Чем отличаются староверы от православных христиан

Старообрядцы — отличие от православных христиан

Кто такие староверы и во что они верят? Иногда можно услышать это слово в разговорах и прочитать в литературных источниках. Оказывается, это тоже православные, только верят они в Бога по старому образцу. В этой статье мы рассмотрим отличия старообрядцев от обычных христиан. Что произошло в XVII веке нашей эры и почему православная церковь раскололась?

Краткая история

Итак, в XVII веке патриарх Никон принял решение ввести единый образец богослужебной практики по всей России. Однако благие намерения не всеми были восприняты единодушно, часть населения вместе со священнослужителями расценили эти меры как порчу верования. Они посчитали, что отступать от древних обычаев смерти подобно, поэтому решили сохранить обрядовость без изменений.

Каким был новый образец богослужений? Патриарх Никон настоял на византийском стиле отправления служб, чтобы не было противоречий между греческой и русской православной церковью. Именно из-за этого и произошел раскол в русской православной общине. Против патриарха Никона выступил протопоп Аввакум, за что был осужден на выселение. Он 15 лет провел в земляной тюрьме, так и не поколебавшись в своем твердом решении сохранить старую обрядовость. В 1681 г. протопоп Аввакум был сожжен по распоряжению царя Федора Алексеевича.

Однако и у патриарха Никона судьба сложилась тоже не благополучно. Он был отстранен от патриаршества в 1667 году за попытку поставить власть патриарха выше царской. Умер Никон тоже в 1681 году.

Староверы восприняли реформы Никона как соблазн лукавого, поэтому стойко сопротивлялись любым переменам.

Раскол в православной церкви многие верующие пережили как личную трагедию, потому что реформа круто меняла весь жизненный уклад и подрывала основу веры. Недовольные реформой образовали движение староверов, скрывшись ото всех в глубоких лесах и недоступных местах. Трагедия выражалась в том, что староверы шли на самосожжение, лишь бы ничего не менять в своем укладе жизни. Иногда сгорали целые поселки, если царские власти проявляли попытку внедрить реформы в действие.

Только в 1971 году была отменена анафема на староверов русской православной церковью.

Десятки людей добровольно сгорали в огне, распевая во весь голос псалмы. Это было жуткое зрелище, непонятное разуму. Этот вопрос глубоко изучали историки бывшего СССР, пытаясь найти разумное объяснение случившемуся. Борис Ситников в 80-е годы специально посетил отдаленные поселки Сибири, где проживали потомки староверов. Профессор вместе со студентами собрали много уникального и интересного материала из первых уст.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение “Православный календарь” для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Основные различия

Чем же старообрядческая церковь отличается от православной? Оказывается, этих отличий довольно много. Они касаются:

  • толкований святых текстов;
  • формы проведения церковной службы;
  • поведения в быту;
  • особенности внешнего вида.

Историки насчитали десятки отличий, которые были довольно существенными. Разрозненность староверов и отсутствие коммуникаций привела к дополнительным отличиям между ними.

Церковные отличия следующие:

  • крестное знамение тремя перстами вместо двух;
  • троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного;
  • крестный ход проводить против хода солнца;
  • поясные поклоны вместо земных;
  • писать и говорить Иисус Христос вместо Исуса Христа;
  • вместо девица говорить — дева.

Самое страшное для староверов было уничтожение святых книг, написанных не по греческому образцу. Это была великая трагедия некогда единого русского народа.

Почему старообрядцы не приняли троеперстное крестное знамение? Они узрели в нем «кукиш» и отнесли к проделкам сатаны. Люди на полном серьезе отдавали свои жизни, лишь бы не креститься кукишем.

Внешние отличия староверов:

  • Нательный крестик староверов тоже отличается от православного — на нем не изображен распятый Спаситель.
  • Во время службы староверы перекрещивают руки, тогда как православные держат их вдоль тела.
  • Староверы не курят сигареты и категорически отказываются от спиртного.

Одежда староверов тоже отличается от православных. Платки на головах у женщин заколоты под подбородком. Мужчины надевают косоворотки навыпуск, подпоясанные ремнем. Также мужчины не бреют бороду и не носят галстук.

В хозяйстве староверов всегда было два столовых комплекта — для своих и для гостей. Гостями назывались люди иной веры, в том числе и православные христиане нового образца веры.

Отличия в храмовой архитектуре

Как отличить новообрядческий храм от церкви старого образца? Внешне храмы различить невозможно, так как все они строятся по единому образцу. Отличия могут быть внутри у безпоповских храмов — там нет алтаря. Подобные церкви можно встретить в Украине, Белоруси и Литве. Российские беспоповцы строят церкви с алтарями, придерживаясь старинной традиции.

Кресты на куполах старообрядческих церквей выполнены безо всяких украшений. Это просто перекладины. Там не будет полумесяца и ажурных рисунков, как на новообрядческих церквях.

