Чин пения двенадцати псалмов

Чин пения двенадцати псалмов

История Богослужебного Устава

История — лучшая учительница, и самое глубокое толкование Типикона это будет его историческое толкование. С самого начала имея в виду дать Типикону главным образом историческое объяснение, автор хотел было представить последнее в виде исключительно мелких замечаний на отдельные пункты и частности Типикона. Но если бы дело свести только к этому, то такое толкование нельзя было бы назвать историческим, поскольку история есть нечто целое и единое. Посему автор счел за лучшее те из исторических объяснений Типикона, которые можно было связать в одно, заключить в одну большую главу, чтобы при рассмотрении и анализе самого Типикона, не повторяя того, что сказано в этой последней, ограничиваясь лишь ссылками, останавливаться только на мелких деталях. Итак, толкование Типикона в самых основах и существенных чертах его уже дается читателю «Вступительной главой» к нему. Это не предисловие к Толковому Типикону и не введение к нему, это самая основная и существенная часть его. Автор надеется, что она достойна своего почетного заглавия «главы» Типикона, хотя только вступительной. Автор уверен, что кто будет иметь охоту или терпение (то или другое будет зависеть не только от интереса к богослужению, но и от степени общих церковно-исторических познаний читателя), кто будет иметь терпение или охоту прочесть эту «главу», у того спадет завеса пред многими тайнами и загадками Типикона, тот почувствует, что Типикон наполовину и в главном истолкован и от последующего содержания книги будет ждать объяснения таких например частностей, почему на вечерни сугубая и просительная ектении положены после входа и повторяют прошения великой, или почему на 9 часе в Великий пост положены только три поклона. Только ответов на подобные вопросы придется искать в будущем выпуске нашей книги тому, кто прочтет внимательно этот ее выпуск, если только это чтение не подготовит и к самостоятельному разрешению таких недоумений.

Автор не боится, что научный характер книги затруднит понимание ее со стороны кого бы то ни было, интересующегося церковным Типиконом и <с. 7>изучающего его. Иная газетная статья может представить обилием иностранных слов и специальных терминов более препятствий к уразумению, чем простое изложение настоящей книги, старающееся нисколько однако не жертвовать научными целями, как и науки, не ищущей доступа в широкие массы.

А. Богослужебный устав — до появления полных списков его

Так как наш богослужебный устав имеет своею задачею приспособление церковных служб к священным воспоминаниям дня, то составление его, — конечно, мысленное на первых порах, а не письменное, — должно было начаться с самого возникновения в христианстве священных памятей. Появление же первых священных памятей относится еще к апостольскому времени, когда несомненно существовало уже богослужебное чествование по крайней мере воскресного дня. Итак, не будет преувеличением сказать, что первые строки нашего церковного устава, излагающие именно чин воскресного богослужения, задуманы самими св. апостолами. Неудивительно, поэтому, что старые русские книжники называли Типикон боговдохновенною книгою. [1]. Он начат составлением в те времена, когда в христианстве была высота духовной жизни, делавшая возможным появление боговдохновенных писаний.

Начавшееся в апостольский век образование нашего богослужения закончилось, можно сказать, только к XVI веку, когда устав его получил вполне нынешний свой вид. И конечно, цену этого устава не может ронять то обстоятельство, что на творение его потребовалось полтора тысячелетия. Скорее наоборот. Благодаря такому длинному периоду развития нашего богослужебного устава, в развитии этом могла принимать участие церковь разных эпох, а каждая из этих эпох имела свою силу и красоту и отразила их на нашем многовековом Типиконе. И не только церковь разных времен создавала нынешний устав, но и церковь разных местностей и стран; следовательно, выработала его церковь, не только Апостольская — но Соборная <с. 9>как по месту, так и по времени. Со страниц устава и веет умилительным духом древней церковной жизни то благочестивого Константинополя, то подвижнического Египта и Фиваиды. Если же принять во внимание множество ветхозаветного материала, привзошедшего в наше богослужение, то в минуты последнего мы духовно переживаем и священную библейскую древность, «ходим единомышлением» в церкви патриархов и пророков.

Будучи соборным творением церкви, богослужебный устав, однако, разрабатывался по преимуществу лишь достойнейшими сынами ее. Непосредственными авторами его были люди, не имевшие другой жизни, кроме молитвы и поста, которым сладость «богослужения» позволяла принимать пищу раз в 5 дней и спать не иначе, как стоя или сидя, доканчивавшие свои всенощные бдения в подожженных запертых снаружи язычниками храмах, люди, мученическая кровь которых смешивалась иногда с евхаристическою Кровью. Страницы составлявшегося ими устава не могли не оказаться политыми слезами умиления и богожертвенною кровью исповедничества, которые не могут не чувствоваться оттуда и не сообщать книге духа особенной святости и чистоты. В этом и тайна глубокого действия на душу православного богослужения, что участвующий в нем воспринимает влияние церкви всех времен в лице лучших ее сил и живет жизнью всей церкви, и это влияние исходит не только от поэзии и музыки богослужения, но и от самой архитектоники его, от этих 40-кратных «Господи помилуй», безмолвных поклонов, вторгающихся долгой паузой в пение и чтение, от антифонного способа пения, и т. п. Типикон и занимается собственно архитектоникой и эстетикой богослужения. В частности из ряда подвижников ныне действующий устав усваивает свое составление св. Савве, точнее — «яже во Иерусалиме святей лавре преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы». Это обитель неподалеку от Иерусалима в суровой иудейской пустыне, основанная в V в. св. Саввою Освященным. Какая доля участия принадлежит этому преподобному в выработке нынешнего устава, решить при теперешнем состоянии научных источников еще нельзя. Но во всяком случае родиной нынешнего устава является Палестина и ее постническими подвигами возделанные пустыни. Создатели нашего церковного устава были, следовательно, воспитанием той пустыни, которая воспитала Илию и Иоанна Крестителя и подготовила самого Спасителя к Его общественному служению. Здесь самый воздух был насыщен священными воспоминаниями. Вблизи были величайшие святыни христианского мира — Иерусалим с гробом Господним и храмом Воскресения, где молитва сама собою становилась горячее и где, по свидетельству одной западной путешественницы IV в. (Сильвии Аквитанской), когда читались Евангелия Страстей, «весь народ поднимал такой крик и стон, что не было никого, кто не был бы тронут до слез в этот час» [2].

Грех чревоугодия и борьба с ним

Чревоугодие в православии занимает первую ступень в списке смертных грехов. Почему Церковь так строго судит повышенную потребность человеческого организма в питании? Если Бог дает яства и питье для поддержания во здравии тела, храма Божьего, а человек с благодарением Всевышнему принимает пищу, то почему чревоугодие грех? Об этом далее в статье.

Исторический аспект

Угождение плоти свидетельствует о победе плоти над духовностью, позволяя всем страстям расцветать в христианском теле.

Именно страсти погубили землю перед потопом, когда Творец не увидел в людях Божьего отражения, Он уничтожил Свое творение. Чревоугодие делает человека безобразным, уродуя храм Божий, что есть большой грех. Наполненное чрево становится тяжелой гирей для духовной души, тянет ее постоянно вниз, к страстям.

