрополит? Какое место он занимает в церковной иерархии? Какую роль митрополиты сыграли в истории Русской Православной Церкви?

    Разобраться в Церковной иерархии непросто. Тем более, что многое в Церкви постоянно менялось. Изначально в христианстве, маленькой иудейской секте, не было никаких церковных званий. Когда-то существовал только Христос и Его ученики. Мы попробуем разобраться в том, чем занимаются в современной Церкви митрополиты.

    Кто такой митрополит

    Митрополит — это епископский титул в Русской Православной Церкви. Такой духовный сан относится к высшему рангу. Слово «митрополит» происходит от слова «метрополия», митрополит в переводе с греческого — столичный человек. Первое официальное упоминание этого звания относится к документа I Вселенского Собора (325 год). В конце 4-го правила написано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».

    Митрополит не только имел право созывать поместные Соборы, но и оказался наделен другими важными церковными полномочиями.

    • право надзора за церковными делами всей области. Это значило, что без разрешения митрополита епископы не принимали значимые решения.
    • право давать общительные грамоты лицам из клира, отлучающимся из своих епархий (litters formatas);
    • право принимать апелляции на епископов от пресвитеров и клириков;
    • право утверждать и посвящать, при участии других двух или трех епископов, вновь избранных на епископство.

    Митрополитами считали городских епископов, но возглавлять он мог и большую провинцию или целую область. Это — почетное звание. Главой митрополита в Русской Церкви считается только Патриарх. На митрополите лежит большая ответственность. Конечно, этот титул существовал не всегда.

    Церковная иерархия

    Вся Церковная иерархия появилась не сразу. Церковь — это живой организм, и все развивалось по своим законам. В «младенчестве» Церкви не было никаких званий. Это не удивительно. Все ждали скорого Пришествия Христа. О Нем говорили так, словно Он скоро явится снова, и это точно известно.

    В те далекие времена в христианской Церкви существовали только миряне и апостолы. Вопрос о Церковной иерархии не стоял остро, потому что христиан преследовали, их было мало, и все они подвергались гонениям. Апостолы были учениками Христа, но апостол — это не епископ и звание апостола не имеет отношения к иерархии в Церкви. Позже появились ученики учеников Христа, и.т.д. Это заняло некоторое время. Назрела необходимость изменений в устройстве Церкви. Число последователей Христа росло и множилось. Церковь тоже менялась.

    Книга Деяний говорит о том, что раздав свое имущество (а так делали многие в те времена), несколько вдовиц стали презираемы. Так впервые внутри Церкви, а не от внешних гонителей, возник беспорядок. Именно тогда Церкви понадобились диаконы — посвященные богобоязненные люди, которые должны были навести порядок, объяснить пастве, как должна сосуществовать община. Именно так зародилась Церковная иерархия. В дальнейшем она претерпевала многие изменения и в современном мире кажется очень сложной.

    Иерархия в Церкви сейчас выглядит так:

    1. Патриарх
    2. Митрополит
    3. Епископ
    4. Священник
    5. Диакон

    Сразу стать митрополитом или епископом нельзя. Необходимо пройти весь путь, начиная с диакона. Звание митрополита получают за особые заслуги. Это — не только большая честь, но и серьезные обязательства.

    Первый митрополит на Руси

    Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю.

    Точных данных о том, кто был первым Киевским митрополитом не сохранилось. С XVI века принято считать, что им стал Михаил I Сириянин (возможно, он был родом из Сирии или из Болгарии). Его прислали для крещения князя Владимира. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом были перенесены в Великую Церковь Лавры.

    Среди наших соотечественников первым митрополитом в 1051 году стал митрополит Илларион (Русин). Церковь прославила его как святителя. Он стал автором знаменитой книги «Слова о Законе и Благодати».

    Митрополиты сегодня

    Сегодня митрополиты продолжают решать важные вопросы Церкви. Выше митрополита в церковной иерархии стоит только Патриарх. Митрополит носит голубую мантию и белый клобук с крестом, духовенство менее высокого ранга носит черные клобуки.