Во время службы в старообрядческих храмах не включают электрическое освещение, за исключением клироса. Паникадило в церквях старого образца предназначено только для восковых свечей, тогда как паникадило церквей нового образца делают со светильниками в форме свечей. Также вы никогда не увидите окрашенные свечи — только натуральные восковые.

Особое значение имеют иконы. Если в современных церквях можно встретить иконы в стиле эпохи ренессанса или итальянском стиле, то в храмах старого образца только рукописные либо меднолитые. В старообрядческих церквях вы никогда не увидите иконы Серафима Саровского и Матронушки.

Подручники — еще одно отличие старообрядческих церквей. Это коврики для земных поклонов, которые лежат стопочкой на лавках.

В безпоповских церквях старообрядцев Литвы можно увидеть даже лавочки, на которых сидят верующие во время службы.

И последний момент — пение. В старообрядческих храмах строго одноголосное пение, так как любая многоголосица и сопровождение аккордами запрещены.

Современные дни

Сегодня староверы не гонимы, как в прежние времена, и могут спокойно жить среди людей. Православная церковь не придает особого значения, как человек кладет крестное знамение — двумя или тремя перстами. Оба варианта признаны равночестными.

Сегодня даже можно выбрать крестного родителя из староверов, но только одного. Второй крестный родитель обязательно должен быть православным. Также с крестного-старовера берется обет, что он не будет склонять крестника к старообрядству.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой Антоний Дымский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Антоний Дымский является одним из почитаемых святых угодников православной церковью. Он основал монастырь в Тихвине. На иконах Антония Дымского изображают держащим хартию, на которой написано: «Се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни».

Житие Антония Дымского

Молодой юноша жил в Великом Новгороде в середине двенадцатого столетия в семье верующих родителей и получил христианское воспитание. Однажды при посещении храма он понял о своем предназначении. Он ушел из семьи в Хутынский монастырь, который основал праведный Варлаам во второй половине двенадцатого столетия. Обитель располагалась в 10 километрах на север от Великого Новгорода, на берегу речки Волхов.

Юноша постригся в монахи с именем Антоний. Он жил в послушании игумену Варлааму, усердно исполнял все наставления. Монахи любили его за смирением и строгое воздержание.

В 1187 году по распоряжению архиепископа необходимо было направить посольство в Константинополь с представителем православной церкви. Выбор выпал на инока Антония. Новгородский монах повстречался в Константинополе (Царьград) с Патриархом Афанасием. Из Царьграда он пошел в Иерусалиме, где поклонился Гробу Господнему и узнал о монашеской жизни. Наверно тогда у него возникло желание совершить пустынножительства по образу восточных подвижников.

Антоний вернулся в Новгород через пять лет, когда игумен Варлаам умирал. После смерти все монахи удостоили чести занять место игумена Антония. Он оправдал надежды духовного отца:

  • организовал жизнь монахов;
  • утвердил правила;
  • увеличил численность иноков;
  • завершил строительство храма Пресвятой Богородицы.

Отшельничество Святого Антония

Через время Антоний принял решение жить отшельнической жизнью и уединился на берегу Дымского озера. Днем он трудился, а по ночам молился. Он добровольно носил на голове шляпу с широкими полями из кованого железа. В духовных стараниях отшельник провел много времени, почти двадцать лет.

Рассказы о великом пустынножителе привлекли других людей с желанием уединиться. У берегов Дымского озера появились новые кельи. Позже общий совет иноков принял решение о создании новой обители в память первого основателя отшельничества Антония Великого.

Антоний жил в монастыре до самой кончины и прославился вечными останками и многими чудесами, похоронен в обители. Во времена Дмитрия Донского и мощи праведного Антония помещены в Антониевский храм.

День памяти святого 17 января.

Святые мощи

Во избежание осквернений святынь при набеге татар гробницу с мощами Антония Дымского спрятали в земле, а церковные вещи, колокола и железную шапку святого – на дне озера. С тех пор оно носит название «Святое».

В 1585 году шведы начали угрожать границам Новгорода. Через двадцать шесть лет строение поверглось разрушению шведскими воинами. Монастырь открылся только через восемьдесят лет. После октябрьской революции его ждала судьба всех обителей. Здание было отдано психиатрическому лечебному заведению, затем его занял комбинат «Глинозем».

Монастырь Антония Дымского в Тихвине получил возрождение только в девяностые годы прошлого века. На семьсот семидесятилетний год со дня смерти святого установили у озера каменный крест. Было принято решение о возвращении Дымской обители православной церкви. В 2008 году останки праведного были отданы в Дымский монастырь.

В чем помогает святой Антоний Дымский

Верующие отдают ему свои молитвы, чтобы справиться с физическими соблазнами и в любых жизненных трудностях, для избавления от блудливых желаний, в разных болезнях, для защиты от пожара.

