Что это за грех рукоблудие, Молитва и как избавиться

Психотерапия, рукоблудие и молитва. Записки психотерапевта

От редакции. Многие православные не знают, как справляться со своей сексуальностью. Поэтому при встрече с ней бросаются из крайности в крайность – от болезненного переживания своей плохости и невротической невозможности вступить в интимные отношения в браке к выводу о нормальности любых путей реализации своей сексуальности – включая рукоблудие и гомосексуальные отношения. К выводу о нормальности люди часто приходят после долгих лет безуспешной борьбы и понимания, что эта борьба и мысль о своей плохости не приближает их к Богу. Мы публикуем это свидетельство в помощь тем, кто измучен этой борьбой – в надежде, что оно поможет им найти царский путь по-настоящему христианских отношений со своей сексуальностью, без упомянутых выше крайностей.

Дивны дела Твои, Господи!

Случай, о котором пойдет речь, произошел несколько лет назад. Это была третья консультация с клиентом (назовем его Максим), и между нами уже сложилась атмосфера тепла и доверия, заботы и безопасности. Так бывает не всегда, но в отношениях с Максимом доверие росло довольно быстро.

Клиент – молодой мужчина, программист, воспитанный, с высоким интеллектом и многоэтажной рефлексией (удерживает большие блоки информации, плохо соотносящиеся с чувствами) – преодолевая стыд и смущение, похоже, хочет начать говорить о проблеме, которая его сильно беспокоит. Но пока мы говорим о каких-то еще немаловажных проблемах, коих, очевидно, всегда больше, чем одна. «И что-то просится наружу».

Но обратимся немного к началу.

«Терапия отношениями»

На первой встрече Максим боялся заговорить о своей самой постыдной, как ему кажется, проблеме. Страх осуждения, отвержения, неприятия. Выяснилось, что он в принципе может открываться лишь тогда, когда уверен, что в отношениях с собеседником есть что-то большее , чем то ужасное, что он скажет о себе. То есть если есть уверенность, что обнажение не разрушит отношения, тогда можно рискнуть. А пока страшно (1).

На второй встрече я, ощущая затянувшееся хождение «вокруг да около», позволила себе высказать предположение, что, возможно, часть болезненных переживаний клиента как-то связаны с сексуальной сферой. Уже было известно, что у Максима есть девушка, они встречаются несколько месяцев, она тоже верующая. Вопрос оказался точным, атмосфера консультации резко сменилась с вяло-пустоватой на энергично-наполненную. Максим как будто ждал такого вопроса как помощи, чтобы начать говорить «о самом страшном», потому что сам решиться не мог. В конце второй консультации он озвучил свою проблему. Это – рукоблудие. Старательная борьба, воздержание, порой долгие перерывы, а потом опять «срыв». И после этого жгучее чувство вины, ощущение собственной плохости и ужасности, потоки самообвинений и т. п. Я несколько удивлена: это и есть то самое страшное, о чем Вы боялись сказать на первой встрече? Ответ утвердительный. Обоим «полегчало».

Борьба, победы и поражения

На третьей консультации Максим настоял на том, чтобы говорить об обозначенной проблеме. Он описывает разные способы борьбы с ней. Больше всего это похоже на то, как будто один подросток (та часть души, которая испытывает влечение) задирает другого (того, кто хочет побороть страсть) и второй, хотя боится и хочет заплакать, делает вид, что с бравадой готов принять вызов, мол, давай-давай, ударь еще, посмотрим, на что ты способен, я выдержу. Но в итоге он терпит поражение – битва опять проиграна. И тогда наступает всепоглощающее недовольство собой, самоуничижение и самоукорение, злость на себя и порой на Бога, иногда – сомнения в Его существовании (ведь молился, а Он не помог, может быть, Его вообще нет?). В те разы, когда битву получается выиграть, не удается избежать самодовольства от ощущения своей силы и победы. Должен быть сильным, должен держать себя в руках, а свое тело – в узде, нельзя позволять ему владеть тобой, ведь это серьезнейшее поражение, падение на уровень животного – таковы убеждения клиента.

И вроде бы неплохие убеждения. Но уж очень много в этих переживаниях надрыва, войны, своего рода зацикленности. Мне вспомнились слова одного покойного священника: «Что ты носишься со своим грехом, как белка с орехом?» – имелась в виду белка из мультфильма «Ледниковый период». «Да, ношусь», – грустно вздыхает Максим и продолжает говорить о проблеме.

За все благодарите (1 Фес 5:18)

По мере слушания мне пришла идея предложить клиенту благодарить Бога. Но за что именно? – крутилось у меня в голове, – за что конкретно? В процессе внутреннего поиска предмета благодарения стали рождаться примерно такие слова молитвы, которую хотелось предложить собеседнику: «Господи, я благодарю Тебя за эту ситуацию, когда я опять встречаюсь со своим бессилием. Ты видишь, что я опять испытываю эти ощущения и ничего не могу с ними поделать, хотя чего только не пробовал, как только не боролся. Может быть, Ты даешь мне эту ситуацию, чтобы я, наконец, увидел свою слабость, свою малость, когда я сам не могу ничего. И тогда я смогу искренне взывать к Тебе о помощи, потому что когда я думаю, что могу справиться, то моя молитва о помощи оказывается лицемерной. Упованием на себя я мешаю действовать Тебе. Благодарю Тебя за эту встречу с моей слабостью, за помощь осознать свое бессилие и прошу Тебя – Ты Сам приди в эту ситуацию и сделай что-нибудь, потому что я не могу».

В конце консультации, среди прочего, начинаю озвучивать свое предложение о молитве-благодарении. Мой мотив – предложить благодарить за ситуацию встречи с бессилием, признать свою немощь, что было бы противоположно войне, истерике, надрыву, которых у Максима очень много. Прежде чем начать говорить о таких достаточно интимных вещах как искренняя молитва, мне важно было помолиться про себя, попросить Бога присутствовать в этом разговоре и вести его.

Святой Дух – Тот, Кто наставляет нас

И вот, совершенно неожиданно для меня, когда я открыла рот и начала говорить о благодарении, вырвались слова о том, что, может быть, стоит попробовать благодарить Бога за сами эти сексуальные ощущения, за свою природу как таковую. Сначала я немного смутилась и была сильно удивлена сказанному, потому что мысли такой у меня вообще не было. Но увидела в ответ сильное оживление и радость на лице Максима. Он как будто жадно схватился за эти слова как за что-то особенно важное для него сейчас. Далее я все же высказала идею о благодарении за слабость и проч. – по «заготовке» (зря, что ли, я ее вынашивала). В итоге тема благодарения разделилась на две линии, одна из которых оказалась принципиально значимой для клиента – благодарение за свое тело, данное Творцом, и за различные его части и проявления. Нам вспомнились слова ап. Павла о важности разных частей тела (1 Кор., глава 12). Благодарение за сексуальность как дар, благодарение за устроение своей природы.

По ощущениям (моим и клиента) именно этот момент был самым важным за три встречи. Я «ляпнула», неожиданно для себя, но именно это оказалось принципиально значимым, дало новый разворот терапии, запустило в клиенте важные процессы переосмысления своей ситуации, представлений о себе и отношений с Богом.