    Митрополиты возглавляют митрополии, это звание также носят архиереи самоуправляемых Церквей.

    Среди современных митрополитов одним из самых известных иерархов стал митрополит Иларион (Алфеев) — богослов, церковный историк, композитор и педагог, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, постоянный член Священного синода, автор труда «Иисус Христос. Жизнь и Учение».

    Митрополит в католической Церкви

    Сначала права митрополита и на Западе и на Востоке оставались абсолютно равными. Но появление новых германских государств изменило положение митрополита, потому что сами митрополии потеряли свое прежнее значение. Постепенно епископы стали независимы от митрополитов и только в Англии митрополиты долго еще обладали прежними правами.

    Сейчас в католической Церкви сразу несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Поскольку центр митрополии должен совпадать с центром архиепархии, митрополит в Католической церкви является еще и архиепископом. В ряде стран, таких как Италия, США и др. митрополии объединили в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны.

    Смотрите также интервью с митрополитом Иларионом (Алфеевым)

    Митрополит

    Кажется, епископ — та вершина, выше которой двигаться представителю православного духовенства уже некуда. Дальше уже только патриарх.

    И тут в этой прозрачной церковной иерархии появляется какой-то странный титул митрополита. Где же его расположить, среди высших санов? А если встретить такого человека, как к нему обратиться? Батюшка-митрополит? Нет, конечно, не так.

    Давайте разбираться. На самом деле, всё несложно.

    Сперва определение: митрополит — кто он? Это архиерей!

    Митрополит — это архиерейский титул. И тут уместно уточнить, кто же такой архиерей: это любой представитель высшего духовенства. Есть три уровня священнослужителей:

    • Дьякон (будь то протодьякон или архидьякон — не важно) — сан, который получают до священнического;
    • Иерей — то есть священник. В эту же группу входят протоиереи, протопресвитеры и т.д.;
    • Архиерей — вершина того, что может достичь православный священник в лестнице титулов. Здесь внутренняя иерархия такова: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх.

    Поэтому совершенно правильно такое определение: митрополит — это архиерей, чей титул выше архиепископа, но ниже патриарха. Также важный нюанс — митрополия. Это территориально-административная единица, которой обязательно руководит митрополит. Но к ней мы ещё вернёмся.

    Владыка Антоний — современный православный митрополит

    Митрополит, архиепископ, епископ, патриарх — какая разница?

    Можно кратко описать, какова разница, между православными архиереями.

    Патриарх — глава Церкви, аналог католического папы Римского для православных. Архиерей главного города, столицы.

    Митрополит — архиерей, правящий епархией.

    Архиепископ — правящий архиерей в области или городе, которая не входит в митрополию. В епархии архиепископа почти всегда есть викариаты. Стать архиепископом можно за некоторые заслуги.

    Епископ — представитель высшего духовенства. Может править епархией, а может быть викарием — помощником управляющего.

    В христианской иерархии отразился уклад египетского и иудейского жречества

    Митрополиты сперва появились не на Руси, а в Римской империи. Но истоки их надо искать ещё раньше возникновения первых христианских церквей.

    Первоначально титул подобного рода принадлежал жрецам. Хороший пример — египетский верховный жрец: это первосвященник среди прочих священнослужителей Амона, Атона и других божеств, которым поклонялись на берегах Нила.

    Эту форму правления заимствовал Моисей. Ряд историков (Иосиф Флавий, Эдуард Шюре) настаивают на том, что величайший пророк Ветхого Завета получил образование среди египетского жречества.

    В таком случае нет причин удивляться тому, что для левитов и прочих священников он ввёл подобную управляющую единицу — верховный священник (надзиратель).

    «Когда Пасхор, сын Еммеров, священник, он же и надзиратель в доме Господнем, услышал, что Иеремия пророчески произнес слова сии».

    Мы не можем сопоставить с этим титулом сам титул митрополита, но новозаветные епископы уходят корнями именно сюда.

    Новозаветный епископ — предшественник современного митрополита

    Сложно представить, какое значение епископы имели в ранней христианской церкви. Мы даже не можем с уверенностью сказать, титул ли это или функция.

