Что едят православные в Сочельник перед Рождеством и что делают

Что можно и нельзя есть в сочельник Рождества и на Рождество Христово 6 и 7 января

В ночь с 6 на 7 января у православных христиан наступает великий праздник – Рождество Христово. Это древнейшее торжество окружено церковными и народными традициями, берущими начало из глубокой старины. Они касаются вопросов о том, что можно есть в Рождество, и что нельзя, какие молитвы читать и как отмечать. Считается, что в сочельник – последний день сорокадневного поста, нельзя есть до восхождения первой звезды на небосводе.

Содержание:

  • Что можно есть в сочельник Рождества 6 января
  • Что можно есть на Рождество 7 января
  • Что нельзя есть в Рождество Христово
  1. Что из продуктов можно есть в сочельник Рождества 6 января?
  2. Таблица со списком продуктов, которые можно кушать в сочельник перед Рождеством Христовым 6 января
  3. Что можно есть на Рождество Христово 7 января: список продуктов
  4. Какие продуты можно есть в день Рождества 7 января?
  5. Сочиво
  6. Узвар
  7. Рождественский гусь
  8. Молочный поросёнок
  9. Салат куриный
  10. Фаршированные яблоки
  11. Медовые пряники
  12. Студень
  13. Блины с красной рыбой
  14. Суфле
  15. Винегрет
  16. Рыба с овощами
  17. Что нельзя есть в Рождество Христово 7 января?
  18. Что нельзя есть в день Рождества Христова 7 января?

Что из продуктов можно есть в сочельник Рождества 6 января?

Рождественский сочельник или навечерие – день, накануне великого праздника. Традиционно совершается много различных церковных и народных обрядов. 6 января – последний день рождественского поста, поэтому в сочельник выбор продуктов, которые можно есть, строго ограничен. В течение дня, до восхождения на небосводе первой звезды, можно пить только воду. После вечерней службы, люди возвращаются домой со святой водой, с которой и следует начинать трапезу. Стол обязательно должен быть постным. Ужин в сочельник состоит из 12 постных блюд, среди которых главное – это сочиво. Название «сочельник» также происходит от слова «сочники» или постные лепёшки, с помощью которых в древности в этот день гадали. В лепёшках делали дырки, через которые смотрели на улицу. Пройдёт мимо добрый человек – значит, год будет удачным. А если злой –то быть несчастью. Гадать таким образом — это народный, а не церковный обычай. Сочиво готовили из заранее замоченных в маковом или ореховом соке зёрен риса, пшеницы, пшена. Сейчас для приготовления блюда используют обычный рис, который варят по всем правилам. Затем добавляют в него мёд, постное масло, сухофрукты или цукаты. Вторым обязательным праздничным блюдом является узвар. По сути, это компот из сухофруктов. По правилам также можно подавать на стол запечённую рыбу, фрукты и овощи, фруктовые кисели, постную выпечку. Спиртное не употребляют, даже в малых количествах.

Таблица со списком продуктов, которые можно кушать в сочельник перед Рождеством Христовым 6 января

3. Орехов грецких – 100 гр.

2. Промываем зерно и заливаем водой.

3. Сливаем воду, заливаем чистой и ставим вариться 1,5 – 2 часа.

4. Мак завариваем кипятком, в котором варится пшеница, и проваривается около 15 минут.

5. Когда вода остынет, мак перетираем или пропускаем через мясорубку.

6. Орехи обжариваем на сухой сковороде и тоже измельчаем, но не сильно мелко.

7. Мёд разбавляем той же водой из пшеницы.

2. лимона – 0,5 шт.

2. сушёных грибов – 50 гр.

3. лука репчатого – 2 головки;

4. масла подсолнечного – 100 мл.

5. горчицы – 1 чайная ложка;

6. петрушки – пучок;

7. чеснока – 2 зубчика;

2. Смешиваем соль с мелкорубленным чесноком и натираем каждый кусочек рыбы смесью.

3. Сухие грибы отвариваем до готовности.

4. Готовые грибы нарезаем на пластинки.

5. Лук очищаем и нарезаем на полукольца или кольца.

6. Из остывшего грибного отвара готовим заливку для рыбы, добавив к нему горчицу и растительное масло.

7. На дно жаропрочной посуды выкладываем половину лук, сверху половину грибов. Дальше пойдут кусочки рыбы. После снова грибу и заканчиваем все луком.

3. Моркови – 200 гр.

4. Масла подсолнечного – 350 гр.

5. Уксуса 9% – 2 – 3 ложки;

6. Сахара – 1 ложка

2. Лук и морковь нарезаем соломкой и смешиваем.

3. Филе выкладываем на доску и слегка отбиваем.

4. На каждое филе выкладываем лук с морковью и сворачиваем рулетом, закрепив край зубочисткой.

2. Лука – 1 головка;

3. Свёклы – 1 крупная;

4. Грибы сушёные;

2. Свёклу также заливаем водой и отвариваем до готовности. Готовую свёклу чистим от шкурки и натираем на крупной тёрке.

3. Грибы режем мелко и обжариваем на растительном масле вместе с мелко резаным луком.

4. Отдельно обжариваем морковь с луком.

2. фасоли варёной – 1 стакан.

3. яблока кислого – 1 шт.

4. подсолнечного масла – 3 ст. ложки.

2. Также нарезаем яблоко, предварительно избавив его от косточек.

2. лука – 1 головка.

3. моркови – 1 головка.

5. квашеной капусты – 500 гр.

6. томатного сока – 250 гр.;

2. Лук совместно с морковью жарится на большом количестве растительного масла, пока появится золотистый оттенок.

3. К уже готовым овощам добавляется мука и разбавляется соус жидкостью, в которой варилась фасоль.

2. фасоли – стакан.

3. мака – 4 ложки.

4. сахара – 2 ч. л.

5. лука репчатого – 1 головка.

6. перец с солью.

2. Мак запариваем кипятком.

3. В одну ёмкость складываем картофель, фасоль и мак, начинаем деревянной толкушкой разминать содержимое.