Путь из фарисеев в мытари

Поздно вечером в тот день, когда тело уже почти засыпало на одре своем после трудового дня, мне пришло желание помолиться о Максиме (таковое бывает нечасто, я не молюсь старательно за всех клиентов). Памятуя об опыте консультации с ее неожиданностями, я решила довериться этому желанию и все же встать, хотя все мои намерения были уже направлены на сон. Молитва была посвящена благодарности Богу за эту удивительную встречу, а также просьбам, чтобы Он вошел в ситуацию Максима, в его жизнь, дал ему возможность услышать Его мнение по поводу мучающих его вопросов, дал возможность клиенту увидеть себя и свою ситуацию глазами Бога. В голову приходили мысли о любви Бога к этому молодому мужчине – вроде бы банальные, но как-то особым образом живо звучащие в контексте конкретной ситуации конкретного человека, о котором была молитва…

И в какой-то момент в процессе молитвенных размышлений и вопрошаний о Максиме было открыто Евангелие – Лк 18:13 – « Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!». Ага, о мытаре и фарисее, – подумалось в ту ночь усталому психологу, – а ведь как много мы говорили, по сути, о фарисействе в жизни клиента, которое особенно проявляется в требованиях к себе и отчасти в идеальном образе себя. Гордость, когда удается победить, упование на свои силы, война и надрыв, требование быть сильным, управляющим, контролирующим, соответствующим нормам и правилам – всему этому так хотелось противопоставить спокойное смирение, без истерики, с адекватным взглядом на себя перед лицом Любви, а не перед лицом невротизированных субличностей, которые могут только обвинять и осуждать. И голоса которых, кстати, люди нередко принимают за голос совести. Хотя даже святой Никодим Святогорец пишет : « погрешают те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения, утверждающихся на том, что они слишком много надеются на себя и на силы свои. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Но этого не бывает со смиренным, который на Единого Бога уповает, ничего решительно доброго не чая от себя самого ».

Не могу молчать!

Я написала Максиму письмо с предложением поразмышлять над притчей о мытаре и фарисее (Лк, 18 глава), где мытарь осознает свою немощь и смиряется, а фарисей гордится своей правильностью. И фарисей тысячу раз молодец, у него нет таких грехов, как у мытаря, но сказано, что « сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот», а в одном из переводов: «этот пошел в дом свой оправданным, а не тот» (Лк 18:14). Также в письме было напоминание о том, что «Бог любит Вас независимо от того, делаете Вы что-то или нет». И еще я привела рассказ об одной святой, которая очень сокрушалась о своих грехах и считала, что она недостойна идти причащаться, но Бог ответил ей, что Его не так расстраивают ее грехи, как то, что она не хочет быть с Ним. Я высказала предположение, что, может быть, стоит сместить фокус с борьбы на движение к смирению и позволять Богу себя любить, а также предложила помолиться вместе.

Блудница омывает ноги Христа

Для читателя хочу уточнить, что я ни в коем случае не проповедую, что всем надо заниматься самоудовлетворением. Тем более что кроме греховного аспекта (который я не отрицаю – чтобы не быть неправильно понятой), особенно если речь идет о зависимости, это еще и психологически неоднозначная практика, потенциально мешающая центрации на другом – на любимом человеке, а также нередко ведущая к ощущению душевной опустошенности. Подробнее – тема отдельной статьи, однако есть немало публикаций на эту тему ( в частности, работы Зеньковского ).

Есть немало свидетельств о том, какие серьезные изменения происходят в духовной жизни, когда человек начинает благодарить. По слову апостола «за все благодарите» (1 Фес 5:18), «ибо такова о вас воля Божия». Позиция благодарения выводит нас на иной уровень отношений с Богом по сравнению, например, с позицией «дай».

Благодарность за данную Богом сексуальность – не повод заниматься рукоблудием, а способ выйти на новый уровень отношений с Богом и со своей сексуальностью, в том числе чтобы может быть направить эту энергию в продуктивное, например, творческое русло. Протоиерей Василий Зеньковский замечательно описал, что принятие сексуальности дает доступ к тому, чтобы из «половой» ее претворить в «энергию пола», ресурс полноценной мужественности.

Ответ Максима

«Спасибо Вам огромное, что позволили через переписку побыть и в терапии, и в человеческом, в т. ч. духовном общении… Ваши слова не воспринимались как проповедь, скорее, я теперь с тоской/надеждой/трепетом чувствую утраченную живую веру и, пожалуй, вижу послание Бога в том, о чем Вы говорите. Это очень сильно. Про принятие Богом, любовь, мое смирение – я думал об этом всем, но с Вами как-то прочувствовал это и испытываю теперь «к настоящему притяжение». Про совместную молитву – да, было бы здорово, спасибо!»

Еще Максим приложил стихотворение Вознесенского, из которого мне особенно запомнилось второе четверостишие:

Будто послушник хочет к Господу,

ну а доступ лишь к настоятелю —

так и я умоляю доступа

без посредников к настоящему.

Мне очень хочется, чтобы этот молодой человек прорвался таки к Живому Богу, «без посредников к настоящему».

Последние заметки: христоцентричность и грехоцентричность

Очень важно, на чем (или на Ком) я центрируюсь, куда уходят мои силы и время, а в пределе – жизнь. Идеи борьбы с грехом могут превратиться в почти навязчивый культ, где под видом благочестия и аскетики кормится желание стать чистеньким и хорошим, а лучше – стерильным, чтобы что? Чтобы избавиться от ядовитого чувства вины, поставить галочку, что я молодец? Чтобы заслужить любовь Бога? Но мы забываем одну очень важную вещь: Бог меня УЖЕ любит, любит бесконечно и безусловно, даже в тот момент, когда я делаю грех . В это бывает трудно поверить, т. к. нам в принципе бывает трудно поверить, что меня, такого, какой я есть на самом деле, можно любить.

Я не хочу сказать, что греху в себе надо говорить «да». При этом важно отделять себя от греха, не забывать, что я не равно то, что я делаю . Иначе все то время, которое я трачу на невротическое самопоедание, самобичевание и прочее само-, я центрируюсь на себе и своей плохости, и просто физически не могу удерживать внимание на чем-то еще – например, на Боге. На Боге, Который тихо стоит рядом и скромно ждет, когда я обращу на Него внимание, совершу поворот от себя к Нему, который и называется покаянием.

И тут можно вспомнить о том, что мы призваны к богообщению. Что Бог безумно хочет со мной личных отношений, чтобы я и на Него смотрел, а не только на себя – великого и ужасного грешника. И что Христос хочет быть моим другом.

И можно попробовать представить на минуточку: если мой самый близкий друг – Иисус из Назарета… Всерьез, по-настоящему. То как я буду жить? И что будет с моим рукоблудием, в частности?

П. С. Спустя годы, когда мы готовили этот текст к публикации, Максим рассказал о влиянии той сессии на его жизнь. Об этом будет следующая статья.

1 В итоге первая встреча была посвящена разным темам, и особое место в ней заняло прояснение чувств, переживаний клиента по отношению к психологу, возникающих здесь-и-сейчас в ситуации консультации. Стыд, страх, фантазии о том, что психолог подумает или почувствует и как потом будет относиться. Страх диктует клиенту, что я буду думать о нем что-то плохое, чувствовать буду отвращение и непринятие, а сам клиент перестанет вызывать у меня интерес и симпатию. То есть, по сути, должно произойти отвержение и, скорее всего, осуждение, ведь как еще можно отнестись к такому человеку, если он скажет самую страшную правду о себе. Ситуация нередкая, но каждый обычно переживает ее как уникальную (только я такой ужасный, всех остальных принимать можно, но только не меня, и т. п.). Нетрудно догадаться, что примерно такая же модель отношений будет проявляться у Максима в отношениях с Богом, хотя об этом мы пока не говорили (Максим верующий).

Действительно, подобные переживания знакомы многим, когда речь идет о самораскрытии, обнажении, близости, и в ситуации психотерапии они актуализируются порой довольно остро. И важно помочь клиенту встретиться с реальностью, с живым Другим – в данном случае со мной, с моими конкретными чувствами и настоящим отношением, – чтобы через это преодолеть миф о том, как к нему «надо» относиться. «Терапия отношениями» – так шутят иногда коллеги-психотерапевты, когда говорят о том, что для какого-то клиента особенно целительны именно сами отношения с психологом, в которых постепенно преодолеваются, в частности, подобные мифы клиента о том, какие у него «должны быть» отношения с другими людьми, как другие «должны» к нему относиться и т. п. Я должна была бы чувствовать отвращение / брезгливость / непринятие / желание сбежать или хотя бы отдалиться / осуждение / раздражение (нужное подчеркнуть и / или продолжить список). А у меня почему-то, наоборот, расцветают тепло-забота-доверие-благодарность-уважение-бережность и иже с ними, и так происходит далеко не только со мной. Это феномен близости, искренности, открытости. Но это уже тема отдельного разговора.