В Древнем Риме верхушка знати настолько погрязла в угождении своей плоти, что через чревоугодничество о горнем и не вспоминали. В некоторых случаях поклонению животу доходило до абсурда, когда организм уже не мог принимать пищу, а горло требовало продолжения банкета, обжоры вызывали рвоту специальными перьями и продолжали набивать себя едой.

Чем отличается обычное принятие пищи от чревоугодия

Принимая здоровую пищу каждый день, сообразуясь с постами и ограничениями, установленными Церковью, да еще делая это в кругу семьи и друзей, мы укрепляемся не только телесно, но и душевно. Некоторые священники называют принятие пищи христианами в совместной молитве благодарения продолжением Литургии.

После вознесения Иисуса, в ожидании схождения Утешителя, Духа Святого, первые поклонники Христа ежедневно собирались все вместе для вечеров любви, проводя время в принятии пищи и воспоминаниях о земной жизни Христа.

В обычном принятии пищи и небольшого количества вина нет греха, если при этом соблюдается мера. Как определить грань, много или достаточно? Где пределы обжорства и нормального количества еды?

Еда не может быть грехом, грешным становится отношение к ней.

Апостол Павел в послании Филиппийцам дал четкое определение чревоугодникам, написав, что чрево стало их богом, которому обжоры поклоняются, ставя еду на первое место в своей жизни. (Фил. 3:19)

Чревоугодие относится не только к пище, под это определение попадают несколько позиций:

  • чрезмерное принятие пищи;
  • упивание вином и другими спиртными напитками;
  • принятие пищи втайне;
  • несоблюдение воздержания во время постов;
  • сладкоедение в больших количествах.

К угождению плоти относится пьянство, наркотики, табак, для некоторых при этом сразу меркнет грех злоупотребления едой. Однако все это является пороками греховной страсти, зависимости, которая управляет человеком, не давая ему избавиться от греха самостоятельно.

Вино само по себе не грех, оно веселит сердце (Псалом 103:15) и способствует пищеварению (1 Тим.5:23), но при чрезмерном употреблении заканчивается распутством. (Ефес. 5:18).

Важно! Библия предупреждает, что зависимые от еды, алкоголя и других пагубных привычек грешники в Царство Божье не войдут. (1Кор. 6:10).

Церковь разделяет чревоугодие на два подвида:

  1. При чревобесии угодник уже не обращает внимания на качество и разнообразие принимаемых продуктов, для него главное впихнуть в себя как можно большее количество еды.
  2. Гортанобесие захватывает в свой плен более изысканных грешников, которые буквально поклоняются гурманству, создавая культ некоторых продуктов.

При гортанобесии человек готов выложить любые деньги и потратить время на приготовление любимого блюда, невзирая на бедность, нужды других людей или пост.

По словам священников, порой из-за угождения своему чреву рождаются страсти или блудливая похоть. Преподобный Нил Синайский сравнивает целомудрие при чревоугодничестве с соломой, пожираемой огнем.

Сопутствующие «друзья» чревоугодничества

Все грехи связаны между собой. При покаянии человек очищает свою душу для Иисуса, но постепенно леность отодвигает на второй план поклонение Богу, делая человеческий храм пустым, открытым для бесов, которые поспешат там поселиться. (Мат.12:42)

  1. Гнев. Чревоугодники оправдывают гнев, в который часто впадают, своим ожирением. Входя в состояние волнения, начинается заедание стресса, приобретается при этом не покой, а накопление жира.
  2. Длительное обжорство нагнетает страх остаться без еды, рождается скупость. Грешащий человек начинает копить пищу, употребляя даже испорченные продукты, которые жалко выбросить. Скупцы часто доедают оставленную другими еду, презирая себя за это, но при этом ничего поделать не могут. Бес сильнее их жалкой плоти.

Молитвы в помощь страждущему:

Последствия угождения чреву

  1. Утяжеленная чрезмерным количеством пищи душа не способна войти в молитвенное состояние и думать о Боге больше, чем о еде.
  2. Обжорство поражает как интеллектуальные, так и творческие способности грешного человека.
  3. Растолстевший человек начинает себя ненавидеть, появляется комплекс неполноценности.
  4. Физическое тело становится непослушным из-за постоянного ношения ненужного жира, одышка и изнеможение преобразуются в постоянные спутники не только пожилых, но и молодых людей.

Первое, за что хватается чревоугодник, это диеты и некоторое подобие спорта, с которыми трудно справиться обленившемуся разуму. И разочарование снова приводит к неуемному поглощению еды.

Как избавится от греха чревоугодничества

В Евангелии от Матвея написано, что беса можно выгнать только одним путем, постоянно пребывая в молитве и посте. Святые отцы учат любому греху противопоставить добродетель, так пьянство побеждает трезвость, блуд — чистота; чревоугодничество — пост. Это настоящее блаженство иметь силу духовного, душевного и телесного воздержания.

Пост

Находиться в посте сейчас модно. Рестораны пестрят постными блюдами, кондитеры предлагают конфеты и печенья, приготовленные якобы без применения жиров животного происхождения.

Суть поста не в отказе от продуктов животного происхождения, а в усмирении своей плоти. Если человек одну вкусняшку заменил другой, то это не пост, а видоизменение продуктов питания. Во время поста суетная жизнь как бы замедляет свой темп, уделяя больше времени общению с Богом в храмах и кругу христиан.

Читайте о постах:

Пост для чревоугодника — подвиг, на который только Творец дает силы. В постные дни приносится жертва Всевышнему, но не в виде приношений. Богу нужно сердце, дух сокрушенный, смиренный. Ущемляя свои желания, чревоугодники учатся бороться со страстями, и в этом им обязательно поможет духовный наставник.

Господь видит нашу слабую волю. Упав, не выдержав испытания, не стоит оставаться лежать, следует встать и все начать сначала. Все можно преодолеть в укрепляющем нас Иисусе. ( Фил .4:13)

Молитва дает силу

Святые угодники прекрасно знают о человеческой слабости. В книге «Лестница» преподобного Иоанна Лествичника чревоугодие поставлено на четырнадцатой ступени духовного возрастания из тридцати. Удивительно, но для победы над этой демонической страстью прежде следует расстаться с такими страстями:

  • ленью;
  • унынием;
  • злословием;
  • клеветой;
  • ленностью;
  • гневом;
  • многословием.

Преподобный Иоанн советует при возникновении мыслей о еде и перед принятием пищи постоянно пребывать в молитве.

Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждъ нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил ecu нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел ecu, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.

Помилуй мя Боже, яко немощен есмь! Даруй мне обуздать свое чрево и приобрести добродетель воздержания.

Помилуй мя Боже, яко немощен есмь! Помоги мне обуздать мою леность! Даруй мне ревность о спасительных деланиях и о стяжании необходимых мне добродетелей! Даруй мне силу трудиться и нести свой крест!

Во время моления следует четко уяснить, что за всякий грех придется дать ответ на суде.

Важно! С помощью духовного наставника для борьбы с чревоугодием в православии человек сам должен научиться устанавливать для себя наказание в виде физического труда и поклонов.

Маленькие советы от святых отцов

Для достижения победы над пагубной привычкой священники рекомендуют перед каждой трапезой молиться.