    Но всё же подобные люди упоминаются в Новом Завете и явно играют в общине далеко не последнюю роль.

    В последующие века общины расширяются, а функции епископа обозначаются гораздо чётче. Он становится главой административно-территориальных единиц — населённых пунктов древнего мира.

    Иудейский первосвященник — один из прототипов современного митрополита

    Епископы появляются в каждом селе, что церковное руководство воспринимает негативно. Становится ясно, что для сохранения целостности Церкви, необходима жёсткая вертикаль власти.

    VI Вселенский собор устанавливает:

    «По каждой епархии, в селах, или предградиях, сущие приходы должны неизменно пребывати под властию заведывающих оными епископов».

    Постепенно «сельских» епископов упраздняют. Дело в том, что их почти невозможно контролировать. Церковь рискует утратить единство и превратиться во множество мелких течений.

    Реформы позволяют этого избежать. Сельских епископов постепенно вычёркнут из иерархии Церкви. Но ещё до того, как это произойдёт, появляется «главный епископ» — митрополит.

    Митрополитов назначали в исторических центрах христианства

    Впервые слово «митрополит» мы встречаем в канонах I Никейского Собора:

    «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».

    Именно митрополит — исторически первый титул епископов. Если епископа могли поставить во главе любого населённого пункта, то митрополит — это глава самого главного, города, столицы.

    В Римской империи подобных мест хватало, ведь она сплошь состояла из присоединённых и подчинённых государств. И столица каждого из таких государств была чаще всего историческим центром христианства:

    • Эфес;
    • Александрия;
    • Коринф;
    • Антиохия;
    • И, собственно, Рим.

    Некогда в этих городах образовывались первые христианские общины, это «города-матери». А слово «митрополит» происходит от сложения «мать» и «город» (или ещё версия — «человек из главного города»).

    В этих населённых пунктах некогда проповедовали апостолы, и митрополит — это не только их преемник, как епископ, но и руководитель сразу над несколькими епископами, — один из самых главных духовных лиц в иерархии Церкви.

    Читайте также:  Преподобный Амвросий Оптинский

    Митрополит управляет митрополией — объединением из нескольких епархий. Это Церковь в миниатюре, но совокупность ещё более миниатюрных аналогов церквей (епархий) — со своими уставами, руководителями и особенностями..

    Руины Коринфа, некогда здесь был центр христианской митрополии

    При этом митрополия возникает не искусственным, а естественным путём — благодаря взаимодействую епархий и их взаимному проникновению через:

    • общие советы;
    • поддержание связи;
    • единые цели.

    Митрополит руководит взаимодействием иерархий и выстраивает отношения с другими митрополиями

    Кандидатура митрополита — это самый уважаемый из епископов, тот, кому доверено стать руководителем христиан в историческом лоне местной общины. С IV века возникает чёткое представление о том, что же такое — фигура митрополита.

    Митрополит — это авторитетное лицо. К его влиянию прибавляют и особые полномочия. Митрополит может:

    • принимать важные для епархии решения;
    • созывать областные Соборы;
    • председательствовать на этих собраниях;
    • надзирать за деятельностью Церкви на своей территории.

    Без митрополита даже епископы не имеют права реализовывать важные для епархий задачи. Именно митрополит следит за целостностью митрополии, сплачивает её, делает единым органом всего организма христианской Церкви.

    Епископы для митрополита — исполнительный персонал, который тот либо назначает, либо снимает с должностей. Митрополит решает судебные вопросы, связанные с епископами, и выполняет многие другие административные задачи митрополии.

    Также митрополит остаётся высшим духовным лицом, он выполняет функции архиерея: посвящает епископов, проводит богослужения и читает проповеди, если понадобится.

    Отношения с другими митрополиями — также задача, которую выполняет митрополит.

    Не все митрополиты попадали под данное выше описание. Существовали митрополиты без власти. Это должность вроде той, которую занимают викарные епископы: такой митрополит состоял в подчинении и другого митрополита.