4. Параллельно в массу добавляем измельчённый лук, сдабриваем солью, перцем и сахаром. Осталось всыпать измельчённую зелень.

5. Продолжаем растирать смесь. Если она покажется слишком сухой, можно разбавить ее отваром фасоли и картофеля.

2. дрожжей свежих – 30 гр.

3. воды – ¾ стакана.

4. сахара – 1 ст. л.

2. Оставляем опару разойтись в тепле на 15 минут.

3. После добавляем оставшуюся воду и муку.

4. Подливаем масло и замешиваем тесто. Оставляем тесто подойти в теплом месте.

5. Лепим маленькие пампушки.

Что можно есть на Рождество Христово 7 января: список продуктов

7 января в старину особым образом украшали жилище. Пол выстилали травой и соломой, а на стол клали белую скатерть. Этот ритуал напоминал о рождении Господа в яслях, на сене. В Рождество, после строго поста, начинался праздник: хозяйки накрывали пышный скоромный стол, к которому приглашали всю большую семью. Здесь в изобилии были как овощные, крупяные, так и мясные блюда. Обязательным к подаче было блюдо из запечённой птицы: гуся, курицы или индейки. Также особым образом готовили молочного поросёнка. По легенде, после рождения Христа в яслях свинья мешала младенцу спать. Поэтому, в Рождество блюда из свинины готовят в первую очередь. Также выпекались всевозможные десерты, пироги и блины на сметане, масле и молоке. Обязательно готовили взвар из сушенных фруктов, которые просто заливали кипятком и настаивали. По традиции, к трапезе приступают после посещения храма и молитвы. Перед угощением, натощак, обязательно пьют святую воду. Ниже приведён список продуктов, которые можно есть на Рождество Христово 7 января.

Какие продуты можно есть в день Рождества 7 января?

Считается, что на рождественском столе обязательно должно быть 12 блюд. Число гостей должно быть кратно двум. Если случилось так, что гостей предвидится нечётное количество, на стол ставят лишние приборы на одну персону. Что можно есть на Рождество Христово 7 января, список продуктов для подготовки к празднику приведён ниже.

Сочиво
  • Пшено или рис.
  • Молоко.
  • Мёд.
  • Сухофрукты.
  • Орехи.
  • Сливочное масло.
Узвар
  • Сушёные яблоки.
  • Сушёные груши.
  • Курага.
  • Изюм.
  • Чернослив.
Рождественский гусь
  • Гусь.
  • Капуста.
  • Лук репчатый.
  • Соль.
  • Масло подсолнечное.
Молочный поросёнок
  • Поросёнок.
  • Масло постное.
  • Масло сливочное.
  • Чеснок.
  • Соль.
  • Соус соевый.
  • Горчица.
Салат куриный
  • Куриное филе.
  • Чернослив.
  • Свёкла.
  • Чеснок.
  • Грецкие орехи.
  • Соль.
  • Петрушка.
  • Майонез.
Фаршированные яблоки
  • Тесто слоёное.
  • Яблоки.
  • Курага.
  • Орехи грецкие.
  • Желток.
  • Сахар.
Медовые пряники
  • Мука.
  • Сахар.
  • Масло.
  • Мёд.
  • Сода.
  • Разрыхлитель.
  • Соль.
  • Корица.
  • Имбирь молотый.
  • Гвоздика.
  • Яичный белок.
  • Сахарная пудра.
  • Лимонный сок.
Студень
  • Свинина
  • Говядина
  • Курица
  • Морковь
  • Корень петрушки
  • Луковица
  • Лавровый лист
  • Чеснок
  • Соль
  • Перец чёрный горошком
Блины с красной рыбой
  • Мука.
  • Соль.
  • Сахар.
  • Молоко.
  • Яйца.
  • Сливочное масло.
  • Рыба красная слабосолёная.
  • Сливочный сыр.
  • Зелень.
Суфле
  • Любые ягоды.
  • Вода.
  • Сахар.
  • Яичные белки.
Винегрет
  • Картофель.
  • Морковь.
  • Огурцы солёные.
  • Свёкла.
  • Зелёный горошек.
  • Кукуруза консервированная.
  • Зелёный лук.
  • Петрушка.
  • Растительное масло.
  • Уксус.
  • Соль.
Рыба с овощами
  • Рыба.
  • Лук.
  • Морковь.
  • Майонез.
  • Соль.
  • Специи.

Что нельзя есть в Рождество Христово 7 января?

Священнослужители считают, что в Рождество Христово 7 января можно есть любую еду, но нельзя злоупотреблять ею. Потому что в великий праздник следует в первую очередь обращать внимание на свою душу, а не баловать своё тело.

Что нельзя есть в день Рождества Христова 7 января?

В отношении вопроса, что нельзя есть в Рождество Христово 7 января, а что можно, церковь даёт однозначный ответ: можно есть все, в том числе пить немного спиртных напитков. Важно приступать к завтраку с чистой душой, после молитвы и глотка святой воды. Если вы хотите соблюсти все традиции торжества, важно встречать праздник среди близких родственников, собравшись всем вместе у старшего члена семьи или в родительском доме.

Конечно, каждой хозяйке хочется накрыть на праздник пышный стол, оригинально приготовив известные блюда. Но по церковным правилам важнее всего не акцентировать внимание на том, что можно есть в Рождество 7 января, а направить все усилия на достижение духовной чистоты и роста. В сочельник, 6 января, следует строго относиться к своему рациону, так как в этот день нельзя есть мясные блюда.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Православный праздник Преображение Господне, история и что означает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В народе день Преображения Господня — Яблочный Спас. Его установили ученики Христовы в память о том, что он преобразился перед ними на горе Фавор. Церковь воспевает соединение Божества и всего населения в образе Христа Спасителя. Он обладает своими традициями, которые советуют соблюдать.

История праздника

История праздника Преображение Господне идет из глубины веков. Традиция празднования берет свое начало еще с 4 века. Связано это с тем, что именно в этот период императрица Елена дала распоряжение о построении храма на данной горе. В наше время на ней действуют два монастыря.