(читается устно после молитвы на принятие пищи )

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле.

Господи, сладчайшее Брашно наше, никогдаже гиблющее, но прибывающее в живот вечный: очисти раба Твоего от скверны чревообъядения, всего плоть сотворившегося и чуждаго Духу Твоему, и даруй ему познать сладость Твоего животворящего духовнаго брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое.

О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков.

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас, сирых и безпомощных (имена), к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во что же вменил еси. Ты отвергся себе и, взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у Человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца и, помоги нам, покаянием очистившим христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Не следует забывать, что человек взят из праха и в него же превратится, при этом пища в желудке постоянно преобразуется в испражнения.

Необходимо научиться ненавидеть тот зловонный груз, разлагающийся в собственном теле.

При накладывании еды в тарелку следует каждый раз убирать из нее постепенно четвертую, третью, а затем и половину порции, которую можно будет скушать через 2 — 3 часа, если возникнет голод, но он не возникает так быстро.

Дьявол будет шептать на ухо, что ограниченный прием пищи вредит здоровью, но это только его ложь.

Совет! Домашние и близкие люди должны поддержать чревоугодника в его борьбе, перейдя вместе с ним на правильное питание.

О страсти чревоугодия

Босх. Страсть чревоугодия

Грех Адама, передающийся от поколения к поколению, заключает в себе потенциал всех человеческих грехов. Святые отцы, прошедшие многолетний опыт аскезы, видели глубины человеческой души – этого тайника, где зарождаются мысли и желания. Из сложной мозаики грехов они выделили и описали восемь главных страстей – восемь язв души, восемь рек мертвой воды, текущих из ада, от которых как ручейки и потоки берут начало остальные грехи. Русла этих рек словно меридианы опоясывают землю, а их истоки и устья соединяются в преисподней.

Восемь страстей связаны друг с другом как звенья цепи, которой диавол оковывает людей и влечет за собой как победитель пленников. Это восемь глав гидры, с которой должен вступить в борьбу каждый христианин; это невидимая сеть, в которую сатана уже восьмое тысячелетие стремится поймать, как зверолов добычу, земной шар.

Первое звено этой цепи – чревоугодие. Многим людям оно кажется невинной слабостью, не внушающей особого опасения, тем более что последствия этого греха, как струпья проказы, проявляются не сразу, а спустя годы. Но надо помнить, что после грехопадения Адама, нарушилась гармония между душой и телом человека. Тело – инструмент души и органическая часть человеческой личности – стало субстратом страстей и похоти. Тело – рабыня духа. Эта рабыня, будучи обласкана душой, захотела повелевать ей. Она, как Ева Адама, то обольщает ум мнимой сладостью страстей, а сердце очаровывает темной мистерией греха, то, как мятежник восстает против духа, стараясь свергнуть его с престола и самой стать царицей человеческой тримерии – духа, души и тела.

Тело – это злой друг и добрый враг. Без тела не формируется человеческая личность. Без тела дух и душа не могут проявить себя вовне через слова и деяния. Лукавая плоть всегда готова предать душу диаволу за медные гроши низменных наслаждений – как Иуда за тридцать сребреников продал на смерть своего Учителя. Тело – коварный спутник души на тернистом пути к небесному царству, который то покорно следует за ней, то старается увлечь ее на широкую, выложенную камнем дорогу, ведущую к вечной смерти. Можно сравнить душу и тело с всадником и диким конем: если всадник ослабит удила, то конь помчится, куда глядят глаза, и оба свалятся в яму.

Чревоугодие – победа тела над духом; это широкое поле, на котором бурно растут все страсти; это первая ступень отвесной, скользкой лестницы, ведущей в преисподнюю. В библейской Книге Бытия написано, что Бог взглянул на землю и увидел, что все люди плоть, и Дух Его не может пребывать в них. Допотопное человечество не выполнило своего предназначения: плотское начало победило духовное, как бы поглотило его. Это был триумф плоти, который стал началом конца. Человечество не только погрузилось в болото материальности, но забыло Бога; став земным прахом, оно воздвигло себе из праха идолов – новых мертвых богов. По всей земле стало распространяться как чума идолопоклонение, волшебство, магия, разврат и людоедство. Культ плоти превратил историю человечества в бесконечную оргию. Уже до всемирного потопа человечество духовно погибло в потопе своих страстей. Всемирный потоп только как могильщик вырыл общую могилу для мертвецов и сделал дно океана кладбищем всякой плоти. Тела чревоугодников поглотило морское чрево, а души демоноугодников – ненасытное чрево преисподней.

История повторяется. Господь сравнил времена Ноя с последним временем. Снова плоть начинает торжествовать над духом, а демон – над плотью, растлевая, развращая ее, и всячески глумясь над ней.

Чревоугодие уродует человека. При виде чревоугодника невольно вспоминается рынок, где висят окровавленные туши животных, привезенных с бойни. Кажется, что тело чревоугодника висит на его костях, как ободранные туши на железных крюках.

Чрево, отяжелевшее от пищи, погружает ум в мрачную дремоту, делает его ленивым и тупым. Чревоугодник не может глубоко мыслить и рассуждать о духовном. Его чрево, как свинцовая гиря, тянет оземленную душу вниз. Особенно остро ощущает такой человек свою немощь во время молитвы. Ум не может войти в молитвенные слова, как тупой нож – резать хлеб. В этом смысле чревоугодие – постоянное предательство своей молитвы.

Следует отметить, что чревоугодие помрачает также интеллектуальные и творческие силы человека. Почти никто из выдающихся поэтов и художников не отличался чревоугодием и не имел тела, напоминающего пивную бочку. Как на исключение можно указать на поэта Апухтина, похожего на картину Гаргантюа. Однажды ребенок, увидев в своем доме среди гостей Апухтина, удивленно закричал: «Мама, что это за человекообразное существо!».

Нередко чревоугодник, уставший от груза собственного тела, доводящего до одышки и изнеможения, и от необходимости постоянно преодолевать как преграду размеры собственного живота, когда необходимо нагнуться, чтобы поднять вещь с пола или завязать шнурки на туфлях, решает объявить войну бесу чревоугодия и уничтожить как врага собственный жир. Он выписывает диеты из журналов, и объявляет своим близким, что скоро его фигура будет походить не на фламандскую живопись, а на статую Аполлона. Однако такой чревоугодник, севший на диету, чаще всего оказывается в роли гладиатора, который без оружия вступил в схватку с диким зверем: в первую минуту он еще сопротивляется, но затем падает, растерзанный когтями и клыками хищника. Первое время чревоугодник придерживается строгой диеты и смотрит на окружающих победоносно, как Геракл после очередного подвига, но затем, не выдержав скребущей боли в желудке, набрасывается на пищу, словно хочет наверстать упущенное.

В чревоугодии можно различить две страсти: чревобесие и гортанобесие. Чревобесие – это ненасытное желание пищи, это агрессия тела против души, постоянное домогательство чрева, которое, как жестокий мытарь, требует от человека непомерной дани, это безумие чрева, которое без разбора поглощает пищу, как голодная гиена добычу. Желудок такого человека подобен мешку, куда скупой хозяин запихивает без разбора вещи, собираясь в дальнюю дорогу, а затем с трудом волочит ненужный груз.