Текст молитвы Антонию Дымскому:

О пастырю добрый, наставниче наш и святыя сея обители Дымския начальниче, преподобне отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас недостойных, во святей твоей обители живущих и о всех с верю к раце мощей твоих отвсюду притекающих молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредими от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, Имиже весть судьбами. Моли благость Его, Еже милостивно обители сей и всему миру потребная подавати. Молися Дающему всем, яко страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных царей: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. И моли всякому верному в доме и на пути и повсюду дни благи и безмятежны даровати: жизнь нашу умирити; и вся люди помиловати, якоже зде предстоящыя, тако и благословною виною отшедыя отцы и братию нашу, и спасти душы нашя, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Антоние:

В чем помогает святой Антоний Великий

Об этом древнехристианском святом отце написано немало текстов, но особое место занимает сочинение Афанасия Великого «Житие Антония Великого». Это произведение считается одним из лучших благодаря поучительным описаниям аскетической жизни святого подвижника.

Преподобный Антоний стал основателем христианского отшельнического монашества. Это когда несколько отшельников под руководством аввы (одного наставника) живут в пещерах (скитах) или хижинах отдельно друг от друга и постоянно предаются молитве, посту и трудам. Несколько скитов под управлением аввы назывались лаврой, отсюда происходит и название, сохранившиеся до сих пор: Киево-Печерская, Свято-Троицкая Сергиева лавра и т. д.

Прежде чем разобраться, в чем помогает святой Антоний Великий, окунемся в историю его жизни, так как именно там мы найдем все ответы на интересующие вопросы.

Житие

Преподобный Антоний родился в Египте, в селении Кома, что рядом с Гелиополем, в 251 году. Семья его — из знатного рода, родители были христианами, поэтому он воспитывался по Христовым заповедям. Все его детство прошло в родительском доме. Ближе к отрочеству его хотели отдать учиться грамоте, но юный отрок отказался покидать отчий дом. Да и со сверстниками он практически не общался.

Антоний рос послушным сыном и любил ходить в храм Божий с отцом и матерью. Все, что там читалось и проповедовалось, он внимательно слушал. Несмотря на то что его семья была богатой, мальчик был скромным и не требовал изысканных нарядов, яств и других излишеств, все было умеренно, в педагогических целях.

Судьба

Когда родители Святого Антония Великого умерли, он остался за старшего и сам стал заботиться о большом хозяйстве и о младшей сестре. К тому времени ему было около двадцати лет. Спустя некоторое время с ним произошел случай, который и определил всю его дальнейшую судьбу.

Однажды, как обычно он это делал, Антоний собрался идти в храм. По дороге он всегда размышлял. Ему на ум приходили апостолы и верующие люди, которые, продавая свое имущество и оставляя все мирское, полагали перед учениками Господа все свои средства и шли за Ним.

Божье провидение

Переступив порог храма, богатый юноша услышал обращенные к нему слова из Евангелия (Мф., 19:21). У него сразу создалось такое впечатление, как будто с ним говорил сам Спаситель.

Это был отрывок из Евангелия, где Иисус Христос разговаривает с юношей, который исполнял заветы Христа, но все-таки хотел узнать, чего еще ему недостает в духовной жизни. Иисус ответил, что если он хочет быть совершенным, пусть продаст все свое имущество, полученные деньги раздаст бедным и тогда будет иметь все блага на небесах, а потом пусть приходит и идет за Ним. Услышав эти слова, юноша опечалился и пошел прочь, потому что у него было большое имение, и продавать его он не собирался.

В этом евангельском отрывке Господь говорит об одном из важнейших обетов монахов — нестяжании. Эти слова Антоний воспринял близко к сердцу. Как будто это говорилось для него лично. В житии святого Антония Великого написано, что он сразу продал имение и десятки гектаров плодородной земли. Одну часть вырученных средств он раздал местным людям, чтобы они не беспокоили его, а другую часть — нищим. Третью часть получила сестра, которая была отдана на попечение проживавших в обители добродетельных дев. Сам Антоний предался уединенной молитве недалеко от отчего дома.

Монашество

Начав свой отшельнический путь, Антоний стал понимать, что ему не хватает духовного наставника, поэтому он иногда покидал свое уединенное место и отправлялся на поиски мудрых людей, чтобы от них получить мудрое наставление. Но потом он опять возвращался на прежнее место. Так шаг за шагом свой подвижнический путь он обогащал светом божественного служения и молитвы.

Читайте также:  Краткая биография Девы Марии матери Иисуса

Будущий святой не забывал и про физический труд, так как старался заработать себе на пропитание, а остатки пожитков жертвовал обездоленным людям.

Трудности

Все жители окрестностей видели добрые дела Антония и очень уважительно к нему относились. Но это его интересовало меньше всего, так как он постоянно предавался более трудному подвигу — молитвенному бдению, которое мог проводить целыми ночами. Питался он один раз в день — после захода солнца. Пища у него была самая простая — хлеб с солью и простая вода.