    Митрополиты Русской православной Церкви появились при крещении Руси

    Митрополиты Русской православной Церкви долго существовали в малом количестве — в единственном экземпляре. Дело в том, что Россия сама по себе не рассматривалась Константинополем, как самостоятельная Патриархия, а фигурировала лишь в качестве митрополии.

    Соответственно, и митрополит был один единственный — Киевский и всея Руси.

    Кем был первый архиерей, возглавлявший киевскую митрополию? Это невероятно, но история не сохранила таких сведений.

    При этом епархии России сохраняли значительную автономию от митрополии.

    И всё же митрополит обладал огромной властью:

    • он имел влияние на всех «людей церковных»;
    • разбирался с преступлениями против церкви и христианства (например, осквернение святынь, вандализм и т.д.);
    • рассуживал людей в вопросах, связанных с наследством, браком и прочих семейных спорах
    • следил за тем, чтобы торговые весы давали верные показатели.

    Владыка Арсений — митрополит Светлогорский

    Всё изменилось с учреждением в 1589 году московской патриархии. Вместе с ней появились и четыре митрополичьи кафедры:

    • Ростовская;
    • Крутицкая;
    • Новгородская;
    • Казанская.

    Но тут важно уточнить, что само наличие кафедр не делало их по факту митрополиями. Округа технически оставались епархиями, а вся разница между епископами и митрополитами состояла в том, сколь значимую честь им оказывали.

    Митрополит — одни из самых влиятельных руководителей РПЦ, его можно узнать по голубой мантии

    Сегодня митрополиты — одни из самых главных фигур в православной Церкви. Выше них только один человек — патриарх.

    • Голубая мантия;
    • Белый клобук с крестом.

    Но такое облачение более характерно для богослужебной практики. В обычных обстоятельствах митрополита будет проще встретить в чёрном одеянии.

    Обращаются к митрополиту — «владыка».

    Количество митрополий в России значительно возросло — их около шестидесяти.

    Местонахождение центра русской митрополии — Московская епархия.

    Митрополит у католиков выполняет похожие функции

    Так как все мы из одного, христианского лона, то и митрополиты существенно не отличаются у католиков и православных. В латинском обряде это так же — лицо, которое стоит над епархиями и хиротонисует новых епископов.

    Но есть и отличия:

    • Под надзором митрополита должны быть не только епархии, но и архиепископии;
    • Центр митрополии — это обязательно центр архиепископии;
    • Митрополит — это архиепископ;
    • Полномочий у католического митрополита меньше, чем у православного;
    • Руководит богослужениями.

    3 латинских митрополита носят титул патриарха.

    Также митрополит — это первая инстанция, к которой апеллируют епархиальные суды.

    Три митрополита имеют титул патриарха:

    • Патриарх Венеции;
    • Патриарх Лиссабона;
    • Патриарх Иерусалима.

    Митрополит

    Митрополи́т – (греч. μητροπολίτης (от греч. μητρόπολις – сто­лич­ный город, матерь горо­дов) – архи­ерей област­ного города) – пра­ви­тель­ствен­ная сте­пень епи­скопа; 2) епи­скоп — обла­да­тель этой пра­ви­тель­ствен­ной сте­пени.

    Мит­ро­по­лит – титул епи­скопа глав­ного города, обла­сти или про­вин­ции. Титул мит­ро­по­лита возник потому, что неко­то­рые епи­скопы (глав­ных горо­дов, то есть мет­ро­по­лий) имели под своим нача­лом несколь­ких под­чи­нен­ных им епи­ско­пов, управ­ля­ю­щих епар­хи­ями. Кафедра мит­ро­по­лита нахо­ди­лась в глав­ном городе (мет­ро­по­лии) про­вин­ции Рим­ской Импе­рии. Впо­след­ствии мит­ро­по­ли­тами стали назы­ваться епи­скопы, управ­ля­ю­щие круп­ными епар­хи­ями. В насто­я­щее время в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви титул «мит­ро­по­лит» явля­ется почет­ным зва­нием, сле­ду­ю­щим после титула «архи­епи­скоп». Отли­чи­тель­ной частью обла­че­ния мит­ро­по­лита явля­ется белый клобук.