Читайте также:  Святой благоверный князь Феодор Черный, Ярославский и Смоленский

Читайте также:

Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань. К н и г а п р а к т и ч е с к и х с о в е т о в о т о м , к а к о с т а в а т ь с я б л и з к и м к Б о г у и б о р о т ь с я с о г р е х о м , н е з а б ы в а я о Б о г е .

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Православный практикующий психолог, сертифицированный психотерапевт. Специализируется на индивидуальной психологической работе со взрослыми.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Что это за грех скверноприбытчество

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Задаваясь таким вопросом — скверноприбытчество что это за грех, как с ним бороться, следует отметить, что такое понятие в христианской религии представляет собой получение какого-либо дохода неправедным, то бишь скверным способом.

Значение скверноприбытчества

Само понятие подразумевает любое обвешивание, обмер, мошенничество, в том числе и всякая прибыль, которая способна принести людям зло, к примеру, основываясь на разжигание или же удовлетворении греховных пристрастий.

К совершению такого греховного деяния можно также причислить:

  • скупку по дешевке краденных вещей,
  • подделывание или же использование любого вида фальшивых документов (таких как, к примеру, проездной билет).
  • тунеядство, то есть когда человек получает оплату за какое-либо дело или жалование за занимаемую должность, однако при этом ни дела, ни самых должностных обязанностей не исполняет, то бишь ворует плату/жалование, а также пользу, что могли бы принести своим трудом тому, для кого необходимо было выполнить работу или же обществу в целом.

Как исповедать грех

Следует отметить, что покаяния за совершенные грехи необходимо выполнять ежедневно. А сама молитва способна помочь верующему православному христианину рассмотреть все совершенные им дневные греховности и сохраняет воспоминания о ранее содеянных, за все прожитые дни.

Важно знать, что те прегрешения, которые исповедуются в Таинстве Покаяния искренне и от всего сердца получают Господнее прощение, однако это совсем не означает, что верующим о них можно забывать. Все, те греховные деяния, которые были совершены в течении жизни будут сохраняться в памяти для сдержанности и сожаления в том, что содеяли.

Как исповедуясь в Таинстве Покаяния, как на каждодневной исповеди Всевышнему свои греховные деяния исповедовать нужно не только осознано, но и раздельно. Поэтому произнося молитву следует остановиться на названных грехах и указать какие именно могут под ними подразумеваться свершенные деяния или поступки, сказанные слова, или даже мысли, но при этом не нужно забывать о наставления подвижников Православной христианской Церкви.

Для того чтобы получить прощение от греха скверноприбытчества в православии нужно произнести следующее молитвенное обращение:

Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о грехе скверноприбытчества:

Что такое мшелоимство, скверноприбытчество и лихоимство в православии

Диоген – воплощение аскетизма.

  • Мшелоимство: что это за грех
  • Скверноприбытчество
  • Лихоимство
  • Исповедай грех свой…
  • Полезное видео

Если у вашей близкой подруги 12 пар обуви, и это для нее «маловато будет», и каждый свой поход в магазин она знаменует новой покупкой, смело можете заподозрить ее в грехе мшелоимства.

Впрочем, по большому счету такому же греху подвержен если не каждый смертный, то каждый второй — точно.

Мшелоимство: что это за грех

Толкование

Значение этого слова можно трактовать двояко. В первом варианте оно восходит к древнерусскому слову «мшел», означающему «корысть», в иной интерпретации — «вещь», «имущество», и в церковном контексте современного языка его можно перевести как «корыстолюбие». Вымогательство и взяточничество — из этой же категории. Корыстолюбие классифицируется православной церковью как страсть, причем порочная, греховная, сродни сребролюбию.

Второй вариант более «приземленный». Его нередко ассоциируют с замшелостью, т.е. тем, что поросло мхом, замшело. Это может означать собирательство (чаще бессмысленное) старых, уже никому не нужных — замшелых — вещей, откладывание на всякий случай (как говорится, на черный день) продуктовых запасов.

Ярким образцом мшелоимца является гоголевский Плюшкин, занимавшийся накопительством всякого хлама ради самого этого процесса.

В «Православном молитвослове» в молитвах вечернего правила есть исповедание повседневных грехов, среди которых упоминается и мшелоимство.

Молитвословы в прежние времена были составлены для монашествующих, и грех этот осуждался тогда, когда монах окружал себя красивыми или ценными вещами, собирая и накапливая их, хотя в обиходе они ему были совершенно не нужны. Не нужны они в таких масштабах и мирянину.

В чем же состоит грех? Ну собирает человек себе шмотки и никого при этом не обижает! А грешно это, с точки зрения церкви, по нескольким причинам.

  • Вещи должны использоваться для той цели, для которой они созданы, а не являться экспонатами «домашнего музея».
  • Приобретение лишних вещей — это уже угода своим слабостям.
  • Создание вещного культа — по сути это сотворение себе кумира, от чего предостерегает Библия.

Копить, хранить, беречь, коллекционировать — для этого ли создаются предметы обихода? Они должны «работать», иначе человек впадет в зависимость от них и, сам того не замечая, станет скупым, жадным.

Разновидностью греха мшелоимства является мздоимство. Что это за грех? Старинное слово «мзда» со вполне нейтральным изначальным значением все чаще употребляется с негативным оттенком, говорящим о продажности, подкупе.

Мздоимство — получение подарков, подношений с целью подкупа, откровенных взяток.

Этот вид мшелоимства со временем также превращается в коллекционирование подобных даров, любование ими и похвальбой перед знакомыми, а нередко и прямым выпрашиванием, если не вымогательством, того или иного предмета вожделения.

Страсть коллекционирования, по большому счету, то же мшелоимство. Человек отдает огромные деньги за какой-то «экспонат», который никто, кроме него, не увидит.

Мшелоимство — это вещизм.

Равным образом ко мшелоимцам можно отнести и заядлых шопоголиков, для которых шопинг — буквально смысл и цель жизни. Такие люди могут накупить столько обновок, что будут не в состоянии даже хотя бы однажды надеть их. И главное, что без них вполне можно обойтись.

Это своего рода идолопоклонство. Как, впрочем, и привычка к старым испытанным вещам (одежде, обуви).

Подводя итог сказанному, сей грех можно определить совершенно современным словом — вещизм. Его значение предельно прозрачно — патологическая любовь к вещам, порабощение ими. В этом случае временное и преходящее наносит ущерб заботе человека о его участи в Вечности.

Можно ли избавиться?

От любого греха при искреннем желании можно избавиться, покаявшись в нем на исповеди. Бороться со мшелоимством необходимо, развивая в себе противоположные добродетели:

  • бескорыстие,
  • забота о благах и дарах духовного плана, а не о тленных вещах,
  • милостыня,
  • милосердие к тем, кто нуждается,
  • нежелание накопительства, приобретения земных богатств, т.е. стяжания,
  • равнодушие к богатству,
  • щедрость.

Это что касается духовной составляющей. «Бытовая» же часть включает в себя умение расставаться с неиспользуемыми вещами, отдавая их тому, кто в этом нуждается.

Не помешает частое планомерное проведение ревизии в доме, в закромах, где могут обнаружиться залежи ненужных вещей или продуктов.

Прежде чем решиться на какую-то очередную покупку, хорошенько взвесьте, так ли уж она вам необходима.

Хорошим шагом будет вместо спорной покупки, которая, не исключено, будет потом просто перекладываться с места на место, реально помочь кому-то, возможно, в самом магазине, купив для него нечто жизненно необходимое.

Хочется привести точку зрения иеромонаха Серафима (Калугина), согласно которой, миряне в идеале могут избавиться от этого греха, в прямом смысле отдав последнюю рубашку нуждающемуся. Но поскольку далеко не все к этому морально готовы, то достаточно поделиться хотя бы вещью, которая лежит у вас на полке мертвым грузом, а кому-то она действительно нужна.