Многие паломники стараются совершить крестный ход по всем святым местам. Если у Вас нет возможности сделать это, то посетить свой храм и прочтите там молитву о прошении дарования благодати Божьей.

Ежегодно большое количество верующих стремится в храм на один из самых серьезных и больших праздников. Это уже второй Спас, который следует через некоторое время за первым. Оба они посвящены Иисусу.

В рассказах Евангелистов отмечается, что Спаситель взошел с некоторыми своими учениками на гору. Целью похода было чтение святых текстов. Пока Господь воздавал молитвы, то его последователи заснули. Проснувшись, они лицезрели, что лицо его начало сиять, а одежда стала белой. Неподалеку от него были пророки Илья и Моисей. Они рассказывали ему о предстоящих страданиях.

После того, как видение пропало, Христос поведал им о своей будущей жертве для искупления грехов человечества. Только просил об этом никому не говорить до тех пор, пока он не воскреснет. В этом и заключается суть праздника Преображение Господне.

Какого числа день Преображения Господня

Относительно даты, то есть некоторые спорные ведомости. В писаниях есть упоминание о том, что случилось сие за 40 дней до Воскресения Господнего. Сегодня его отмечают 19 августа.

Значение праздника для христиан

К нему относятся как к проявлению величия и славы Спасителя. Оно напоминает нам о том, чтобы достичь спасения и очищения нашей души, нужно сделать некоторые изменения в своем духовном мире. Преображение Господа дало нам явное представление о том, что ожидает человека после попадания в Царство Божье. Такое явление во славе давало ученикам силы для укрепления веры, чтобы перед смертью через пытки и испытания не отступить от Господа.

В то время проповедование христианства не только не одобрялось, но всех, кто его распространяли, уничтожали путем мучительных страданий. Некоторые ученные отмечают, что есть определенные символы данного праздника. Они заключаются в таких терминах:

  • Гора. Ее соотносят с уединенным местом, где проще всего возносить молитву. Именно там ничто не будет отвлекать Вас от общения с Господом. Только искреннее покаяние способно соединить наш беспокойный ум с Богом.
  • Фавор в переводе означает «свет», «чистоту». Считается, что открыв сердце и приняв в него Христа, сможем очистится и обрести надежду на спасение.
  • Преображение Иисуса – символизирует благодатное состояние, в которое попадет человек, после своего воскресения.
  • Осознание и покаяние в своих поступках поможет освободится от грязи, которая находится в душе и возможность принятия не созданного божественного света.

Что можно и нельзя делать в этот день

Многих людей при приближении любого православного праздника начинает тревожить вопрос о том, что разрешено выполнять, чтобы не навлечь на себя негатив. Так как его название Яблочный, то нужно:

  • угощать всех этими плодами, а также есть самим;
  • освятить их в храме;
  • загадать желание перед употреблением;
  • посетить церковь, прочитать молитву и поставить свечку.

Есть поверье, что яблоки обладают чудодейственной силой, которая способна исцелить от многих недугов. Перед первым укусом загадывают желание, которое должно обязательно сбыться. Но тут большую роль играет вера. А сам плод дерева имеет некое символическое значение. В нем видят благополучие семьи, плодородие. Так что если Вы хотите поделится этим с родными и близкими, то угостите их сладким фруктом.

Читайте также:  Святой Мартиниан, Белозерский игумен

Что не желательно выполнять

На двунадесятый праздник Преображения Господнего было ранее поверье, что употреблять яблоки в любом виде в еду до этого дня нельзя было. А вот после службы, можно было лакомится им в полном объеме. Вот наиболее распространенные суеверия:

  • Запрет накладывался на женщин, которые потеряли ребенка. Считалось, что если родители придерживались этого требования, то в данный день ребенку на небе дарили подарок.
  • Нельзя сгонят с себя насекомых и мух, тем более убивать их. Говорят о том, что если она села Вам на руку, то это к исполнению желания.
  • Работать по дому не желательно. Исключением есть только сад и кухня.

Как как отмечают яблочный Спас

Хозяева готовятся к нему заблаговременно. Они наводят порядок в доме. Накануне готовится корзинка, чтобы сходить в церковь и освятить некоторые продукты. Что же положить в нее? Праздник в основном попадает на момент созревания винограда. Но так как на Руси его не выращивали, то стали приносить яблоки.

Этот день считают еще и праздником урожая. Чаще всего готовятся блюда на основе плодов яблочных. Можно положить в лукошко груши, сливы, виноград. Пасечники ставили баночку меда. Иногда можно увидеть и колосья злаков.

Поняв, что означает праздник Преображения Господня, важно понять, что поделившись угощениями с другими, Вы только приумножите свое благосостояние.

Что разрешается делать на Преображение Господне и чего делать нельзя

Преображение Господне, или Яблочный спас – праздник, призванный вспомнить историю, произошедшую с Иисусом и его учениками. Дата празднования не является исторически точной и была установлена служителями Церкви из прагматических соображений.

  1. История праздника
  2. Какого числа Преображение Господне в 2021 году
  3. Обычаи и традиции праздника
  4. Что можно делать и чего нельзя на Преображение Господне
  5. Народные приметы на Преображение Господне
  6. Подведем итог

История праздника

История возникновения праздника восходит к событиям, произошедшим во время жизни Иисуса Христа. Через восемь дней после торжественного исповедания он позвал с собой трех своих учеников, отправился с ними молиться на гору.

Там они стали свидетелями того, как его образ преобразился, лицо озарилось светом, а одежды засияли белым, как снег. Отсюда и пошло название “Преображение Господне”.

После этого появилось облако, оно накрыло присутствующих своей тенью. И из этого облака раздался голос “Это есть Сын Мой избранный, слушайте Его”. Когда этот голос умолк, молитва закончилась, Иисус попросил своих учеников никому не рассказывать, что они видели, пока Сын Человеческий не воскреснет, хоть они и не совсем поняли как это.

По датам это событие происходило до Пасхи, но само Преображение Господне отмечается 19 августа.

Это обусловлено тем, что Церковь специально назначала праздники в дни языческих торжеств, тем самым перекрывая их, чтобы избавиться от пережитков прошлого.