Гортанобесие – постоянное желание лакомой и изысканной пищи, это сладострастие гортани. Человек должен есть, чтобы жить, а здесь он живет, чтобы есть. Он заранее составляет меню с таким озабоченным видом, как будто решает ребус или математическую задачу. Он тратит на лакомства все деньги, как игрок в азарте проигрывает свое состояние.

Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение – стремление скрыть свой порок; раноядение – когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение – человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк; несоблюдение постов, употребление из-за похоти гортани вредных для здоровья продуктов. Древние аскеты считали чревоугодием также чрезмерное употребление воды.

Как избавиться от чревоугодия? Вот несколько советов. Перед трапезой надо втайне помолиться, чтобы Господь дал воздержание и помог положить предел домоганиям чрева и гортани; помнить, что наше тело, падкое до пищи, рано или поздно само станет пищей для червей, взятое из земли – горстью земного праха; представить, во что превращается пища в чреве. Нужно мысленно определить для себя количество пищи, которую хотелось бы съесть, а затем отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону. В первое время человек будет испытывать чувство голода, но когда организм привыкнет, то надо снова отнять от пищи четвертую часть – так советует преподобный Дорофей в своих поучениях. Здесь принцип постепенного уменьшения пищи до необходимого для жизни количества. Часто демон искушает человека, пугая, что от недостатка пищи он ослабеет и заболеет, не сможет работать и станет обузой для других. Домашние также будут волноваться и с тревогой смотреть в его тарелку, настойчиво убеждая, чтобы он поел побольше.

Святые отцы советуют вначале ограничить употребление пряной и раздражающей аппетит пищи, потом сладкой, услаждающей гортань, затем жирной, утучняющей тело. Следует есть не спеша – так скорее появляется чувство насыщения. Вставать с трапезы надо тогда, когда утолен первый голод, но еще хочется есть. В старое время был обычай трапезничать молча. Посторонние разговоры отвлекают внимание, и человек, увлекшись беседой, может машинально съесть все, что лежит на столе. Старцы также советовали во время еды читать Иисусову молитву.

Насчет меры употребления воды следует помнить, что жажда бывает естественная и ложная. Чтобы различить их, надо подержать во рту немного воды, не проглатывая ее: если жажда ложная, то она проходит, а если остается – то естественная.

Все страсти связаны друг с другом; их сочетание представляет собой как бы цветную мозаику или причудливые узоры ковра. Так чревоугодие может сочетаться со страстью гнева. У некоторых людей в состоянии гнева, и вообще волнения и тревоги, появляется желание что-нибудь жевать, чтобы отвлечь свои мысли; а так как гневливый человек почти всегда в волнении, то он привыкает постоянно класть пищу в рот. Чревоугодники оправдывают свою страсть психическим состоянием – стремлением выйти из стресса. Но в результате они приобретают не спокойствие, а лишние килограммы.

Чревоугодие иногда сочетается со скупостью. Такой человек готов поглощать испорченную, заплесневевшую пищу, только бы не выбросить ее. Скупые чревоугодники хранят продукты как реликвии, радуясь, что у них есть запасы на долгое время. Только когда продукты начинают портиться и гнить, тогда они решаются использовать их в пищу. Скупцы, угощая гостей, в душе ненавидят их как захватчиков, и переживают мучения за каждый съеденный кусок. Но сами они любят ходить к знакомым на обед, и даже составляют расписание – когда и к кому идти.

Чревоугодие, соединенное с тщеславием, порождает тайноядение. Тщеславный боится показаться обжорой. Он при людях ест воздержанно, но когда остается один, то спешит удовлетворить свою страсть. У него имеется заветное место, где он прячет пищу от посторонних глаз. Оглядываясь по сторонам и убедившись, что никого нет, он подходит к шкафу, как скупой рыцарь – к сундуку с сокровищами, достает еду и быстро пожирает ее. Надо сказать, что славянское слово «пожирать» означает «приносить жертву». Чревоугодник приносит жертву своему чреву как язычник идолу.

Есть грехи, родственные чревоугодию, например трапеза без молитвы, ропот на пищу, злоупотребление алкоголем, непристойные шутки, сквернословие, брань, споры и ссоры во время еды. На такие застолья слетаются бесы, как мухи на мед, и оскверняют невидимыми нечистотами пищу.

Можно сказать, что грех чревоугодия представляет собой постепенное поедание телом души, в результате чего в человеке меркнет небесное, духовное начало, и он становится слепой плотью.

Грех чревоугодия и борьба с ним — изучаем все нюансы

Чревоугодие в православии занимает первую ступень в списке смертных грехов. Почему Церковь так строго судит повышенную потребность человеческого организма в питании? Если Бог дает яства и питье для поддержания во здравии тела, храма Божьего, а человек с благодарением Всевышнему принимает пищу, то почему чревоугодие грех? Об этом далее в статье.

Исторический аспект

Угождение плоти свидетельствует о победе плоти над духовностью, позволяя всем страстям расцветать в христианском теле.

Что говорит церковь о страсти чревоугодия

Именно страсти погубили землю перед потопом, когда Творец не увидел в людях Божьего отражения, Он уничтожил Свое творение. Чревоугодие делает человека безобразным, уродуя храм Божий, что есть большой грех. Наполненное чрево становится тяжелой гирей для духовной души, тянет ее постоянно вниз, к страстям.

В Древнем Риме верхушка знати настолько погрязла в угождении своей плоти, что через чревоугодничество о горнем и не вспоминали. В некоторых случаях поклонению животу доходило до абсурда, когда организм уже не мог принимать пищу, а горло требовало продолжения банкета, обжоры вызывали рвоту специальными перьями и продолжали набивать себя едой.

Что это за грех: пять видов

Паломники, священники и монахи не уделяют пище столь большого внимания, как обычные люди. Для большинства прием пищи – процесс, сопровождающийся беседами, демонстрацией умений и своего положения. Все это мирские грехи, источником которых становится чревоугодие. Священники советуют сдерживать себя в еде, употреблять простую и легкую в готовке пищу. На приготовление блюд не стоит тратить уйму времени и сил.

В православии выделяют три степени сытости. Это воздержание – после еды вы еще хотите есть; довольство – вы испытываете чувство голода; насыщение и сытость, после которой вы больше не хотите есть, но вам хорошо.

Чревоугодие – одна из страшных человеческих страстей, вынуждающих человека отказываться от веры и насыщать свое чрево все большим количеством еды.

Этот грех означает страсть к вкусной, вредной пище и нарушение великих постов. Опасность этого греха таится в том, что он становится основой для восьми страстей. Его называют «коренным» грехом.

В писаниях выделяют:

  1. объедение;
  2. гортанобесие (погоня за вкусом, замена постных блюд синтетическими веществами);
  3. наркомания;
  4. пьянство;
  5. тайноедение.

Часто нарушающие этот грех поклоняются чувственным и вкусовым удовольствиям. Бороться с ним можно воздержанием.