Скверноприбытчество

Что означает этот грех? Первая половина слова достаточно «говорящая»: скверно — значит нечто недостойное, «скверное приобретение». Так оно и есть, прибыль можно получать и недостойным способом, путем нечестным и неправедным. К таким относятся:

Надувательство покупателя — это скверноприбытчество.

  • обвес,
  • обмер,
  • обман,
  • обсчет.

Сюда же можно отнести и заработок, полученный в ходе, скажем, игры в карты, в казино, т.е. основанный на использовании человеческих слабостей и страстей, на их разжигании или же удовлетворении.

Скверным приобретением будет и обогащение с использованием своего авторитета, служебного положения, а если это касается церкви, то и священного сана.

Если человек подделывает или использует поддельные документы, включая проездной талон, покупает краденое, это тоже можно назвать словом скверноприбытчество.

Может показаться странным, но того же роду-племени и тунеядство. Почему? Согласно «Православному катехизису», если человек получает плату за то, что не исполняет или исполняет не должным образом и не приносит пользу, таким образом он словно крадет — и плату, и пользу.

Лихоимство

Это понятие подразумевает греховную страсть, которая заключается в получении своей пользы за счет обездоливания другого человека, пользуясь его затруднительной или безвыходной жизненной ситуацией.

Лихоимцы способны приобретать выгоду, используя чужие труд или собственность, бедственное положение ближнего:

  • назначить высокий процент кредита,
  • загрузить излишними служебными обязанностями за ту же плату,
  • завысить цены на тот или иной товар.

В более широком смысле лихоимство представляет собой элементарную жадность, сребролюбие, жажду обогащения. Св. Феофаном Затворником лихоимство классифицировалось как страсть получать все больше и больше, связанную с неразборчивостью в средствах при заключении торговых сделок, ростовщичеством, воровством, получением взяток.

Чтобы очиститься от этого греха и спастись, надо не только осознать и перестать творить его, но и вернуть полученное неправедным путем обиженному человеку, а если сделать это по каким-то причинам невозможно, просто совершать дела милосердия.

Исповедай грех свой…

Каяться за совершенные грехи надо ежедневно и делать это осознанно, анализируя каждую возникшую ситуацию. Непременно с искренним сокрушением надо исповедать их в Таинстве Покаяния в церкви, чтобы не только покаяться в них, но и получить прощение от Господа.

Приводим вечернюю молитву из «Православного молитвослова», называемую «Исповедание грехов повседневных»:

«Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию,

гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец».

Полезное видео

Посмотреть на себя со стороны и увидеть в своем образе мшелоимца или иного грешника из этого ряда, можно внезапно и ярко: достаточно побывать на похоронах и увидеть, что с собой уносит на тот свет покойник — много ли дорогой одежды и драгоценностей, денег. Никто не спорит с тем, что вещи нужны, но это должно восприниматься однозначно: вещи (в разумных количествах) должны служить человеку, а не человек — вещам.

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

  • Богослужение и дети — с какого возраста приучать к церковной службе?
  • Можно ли быть христианином без знания догматов?
  • Добро и зло — почему Бог не остановит все зло на земле?
  • Агафия, мученица. Житие
  • Один ли Бог в разных религиях?
  • Три неудобных вопроса о вере
  • Курение — Святые отцы о курении
  • Странно
  • Агапит Печерский, преподобный, врач безмездный. Житие
  • С чего начинается обращение ко Христу
  • Любовь и справедливость
  • 7 секретов счастья от афонских старцев
  • Совесть и стыд — в чем разница и как отличить одно от другого?
  • Соборование. 10 вопросов о Соборовании
  • Монах. Фильм Аркадия Мамонтова
  • С чего ты взял, что Господь на твоей стороне?
  • Василий Великий. Житие
  • Крещение — 33 вопроса о крещении
  • Агния (Анна) Римская, мученица
  • Заказать бесплатно православный сайт
  • «Мытарь и фарисей» в электричке
  • В чем смысл Петрова поста?
  • Борется ли дьявол с Богом?
  • Аврамий Болгарский, мученик. Житие
  • Ступени покаяния, или что опечалило апостола Петра?

Наши друзья

Что такое мшелоимство и скверноприбытчество ?

В молитвослове в «Исповедании грехов повседневных» именуются грехи – мшелоимство, скверноприбытчество. Оба эти греха связаны с обогащением, накоплением материальных ценностей.

Скверноприбытчество, (скверное приобретение) – это использование для обогащения служебного положения, авторитета или даже священного сана. Предупреждая об этом, Апостол Павел пишет в послании к Титу: « Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прельщени, наипаче же сущии от обрeзания, ихже подобает уста заграждати: иже вся домы развращают, учаще яже не подобает, сквернаго ради прибытка… обличай их нещадно, да здрави будут в вeрe » (Тит. 1, 10 – 13).

Я специально привожу славянский текст, чтобы это слово звучало так же, как в молитвослове (на русский оно переведено: «ради постыдной корысти»). В данном случае апостол говорит об учителях, которые в корыстных целях в угоду слушателям извращают церковное учение.

Мшелоимство – это такой вид греха, точнее, такой греховный образ жизни, когда у человека есть нечто, что ему самому не нужно, но это нечто, ему ненужное он тем не менее под себя кладет, а другим не отдает. Здесь на ум сразу приходит знаменитый гоголевский персонаж, к которому “и дороги-то знать не советовали”.

Слово «мшелоимство» происходит от старинного корня «мшель» – прибыль (словарь прот. Г. Дьяченко). В Толковом словаре В.И. Даля «мшель» – мзда, корысть.

Надо помнить, что молитвословы составлялись применительно к монашеской жизни. Тогда это слово обозначало собирание монахом в своей келии ненужных ему в обиходе красивых, ценных предметов, накопительство.

Один из монашеских уставов говорит: «Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келья должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские же и мирские вещи и принадлежности не должны находиться в келье» (Из устава Свято-Троицкого мужского монастыря).

Святые отцы-подвижники довольно строго высказываются об этом греховном состоянии. Преподобный Лев Оптинский (1768-1841) говорит: «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия»

Читайте также:  Что значит ересь в православии?

А преподобный старец Паисий Святогорец (1924-1994) так объясняет пагубность пристрастия к вещам: «Само по себе сердечное пожелание не является злым. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. Если я желаю получить что-то полезное, например, книгу, и это полезное пленяет частичку моего сердца, то такое пожелание недобро. Почему книга должна пленять часть моего сердца? Что лучше – хотеть книгу или вожделевать Христа»?

Это говорят монахи. А как же быть простым Православным?

Нужно всегда помнить, что путь спасения мирянина по сути ничем не отличается от монашеского. Монахи удаляются в пустыню лишь для того, чтобы удобнее проходить этот путь, который для всех – и монахов, и мирян состоит в исполнении Христовых заповедей. Конечно, мы пока еще далеки от того, чтобы отдать и верхнюю одежду, и последнюю рубашку, по слову Христову. Однако каждому из нас наша христианская совесть должна подсказать, не нуждается ли кто-либо больше меня в той вещи, которая мне совершенно не нужна, и если нуждается, то с легким сердцем пойти и отдать ее.Иеромонах Серафим (Калугин)

То есть мшелоимство это – греховная страсть, заключающаяся в стремлении приобретать все новые и новые вещи, без их видимой пользы для себя, собирание ненужных вещей. То есть форма вещелюбия, когда вещи приобретаются ради самих вещей. «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия», – учит св. преподобный Лев Оптинский.

Мшелоимство, по слову св. Игнатия Брянчанинова – это заведение различных предметов прихоти и роскоши. Виды мшелоимства разнообразны – от взяток вещами, пристрастия к подаркам, бесполезного коллекционирования до собирания хлама.

В любом случае человек подверженный страсти порабощается вещам (от древнерусского мшель – вещь, имущество; в церковнославянском – мзда, корысть, прибыль), то есть временному и преходящему в ущерб заботе о своей участи в вечности. Человеку надо помнить, что «чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога» (Св. Максим Исповедник). Все вещи преходящи, и только блаженное соединение с Богом вечно.