Раньше всего Преображение Господне было утверждено в Армении, праздновалось на шестую неделю после Пасхи. Эту политику стали повторять и другие страны. Например, в Греции и Италии Преображение Господне ознаменовало окончание сбора урожая винограда, поэтому его гроздья стали освещать как благодарность Богу за дарование “плодов земных”.

В православное христианство Преображение Господне пришло именно в таком виде. Но из-за того, что наши страны – северные, виноград был заменен яблоками. Поэтому Преображение Господне носит еще и название “Яблочный Спас”.

Какого числа Преображение Господне в 2021 году

Преображение Господне – один из великих двунадесятых праздников. Он имеет устоявшееся число, не является переходящим, в отличие от той же Пасхи. По старому летоисчислению Преображение Господне праздновалось 6 августа, по новому стилю это 19 августа.

У праздника присутствует один день предпразднества – 18 августа и семь дней попразднества, до 26 августа. Этот день, 19 августа, и вся следующая за ним неделя именуются Яблочным спасом (или его еще называют Вторым Спасом).

Обычаи и традиции праздника

В день Преображения Господня после божественной литургии по старым обычаям освящают яблоки. Такой “ритуал” или “обряд” совершается на протяжении многих лет.

Раньше до этого дня нельзя было употреблять новый урожай яблок. Только после того как они были освящены на Преображение Господне, разрешалось как есть плоды, так и делать из них различные блюда:

  • пироги;
  • варенье;
  • сидр и др.

Сейчас это не соблюдается так строго, просто на Преображение Господне считается обязательным съесть хоть одно освященное яблоко.

По традиции в церквях с утра читаются каноны преподобных Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина. В этот день служители одеты в белые одежды наподобие священного сияния одежд Иисуса. После божественной литургии на Преображение Господне освящаются яблоки, это считается первым днем, когда разрешается вкушать плоды нового урожая.

В прошлом у крестьян была традиция для владельцев фруктовых садов выставлять телеги со своим урожаем, раздавать его прохожим. Существует такая примета, что самое заветное желание сбудется с последним съеденным яблоком. Такие обычаи утратили свою силу и смысл, поэтому до нашего времени их дошло не так много. Например, раздача урожая преобразовалась в дарение яблок каждому гостю.

Что можно делать и чего нельзя на Преображение Господне

Для любого церковного праздника есть поверье, что нельзя в этот день заниматься делами по дому, такими как:

  • уборка;
  • стирка;
  • глажка;
  • занятия рукоделием;
  • работа в огороде или поле, можно только собирать урожай.

Так и в Преображение Господне нельзя заниматься подобными вещами.

Еще есть необычная примета, что запрещено убивать насекомых. Если сядет муха, нельзя ее намеренно сгонять, нужно дождаться, когда она улетит сама. Если на человека за день муха сядет дважды, то у него сбудется самое заветное желание.

Нельзя в этот день ни на кого затаивать обиду, ведь это светлый праздник, дарящий духовное очищение. В Преображение Господне лучше стараться сдерживать в себе негативные эмоции, прощать другим подобный негатив.

В народе ходит поверье, что нельзя на Преображение Господне есть яблоки в одиночку. Обязательно необходимо кого-то угостить освященными плодами. Чем больше их будет роздано, тем дольше и здоровее будет жизнь.

В этот день можно и нужно готовить праздничные блюда, в состав которых входят яблоки. Праздник приходится на Успенский пост, поэтому соблюдают запреты на употребление продуктов животного происхождения. Предпочтительна растительная пища.

Но на самые большие праздники постящимся делается послабление, так в Преображение Господне разрешается:

  • есть рыбу;
  • пить немного красного вина.

Лучше приготовить праздничные блюда заранее, а в сам праздник только мыть посуду.

С утра идут в храм освятить фрукты, потом дают эти плоды гостям. С первым укусом освященного яблока загадывают желание, так оно обязательно сбудется.

Народные приметы на Преображение Господне

Обычно именно после Преображения ночи становятся прохладнее. Этот день словно разделитель между знойными летними днями и дождливой осенью.

Существуют такие приметы:

  1. Если в этот день сухо и ясно, то осень будет теплой, а зима студеной.
  2. По этому дню можно узнать какой будет январь. Дождь – снежным, ясно – холодным.
  3. Если в этот день трава с утра сухая, то нужно ждать приближающегося похолодания.
  4. Если пчелы роятся активнее обычного, значит грядущая зима придет рано.

Эти приметы раньше отмечали крестьяне, чтобы знать когда убирать урожай, каков он будет. К примеру, если урожай убрать позже, то зерна промерзнут, намокнут от дождей, будут плохо храниться, начнут гнить. Мука из таких зерен получится плохого качества. Удивительно то, что все приметы, связанные с природой, работают и сейчас.

Еще о народных приметах на праздник можно посмотреть в видео ниже.

Есть и другие приметы, не связанные с погодой:

  1. Чтобы здоровье было крепким, необходимо в этот день посидеть под яблоней.
  2. Если принести на могилы родных, близких яблоки, то в трудную минуту возможна помощь от них.
  3. Для родителей потерявших своих детей, обязательно съесть освященное яблоко, чтобы душам умерших жилось хорошо на том свете.

Есть небольшое поверье – если в этот день рассыпать горох, можно ожидать скорейшего богатства.

Все эти приметы связаны с прошлым, с крестьянами, которым важно было понимать по долгим наблюдениям за погодой, каков будет урожай, что с ним будет в зиму.

Сейчас многие из этих примет не имеют смысла, как запрет есть плоды до Спаса. Но некоторые из них работают до сих пор. Например, касающиеся того, как по погоде в праздничный день определять, какой будет зимний месяц или сама зима.

Подведем итог

Преображение Господне – это священный праздник в честь того дня в далеком прошлом, когда трем ученикам Иисуса явилось божественное просветление. Это стало официальным торжеством.

Когда на горе Фавор, где по старинным источникам это все и произошло, воздвигли храм, официально утвердили дату. По григорианскому календарю это было 6 августа. По новому же исчислению этой датой стало 19 августа.