Спал святой отшельник в основном на голой земле, а одеялом ему служила рогожка. Потом он решил усугубить свой подвижнический подвиг и удалился к гробницам. В одной из них он заточил себя и завалил вход большим валуном, заранее договорившись со своим знакомым, что тот будет приносить ему хлеб.

В гробнице святой испытал немало искушений, но все это он достойно выдерживал и только укреплялся духом. Около пятнадцати лет святой Антоний провел в своем добровольном заточении. Затем в 285 году он удалился на восток от реки Нил и нашел там гору, чтобы уединиться для молитвы. Там он провел еще двадцать лет.

Новое место для отшельничества

Он вскоре нашел место, где люди давно не жили, но оно было заполнено всяческими земными гадами. Однако как только преподобный заселился в него, они куда-то исчезли, как будто их изгнала какая-то мощная сила. Антоний, подготовив себе полугодовой запас хлеба (воду он добывал у себя в жилище), укрылся внутри. Хлеб ему приносили два раза в год.

Иногда к нему приходили люди, чтобы поговорить с ним, но он никого не допускал к своей ограде. Но если понимал, что это воля Божья, то беседовал с этим человеком через небольшое окошко своей, так сказать, затворнической кельи.

Козни врагов

Посетители иногда слышали из его комнаты странные звуки, похожие на вопли, рык, стоны и стенания, кто-то навязчиво просил преподобного покинуть это место. Людям стало интересно, что же там происходит. Подобравшись ближе к окошку, они увидели вопиющих демонов. От страха люди стали кричать и звать Антония. Тот, подойдя к двери с внутренней стороны, сразу порекомендовал им как можно скорее покинуть это место и, положившись на волю Господа, ничего не бояться.

Святой преподобный Антоний Великий в этой келье провел двадцать лет жизни. Постепенно народ опять протоптал к нему дорогу, ведь некоторые из них хотели подражать ему.

Однажды люди, сильно желавшие увидеть святого отшельника, решили выбить у него двери. Святой сразу вышел к ним. По молитвам святого Антония Великого тогда многие из присутствующих исцелились от своих недугов, а из некоторых были изгнаны бесы.

Максимиан

Святой Антоний Великий умел говорить вдохновенные речи и тем самым утешал страждущих, примирял враждующих, а кое-кто из них вставал на иноческий путь. Рядом с кельей отшельника со временем стали селиться другие монахи. И слушая волю Божью, он стал их духовным наставником. Монастыри на то время устраивались по подобию таких скитов.

Но в 308 году император Максимиан устроил жестокие гонения христиан, кровь которых потекла реками. Святых мучеников отправляли на суд в Александрию, за ними пошел и Антоний, чтобы участвовать в споре с арианами. Он хотел умереть за Христа, однако не хотел специально провоцировать правителей на казнь. И это было вопреки промыслу Божьему.

В этот период он помогал, чем мог, мужественным исповедникам, заточенным в темницах. Но главное — он поддерживал их духовно, призывал к стойкости веры.

Отместка

Такое поведение Антония и окружавших его иноков очень не понравилось судье, и тогда тот повелел, чтобы они покинули город. Некоторые из его подопечных решили удалиться, но Антоний на другой день, выстирав свои одежды, во всем чистом вновь предстал перед игемоном, демонстративно бросая мучителям вызов. За это скорая смерть грозила ему, но это не было угодно Богу.

Когда мученически скончался епископ Петр Александрийский, святой Антоний уехал из этого злосчастного города обратно к себе в монастырь, чтобы опять уединиться в молитве.

Новый приют отшельника

Молитва святого Антония Великого была настолько сильна и боговдохновенна, что люди, чувствуя ее, не оставляли монаха в покое и толпами приходили к нему. И опять он утешал их, давал наставления и исцелял. От этого людей к нему стало приходить все больше и больше. Не желая, чтобы о нем высоко думали, он решил отправиться в Верхнюю Фиваиду, где его не знали. Но в ожидании корабля, сидя на берегу, он услышал слова Господа, чтобы он шел во внутреннюю пустыню. Святой не знал дороги туда, но Господь сказал ему, чтобы он пристал к сарацинам. Проведя в пути три дня, Антоний увидел гору, которую окружала равнина с несколькими пальмами, и протекавший у ее подножья прохладный источник. Он сразу понял, что именно про это место говорил ему Господь.

В скале он нашел небольшую пещеру и предался богомыслию. Эта гора впоследствии стала называться Антониевой. Сарацины, иногда наведывавшиеся в эту местность, приносили ему хлеб. Для того чтобы не обременять их, он нашел участок земли и засеял его пшеницей. Однако народ опять нашел его, и тогда он понял, что от людей невозможно укрыться, и начал выращивать овощи, чтобы подкреплять силы своих подопечных.

Борьба с дикими зверями

В огород к святому Антонию Великому сразу стали приходить незваные гости — дикие звери. Однажды, поймав одного из них, он милосердно попросил его, чтобы он рассказал всем остальным собратьям, чтоб они в это место не наведывались и не наносили вреда грядкам. Так и случилось — больше здесь дикие звери не появлялись.