«Великое безумие – любить создание бессмысленное и бесчувственное, которым взаимно любимы быть не можем. Вещь бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить, но одного Бога любящего нас, и ближнего, по образу Его созданного.

…Если скажет кто, что, мол, создания все сотворены ради человека, – ему отвечаю:

Первое. Тем самым создания должны человеку служить и работать, а не человек созданиям; служит же им тот, кто к ним прилепляется сердцем и любовью.

Второе. Должно их употреблять, а не злоупотреблять ими, – употреблять умеренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сладострастия.

Третье. Создания эти подобны неким следам и свидетельствам, по которым Создателя познаем и к Нему приходим: от создания познаем Создателя и Его учимся и убеждаемся любить, почитать, что такое дивное ради нас сотворил.

Четвертое. Созданы служить нам, чтобы мы Богу служили; а когда не служим Богу, то и их служение нам бесполезно бывает, а Богу оттого великая неблагодарность проистекает. Человек, как разумный и по образу Божию созданный, есть ближайший Божий слуга, и как посредник между Богом и созданиями, употребляя их служение, Бога благодарить и служить Ему должен. Так, например, рабы господину своему служат для того, чтобы он монарху и обществу служил; а если не служит, то и их служение, его нерадением, тщетно бывает: так и создания человеку служат, чтобы он Богу служил как разумный, и за всех них Бога благодарил и хвалил. А когда человек этого не исполняет, то и создания напрасно использует, и потому Создателю своему неблагодарным является…».
Св. Тихон Задонский (Плоть и дух, 27)

Мшелоимство: что это за грех в православии и молитва для искупления

Определение понятий

Новоначальным православным людям могут быть неясны некоторые понятия, которые сохранились не искаженными на церковнославянском языке. Недопустимо переводить богослужебные тексты на русский язык, так как современные слова не способны передать всей глубины и не обладают нужной емкостью. Поэтому следует приложить старания, чтобы не менять писания под собственные прихоти.

Известные всем православным христианам Божии заповеди выглядят краткими и предельно понятными. Но каждая из них обладает большой глубиной и мудростью, которую люди черпают из поучений и толкований святых отцов. Так, всего одну заповедь можно нарушить множеством различных грехов, имеющих общий корень.


Определение понятия «сребролюбие»

Восьмая заповедь гласит «Не укради». Ее можно нарушить не только прямым воровством, но и такими поступками, как мшелоимство или мздоимство. В чем они заключаются и отличаются?

Скверноприбытчество

Это разновидность страсти сребролюбия. Понятие обозначает получение прибыли, наживы, дохода нечестным, греховным образом. Сюда относится и тунеядство. Православным катехизисом оно определяется как получение платы за невыполненную работу. Таким образом, происходит кража и оплаты труда, и пользы, которую можно было бы своим трудом принести обществу.

Мшелоимство

Это еще одна разновидность страсти сребролюбия. Заключается в приобретении новых, бесполезных, ненужных в деле вещей. Это болезненное вещелюбие, при котором приобретение происходит ради вещи, а не пользы от нее.

По учению святого Игнатия Брянчанинова, под мшелоимством нужно понимать заведение любых предметов и вещей из прихоти и желания роскоши. Причем это может осуществляться разными путями:

  • получение взяток вещами;
  • страсть к подаркам;
  • коллекционирование;
  • собирание ненужного.

Святой Максим исповедник учил, что если ум человека привязан к земным вещам, он не любит Господа. Происходит порабощение человека вещами, из-за чего забота о вечной участи уходит на второй план. Сам Иисус Христос учил собирать себе сокровище на небе, а не на земле, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 19-21).


Получение взяток


Коллекционирование


Собирание ненужного

Лихоимство

Имея в себе корень сребролюбия, этот грех толкуется следующим образом:

  • сильная алчность к получению материальных благ посредством обирания других людей;
  • действия, соответствующие сильной алчности;
  • страсть иметь больше, умножать свое имущество, не делая различий в средствах достижения цели: обман в торговле и деловых отношениях, воровство и пр.

Свт. Феофан Затворник толковал это понятие, как упование на имущество. При этом его объем не имеет значения, ведь можно возлагать больше надежды на маленькое имение, чем на Бога. А можно, будучи богатым человеком, всецело уповать на Господа и быть свободным от этой страсти.

Как бороться с греховным пристрастием

Для того чтобы не допустить накапливания в доме излишних вещей, следует чаще проводить ревизию в местах где они хранятся в наибольшем количестве. Однако одной только ревизии недостаточно, нужно начать менять внутренне, на духовном уровне и постигнуть умение расставаться с вещами без жалости.

Если в доме находятся ненужные и неиспользуемые предметы, то лучше всего отдать их тем, кто действительно в них нуждается, а такие люди или даже целые семье могут найтись и в вашем доме. Также те вещи, которые уже не используются можно принести и в церковь или же в приемные пункты для сбора обуви, одежды и других предметов для бедствующих.

Лучшая статья для Вас, переходите: Двунадесятый Богородичный праздник: когда отмечается, иконы, как расставить

О том, что обозначает слово мшелоимство вы смогли ознакомиться выше, а упоминание его можно услышать в ежедневной вечерней молитве, в которой можно попросить прощения за содеянную греховность. Текст самой молитвы выглядит следующим образом:

«Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.»

Пусть хранит Вас Господь!

Лучшая статья для Вас, переходите: Что такое покаяние в православии

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о мшелоимстве в наши дни:

Православное понимание греха

Лихоимство в любой форме – это грех, независимо от мотивов. Когда душа выйдет из тела и будет проходить 20 страшных воздушных мытарств, не будет необходимости объяснять, почему украл или соврал. Будет достаточно только факта – украл. Если человек присваивает чужое, он грешит перед Господом, нарушая Его заповедь.

Грех лихоимства осуждался со времен Ветхого Завета. Учителя православия так же говорят о пагубности и греховности получения взяток, страсти наживы на других людях. В настоящее время взятки окружают человека со всех сторон: на работе, в больнице, на учебе, при получении госуслуг и пр.

Оплатить получение должности, выгодного подряда или купить невиновность в совершенном преступлении стало привычным делом для современных людей. Но это не значит, что такое положение вещей нормально и приемлемо. Происходит нарушение Божией заповеди и вина налагается на обоих участников подобных отношений.

В грехе одинаково повинен и тот человек, кто дает взятку, и тот, кто берет ее.


Значение лихоимства и мздоимства

Отличие от скверноприбытчества и мшелоимства

Скверноприбытчеством можно назвать обвес покупателей на рынке или в магазине. Только когда продавец делает это сознательно: настраивает весы на обвес. Если продавцу поставили неправильные весы, и он об этом не знает, — грех не засчитывается.

Также к скверноприбытчеству относится всё, что является прибылью на разжигании человеческих страстей. Сюда относится индустрия секса, азартные игры, продажа алкогольной/табачной продукции, продажа поддельных документов, скупка краденого, тунеядство, изготовление фальшивых денег. Это всё основано на сознательном обмане ради прибыли и обогащения. Но от лихоимства отличается отсутствием эксплуатации труда: человек как бы добровольно позволяет себя обманывать и даже чувствует себя счастливым.

Мшелоимство — это вымогательство. Человек настолько одержим страстью к деньгам, что только о них и думает. К мшелоимству относится не только грех взяточничества и вымогательства, но также чрезмерного накопительства и складирования ненужных вещей. Это прототип гоголевской Коробочки. Мшелоимство не нарушает права и свободы другого человека, как лихоимство, но тоже относится к грехам.

Как мы видим, мшелоимство и скверноприбытчество не эксплуатируют людей напрямую, а действуют обманом либо ставят перед выбором, как взяточники. Но в любом случае, человек может отказаться взаимодействовать с этими нечестными людьми, и ни в чем не пострадает. Лихоимство намного опаснее, оно манипулирует людьми и использует их зависимое положение. Человек понимает, что его жестоко эксплуатируют, но выбора другого у него нет — работает на лихоимца.