До сих пор каждый год 19 августа наступает светлый божественный праздник – Преображение Господне, который православные христиане и не только отмечают в кругу семьи, чтят память этого торжества, священных событий прошлого.

Приметы, обычаи, традиции уже не учитываются так строго, как раньше, но некоторые из них все равно дошли до наших дней. Их соблюдают, как и раньше. Поэтому Преображение Господне – один из самых важных дней для православного христианства. Он продолжает существовать, сохраняя свою торжественность и священную мощь.

А что вы знаете об этой дате? Сохраняйте страницу в закладки и делитесь ею в социальных сетях.

Предлагаем к просмотру интересный видеофильм от телеканала СПАС о празднике Преображение Господне.

Православная Жизнь

Митрополит Антоний (Паканич), Управляющий делами Украинской Православной Церкви, о правильном праздновании Преображения Господня.

Преображение Господне – один из двунадесятых праздников (то есть особенно значимых, великих), отмечающихся Православной Церковью.

С первых веков существования христианства праздник Преображение занял особое место в церковном календаре. Упоминания об этом празднике были еще в IV веке. Нам об этом известно благодаря проповедям и трудам таких Отцов Церкви, как преподобный Ефрем Сирин, святитель Иоанн Златоуст, святитель Кирилл Александрийский (все упомянутые святые жили и трудились в IV веке).

И именно в IV веке царица Елена воздвигла храм в честь Преображения Господня на горе Фавор, месте Преображения Спасителя.

При равноапостольной царице была установлена и традиция почитания святой горы Фавор как места Преображения Господа нашего Иисуса Христа. На самой высокой точке горы была воздвигнута базилика – на самом месте Преображения, а чуть ниже был построен трехпрестольный храм – в том месте, где уснули святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн…

Ослепительная надежда

В Преображении Господнем явлен высший смысл нашей жизни, ее наивысшая цель. Это событие приоткрыло тайну Богообщения и Богопознания. Преображение Господа дало обреченному человечеству невиданную доселе возможность и надежду на изменение (преображение) человеческого естества, очищение его греховной природы посредством соединения со своим Творцом.

Только возвысившись над земным возможно созерцать Божественное.

Преображение стало дверью в Вечность, окном в бесконечный мир познания Бога и Его бытия.

Само событие произошло незадолго до Крестных страданий Господа. Христос пригласил троих учеников помолиться вместе с Ним уединенно. Они отправились на север к возвышавшейся над всей Иудеей горе Фавор.

«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:1–2).

Но почему именно их выбрал Спаситель быть свидетелями такого чуда? Чем они отличались от других апостолов? Вот что по этому поводу говорит святитель Иоанн Златоуст:

«Они превосходили прочих: Петр – сильной любовью к Иисусу, Иоанн – особенной любовью к нему Иисуса, а Иаков – ответом, который он дал вместе с братом своим: «можем» испить чашу (Мк. 10:39)».

Итак, придя на гору, апостолы стали свидетелями величайшего чуда – Божественного Преображения Спасителя, явления Его величия и славы.

«Господь, – говорит преподобный Ефрем Сирин, – явил им Царство Свое прежде поругания Своего и честь Свою прежде безчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят Иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему, добровольно, во спасение мира».

Всю ночь пребывал в молитве Господь на горе Фавор, апостолы все время были подле Него и усердно молились, но, устав, уснули. Пробудившись ото сна, они увидели Преображенного Господа и пророков Моисея и Илию, которые говорили с Ним о том, что Его кровь искупит грехи человеческие. А из светлого облака над ними раздался голос Бога-Отца, назвавшего Иисуса Христа Своим возлюбленным Сыном…

Ослепительный свет блистал повсюду на горе и объял души апостолов. Он разливался, мерцал, сверкал, делая прекрасным все вокруг.

Свет, исходящий от Преображенного, был настолько велик, что пред ним меркло даже сияние лучей рассветного светила. И сбылось сказанное в Писании: «При словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей» (двух величайших пророков и трех избранных апостолов) «состоится [всякое] дело» (Втор. 19:15).

Апостолы смогли воочию увидеть, что Иисус Христос «не есть Илия, но Бог Илии…» (прп. Ефрем Сирин). Они смогли найти подтверждение своей веры и убедиться в Божественном достоинстве своего Учителя.

Реальность личного преображения

Преображение переводится с греческого как «превращение в другой вид» или «изменение формы».

Каждому верующему следует вытеснять из себя ветхого, падшего человека и наполняться Божественной любовью, которая так щедро изливается на нас Господом. Умаляясь в человеческом отношении, мы одновременно возвышаемся в Божественном. Доверяя Богу, мы становимся Божьими, те есть преображенными. И это преображение (приближение к Богу), длящееся бесконечно, должно стать центром нашей жизни. Уподобиться Господу, соединиться с ним – цель человеческого сознания и бытия. На Фаворе Господь показал ту славу, которой приобщится каждый, кто сподобится войти с Ним в радость будущего века.

Читайте также:  Молитвы в сложных, тяжелых ситуациях: Богородице, Ксении Петербургской и Спиридону Тримифунтскому

И Церковь с многовековыми традициями и богатым Преданием помогает нам в этом.

Сколько бесценного опыта Богообщения мы находим в святоотеческом Предании! Соприкоснувшись с ним, каждый сможет найти для себя подсказку, благодаря которой откроются горизонты познания Бога.

У верующего есть все необходимое для личного преображения: церковные Таинства (главным из которых является Причащение Тела и Крови Господней), молитва, пост – все это формы Богообщения. Главное же – доверие Богу.

Преображение сегодня. Как отмечать?

Преображение Господне, или как его еще в народе называют Яблочный Спас, Церковь отмечает 19 августа.

Традиционно в этот день верующие приносят в храм для освящения яблоки. Так принято издревле на Руси. А в Греции и Израиле, к примеру, христиане берут с собой созревшие гроздья винограда, так как праздник Преображения приходится как раз на пору созревания этого фрукта.

Что это за традиция? Зачем нести фрукты в храм?

Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало с ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, стремлением к воплощению евангельских истин, способствовало созиданию христианской души нашего народа.