    «Мит­ро­по­лит и его округ»

    Через своего епи­скопа каждая част­ная Цер­ковь под­дер­жи­вала един­ство с про­чими частями Единой Все­лен­ской Церкви и всту­пала с ними в связь. По при­меру апо­столь­ского Собора, епи­скопы несколь­ких сосед­них епар­хий соби­ра­лись для вза­им­ных сове­тов и состав­ляли общие опре­де­ле­ния по цер­ков­ным делам. Посред­ством таких собра­ний из несколь­ких епи­скоп­ских обла­стей обра­зо­ва­лись особые круп­ные части Церкви, как бы округа. Цен­трами этих окру­гов и местами Собо­ров были глав­ные города в раз­лич­ных частях импе­рии, кото­рые не только в поли­ти­че­ском, но и в цер­ков­ном отно­ше­нии имели боль­шее зна­че­ние, как матери для других горо­дов при рас­про­стра­не­нии хри­сти­ан­ства, или мит­ро­по­лии. Епи­скопы этих горо­дов – мит­ро­по­лий поль­зо­ва­лись боль­шим ува­же­нием перед осталь­ными епи­ско­пами менее важных горо­дов одного и того же округа, были среди них пер­выми, или архи­епи­ско­пами, и пред­се­да­тель­ство­вали на Собо­рах. С IV -го века в восточ­ных Церк­вах им было при­сво­ено наиме­но­ва­ние мит­ро­по­ли­тов. В неко­то­рых стра­нах епи­скопы, имев­шие зна­че­ние мит­ро­по­ли­тов, назы­ва­лись при­ма­сами.

    К авто­ри­тету, кото­рым поль­зо­ва­лись мит­ро­по­литы по зна­че­нию своих горо­дов, Цер­ковь при­со­еди­няла и власть, чтобы упро­чить союз отдель­ных Церк­вей и укре­пить един­ство цер­ков­ного управ­ле­ния. Так, мит­ро­по­ли­там было предо­став­лено право не только созыва област­ных Собо­ров и пред­се­да­тель­ства на них, но и выс­шего над­зора за цер­ков­ными делами их окру­гов; епар­хи­аль­ные епи­скопы должны были счи­тать своего мит­ро­по­лита своим главой и не имели права пред­при­ни­мать без него ничего важ­ного, пре­вы­ша­ю­щего их власть. (Апост. 34; Ант. 9). Он забо­тился о заме­ще­нии вакант­ных епи­скоп­ских мест ( IV всел. 25); утвер­ждал избра­ние епи­ско­пов ( I всел. 4; Лаод. 12) и ставил их на долж­ность с епи­ско­пами своего округа ( IV всел. 28); постав­лен­ный в епи­скопы без раз­ре­ше­ния мит­ро­по­лита не должен был оста­ваться епи­ско­пом ( I всел. 6). С его раз­ре­ше­ния и с его гра­мо­той епи­скоп мог отправ­ляться в путе­ше­ствие вне пре­де­лов мит­ро­по­лии (Карф. 32). Мит­ро­по­лит при­ни­мал апел­ля­ции на суд епи­скопа от его клира (Карф. 37 и 139) и обви­не­ния на него (Карф. 28). Окруж­ные епи­скопы обя­заны были поми­нать при свя­щен­но­слу­же­ниях имя своего мит­ро­по­лита, в знак их обще­ния с ним (Двукр. 14). Но власть мит­ро­по­лита была огра­ни­чена мест­ным Собо­ром его округа (Апост. 34; Ант 9). До учре­жде­ния пат­ри­ар­ше­ства, мит­ро­по­лит ста­вился Собо­ром епи­ско­пов округа (Сард. 6) и мог быть судим таким же Собо­ром вместе с сосед­ству­ю­щими мит­ро­по­ли­тами ( III всел. 1).