Различия между мздоимством и лихоимством

Еще одним грехом, имеющим тот же корень, является мздоимство. Суть определения можно понять исходя из обозначения слова «мзда». Мздоимство – это плата человеку для того, чтобы наверняка или быстрее получить от него услугу, за выполнение которой он и так получает заработную плату. Главное отличие этого греха от лихоимства заключается в моральных принципах мздоимца. Лихоимец не разбирается в финансовом и социальном положении тех, на ком он наживается.

Путь за Христом тернист и узок. Православный человек не станет участвовать в даче и получении взяток, даже если из-за этого он не сможет получить услугу, положенную ему по закону. Несмотря на то что в современном обществе наблюдается попрание истинных ценностей, каждый человек, пока он жив, еще имеет возможность покаяться и исправиться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ненасытная страсть

Лихоимство — что это за грех? Как понять, что человек одержим лихоимством? Он демонстрирует ненасытную страсть к деньгам. Такое впечатление, что ему всегда их мало, сколько бы не получал. Этот человек теряет всякую совесть и может обобрать до нитки доверчивую бабушку, оставив ее без пенсии. Лихоимца не трогают несчастья других людей, он и у ребенка малого заберет последнее. Лихоимцы никогда не могут насытиться деньгами, им всегда мало чужого добра. Они готовы даже убить, чтобы завладеть чужим достоянием.

Важно! Любая страсть, кроме страсти к Богу, считается греховной.

Эта страсть поражает душу человека, который отступил от Бога и заповедей. Он сделал свой выбор в этой жизни — погибель души ради временного наслаждения. Человеку кажется, что он будет жить вечно на земле, поэтому богатство ему пригодится. На самом деле никакое богатство не спало людей от смерти и наказания Божьего. Люди не понимают, что любые материальные блага на самом деле принадлежат Богу, а демоны лишь охраняют их на земле. Но демоны умеют хорошо обманывать, поэтому внушают людям, что именно они являются хозяевами несметных сокровищ.

Примеры лихоимства в современном мире:

  • отнимают чужую собственность, пользуясь служебным положением;
  • присваивают чужой труд и пользуются его плодами;
  • непомерное обременение должников/заёмщиков процентами;
  • бессовестная эксплуатация чужого труда за копейки;
  • спекуляция и завышенные цены на продукты во время кризиса, войны, неурожая.

Обманутым демоном людям придется несладко. Если другие грехи (блуд, пьянство, чревоугодие) прощаются сразу после их искоренения, то с лихоимством намного сложнее: нужно вернуть людям награбленное. Как это сделать, если большую часть награбленного лихоимцы успели потратить? Есть второй путь покаяния — раздать награбленное нищим и остаться без копейки денег, чтобы покаяться. Сможет ли лихоимец сделать этот шаг? А ведь многие монахи отказывались от своих законных состояний и наследства ради служения Богу в чистоте помыслов и с чистыми руками. На такой шаг способен лишь тот, кто искренне служит Богу.

Что за беда такая «лихоимство»?

Само значение слова лихоимство на современный манер можно перевести, как паразитирующий образ жизни вследствие вымогательства у других людей.

Самыми прямыми лихоимцами и синонимом лихоимства всегда являлись чиновники и люди, находящиеся у власти. Те, кто мог повлиять на ход решения вопроса своим статусом в обществе, всегда пользовались особой «славой» среди простых людей. Ярким примером лихоимнических действий в любые временя, считалось получение взятки. Однако человек, её дающий, тоже причислялся к нарушителям восьмой библейской заповеди, следовательно, тоже считается лихоимцем. Есть простой житейский закон: « Если никто не берёт, то и давать не кому», который можно трактовать и на другой манер, — «если бы не давали, то и не брали бы».

Современное общество настолько погрязло в ежедневном нарушении восьмого табу Святого писания, что это происходит уже «на автомате» и как «само собой разумеющееся», причём подобными неблагочестивыми деяниями пропитаны все слои общества, начина с самого низа. К примеру, для получения какой-либо справки в любом государственном учреждении для ускорения процесса необходимо прибегнуть к «лихоимничеству» и дать взятку должностному лицу.

Что означают грехи скверноприбытчества и мшелоимства в православии

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

  • Скверный прибыток
  • «Вещелюбие и мшелоимство горше сребролюбия»
  • Лихоимство — богатство любым путем
    • Похожие статьи

Скверный прибыток

«Фокусник». Иероним Босх

Скверноприбытчество это разновидность страсти сребролюбия. Дословно : получение прибытка неправедным путем , скверн ым , в виде преступной наживы . По словам апостола Павла:

Словосочетание «из постыдной корысти» в переводе на старославянский язык означает: «скверного ради прибытка».

Примеров скверноприбытчества достаточно много. В 90-е годы когда происходил передел собственности в России , с купали ваучеры за гроши, обманным путем забирали в собственность целые предприятия , оббирая народ . То, что было построено предками за десятилетия, присвоили за несколько месяцев . Скверное приобретение? Несомненно!

В чем еще заключается скверноприбытчеств о :

  • Обвес и обман покупателей – путем изменения показаний на весах .
  • Получение прибыли путем удовлетворени я или разжигани я греховных страстей ( причиняя людям зло ) – вовле чение в азартные игры: казино, карты, игровые автоматы , ставки на выигрыш.
  • Мошенничество – поддел ка и/или использ ование поддельны х документ ов , диплом ов , удостоверени й , талон ов на проезд …
  • Скупка краденного – телефоны, вещи, техник а , золотые изделия по дешевке.
  • Тунеядство – с огласно «Православному катехизису», если человек получает плату за то, что не исполняет или исполняет не должным образом и не приносит пользу, он словно крадет — и плату, и пользу.
Читайте также:  Панихида по усопшим: как заказать, что нести в церковь

Приобретение будет с кверным и в том случае, если люди обогащаются, используя сво й авторитет, служебно е положени е или, если это касается церкви , священн ый сан .

Обращаясь к коринфянам апостол Павел категоричен :

Однако, в Евангелии от Луки , в притче о начальствующем мытаре Закхее , Господь говорит:

Чем Закхей угодил Иисусу? Мытари часто пользовались своим положением и обогащались нечестным путем, грабя и обижая близких . Мытарь искренне осознал вину свою перед людьми , в покаянии решил отдать половину своего имения нищим и вчетверо воздать тем, кого обидел.

Значит и у скверноприбытчик ов есть шанс на спасение.

«Вещелюбие и мшелоимство горше сребролюбия»

«Что же касается вещелюбия и мшелоимства

(т.е. излишества различных вещей),

то эта немощь, по рассуждению святых отцов,

горше и пребедственнее сребролюбия»

(Лев Оптинский )

Мшелоимство – греховный недуг (страсть) приобретения и/или накопления вещей излишних. Приобретаются они, собираются ли не нужды ради и/или их служения человеку, а просто чтобы было. Слово « мшель » означает прибыль или мзда, корысть.

Существует несколько видов страсти мшелоимства : взятки ценными вещами, любовь к подаркам, коллекционирование и просто собирание всякого хлама. От этой страсти не застрахован ни богатый, ни бедный человек. Многие пожилые люди подвержены страсти мшелоимства . Вещи, которые они хранят, давно не используются по назначению и ни кому не нужны . Н о выбросить их жалко, поэтому дом превращается в склад различного хлама из старой и ненужной посуды, одежды, обуви.

Современный шопоголизм – это тоже вышеупомянутый недуг. Людьми владеет страсть к приобретению все новых и новых вещей, из которых многие не будут использованы по назначению. Вещи будут висеть в шкафу без надобности.

Протоиерей Димитрия Беженарь упоминает и о существовании мшелоимства интеллектуального . Когда в сознании человека хран я тся ненужные воспоминания : кто, где, с кем, когда, зачем. И не просто хранятся, а постоянно мысленно перебираются, нарушают покой и сон, доставляют массу хлопот и потерю нервных клеток. И если мусор из вещей можно разгрести и без помощи заболевшего , то интеллектуальное мшелоимство лечится только им самим, с Божьей помощью.