Смысл освящения плодов в день Преображения символичен и состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая – все самое первое и лучшее. И не нужно превращать церковный праздник в языческий обряд.

Лучше воздержаться от чрезмерного обрядового действия, а сосредоточиться на смысле события, подумать, что Господь хотел сказать через Преображение.

Этот праздник напоминает о том, что нельзя останавливаться на достигнутом. Следует двигаться вперед, несмотря на любые препятствия и сложности.

Хорошо бы в этот день изменить что-то в лучшую сторону в себе. Сребролюбивому – подать милостыню, празднословцу – помолчать, гневливому – сдержаться, ленивому – занять себя…

Важно, безусловно, быть в храме в сам праздник, чтобы соборно молясь испросить у Господа помощи и милости на изменение себя, на видение своих недостатков и неосужденно причаститься Святых Христовых Таин. Это будет самым главным подарком, который вы можете сделать себе.

Преображение Господне православные христиане отмечают 19 августа

Москва, 01.03.2021, 16:49:19, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Инна Мордасова.

В ближайшую среду, девятнадцатого августа, православные христиане будут отмечать Преображение Господне. В эту дату верующие будут вспоминать события, которые описаны в Евангелии. Речь идет о моменте, когда три апостола узрели Господа во время своей молитвы на горе.

  • Преображение Господне 19 августа
  • Традиции и обряды
  • Что можно и нельзя делать в этот день
  • Народные приметы на 19 августа

Преображение Господне 19 августа

Само слово Преображение имеет греческие корни и в дословном переводе означает перевоплощение. Это торжество является одним из двунадесятых праздников. Иными словами, оно входит в двенадцать торжеств, которые связаны с Господом.

Согласно Евангелию, с Иисусом на гору Фавор пошли трое его учеников. Там они должны были помолиться. Во время молитвы ученики заметили, что их Учитель изменился. Он начал сиять изнутри.

Гора Фавор находится на территории Израиля рядом с Назаретом. На сегодняшний день у вершины горы есть два монастыря. Один из них католический, другой православный.

Также данный праздник называют Яблочным Спасом. Именно в это время на территории Греции и Израиля верующие начинают сбор винограда. Верующие в это время к храмам приносили виноград. Однако виноград растет не во всех странах. Поэтому в отдельных государствах решили приносить к монастырям яблоки в качестве подношения.

Традиции и обряды

В храмах начинают службы за сутки до самого праздника. Однако продолжаются они еще семь дней после Преображения Господнего. Непосредственно девятнадцатого августа в храмах проводят литургию и поют канон. Представители церкви должны быть одеты в белые одеяния. Это подчеркивает фаворский свет, который осветил Иисуса.

Традиционно верующие в праздник посещали храмы на праздничную службу. Также молились они и дома. В частности, произносили перед иконами спасителя нижеследующую молитву:

«Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем,
Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его!
Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти.
Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество».

Как мы уже писали выше, в народе Преображение также называют Яблочным Спасом. В этот день отмечают не только церковные, но и народные традиции. При этом празднуют их с особым размахом. К примеру, после похода в церковь и освящения яблок, вечером организовывались гуляния. Несмотря на тот факт, что в этот праздник соблюдается Успенский пост, в церкви позволяют подавать на столы больше блюд, нежели в прочие дни поста. В частности, позволяется есть рыбные продукты, яблоки и немного вина.

Что можно и нельзя делать в этот день

Большинство запретов на Яблочный Спас связывают с тем, что в это время нужно соблюдать пост. В частности, не рекомендовано смотреть комедийные телепередачи. Также правильнее всего воздерживаться от праздничных торжеств.

Кроме этого, запрещено употреблять мясные продукты. Однако позволяется есть рыбные блюда. Данное послабление отлично подойдет для верующих, которые хотят разнообразить свои праздничные столы.

В этот праздник нужно молиться Господу и просить о самом необходимом. Кто-то хотел бы счастья и любви, другие просят здоровья для себя и близких. Благотворно будут воздействовать на человека и благодарственные молитвы.

В праздник Преображения позволяется ходить в гости и приглашать гостей. Также рекомендовано самостоятельно готовить блюда и помогать нуждающимся. Помимо этого, не лишней будет помощь для близких и родственников.

В этот день запрещено заниматься домашними делами. В частности, уборкой, стиркой, глажкой и т.д. Подобного рода занятия рекомендовано отложить. Поскольку этот день выпадает на среду, большинство верующих пойдут на работу. Несмотря на различные запреты, на работу ходить нужно. Однако не стоит брать дополнительную работу домой. Вечер наиболее правильно провести за молитвой в кругу родных и близких.

Категорически запрещается в такой светлый праздник ругань и споры. В период Яблочного Спаса нужно нести миру свет и добро. Священнослужителям рекомендовано тщательно следить за собственными помыслами и действиями. Крайне важно помогать близким и родным. В этот праздник нужно извиниться перед теми, кого вы обидели, и простить ваших обидчиков. Если кто-то просит прощения в Яблочный Спас, ему не стоит отказывать.

Кроме этого, важно совершить богоугодные дела и помнить, что веселье является не только мирским развлечением, а возможностью пообщаться с близкими людьми и навестить родных.