Проявления чревоугодия: чем отличается от обычного принятия пищи

К чревоугодию относятся те случаи, когда человек пытается получить от еды особенное наслаждение и поиск этого удовольствия становится выше отношений с Богом. Например, человек, не имеющий никаких проблем со здоровьем берет на себя подвиг поста. Но никак не может удержаться от желания съесть не постную пищу и каждый вечер объедается. К чревоугодию относятся также грехи курения и винопития.

“Неужели нельзя пить вино? Многие Библейские персонажи пьют вино и сам Иисус превратил воду в вино на свадьбе, а наоборот?”, – спросит нас читатель. Можно. Умеренное винопитие не является грехом чревоугодия. Но ключевым словом здесь будет “умеренное”. Чрезмерное потребление спиртного может перейти в опасное заболевание, зависимость – алкоголизм.

Грех и благодать

Таким образом, Господь оберегает нас. Определенные ограничения ставятся для нашего же блага. Грех чревоугодия стал грехом не потому что Господь хочет запретить нам есть сладкое. Небесный Отец знает нас лучше нас самих и чрезмерное увлечение сахаром, например, может спровоцировать развитие телесных недугов.

Какой круг ада уготован чревоугодникам?

В писании говорится, что за нарушение смертных грехов человек попадает в один из кругов Ада. Верующие мечтают избежать такой участи и молят о прощении у Господа, просят его дать им сил бороться с человеческими страстями. Другие пытаются понять, кто будет охранять их «спокойствие» после смерти, на какой круг темной обители они попадут. (см. как защититься от сглаза и порчи самостоятельно)

Ответы на все эти вопросы вы найдете в церковной литературе или «Божественной комедии» Данте. В ней говорится о существовании девяти адовых кругов. Каждый из них посвящен своим «героям», чтобы люди после смерти не передавали друг другу грехи и не склоняли к совершению новых.

Чревоугодники «живут» в третьем круге. На его территории постоянно идет дождь, а души умерших утопают в лужах грязи.

Сторожит их демон Цербер, держащий их под своей лапой. Наказание Господь для них выбрал такое – они гниют под дождем.

Возможные последствия чревоугодия для души и тела

Даже светские врачи однозначно выступают против чревоугодия. Конечно, слова “чревоугодие” вы, скорее всего, не услышите в больнице. Но диетологи предупреждают, что склонность к обильному употреблению жирной, острой и сладкой пищи ведет к развитию:

  • Ожирения;
  • Диабета;
  • Сердечно-сосудистых заболеваний;
  • Гастриту.

И это лишь неполный список того, что может ждать человека, который переедает или курит, злоупотребляет спиртными напитками. Грех чревоугодия “смертный” в прямом смысле этого слова.

Если говорить о душе человека, то все, что становится между Богом и человеком не принесет никакой пользы душе. Объедаясь человек сам мучается от чувства вины, страсть к пьянству разрушает семью, дружбу, а потом и личность человека, “убивая” его душу.

Сопутствующие грехи

Нарушающие заповедь отказаться от чревоугодия миряне порождают в себе гнев. Полные люди чаще недовольны собой и окружающими, чувствуют недомогания и из-за этого сердятся и ругаются с родными и близкими.

Если человек привык много есть, то он будет бояться остаться без еды. Грешник начинает собирать еду и забивать своей холодильник и кладовые запасами.

Священнослужители выделяют два вида чревоугодничества: чревобесие – постоянное желание есть и гортанобесие – стремление к изысканной пище.

Чревоугодие приводит к скупости. Вы готовы доедать объедки и есть испорченную еду, чтобы не выбросить ее. Такие люди радуются, что у них есть запасы еды и гордятся своей подготовленностью на любой случай. Скупцы не любят приглашать к себе гостей, а ходить к друзьям они не прочь.

Если у вас этот грех соединяется с тщеславием, то вы «играете» в тайноядение. Вы боитесь показать миру, что любите много и вкусно поесть. Если вы употребляете пищу в одиночестве, то готовы съесть полный стол яств, на людях вы ведете себя очень скромно и сдерживаетесь в лакомствах.

Родственными грехами считаются: еда без молитвы; чрезмерное употребление алкоголя или наркомания; пошлые шутки; ссоры и склоки во время завтрака, обеды или ужина.

Принципы достижения победы

  1. Свести до минимума применение специй, пряностей, солей и особенно приправ, содержащих глутамат натрия.
  2. Полностью отказаться от сладкого и сахара, заменив его медом и натуральным сахарозаменителями.
  3. Жирной пище объявить бойкот.
  4. Тщательно пережевывать еду, принимая пищу в молчании, без просмотра телевизора и чтения. Отвлекаясь на постороннюю информацию трудно контролировать количество съеденной порции.
  5. Пережевывая еду, следует читать молитвы, которые можно выписать на бумажку, пока они не отпечатаются в разуме.

Важно! Нет такого греха, за который бы Иисус Христос не заплатил Своей Святой Кровью. Главное — принять эту жертву умом и сердцем, положив у ног Спасителя чревоугодие и сопутствующие ему проблемы.

Протоиерей А. Ткачев о грехе чревоугодия

Православные советы для избавления от греха

Христиане всего добиваются смирением, воздержанием и искренней молитвой к Богу. Только так, покаявшись в грехах и страстях, они обретают успокоение и гармонию.

Священники и психологи выделяют духовные и аскетические методы борьбы с чревоугодием.

  1. Молитва и покаяние. Основополагающие советы для победы над чревоугодием. Осознание своей греховности и стремление избавиться от греха – первый шаг к «исцелению». Об этом говорят врачи и святые отцы.
  2. Переключение внимания на труд. Займите себя богоугодными делами, помогайте храму, расположенному неподалеку от вашего дома, общайтесь с нищими и убогими. Займитесь усердной молитвой.
  3. Правильный рацион. Сбалансированное питание – не будет требовать от вас постоянного приема пищи. Посоветуйтесь с медиками и составьте себе диету.
  4. Не переходите на новый режим питание резко. Даже если вы решили изменить свою жизнь в пост, не стоит сразу отказываться от всех лакомств и блюд. Организм не выдержит такой нагрузки и психологически вам будет нелегко. Продумайте постепенное снижение «чревоугодия» и возьмите благословение на такую диету у батюшки.
  5. Ешьте не спеша и не выходите из-за стола до полного насыщения.
  6. Питайтесь по режиму.
  7. Откажитесь в переходный период от лишних застолий и посиделок с друзьями, чтобы справиться с искушением.

Что означает грех чревоугодия и как с ним бороться: советы святых отцов

Что значит чревоугодие

Какой бы ни была пища, Церковь никогда не называет ее греховной. Грехом является неправильное отношение к ней: обжорство, создание культа еды, алкоголизм. Если человек придерживается здорового рациона, регулярно постится и соблюдает разумные ограничения, такое поведение только поощряется.

Священники не зря считают, что совместная трапеза после богослужений укрепляет дух. После Воскрешения Христа последователи Мессии каждый вечер собирались за столом, вспоминая Спасителя, а также размышляя о том, чему Он учил.

Четкое определение чревоугодию дал апостол Павел. Он говорил, что обжоры забывают о Боге, поклоняясь своему животу. Вознеся на первое место свои низменные желания, они совсем перестают заботиться о душе. При этом греховным считается:

  • переедание;
  • чрезмерное употребление алкоголя;
  • сокрытие принятия пищи;
  • нарушение говенья;
  • злоупотребление кондитерскими изделиями.