По словам старца Паисия Святогорца :

Интересное сравнение безмерной любви к вещам у святителя Тихона Задонского, он сравнивает ее с великим безумием. Как можно любить мертвое, бессмысленное и бесчувственное создание, которое в ответ любить не может. А потому и человеку ненадобно любить вещь, а лишь Господа и ближнего своего. А если кто возразит : « ведь создано все для человека » . Да, чтобы вещь служи ла человеку, а не наоборот.

С появлением различной техники, смысл которой – помогать людям, получился обратный эффект. Люди стали зависеть от телевизоров, компьютеров, айфонов , микроволновых печей, кофеварок и многого другого. Потакая своим прихотям, стали заложниками предметов, которые в жизни вечной не нужны.

Чтобы избавиться от любой зависимости, в том числе от вещевой, нужно призвать на помощь Бога. «Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне» (Псалтирь 21:20). Ведь только Он один знает, какие намерения на благо, а какие на зло.

Лихоимство — богатство любым путем

Лихоимство или лихоимания – разновидность страсти сребролюбия. Страсть аналогичная любостяжанию, но в отличие от нее сопровождается безмерной алчностью к приобретению богатства путем коррупции, обмана, воровства, предоставления денег в долг под проценты, незаконного использования чужого труда, занижения оплаты труда или ее присвоения, наживы на чужой беде, спекуляции.

Эпидемия коронавируса ( завышение цен на лекарства и маски спекуляция) вскрыла нарыв в фармацевтической отрасли и показала насколько она подвержена лихоимству . В момент всеобщей трагедии, когда на кону находится здоровье и жизнь народа, фармацевтические компании, воспользовавшись ситуацией, наживались на болезни людей.

Сюда же можно отнести работу ритуальных агентств, которые за свои услуги взимают с несчастных, горем убитых людей , очень высокую плату.

Аналогичная ситуация с банкирами, которые под непомерно высокий процент выдают людям кредит и сажают их на многие годы в долговую яму.

В Писании четко определен запрет на ростовщичество:

  • «Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле» (Втор. 23:20).
  • «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста (процентов)» (Исх. 22: 25).
  • «Не бери от него и прибыли и бойся Бога твоего; [Я Господь,] чтоб жил брат твой с тобою» (Лев. 25: 36).

Запрет на ростовщичество и в правилах Святых Поместных и Вселенских Соборов. Если мирянин от дает деньги в рост и живет от этого, то он отлучается от церкви, священнослужитель извергается из сана. Почему запрещено ростовщичество? Да потому, что благодаря ему появляется группа людей, которые сами своими руками ничего не производят , а процветают за счет других . Почему чужеземцу можно давать в долг? Потому что он – потенциальный враг, вернувшись на свою родину, он может объявить войну.

Такое ощущение, что Россия – полигон страстей и пороков. Страсти эти некогда чуждые русскому человеку, как нарушающие законы Божьи, ныне расползлись, словно змеи по всей земле русской. Можно обвинить в этом Западную цивилизацию, охваченную неудержимым стремлением к богатству любым путем. Ведь именно оттуда, по словам И.В. Киреевского:

Обогащение считалось делом греховным и неправедным. И чтобы покаяться за такой грех , богатеи щедро раздавали милостыню нуждающимся .

Причина российского лихоимства сегодня – потеря духовности в обществе, отсутствие веры и страха Божьего.

По словам Иоанна Златоуста:

« Лихоимство – это страсть крайне развращенных людей, у которых безбожие кроется в сердце, хотя устами и исповедуют Бога; и есть признак человека, преобразившегося в хищного зверя, который без разбора на всякое животное нападает, чтобы насытиться плоти и крови его; или даже хуже самих зверей. Ибо звери, насытившись, более не устремляются на животных, а они никогда насытиться не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра; и чем более собирают, тем более желают и похищают».

Лихоимца можно сравнить:

  • с врагом Божиим – за бесстрашное нарушение Божьих законов;
  • с врагом человеческим – за бесстыдное унижение и разорение людей;
  • с врагом себе – за погубленную душу.

Лихоимство опаснее прочих беззаконий. Блудникам и пьяницам чтобы спастись, нужно покаяться пред Господом. А лихоимец должен оставить свои грехи, вернуть то, что похитил, а если невозможно это сделать, то раздать похищенное и жить по законам Божьим, тогда жив будет, не умрет. Об этом сказано в Священном Писании в Книге пророка Иезекииля ( Иез . 33:14–15 ).

Василий Великий дает поучения тем, кто имеет власть над людьми:

«… нам повелено соблюдать справедливость и равенство и в рассуждении рабов. Не делай насилий по той причине, что властвуешь; не лихоимствуй , потому что силен; напротив того, поелику есть у тебя преимущества власти, то покажи права справедливости. Не в том, чего не силен ты сделать , можешь представить доказательство послушания и страха пред Богом, но в том, в чем имеешь силу преступить, и не преступаешь».

На вопрос: «ч то мне делать, – я скоро увлекаюсь страстями?» Святитель Феофан Затворник отвечает:

По мнению протоиерея Дмитрия Николаевича Смирнова, чтобы излечиться от любого греховного недуга, нужно сначала осознать свой грех, свою ничтожность по отношению к пострадавшим людям. Потом искренне попросить Господа: «Боже мой, помоги мне укрепить мою решимость изгнать из сердца грех и начать жизнь с чистого листа».

Только просить нужно со смирением, покаявшись в своей греховности, так как гордый и самонадеянный человек будет посрамлен. Только призывая силу Божью , можно создать что-то духовное.

М илостивый Господь не желает гибели грешника и ждет его искреннего покаяния. Все в Его великой власти : простить и помиловать. В истории христианства есть множество примеров, когда Господь прощал людям совершенные грехи и даже преступления . Таковым был Георги й (Юри й ) Святославович, княз ь Смоленск ий.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Уссурийск

  • Фото 277
  • Видео 3

Исповедь по 20 мытарствам

Воздушные мытарства – препятствия, через которые должна пройти каждая душа после смерти, на путь к престолу Божию для частного суда. Из ниже приведенных грехов вспомните и выберите те, к которым Вы причастны. Далее необходимо покаяться в них, пред священником, Богу в Таинстве исповеди. Исповедь совершается во время вечернего богослужения. Готовиться к исповеди можно по разным источникам, как Вам удобно. Либо по 10 заповедям, либо по 8 главным страстям, либо по 20-ти мытарствам.

1-е мытарство: “грех словом” (языком). Празднословие, пустословие, насмешки, злые и нескромные шутки, неправдоглаголание, многословие, злословие, сквернословие, анекдоты, непристойности, пошлости, обзывание, хохот, сварливость, гнусности, подстрекательство, поминание имени Божия всуе, хамство, ругательства, кощунство(кощунство есть грех против того, что принадлежит Богу или святым: употребление церковно-славянского языка и священных текстов празднословно или в насмешку. Так часто можно услышать выражения “глас вопиющего в пустыни” или “явление Христа народу”. Кощунство также бывает действием, когда пародируют священнические службы или любым другим образом. Нельзя в быту напевать песни Евхаристического канона), не пресечение кощунственных действий других, пение плохих и страстных песен, бесчинные восклицания, необдуманная или небрежная речь, увлечение пустыми по содержанию баснями и сказками, непристойные и нечистые целования, принуждения других к клятве, порочная жестикуляция и арго, например, тюремная, имеющая сатанинские корни.

2-е мытарство: “ложь”. Ложь клятвопреступление (нарушение клятвы), неисполнение обетов данных Богу, утаивание грехов на исповеди, лесть, подхалимство, подлость, трусость, воображение, артистизм, лжесвидетельство, брезгливость, скрытность, обманы, ложные присяги, неисполнение обещаний, лжесвидетельство, обманы в виде “шутки”.

3-е мытарство: “клевета”. Клевета на ближнего, осуждение, уничижение (унижение), ругательства, злословие, насмешки над человеком (особенно над его недостатками), а также слушание всего этого, незащищение человека от напраслины, оскорбления, обиды, ябедничество, жалобы, святотатство (оскорбление, осквернение святыни), содействие грехам других, нахальство, циничность (откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям), угрозы, недоверие, сомнения, забвение собственных согрешений и недостатков, невнимание к ним, желание слышать похвалу.