Народные приметы на 19 августа

Нужно быть внимательным к знакам и делать следующее:

  1. Обязательно угостите яблоками нуждающихся и голодных. Это милосердный поступок, который воздастся отличным урожаем в следующем году. Важно: не ожидайте просьб малоимущего — проявите инициативу самостоятельно. Считалось дурным знаком, если на Яблочный Спас не получилось дать милостыню или поделиться угощением. Чтобы избежать подобной ситуации, пойдите в церковь. Там обязательно будут неимущие, которым можно помочь. Если урожай небольшой, не бойтесь делиться — высшие силы помогут избежать нужды.
  2. Освящённые яблоки вначале дают маленьким детям и болеющим.
  3. Отнесите их и на могилку к почившим родным и знакомым. Хорошо, если оставите пару на заброшенных. Так получите помощь от ушедших в мир иной. Проведать умерших настоятельно советуют тем, кто случайно упал с корзиной яблок в день Среднего Спаса.
  4. Готовили на Яблочный Спас постные блины с горохом. Если съесть хотя бы один блинчик, будете полны сил и энергии целый год.
  5. В конце дня надо выйти в поле и проститься с летним Солнцем, поблагодарить небесные силы за собранный урожай. Городским жителям можно глянуть в окно на закате и произнести слова благодарности.
  6. Если яблочный пирог растрескался во время приготовления, кого-то из близких ждёт дальнее путешествие.
  7. В саду собирали фрукты, а к вам прицепился репей? Ждите обильного урожая в следующем году.
  8. На Второй Спас в России собирают горох. Во время сбора обратите внимание: множество червивых и гнилых бобов — накопили много грехов. Если корзина с горохом случайно рассыпалась — разбогатеете непременно.
  9. Полезно сидеть в праздник Преображения под кроной яблони, чтобы укрепить здоровье, гармонизировать душевное состояние.
  10. Волосы расчёсывают гребешком из древесины яблони. Такая процедура улучшает кровообращение и прогоняет головную боль.
  11. Если есть бородавка, разрежьте яблоко крест накрест. Разрезом проведите по ней, а фрукт закопайте в тайном месте.
  12. Незамужние просили у яблони красоты, украшая волосы её листьями.

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

  • Газ на Алтае
  • Налоги для физических лиц
  • FITamic
  • FM-Продакшн
  • Все проекты
  • Правила поведения на сайте

  • Алтай
  • Барнаул
  • Коронавирус сегодня
  • Бийск
  • Рубцовск
  • Республика Алтай
  • Политика
  • Экономика
  • Правила жизни Искателей
  • Общество
  • Недвижимость
  • Происшествия
  • Мобильный репортер
  • Экология
  • Здоровье
  • Авто
  • Инфографика
  • Культура
  • Туризм
  • Спорт
  • Наука
  • Только о хорошем
  • Тесты и игры
  • Люди говорят
  • Образование
  • Кухня
  • Дача
  • Только на amic.ru
  • Подкасты
  • Вакансии
  • А это вообще законно?!
  • AmicМилосердие
  • Марафон победы
Прямой эфир

Преображение Господне. Как его надо отмечать и что нельзя делать в великий праздник

Преображение Господне отмечают православные 19 августа 2020. Этот праздник относится к числу двунадесятых, то есть самых важных, которые посвящены событиям из земной жизни Иисуса Христа. Согласно евангелию, в этот день Иисус предстал преображенным перед своими учениками. В чем смысл Преображения Господня, почему в этот день священнослужители облачаются в белое и почему 19 августа освящают яблоки — читайте в материале amic.ru.

Традиция празднования Преображения Господня зародилась еще в IV веке. 19 августа (6 августа по старому стилю) православные вспоминают событие, когда Спаситель явил свое Божественное величие своим близким ученикам – апостолам Петру, Иоанну и Иакову. Произошедшее описано сразу в трех Евангелиях — от Матвея, от Марка и от Луки.

За сорок дней до своей смерти на Голгофе Иисус Христос в сопровождении учеников Петра, Иакова и Иоанна отправился помолиться на гору Фавор. Во время молитвы на вершине горы ученики увидели, как Учитель их преобразился “и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет” (Мф 17:1-2).

Также перед глазами удивленных учеников предстали и два великих ветхозаветных пророка – Илия и Моисей, которые говорили с Господом о его последних днях жизни, страданиях и смерти. Апостолы были поражены и наблюдали за происходящим. Вдруг на гору опустилось светлое облако, из которого ученики услышали голос: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте“. Это был голос Бога Отца. Испугавшись, апостолы пали ниц.

Тогда Иисус сказал им встать и не боятся. Когда ученики поднялись с земли, то не было рядом уже ни ветхозаветных пророков, ни облака. Стоял пред ними только их Учитель, в привычном образе. Иисус запретил Петру, Иоанну и Иакову раскрывать тайну Преображения “доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых”.

“Преображение” переводится с греческого как “изменение формы”, “превращение в другой вид”. Смысл Преображения Господня в том, что так Иисус Христос показал, что нем соединяется сразу два естества – человеческое и божественное. Полное название праздника — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Как считает богослов Иоанн Златоуст, Господь преобразился для того, чтобы показать свое следующее пришествие на небесах во славе и будущее преображение человеческого естества. А явление Моисея и Илии (один из них был уже мертв, а второй был взят живым на небо), по мнению Златоуста, означало, что Христос властвует над смертью и жизнью, пишет “Фома”.

“Яблочный спас” — так в народе прозвали праздник Преображения Господня. “Спас” — это сокращение от слова “Спаситель” (еще одно имя Иисуса). По ветхозаветной традиции 19 августа верующие несут в храм плоды первого урожая, дабы освятить их и поблагодарить Бога за дары. В Израиле и Греции — это виноград. А в Древней Руси к этому времени поспевали яблоки. Их-то как раз и несли на освящение в церковь. Отсюда и название — Яблочный спас. Хотя, по сути, 19 августа можно освящать любые плоды, которые уже поспели к празднику.

Накануне Преображения Господня в храмах проходит Всенощное бдение. А утром 19 августа совершается полиелей — это самая торжественная часть Утрени, читаются каноны, которые подчеркивают величие события, которое произошло на вершине горы Фавор.

Также в праздничный день совершается литургия. Во время службы священники надевают белые одежды – они символизируют небесное сияние, тот самый фаворский свет, который увидели апостолы во время преображения Христа.

19 августа прихожане приносят в храм плоды нового урожая – виноград, яблоки, груши, колосья пшеницы для того, чтобы освятить. Чин освящения плодов в церкви имеет большое значение для верующих. Согласно Типикону, до Преображения Господня запрещается есть виноград и другие плоды нового урожая: “Если кто из братьев съест виноград раньше праздника Преображения, то за своё непослушание получит запрещение: не есть виноград весь месяц август (то есть до 1 (14) сентября), так как нарушил заповеданный устав, таким образом и все остальные научатся соблюдать устав святых отцов“.