Время шло, и Антоний состарился. Из-за слабости здоровья монахи выпросили у него дозволения приносить ему овощи, маслины и елей. А он отдавал им взамен собственноручно плетенные корзины (так он хотел как бы отплатить им за их заботу).

Новые испытания и чудеса

Однажды благочестивая братия попросила Антония навестить их монастырь, и он согласился. По пути у них закончилась вода, и стали они умирать от жажды, но по чудодейственной молитве преподобного из земли вдруг пробился источник чистой воды.

Еще некоторое время пробыв с иноками, святой праведник вернулся к себе на внутреннюю гору, чтобы опять в полном смирении и безмолвии совершать свои молитвы.

Но люди все равно не оставляли его в покое, и так волна слухов о чудотворце докатилась и до самого царя Константина Великого и его сыновей, которые написали ему письмо. Благочестивый старец не стал принимать его, объяснив посланникам, что ему удивляться вниманию царя не стоит, а лучше — Богу, открывшемуся через Своего Сына Единородного.

Но тут вмешались другие иноки и рассказали, как эти цари помогают и защищают христианство, и если их послания проигнорировать, они могут соблазниться.

Отход в мир иной

День своей смерти святой Антоний Великий знал заранее. Перед этим он посетил монахов на внешней горе и предупредил, что скоро покинет этот мир. Расстроенные таким известием иноки стали слезно просить, чтобы он принял смерть у них в монастыре. Но он отказался, дав им напутствие.

Прошло несколько месяцев, и Антоний заболел. Перед днем своей кончины он позвал двух иноков, живших с ним и помогавшим ему по причине его старости, простился с ними и завещал похоронить свое тело в земле.

В житии святого Антония Великого написано, что прожил он почти 106 лет, и в 356 году преподобный преставился перед Господом.

Преследования дьявола

В его жизни действительно случались удивительные вещи. С ним в борьбу вступил сам дьявол, который начал чинить ему всякие козни, выгоняя его из этих мест и расставляя свои мерзкие сети.

Сначала он искушал монаха воспоминаниями о беспечном прошлом, о богатстве, об оставленной сестре, изысках в еде и удобствах, нагонял страх немощи тела и трудностей на пути иноческой жизни.

Но святой отшельник знал, как бороться с такими искушениями. Оружием в делах его была вера, сильный дух, сердечная молитва, любовь и надежда на Господа.

Испытание страстями

Именно в этих отрывках из его жизни можно понять, в чем помогает святой Антоний Великий. Тогда лукавый решил действовать другим образом. Он принял женское обличье и в ночи пришел к Антонию. Но блудная страсть не угасила ревностной веры святого монаха в Господа, который привел на ум мысли об огне в аду. И тогда погас жар сатанинского обольщения.

Видя, что этот монах ревностный подвижник, сатана призвал своих смердных и злых духов. Ночью они пришли и исколотили монаха до полусмерти. По свидетельству преподобного Антония, боль, которую он испытывал, была невозможной, ее даже нельзя было сравнить с болью, причиняемой людьми. Но милостивый Бог не оставил без утешения и помощи Антония, которого Он исцелил и поставил на ноги.

Незваные посетители

И опять сатана льстивый разозлился, никак не оставлял в покое бедного монаха и вновь подверг его страшному испытанию. Лукавый хотел сломить волю святого и страстно желал довести его до полного отчаяния. Ночью ударил такой гром, от которого стены затворнической кельи преподобного дрожали и чуть не распались. А потом со всех сторон к нему ринулись слуги сатаны в виде диких зверей. Они рычали, выли и шипели, и все хотели наброситься на Антония, чтобы растерзать. Лев готов был в любую минуту броситься и застыл в прыжке, волк оскалился, змей извивался, а вол бодался.

Уязвленный нападками незваных посетителей, Антоний корчился от мучительной боли, ведь она была невыносимой, но страха он не испытывал. Он начал обличать злых духов и сказал им, что если бы они действительно были сильными и обладали могуществом, то даже один смог бы справиться с ним, но их много, а значит, Господь отобрал все у них. Потом под щитом божественной веры он добавил, чтобы они не пугали его, а быстрее напали, но если у них такой власти нет, то не стоит и стараться. И отшельник предался молитве.

Очередное спасение

После этих смелых слов кровля его кельи как будто разверзлась, и световой луч проник через освобожденное пространство. Демоны сразу исчезли, боль прекратилась, а жилище стало прежним. Антоний продолжал молиться, ободренный Господом, а вся эта нечисть рассеялась, как черный дым.

Но опять дьявол никак не успокаивался, и на этот раз он решил испытать монаха на сребролюбие, подав ему серебряное блюдо. Но когда монах понял, для чего все это делается, подумал, что блюдо само будет в погибель дьяволу. И оно действительно сразу куда-то исчезло.