Православие не запрещает пить вино, однако его количество не должно превышать допустимых норм. Небольшое количество спиртного напитка полезно для пищеварения и настроения, а вот чрезмерные излияния практически всегда влекут за собой непотребное поведение.

Христианство делит грех обжорства на два вида:

  • чревобесие – характеризуется беспорядочным употреблением пищи только ради того, чтобы «набить живот»;
  • гортанобесие – непомерная любовь к кулинарным изыскам, возведение еды в культ, гурманство.

Проявление греха

Все страсти взаимосвязаны, и чревоугодие не исключение. Практически всегда оно идет бок о бок с гневом, который обжоры заедают вкусной пищей, замыкая тем самым порочный круг. Люди, любящие поесть, бывают скупы, так как боятся остаться без еды. Они начинают бесконтрольно накапливать продукты, иногда даже доедать за кем-то, что влечет за собой постоянный стыд. Самобичевание приводит к тому, что чревоугодники начинают есть втайне, стараясь не попасться кому-либо на глаза.

Грех проявляется следующим образом:

  • нарушение режима питания;
  • регулярное переедание;
  • количество пищи становится важнее ее качества;
  • быстрое заглатывание еды;
  • привычка есть перед телевизором или компьютером;
  • поздние ужины или слишком ранние завтраки;
  • сокрытие своей слабости от окружающих.

Человек, страдающий гортанобесием, может потратить последние деньги на изысканные продукты или дорогой ужин в ресторане.

Возможные последствия для души и тела

Официальная медицина полностью поддерживает Церковь в том, что обжорство – это действительно «смертный» грех. Проблемы со здоровьем, возникающие на фоне злоупотребления жирной, сладкой или острой пищей, могут быть серьезными:

  • ожирение;
  • сахарный диабет;
  • сердечно-сосудистые патологии;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта.

Без должного лечения и соответствующей диеты все эти диагнозы могут привести к летальному исходу. Также существенно портится качество жизни, ведь человек вынужден постоянно терпеть физические неудобства, связанные с болезнями или излишней массой тела.

Не менее отрицательно чревоугодие влияет и на душу, ведь оно становится препятствием на пути к Богу. Вознеся свой живот на первое место, обжора забывает о духовности, мучается от гласа совести, не может найти успокоения. Внутренний дисбаланс приводит к расколу личности, ее разрушению. Это влечет за собой постоянные неудачи, неурядицы в семейной жизни и карьере.

Ожирение является последствием греха

Чревоугодник не может сконцентрироваться на молитве, так как разум его заполнен мыслями о еде. По этой же причине у него теряются творческие и интеллектуальные способности, развивается комплекс неполноценности. Образумившись, обжора пытается сесть на диету, но лень не позволяет довести начатое дело до конца. Несчастный срывается, начинает себя винить, затем заедает это чувство нездоровой едой и все повторяется.

Видео «Как побороть чревоугодие?»

В этом видеосюжете рассказывается, как бороться с грехом.

Как избавиться от греха чревоугодничества

Святое Писание говорит, что победить свои страсти можно только через молитву и строгий пост. С каждым грехом нужно бороться его противоположностью. Например, алкоголизм лечат трезвостью, распутство – соблюдением чистоты, а обжорство – говеньем.

Принципы достижения победы

В одиночку избавиться от чревоугодия бывает довольно сложно, поэтому священники советуют всем членам семьи соблюдать диету. Чтобы достичь результата, нужно перейти на здоровое питание:

  • минимизировать потребление острого, соленого, пряного;
  • убрать из рациона продукты, содержащие глутамат натрия;
  • отказаться от сахара, заменив его медом или стевией;
  • заместить жирную, жареную пищу постной, приготовленной на пару;
  • включить в рацион больше овощей и фруктов.

Во время трапезы нужно тщательно пережевывать еду, полностью концентрируясь на процессе. Есть нужно только на кухне, вдали от телевизора, ноутбука или книги. Чтобы не съесть лишнего, внимание не должно ни на что отвлекаться.

Добиться успехов поможет грамотно выстроенный режим питания. Основательно поесть можно три раза, а вот в промежутках допускаются перекусы в виде небольшого количества фруктов или орехов. Также необходимо соблюдать церковные посты, а во время трапезы произносить молитвы.

Люди, далекие от Церкви, часто путают пост с обычной диетой. Однако говенье значит не только отказ от животной пищи. Прежде всего человек постится духовно, усмиряя свои страсти путем воздержания. Поэтому просто заменив один продукт другим, невозможно победить чревоугодие.

Постящийся должен больше времени проводить в молитвах, посещать храм, исповедоваться и причащаться. Для грешника это настоящее испытание, но подходить к нему нужно с благодарностью, ведь Всевышний дает достаточно сил, чтобы пройти его. Господь смотрит не на тело, а на душу. Чтобы было легче, можно попросить помощи у священника или найти себе духовного наставника.

Молитва дает силу

Без помощи Небесных Сил борьба с обжорством, как и с другими грехами, обречена на провал. При первой мысли о еде и перед началом трапезы священники наказывают молиться Спасителю или Пресвятой Богородице. Также можно обращаться к разным святым:

  • Иоанну Кронштадтскому;
  • святому Алексию;
  • Игнатию Брянчанинову;
  • Ахиле Печерскому;
  • Матроне Московской;
  • блаженной Ксении Петербургской.

Молиться можно также в церкви во время воскресной службы. Делать это нужно про себя, не произнося речей вслух. Также хорошо после Литургии причаститься, поставить свечку за здравие, заказать требу.

Чревоугодие – смертный грех, который строго карается Господом Богом. Бороться со страстями всегда сложно, однако не стоит опускать руки. Даже если с первого раза не получилось усмирить свои страсти, нужно продолжать сражение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как избавиться от греха чревоугодия?

Одной из главных страстей человека, ярко отражающейся из поколения в поколение, является грех чревоугодия. Эта страсть является одной из восьми наиболее губительных, ведь она порождает желание совершать другие грехи, затягивая человека в объятие ада. Все греховные страсти тесно между собой связываются, поэтому бороться предстоит не только с чревоугодием, но и с другими грехами, отстаивая свое право на вечную, счастливую жизнь с Господом. Если христианин начнет бороться, в первую очередь, именно со чревоугодием, то он четко должен понять, с чего начать эту войну, какое оружие для борьбы со страстью использовать лучше всего. Получить ответ на вопрос, касательно борьбы с чревоугодием, сможет каждый, уделив несколько минут и изучив эту тему глубже.

Чревоугодие – первое звено в цепи греховных страстей

Чревоугодие – это очень подлый враг, поскольку многим христианам эта страсть кажется невинной слабостью, не влекущей за собой никаких пагубных последствий. Хоть опасений этот грех у людей и не вызывает, его пагубные последствия являются следующими:

  • чревоугодие – явный признак того, что страсти тела победили над духом;
  • позволив себе эту страсть, человек даже не замечает, как постепенно приобщается и к другим грехам, считая их не нарушением закона, а нормой;
  • телесное постоянно начинает торжествовать над духовных, а значит, дьявол без усилия получает доступ к человеческой душе, всячески затягивая ее в пропасть погибели;
  • это пристрастие уродует человека, как физически (лишний вес, проблемы со здоровьем) так и духовно, делая неспособным бороться со злом;
  • эта привычка делает человека ленивым и безразличным, поэтому за вечную жизнь с Господом, он перестает бороться;
  • даже слова молитвы, чревоугоднику тяжело и лень говорить;
  • этот грех активно угнетает творческие и интеллектуальные способности, не разрешая человеку совершенствовать свои таланты.