Также на Яблочный Спас хозяйки пекли яблочные пироги, варили варенье и зазывали гостей.

Читайте также:  Молитва Иоанну Крестителю

19 августа нельзя употреблять мясо, молочные продукты и яйца. Ведь Преображение Господне выпадает на период Успенского поста, который продлится до 28 августа. Хотя в честь праздника можно позволить себе рыбу.

Также из-за поста в это день нельзя развлекаться, шуметь, ссорить и сквернословить.
Как и при остальных больших церковных праздниках на преображение нельзя убираться и стирать. Сделать это лучше накануне, при подготовке к празднику. Тяжелую работу тоже переносили на другой день. Запрещено шить и вязать.

Преображение Господне – 19 августа в 2021 году

Преображение Господне в 2021 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.

Преображение Господне в 2022 году (19 августа)

Преображение Господне в 2023 году (19 августа)

Преображение Господне: история

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору в Галилее (по Преданию — гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним.

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века – времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете — одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм — восточнохристианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической Церковью.

Народное название праздника Преображения Господня — Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, — яблоки. На основе уставных требований сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

Событие праздника и его эортологическая динамика

Данный праздник установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: Мф. 17: 1–6; Мк. 9: 1–8; Лк. 9: 28–36.

В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28).

Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину помолиться. И апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9: 32).

Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда разговор подходил к концу, Петр проникся дерзновением и сказал Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9: 33). Но Иисус тотчас показал ему, что не имеет нужды в скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение 40 лет делал в пустыне палатки из облака его отцам. «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).

При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь» (Мф. 17: 7). Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогой Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. В связи с этим протоиерей Александр Шмеман замечает: «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: ”…да егда Тя узрят распинаема”»[1].

Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: «С 900 года его празднуют в Византии как… Преображение Спасителя»[2].

Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.

Праздник в православном богослужении

Отдельные сведения, связанные с диахронической специфичностью празднования Преображения Господня в Палестине, можно почерпнуть из труда А.А. Дмитриевского «Праздник Преображения Господня на Фаворе». Он, в частности, пишет: «К 6 августа, ко дню праздника Преображения Господня, жизнь на Фаворской горе принимает не только характер оживленный, но даже излишне игривый, чуждый совершенно царящему здесь в обычное время спокойствию и полному безмолвию… Для совершения торжественного богослужения в этот день прибывает со своей свитой или Назаретский митрополит, или даже из Иерусалима кто-либо из епископов-синодалов»[3].

Вечернее богослужение совершает владыка с местным и прибывшим духовенством. Специально приглашенные певчие стараются сделать всенощное бдение еще более великолепным с помощью нотных аниксандариев (стихи псалма «Благослови, душе моя, Господа»), кекрагариев (стихир на «Господи, воззвах») и доксастариев – славников. Кроме обычного торжественного малого выхода всех священнослужителей для пения «Свете тихий», «совершается и благословение хлебов на литии, причем когда стечение богомольцев в храме бывает значительное, для совершения литии и благословения хлебов выходят на монастырский двор под открытое небо».

Заутреня совершается обычным порядком по чину Великой Константинопольской Церкви, до великого славословия, после которого непосредственно следует литургия. Если ее служит архиерей, то, по принятому обычаю, облачение его происходит прежде – на средине храма, причем священные архиерейские одежды выносят из алтаря сослужащие с ним иереи после возгласа диакона: «Иереи, изыдите».

За литургией, а равно и на заутрене, произносятся на церковнославянском языке некоторые ектении и возгласы и читаются Апостол и Евангелие на трех языках – греческом, арабском и церковнославянском.

В конце литургии положен молебен и совершается крестный ход вокруг храма Преображения.

Локальной особенностью праздника является то, что палестинские христиане ко дню праздника Преображения приурочивают нередко крещение своих детей, а также и время совершения первого пострига над детьми, достигшими уже трехлетнего или даже большего возраста. Поэтому накануне на Фаворе в обители совершается обряд крещения. В самый день праздника на литургии по Евангелии архиерей читает молитвы «на пострижение власов» и кресто­образно совершает постриг детей, говоря: «Постригается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Затем произносится краткая сугубая ектения за восприемника и постригаемого и совершается отпуст.

На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования. Помимо этого, располагает одним днем предпразднства (5 августа) и семью – попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание совершается 13 августа.

Чин освящения плодов на Преображение Господне

В некоторой степени, которую нельзя, однако, преувеличивать, праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. Поэтому несколько слов нужно сказать о разработанном в Русской Православной Церкви чине освящения плодов, который горячо любим православными людьми. С течением времени рассматриваемый праздник даже получил название Яблочного Спаса, поскольку в этот день освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси.

Итак, после заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш». После – при пении тропаря – окропляет плоды святой водой. Затем следуют «Буди имя Господне» и отпуст праздника.

Иконография праздника

Основой для иконографии праздника Преображения Господня становится евангельское повествование.

На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от Него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы.

Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви святого Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI в.): фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним – десница Господа. По сторонам на облаках – полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости символизирующие трех учеников Спасителя. Подобный вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, изобилующего сложными символами. Однако он не находит дальнейшего распространения.

Другой изобразительный тип демонстрируют мозаики монастыря святой Екатерины на Синае. В них представлено явление Господа во славе апостолам, то есть событие Нового Завета, при котором также присутствует пророк Моисей. Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах. Стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы – из овальной голубой мандорлы исходят лучи света. Такая композиция получает широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве[4].

Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом: церкви Благовещения в Грачанице (1321), Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).

В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображении более подробным. Так, на некоторых иконах XVI–XVII столетий по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают ангелы (русские иконы конца XVI в.).

Весьма значима роль сцены Преображения в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов. Поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях, и в богослужебных текстах, данный сюжет в нарушение хронологического повествования являлся элементом страстного цикла (церковь Спаса на Нередице; 1199; Новгород Великий). Более того, зачастую в русских иконостасах XVI–XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между композициями Входа в Иерусалим и Распятия.

Читайте также:

Ссылка на основную публикацию