Благодатная вера

В следующий раз сатана назвался Богом и промыслом Божьим (так хитро он хотел сломить дух преподобного). Но этого сделать ему никак не удавалось. Потом он наслал на святого гиен свирепых. Но и тогда святой отшельник не дрогнул, а Господь уберег и отправил зло туда, откуда оно пришло.

Много, очень много коварных испытаний устраивал ему враг, но благодаря своей непоколебимой вере святой никогда не опускал руки, так как надежным оружием его была молитва Спасителю, который всегда оберегал своего праведного слугу.

Теперь 30 января церковь чтит день памяти Антония Великого. Антоний Великий оставил много своих поучений для христиан, но составляли их разные добролюбцы, так как сам он не был церковным писателем. В наставлениях святого Антония Великого есть целый устав отшельнической жизни и ее внешние порядки.

Икона Антония Великого (фото)

Интересен тот факт, что святой до глубокой старости выглядел довольно моложаво, хоть на иконах и изображают его старцем. На иконе Антония Великого можно увидеть, что у него густая окладистая борода и пронизывающий взгляд. На иконах он может изображаться по пояс или в полный рост.

На иконе святого Антония Великого также можно увидеть, что в руках он держит посох в виде креста и Святое Писание. Иногда рядом могут изображаться колокольчики для отпугивания бесов и свинья.

Кстати, старейший монастырь и храм преподобного Антония Великого до сих пор сохранился в Египте. Находится он в северной Аравийской пустыне и относится к Коптской православной церкви.

Перед иконой святого Антония Великого молятся о душевном и физическом здоровье своих близких. Интересным фактом является то, что и сам святой обладал удивительным здоровьем, несмотря на свою тяжелую аскетическую жизнь.

Многих интересуют вопросы по поводу того, в чем помогает святой Антоний Великий и как ему молиться. Преподобному старцу молятся для того, чтобы он укрепил в вере, научил смирению, избавил от бесовских нападений, спас от разного рода искушений: зависимости от пьянства и курения. Говорят, он помогает легче переносить возрастные болезни и люди, молящиеся ему, дольше живут.

Молитва Антонию Великому начинается со слов «О, великий угодниче Божий, преподобне отче Антоние!»

«Отечества и дым нам сладок и приятен»

О житии преподобного Антония Дымского

Слова стихотворения Г.Р. Державина, в котором лирический герой, слушая звуки арфы, предается воспоминаниям о родной Казани, со временем станут крылатым выражением. Что кроется за ярким образом? Дым, скрывающий истинные очертания предметов и заволакивающий лица людей, стесняющий дыхание и разъедающий глаза. Но и он – символ родного очага – вселяет в душу усталого путника радость, потому что именно в любви к отеческим гробам «обретает пищу» человеческое сердце.

Вот почему кажется отнюдь не случайным то, что монастырь, основанный в XIII веке учеником преподобного Варлаама Хутынского Антонием в 15 поприщах от Тихвина, получил название «монастырь Онтония на Дымех», а сам Антоний стал именоваться Дымским: действительно, история самой обители и память о ее преподобном основателе словно окутана туманной пеленой и дымкой забвения, свидетельства его Жития долгое время признавались недостоверными, а сам Антоний считался лицом чуть ли не мифическим, легендарным. И несмотря на это, уже в середине 1990-х годов, после установки в водах Дымского озера поклонного креста напротив того места, где, по преданию, молился преподобный, память о подвижнике былых времен стала возрождаться в сердцах окрестных жителей, а тропа к водам святого озера ширилась день ото дня.

«Всего себя Богу посвятив»

Исторический Антоний родился в 1206 году в Великом Новгороде. Единственное, что известно о родителях Антония (мирское имя преподобного, надо полагать, не сохранилось) из Жития, – это то, что они были благочестивыми христианами и сына воспитывали «в добре наказании», то есть буквально так, как посоветует это делать Сильвестр, автор знаменитого «Домостроя». Юность Антоний проводил в Новгороде, усердно посещая храмы и удаляясь от шумных компаний своих ровесников. Во время богослужения молодой прихожанин становился в сторонке в одном из приделов, избегая бесед даже с благочестивыми молитвенниками: разговор с Богом не требовал свидетелей, а в душе юноши не находилось места для повседневной шелухи.

Читайте также:  Мартиниан Белозерский

В этой внутренней юношеской сосредоточенности на молитве, в этой самодостаточности, не испытывающей неловкости от своей уединенности, предугадывается та легкость, с которой Антоний позднее решался оставить теплое место в стенах обители пострига, если того требовали от него обстоятельства. Здесь же, пожалуй, и ключ к объяснению природы конфликта, возникшего позднее между Антонием и братией родного монастыря: внутренняя свобода и эмоциональная обособленность инока вызывали неприязненные чувства и настраивали меньшую братию против него.