Многие ошибочно думают, что простая диета поможет решить проблемы с чревоугодием быстро и качественно, но не имея внутреннего стержня и духовного подкрепления, подобные попытки, чаще всего, терпят фиаско.

Как правильно бороться с грехом чревоугодия?

Чтобы победить агрессию собственного тела против души, не возвращаться к этому греху более, просто отказа в тех или других продуктах, а также уменьшения порций будет недостаточно. Человек, который живет ради того, чтобы есть и наслаждаться изысканными вкусами явно теряет чувство меры не только в этом, но и во всем, поэтому с греховной привычкой стоит бороться. Чтобы избавиться от греха чревоугодия, человеку, который страдает именно от этой страсти, стоит придерживаться следующих советов:

  • перед каждым приемом пищи стоит кратко помолиться, попросив Господа помощи, чтобы удержаться от лишнего;
  • желая угодить своему чреву, человек должен вспомнить о том, что тело для вечной жизни не создано, поэтому оно также станет пищей для червей, а значит, о бессмертной душе стоит заботиться больше;
  • стоит мысленно определить количество еды, которую хотелось бы употребить, после чего отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону;
  • вначале стоит ограничить употребление пряной пищи, которая только побуждает аппетит;
  • есть стоит медленно, что позволит полностью насыщаться более маленькими порциями;
  • рекомендуется есть молча, ведь во время беседы можно употребить больше, чем реально необходимо (лучше, во время трапезы, мысленно читать Иисусову молитву);
  • стоит помнить о том, что жажда воды тоже бывает ложной и естественной, чтобы понять, хочется ли пить действительно, рекомендовано подержать во рту немного воды.

Нередким является сочетание скупости и чревоугодия, а также тщеславия, что лишний раз подтверждает опасность этого пристрастия, открывающего путь для новых греховных страстей.

Человек, который слишком много ест, заботится о том, чтобы предоставить своему чреву больше изысканной, вкусной пищи, делает его своим идолом, совершая еще один страшный грех. Начиная с невинной, на первый взгляд, страсти к еде, медленно и уверенно человек погружается и в другие грехи, даже не замечая, что он уже покинул рамки Божьей благодати и стал для дьявола легкой добычей. В таком состоянии, человек словно становится слепой плотью, не различая границу добра и зла, что очень сильно вредит ему в будущем. Вот почему не стоит потакать своим слабостям и закрывать на них глаза. Вредные привычки стоит искоренять сражу же после их обнаружения, поскольку потом будет тяжелее справляться с ними.

Чревоугодие

Автор: Петросянц Елизавета

Если поискать информацию про чревоугодие в Интернете, то первой появится статья из «Википедии» про обжорство, где мы можем читать следующее: «В православии считается, что каждый кусок пищи, съеденный сверх утоления голода, и всякий глоток влаги, выпитый после утоления жажды, просто для удовольствия, есть чревоугодие». При этом мы знаем, что чревоугодие является одним из смертных грехов. Стоит ли прощаться с любимыми бабушкиными пирожками и ударяться в аскетизм? Разбираемся, как же можно есть, не впадая при этом в грех чревоугодия.

Что такое «смертный грех»?

Прежде, чем говорить о чревоугодии, давайте разберемся со смертными грехами, так как это понятие люди часто трактуют не совсем верно. Распространено мнение, что смертные грехи — это самые тяжелые грехи, за которые Господь обязательно карает вечным огнем. Но если мы посмотрим на список смертельных грехов (гордость, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, алчность, уныние) то мы все должны выстроиться в очередь к горящему котлу. Может, потому что смертные грехи убивают душу? Но ведь любой грех её убивает, к тому же 7 смертных грехов являются обобщением, основными категориями и делятся на многие другие грехи.

Феофан Затворник определяет смертные грехи следующим образом:

«Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой»

Так почему же они смертные? На самом деле все просто, потому что они действительно могут привести к смерти не только души, но и тела. Когда страсть заполняет душу и выходит на первое место, действия человека становятся маниакальны. И чревоугодие как раз имеет прямую связь с телесной смертностью. Люди, которые едят много полнеют, у них увеличивается объем висцерального жира, который обволакивает органы в брюшной полости, сердце, поджелудочную и т.д. Большой процент именно такого жира приводит к диабету, сердечным заболеваниям, и раку молочной железы или кишечника. То есть питаясь не разумно, мы сами приближаем свою смерть.

Когда питание превращается в грех?

Вернемся к понимаю чревоугодия: стоит ли всех фудблоггеров записывать в грешники?! Может быть и да, но не всех из-за чревоугодия. Грехом может стать любое искушение (действие/предмет/чувство), если оно занимает центральную позицию (идол) в вашей жизни, а не Бог. Евгравий Понтийский описывал три уровня внутреннего мира человека: вожделенческий, яростный и разумный. Господь настолько умно нас сотворил, что в идеале эти три уровня работали следующим образом – вожделенческая часть души стремится к добродетели, яростная сражается за эту добродетель, а разумная часть с благоговением созерцает прекрасный мир, созданный Творцом. После грехопадения гармония разрушилась и теперь мы стремимся не только и не столько к добродетели, как к соблазнам и страстям. Вроде схема понятная, но становится сложно, когда речь заходит о еде, она ведь нам жизненно необходима, где нащупать эту грань?

Чревоугодие начинается тогда, когда ты не просто питаешься, чтобы тебе хватило энергии, и не просто решил немного себя порадовать вкусным и изысканным блюдом, а когда еда (отношения с едой) становится твоим основным желанием в жизни.

Пресыщенное тело лениво, оно не готов к труду, не хочет становиться на молитву, помочь ближнему. Человек, который объелся сверх меры, становится распущенным и легче поддается другим грехам. Не зря святые отцы говорят, что со страстями нужно бороться молитвой и постом. Может показаться, что чревоугодие – это только обжорство, но это только одна из сторон, еще есть – пристрастие к вкусной пище и отказ от пищи вовсе (булимия и анорексия). Иногда чревоугодие связано с психологическими проблемами (например, заедание стресса или нарушение пищевого поведения и т.д.).

Чревоугодие и психология

Как любой смертный грех, чревоугодие делится на другие грехи, так например, чрезмерное употребление алкоголя (винопитие) и курение тоже относятся к этой страсти (мы не можем «насытится» алкоголем и табаком, принимая которые, в мозг поступают гомоны удовольствия (дофамин), и мы все больше и больше пытаемся получит эту «дозу» радости). Еда тоже приносит это удовольствие осознаем мы этого или нет.

Не зря в психологии есть понятие – расстройство пищевого поведения, когда человек заедает эмоции, и еда превращается в своего рода наркотик, который отвлекает человека от его реальных проблем.