4-мытарство: “чревоугодие”. Чревобесие (значит “бесноваться о чреве”, или для удовольствия чрева. Употреблять пищу и питье сверх меры, собственно не для потребности тела, а по страсти), объядение, обжорство, гортанобесие (значит “беснование об услаждении гортани”. Быть слишком разборчивым или изобретательным в пище или питии, любить до пристрастия всякие лакомства, которые настолько вкусны и приятны, что не хочется сразу их проглотить), гурманство, лакомство, сластолюбие, безвременное и тайное ядение, употребление пищи без молитвы, нарушение постов, неумеренное употребление вина, пьянство, страстные лобзания, пиршествование, курение, наркомания, токсикомания, игромания и т.п., непристойные танцы, словом все роды угождения чреву, излишнее внимание к плоти, употребление косметики, парфюмерии и т.п.

5-е мытарство: “леность”. Леность и нерадение в служении Богу, уныние, оставление церковных и домашних молитв, тунеядство и исполнение своих обязанностей с небрежением, самооправдание, упрямство, невнимание, забвение, безделье, малодушие (падение духом от настигших неприятностей, гонений, притеснений, скорбей и болезней), слабоволие, праздность, беспечность (состояние крайней беззаботности, безответственное отношение к жизни), халтура, строптивость (любовь делать все наперекор), необязательность, хладность и теплохладность о духовном, нерадение о молитве за ближних: родственников, пастырей церкви, начальства, воинов, за всех живых и умерших, редкое посещение храма, нахлебничество, небрежность в работе, полная праздность (это относится к людям, которые целые месяцы не работают, живут на накопленные или проценты и при этом проводят легкую беззаботную жизнь), изнеженность сном, бродяжничество (это не просто ленивцы и тунеядцы, но люди, бросившие свои дома, семьи, службу). Против опасного недуга беспечности и нерадения о своей душе, лучшее средство – постоянное памятование о смерти. “Помни последние дни твои, и никогда не согрешишь”, сказано в Библии. Весьма спасительны мысли о внезапной смерти, суде, аде, рае и вечности. И ни одна мысль так усердно не заслоняется врагом, как эта.

6-е мытарство: “воровство”. Грехи, совершенные против чужого имения, всякого рода хищение и воровство, грубое, явное, тайное, при помощи хитрости, благовидно и с насилием, кражи, авантюры, аферы, пособничество, плагиат, мошенничество, также невыплата зарплаты работникам, похищение церковного имущества.

7-е мытарство: “сребролюбие”. Скупость, жадность, поиск выгоды, многозаботливость, стяжательство (накопление материальных ценностей), Те же, которые имея возможность помочь голодающему, по скупости отвергают его и таким образом доводят до смерти, являются убийцами.

8-е мытарство: “лихоимство”. Лихоимство (когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность или чужой труд, мшелоимство – корыстолюбие (сюда относятся все виды вымогательства и взяточничества), скверноприбытчество (получение прибыли, прибытка скверным, неправедным путем. Понятие может включать в себя всякий обмер, обвес, обман, но также и любой заработок, приносящий людям зло – например, основанный на удовлетворении или разжигании греховных страстей), ростовщичество (извлечение чрезмерной выгоды путем эксплуатации затруднительного положения должника или вообще всякая сделка, при которой происходит несоразмерное обогащение одной стороны вследствие нужды или стесненного положения стороны другой), присвоение чужого, вымогательство, грабеж, разбой, неотдача долгов, ухищрение, махинаторство.

9-е мытарство: “неправды”. Неправды всякого рода, соблазнение людей на какой-либо, пусть незначительный грех, подача ложной информации в любых видах и масштабах.

10-е мытарство: “зависть”. Досада, ненависть, злорадство, сюда же относятся грехи, совершенные ЗРЕНИЕМ: непристойное взирание, любопытство, излишнее восхищение творением рук человеческих.

11-е мытарство: “гордость”. Гордыня, тщеславие, презрение, величание, своеволие, самовозвышение, высокомерие, лицемерие, бессовестность, богохульство, невежество, хвастовство, презорство (дескать, знать никого не хочу!), чванливость (напыщенная важность), самомнение, самохвальство, непочитание родителей, непослушание начальствам, надежда на свое богатство, на самого себя, особенно в делах духовных. Привычка спорить. Также принятие на себя непосильных духовных трудов (иногда из желания буквально подражать святому), неблагодарение Бога за особое благодеяние, высокомерный взгляд (выражается также нежеланием поздороваться первым или ответить на приветствие человека) и самое опасное – прельщение бесовское: контакты с падшими духами, в образе ангелов, “ясновидение”, контакты с “высшим разумом”, все это принимаемое как “дар свыше” или “избранничество”.

12-е мытарство: “ярость и гнев”. Жестокосердие, злоба, ненависть, ярость, раздражительность, озлобленность, вспыльчивость, ссоры, склоки, истерики, скандалы, одержимость, беспощадность, вероломство (“ломать веру” предательство, и сознательный обман чужого доверия).

13-е мытарство: “злопомнение и памятозлобие”. Воздаяние злом на зло, злопамятность, злорадство, отмщение, мстительность, вредительство, травля.

14-е мытарство: “убийство” (мыслью, словом и делом): покушение, применение, изготовление всякого рода орудий и препаратов для убийства, аборт (и соучастие в нем), удары, пинки, толчки, драки, желание смерти других, слова проклятия, отвращение людей от пути спасения, желание себе смерти в сильной горести, скверноядение (мертвячины).

15-е мытарство: “чародейство”. Волхвование, наговоры, обаяние, очарование, гадания, ворожба, вера в астрологию, гороскопы и другие суеверия, колдовство, целительство (экстрасенсорика), знахарство, ведьмовство, шаманство, обращение к “бабкам. Чародейство, заговоры, призывание бесов (даже неосознанное), проклятия “в шутку”: на погоду, обстоятельства и на что угодно другое, грех также называть кого-либо ведьмой, чертом и т.п. общения с колдунами, следование приметам.

16-мытарство: “блуд”. Нечистые слова, мысли, желания и дела, соитие (секс) до брака или вне брака, сожительство вне брака, сладострастные воззрения, блудные мечтания, фантазии, упоения, услаждения, осквернения в постели, пошлые шутки, соблазн на блуд, соблазн на собственную наготу, блудные прикосновения, предоставления места для блуда, проституция, сутенерство, нарушения обетов безбрачия, падения, мечты о блуде, соизволение на блуд другим, половые извращения между супругами, мазохизм, ношение соблазняющей одежды, производство, продажа, просмотр растлевающей литературы.

17-е мытарство: “прелюбодеяние”. Несохранение супружеской верности, блудные падения лиц, посвятивших себя Богу.

18-е мытарство: “содомский грех”. Противоестественные грехи. Кровосмешение, блудные извращения, гомосексуализм, лесбиянство, малакия (рукоблудие), самоудовлетворение, совращение малолетних, насилие, мазохизм, самоистязания, оральный, анальный секс.

19-е мытарство: “ересь”. Ложное мудрование о вере, сомнение в вере, отступничество от православной веры, суемудрие (пустое, бессодержательное мудрование), искажение веры, нехождение в Церковь, раскол, неприятие церковных правил, сектанство.

20-е мытарство: “немилосердие и жестокосердие” жестокость, нечувствие, безжалостность, гонение немощных, окаменение, очерствение, не заботливость о детях, стариках, больных. Не подача милостыни, бесчеловечность, бессердечность.


Служба «Елицы.Записки»: Заказать молебны и молитвы на всякую бытовую и духовную потребу к достопочитаемым Православным Святыням России и мира:
zapiski.elitsy.ru/special/ozdravii?partner=elitsyweb

Молитвы с просьбами для здравствующих – онлайн сервис Елицы

Подайте молебен с просьбой об исцелении или решения проблеммы к святым. Большой выбор храмов, святых и икон. Гарантия исполнения.

Ссылка на основную публикацию