Однажды, услышав во время богослужения слова Евангелия о необходимости взять крест и следовать за Христом, Антоний покидает мир и становится монахом в Хутынском монастыре, принимая постриг от рук прославленного игумена и основателя этой обители Варлаама. Житие не называет возраст Антония в тот момент, однако, поскольку агиограф не указывает на какие-то препятствия, которые могли бы отсрочить расставание с миром, и одновременно не заостряет внимание на молодости подвижника, можно предположить, что Антонию было около 20 лет, то есть это произошло приблизительно в 1226 году [1] .

Под бдительным покровительством преподобного Варлаама прошло около десяти лет монашеской жизни Антония. В эти годы рос, мужал и креп духовный разум молодого монаха: «Оттоле Антоний всего себе предаде Богови, во всем повинуяся наставнику своему Варлааму, и мний творяшеся паче всех в обители той». Все это время, говорит Житие, преподобный «со тщанием и смирением в простоте сердца» проходил монастырские службы, не оставляя келейного и соборного молитвенного правила.

Царьград

Десять лет Антония в Хутынском монастыре окончились… делегацией преподобного в Царьград

Десять лет Антония в Хутынском монастыре окончились делегацией преподобного в 1238 году в Царьград «вин ради церковных». Эта почетная командировка инока была, с одной стороны, знаком высокой оценки священноначалием (в первую очередь Варлаамом) его монашеской добродетели, ума, дипломатических способностей, с другой – тяжелым испытанием, сопряженным с множеством опасностей и лишений. Провожая любимого ученика в дорогу, Варлаам укрепляет его дух, обещая молитвенно поддерживать того во все продолжение его пути. Игумен не скрывает, что путешествие будет долгим и изнурительным: «Бог да устроит путь твой, аще и труден и прискорбен тебе возменися путь сей, но се веждь, яко узкими и прискорбными враты подобает нам в Царствие Божие входити». Сам Антоний укрепляет себя упованием на Промысл Божий, который силен защитить его от «мужей кровей», обыкновенно нападающих на купеческие и паломнические караваны, шествующие по пути «из варяг в греки»: «Преподобный Антоний вся сия слагая в сердцы своем, к приятию новаго подвига удобь послушен являшеся, врачество противу всякаго смущения имея себе в словесех Христа Спасителя в Евангелии глаголюща: “Не убойтеся от убивающих тело и потом не могущших лише что сотворити”».

Вдали от родной обители Антоний проводит около пяти лет, возвращаясь обратно лишь в 1243 году. В Константинополе Антоний сподобляется аудиенции патриарха и получает наставления о том, как «во многомятежном мире сем подобает управляти корабль временнаго жития» и во всех злоключениях «с кротостью и смирением благодушествовать». Преподобный, пожалуй, и представить себе не мог, сколь скоро станут актуальны для него духовные заветы патриарха.

«Предал в руки его монастырь»

6 ноября, в тот час, когда умирающий игумен Варлаам собрал вокруг себя учеников, чтобы объявить им свою волю о преемнике, которому надлежит взять в руки игуменский жезл после его кончины, Антоний проходил последние версты своего многодневного пути. Град, снег, голоть и дух бурен встречали возмужавшего в путных шествиях инока в предместьях родного Новгорода. Как это было не похоже на то, что он видел последние пять лет под жарким небом Византии! Не один седой волос серебрился лунным блистанием в его волосах и окладистой бороде. С тех пор как он, благословленный рукой Хутынского старца, отправился в полуденную сторону, не раз доводилось глядеть ему в глаза смерти, в глаза не знающих угрызений совести и мук раскаяния душегубцев…

Воля Варлаама была высказана ясно: игуменом должен быть Антоний, и он вот-вот постучит в ворота монастыря

Воля Варлаама была высказана в предельно ясной, даже ультимативной форме: игуменом должен быть Антоний, который в эти секунды, как открыл Варлаам изумленным слушателям, уже, возможно, и не чаявшим встречи с оставившим обитель много лет назад монахом, входит в Святые врата Преображенской обители. По тому, что продолжение этой истории было отнюдь не благодушным и решение Варлаама на деле посеяло раздор среди братии, можно судить, сколь неприятным сюрпризом стало для некоторых из них известие игумена о скорой встрече со сброшенным было со счетов в борьбе за власть над домом Всемилостивого Спаса Антонием. Гробовая тишина повисла в келье умирающего старца, однако она отозвалась в сердцах присутствующих еще более оглушительным звоном, когда за дверью раздался едва ли не забытый голос Антония: «Молитвами святых отец наших…» «Аминь», – ответствовал Варлаам, и порог переступил, отряхивая с мантии морозную пыль, 37-летний священноинок. Варлаам в присутствии Антония повторил свою последнюю волю, аргументируя свой выбор тем, что Антоний является его «сверстником», и это несмотря на то, что, по самым скромным расчетам, тот был лет на сорок моложе своего духовного отца и наставника!

Даже если Варлаам употребляет слово «сверстник» в значении «единонравный», «близкий по духу», явное несоответствие контекста прямому значению слова делает высказывание игумена парадоксальным: Антоний, утверждает Варлаам, будучи моложе меня несколькими десятилетиями, достиг равной со мной духовной рассудительности.