Если на первоначальных этапах это можно исправить достаточно просто, отследив эту тенденцию и включив силу воли, то в случае, если эта страсть захватывает человека – последствия могут быть катастрофичными для тела и души.

В каких еще ситуация потребление пищи искажается?

Всегда держим в памяти, что главный признак – это когда еда важнее Господа. Но если более конкретно, то вот следующие примеры.

  • На часах 12:15 дня, обед только через час. Обед по выходным – это время семьи. Нет возможности сесть и поесть одной, но Маша уже третий раз на кухне, ей не терпится что-то пожевать. С момента подъема она уже позавтракала, потом съела бутерброд с чаем, зашла за йогуртом, а сейчас ей просто необходим банан. Даже если Маша вычитала, что нужно есть понемногу, но часто – это уже слишком часто. Это желание поесть раньше положенного времени и относится к чревоугодию.
  • В отелях all inclusive мы можем наблюдать за грехом пресыщения. Когда люди, видя шведский стол, набирают огромные тарелки еды, не обращая внимания на свои потребности, или вкус еды. Тут главная цель, чтобы еды было много, и она была разная. У этого состояния так же есть крайняя степень – чревобесие. Это тоже одна из форм расстройства пищевого поведения, когда человек должен постоянно наполнять свой желудок едой, не важно какой, просто важен факт «полного живота». И даже у этого состояние есть еще более извращенная форма – когда людей тянет есть что-то несъедобное. И если вы сейчас подумали, что каждый из нас пробовал что-то несъедобное (мел, грифель от ручки, вата, шампунь) на вкус, особенно в детстве, то можете почитать статьи про то, как люди живут с пикацизмом.
  • Вот отрывок рассказа 18-тилетней девушки: «День, когда все началось, я помню хорошо. Я сидела на какой-то диете и, вдохновляясь своей силой воли, рисовала. Живу я с родителями, и пока все дома, переедать не могу. Когда же слышу, как дверь закрывается и поворачивается ключ в замке, то понимаю, что я дома одна. С едой. Тогда я просто сорвалась. Я съела все, что было, но этого оказалось мало. Когда села рисовать, подумала: «А почему бы не съесть бумагу?» Размочила ее в воде и проглотила. Смогла остановиться, когда поняла, что открываю уже вторую баночку гуаши… Тогда я была в шоке от себя и от того, что натворила»

Согласитесь, ни с какой точки зрения такое поведение нельзя назвать здоровым. Еще одно пугающее название греха – гортанобесие – относится к главной теме, по-другому это – излишнее лакомство. Состояние, когда человек сильно восхищается вкусом еды. Это не значит, что пища должна быть пресной или невкусной, но человеку во всем свойственно переходить грань.

Отлично это состояние можно раскрыть в пост – сейчас в связи с развитием технологий и модой на вегетарианский тип питания появилось огромное количество заменителей скоромной (непостной) пищи. Вегетарианский сыр без молока, соевое мясо, «нешпроты», и т.д. Разнообразие действительно огромное, и поражает воображение. Таким образом, человек во время поста может есть продукты по вкусу и текстуре похожие на его любимую пищу. Вот стремление к этому и есть гортанобесие. Если привести пример из повседневной жизни, то у меня есть знакомый, который любит уксус. Он каждое блюдо заливает им, хотя понятно, что большое количество уксуса не усиливает вкусы продуктов, а только перебивает их, и ты ешь уксус со вкусом борща, уксус с привкусом салата. При этом такое чрезмерное употребление этой добавки приводит к печальным последствиям для пищеварительной системы.

Мода на еду

Конечно, страсть чревоугодия существует с момента грехопадения. Люди всегда были ей подвержены, но давайте признаемся, в XXI веке дискуссия о еде достигла какого-то нового уровня. Открывается огромное количество ресторанов, каждая вторая передача по телевизору – про еду, в интернете все смотрят обзоры на разные блюда, и сохраняют себе рецепты, которые никогда не повторят.

Человек в течение дня видит еду чаще, чем её ест.

В 2020 году в российском инстаграме случился бум нутрициологов. Каждый пятый проходил курсы онлайн и шел рассказывать вам, как нужно правильно питаться. А еще раньше случились приверженцы правильного питания, подсчитывание калорий и соотношения БЖУ (белки, жиры, углеводы).

Кто-то говорит, что нельзя есть после 18.00, кто-то – что после 20.00, есть мнение, что до 12.00 можно есть все, что хочется в любом количестве, некоторые теории откровенно противоречат друг другу, но людям все равно. Все стали озабочены едой и объемами своего тела. Другие рассказывают о вреде продуктов, которые мы всегда ели, предлагают отказаться от глютена, молочных продуктов и мяса. Само по себе это все не несет никакого вреда, конечно, но, как я уже писала выше, люди склонны к переходу грани.

Так подсчет калорий превращается в манию. Моя младшая сестра, будучи еще несовершеннолетним подростком, в какой-то момент настолько увлеклась этим, что в течении дня старалась поддерживать нулевой баланс калорий, когда количество сожжённых за день калорий равно количеству потребляемых. Пришлось долго и упорно рассказывать, что калории нужны и для того, чтобы дышать и моргать. Такие отношения с едой также являются губительными, человек думает только о том, как не есть, а потом как поесть в рамках позволенного. Где в таком состоянии место для раздумья о себе, не говоря уже о своем духовном пути?

Из личного опыта

Я сама являюсь ужасной лакомкой, моя бабушка, в прошлом кондитер, готовит вкуснее всех на свете. Раньше, когда она жила на другом конце страны, приезжая к ней, я старалась наесться впрок, и пихала в себя пять чебуреков вместо двух, которые могла осилить. В студенчестве походы по ресторанам стали моим хобби, дошло до того, что ходить в одни и те же места мне надоело, и при встрече с друзьями главным критерием было – поиск новинок.

Я убеждала себя, что у меня здоровые отношения с едой и чревоугодием я не грешу, а потом заедала стресс, радость, тревогу. Когда мне хотелось себя наградить – я заказывала вкусную еду, торты. Только пару лет назад я поняла, что погрязла в чревоугодии с головой. И с того момента пытаюсь себя контролировать. Это не значит, что я перестала вкусно есть, совсем нет. Все равно, когда я еду куда-то – ищу интересные и вкусные места. Но еда перестала быть главным. Некоторое время назад я перешла на интервальное голодание, и вот тут поняла, насколько я еще зависима от еды. Мне стало грустно из-за того, что я лишилась чего-то важного. Но, осознав свою зависимость, я поняла, что не хочу в ней находится. Как говорят, признание зависимости – первый шаг на пути избавления от нее. Путь этот сложный, но если вернуть Бога в центр жизни, то возможно все.

Помогите нашему проекту!

Дорогие друзья, если вам нравится то, что мы делаем, если вы хотите помочь нам или просто сказать «спасибо» за ежедневный профессиональный труд, поддержите нас финансово.

Все полученные средства пойдут на гонорары авторам статей, улучшение работы сайта, а также на реализацию новых идей.

Пожертвование можно отправить по номеру карты:
5536 9138 4633 0682 (Данилов Александр Сергеевич)

Читайте также:  Икона Калужская Божия Матерь в чем помогает
Ссылка на основную публикацию