    Неко­то­рым епи­ско­пам давался иногда титул мит­ро­по­лита без власти. Поль­зу­ясь правом чести, они должны были в порядке цер­ков­ного управ­ле­ния под­чи­няться тому мит­ро­по­литу, к округу кото­рого при­над­ле­жали их епар­хии; напр., епи­скоп иеру­са­лим­ский, до воз­ве­де­ния своего в пат­ри­ар­ше­ское досто­ин­ство, был в зави­си­мо­сти от кеса­рий­ского мит­ро­по­лита ( I всел. 7)».
    про­то­и­е­рей В.Г. Певцов. Лекции по цер­ков­ному праву.

    «Исто­ри­че­ски первым епи­скоп­ским титу­лом являлся титул мит­ро­по­ли­тов. Мит­ро­по­литы были епи­ско­пами пер­вен­ству­ю­щих горо­дов про­вин­ций; под их пред­се­да­тель­ством про­хо­дили епи­скоп­ские соборы. В 34‑м Апо­столь­ском пра­виле о них гово­рится так: «Епи­ско­пам вся­каго народа подо­бает знати пер­ваго в них и при­зна­вати его яко главу…». Зонара в тол­ко­ва­нии на этот канон назы­вает пер­вен­ству­ю­щих епи­ско­пов «архи­ере­ями мит­ро­по­лии», а мит­ро­по­ли­ями на адми­ни­стра­тив­ном языке Рим­ской импе­рии име­но­ва­лись центры про­вин­ций (по-гре­че­ски – епар­хий). Поскольку на тер­ри­то­рии такой «епар­хии» нахо­ди­лось несколько епи­ско­пий (епар­хий – в нашем пони­ма­нии), то зна­че­ние гре­че­ского слова «епар­хия» (т.е. латин­ская «про­вин­ция») соот­вет­ствует, когда речь идет о цер­ковно-тер­ри­то­ри­аль­ном деле­нии, нашему мит­ро­по­ли­чьему округу (ныне такие округа суще­ствуют в одной только Румын­ской Церкви).
    Термин «мит­ро­по­лит» впер­вые упо­ми­на­ется в кано­нах I Никей­ского Собора. В конце 4‑го пра­вила ска­зано: «Утвер­ждати же тако­выя дей­ствия в каждой обла­сти подо­бает ея мит­ро­по­литу». Свое­об­ра­зие устрой­ства Афри­кан­ской Церкви заклю­ча­лось в том, что там только епи­скоп самого Кар­фа­гена был пер­во­и­е­рар­хом всей помест­ной Церкви, а в мит­ро­по­ли­чьих окру­гах первым был не епи­скоп цен­траль­ного города про­вин­ции, а ста­рей­ший по хиро­то­нии».
    про­то­и­е­рей Вла­ди­слав Цыпин. Цер­ков­ное право

    Митрополит

    Митрополи́т (греч. μητροπολίτης ) — первый по древности епископский титул в xристианской Церкви. Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей, резиденции — кафедры — которых находилась в главных городах (метрополиях — греч. Μητρόπολις ) — административных центрах провинций Римской империи.

    Содержание

    В древней Церкви

    Первое известное упоминание титула Митрополит содержится в канонах I Вселенского Собора (325), окончательно определившего его место в церковной иерархии.

    Под председательством митрополитов проходили Соборы епископов провинции (греч. ἤ ἐπαρχία ). Непосредственно о них гласит 34-е Апостольское правило: «епископам всякого народа подобает знать первого из них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без него». Иоанн Зонара в разъяснениях к этому канону именует первенствующих епископов «архиереями митрополии». То есть митрополит — епископ центра той или иной провинции Римской империи (также Византийской империи).

    В Русской Православной Церкви

    В Русской Церкви митрополичий титул первоначально — в период иерархической зависимости от Константинопольского Престола — присваивался исключительно её предстоятелю — Митрополиту Киевскому и всея Руси.

    Киевский митрополит, за единичными исключениями, назначался в Константинополе совместным указом императора и Константинопольского патриарха. Епископы в удельных княжествах пользовались значительной автономией от Киевского митрополита.

    Киевская митрополичья кафедра находилась под патронатом великокняжеской власти. В строгом смысле нельзя говорить, однако, о ясных «патронатных отношениях» в силу того, что отсутствовало их чёткое правовое оформление, то есть Великие князья просто оказывали поддержку митрополитам. Стремление к эмансипации церковной власти наметилось только в конце XIV—начале XV веков. Нарушались (как во времена Древней Руси, так и позже) привилегии духовенства: неприкосновенность, исключительная подсудность духовенства Церкви церковным судам, посильная ответственность, свобода духовных лиц от личных и имущественных податей и повинностей. В ведении Митрополита находились:

    1. все «люди церковные»;
    2. все преступления мирян против церкви и веры, благочиния (в том числе святотатство);
    3. все дела, относящиеся к браку, правам родителей, споры о наследстве;
    4. наблюдение за верностью торговых весов и мер.

    В 1147 году на Киевскую митрополию без санкции Константинопольского престола был возведен митрополит Климент Смолятич. Это вызвало раскол между Киевской митрополией и епархиями Новгорода, Смоленска, Полоцка и Суздаля. В 1162 году Андрей Боголюбский просил Константинопольского Патриарха Луку Хризоверга учредить митрополию во Владимире, однако Патриарх князю в этом отказал.

    С учреждением Московской патриархии в 1589 году четыре епископские кафедры: (Новгородская, Ростовская, Казанская и Крутицкая) были преобразованы в митрополичьи. Но образования (по примеру иных Восточных Церквей) митрополичьих округов — митрополий — тогда не произошло. Все правящие епископы Русской Церкви по своим административным и судебным правам остались равны. Митрополиты отличались от епископов и архиепископов только преимуществами чести.

    Фактически [1] , с конца XVIII века вплоть до восстановления патриаршества в конце 1917 года в Российской империи были только 3 епархии, епископы которых обычно носили митрополичий сан: Санкт-Петербургская, Киевская и Московская (с 1818 года). С 1852 года титул Митрополита Литовского и Виленского назначен епископам Вильнюса (первый Митрополит Литовский и Виленский — высокопреосвященный Иосиф (Семашко)). (В настоящее время Вильнюсские митрополиты носят титул Митрополит Виленский и Литовский.)

    Современный период

    В настоящее время в составе Русской Православной Церкви полноценные митрополичьи округа в том или ином виде существуют. В частности таковыми являются:

    В 2011 г. Священным Синодом было принято «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви» (Митрополии, являющиеся всего лишь объединением епархий на территории субъекта Российский Федерации и не обладающие автономией, следует отличать от митрополичьих округов).

    Киевские митрополиты

    Митрополи́т Ки́евский и всея́ Руси́ — титул предстоятеля Русской Церкви в период её нахождения в составе Константинопольского Престола, то есть от времени Крещения Руси и основания митрополии в Киеве до 1686 года, когда Киевская митрополия в результате присоединения Украины к России была присоединена к Московскому патриархату.

    В Римско-католической церкви

    В латинском обряде католической церкви митрополитом называется глава церковной провинции, состоящей из епархий и архиепископий. Митрополит обязательно должен быть архиепископом, а центр митрополии должен совпадать с центром архиепископии. Напротив, существуют архиепископы, не являющиеся митрополитами — это архиепископы-суффраганы, а также титулярные архиепископы. Суффраганные епископы и архиепископы возглавляют свои диоцезы, входящие в митрополию. Каждый из них обладает прямой и полной юрисдикцией над своим диоцезом, однако митрополит может осуществлять ограниченный надзор над ним в соответствии с каноническим правом.

    Митрополит обычно возглавляет любые богослужения на территории митрополии, в которых участвует, а также хиротонисует новых епископов. Митрополит — первая инстанция, к которой могут аппелировать епархиальные суды. Митрополит имеет право назначить администратора епархии в тех случаях, когда после кончины правящего епископа церковь не в состоянии осуществить законное избрание администратора.

    Три латинских митрополита исторически носят титул патриарха — это патриархи Венеции, Лиссабона и Иерусалима.

    В восточнокатолических церквях термин «митрополит» употребляется в том же смысле, что и в Православных Церквах.

    Ссылка на основную публикацию