В основании конфликта между Антонием и насельниками Хутынской обители, который разовьется в полной мере чуть позднее, лежит, по всей видимости, обыкновенная человеческая неприязнь к обласканному настоятелем любимцу: монах, пять лет находившийся, пускай и подчиняясь воле настоятеля, вдали от обители, не знающий ее текущих невзгод и недостатков, не должен занять место игумена…

Луч света на загадочные слова Варлаама проливает надпись на раке одного из ближайших его учеников и спостников – преподобного Ксенофонта Робейского, согласно которой сам Ксенофонт и его друг Антоний Дымский, подвизаясь в Лисицком монастыре, однажды увидели на месте, прозванном Хутынь, столбы света и «дым мрачный». Иноки, говорит надпись, вместе со своим духовным отцом Варлаамом отправились в сторону дремучего бора, где свет столь явно боролся со тьмой, словно желая принять непосредственное участие в этом метафизическом противостоянии добра злу, и там Ксенофонт с Варлаамом стали полагать труды на основание нового монастыря. То, что Антоний по хронологии его Жития не мог участвовать в основании Хутынского монастыря (преподобный родился 15 лет спустя), ясно, однако вопрос в том, каким образом могла возникнуть эта легенда, отразившаяся сразу в двух житиях. Был ли Ксенофонт другом Антония и делился ли с ним своими воспоминаниями о тех знамениях, которые предварили основание Хутынского монастыря? Так или иначе, но Варлаам был убежден в том, что Антоний соединен с Хутынской обителью какой-то промыслительной связью и более других достоин принять заботы о ее благополучии.

Дымский аскет

Игуменство Антония в Хутынском монастыре вследствие возникших внутри обители нестроений продлилось менее года, в течение которого настоятель успел, однако, довершить строительство Преображенского собора в камне, поскольку дело, начатое Варлаамом, было оборвано его смертью посредине пути: собор был построен «до вышняго прага», то есть лишь до верха дверного проема. Достроив каменный собор до конца, Антоний счел за благо удалиться. И тут как нельзя лучше пригодились ему наставления патриарха о сохранении судна, колеблемого бесовскими кознями, на плаву, да и аксиома преподобнической святости – отнюдь не каждый игумен изведал тяготы дальнего пути, однако каждый проходил на собственном опыте пустынные искушения одинокой молитвы – подсказала траекторию дальнейшего. Душа преподобного жаждала подвига.

Оставив в обители всё – книги, казну, утварь, ризы, которые могли бы пригодиться впоследствии, когда будет построен новый монастырь (подумаешь – наживное!), – Антоний в одиночестве, без спутников и духовных друзей (принцип «пройди по неизведанной дороге сам, и тогда по ней пройдут другие» стал центральным в его биографии) пошел на северо-восток, обогнул древний Тихвин, прошел еще 15 верст и наконец остановился в районе местечка, названного позднее Дыми, у берега Дымского озера, недалеко от устья впадающего в него ручья Черная Дымка. Тогда, в середине XIII века, эта местность была безлюдна, однако на протяжении многих последующих веков Антоньевский погост и его приходская церковь святителя Николая соседствовали с монастырем и его церквями Антония Великого и Рождества Иоанна Предтечи. Впрочем, после одного из разорений обители обе церкви были объединены: Антоньевский престол разместился на первом этаже, Никольский поместился выше – на втором. В одном из чудес Жития Антония описывается явление во сне тихвинскому купцу иконы Богородицы с предстоящими ей преподобным Антонием и святителем Николаем. Молитвами святых покровителей Дымской обители страждущий исцелился от своего недуга.

На главу Антоний возложил железную шапку, с которой не расставался до конца дней своих

Как складывалась жизнь Антония на берегу Дымского озера? Согласно свидетельству Жития, инок пришел на Дыми еще до того, как ему исполнилось 40 лет. Здесь преподобный ископал пещеру, в которой и жил первое время, подражая, быть может, еще одному прославленному в истории русского монашества Антонию – преподобному основателю Печерского монастыря. Позднее, однако, Антоний вышел из-под земли, построив себе келью «покоя ради телеснаго». Дневные труды по возделыванию нив подвижник чередовал с ночными молитвами, а на главу Антоний возложил железную шапку, с которой не расставался, по видимости, до конца своих дней. Как известно, со своим уставом нельзя приходить лишь в чужой монастырь (и сам Антоний изведал это на собственном горьком опыте, хотя чужим в полном смысле этого слова Хутынский монастырь для него не был), но здесь Антоний строил уже свой монастырь, в котором устав определялся его волей.

Воля эта, однако, оказалась весьма привлекательной для тех монахов, которые приходили к Антонию, как свидетельствует Житие, из других монастырей, несмотря на то, что традиционно монастыри пополнялись преимущественно за счет мирян, которые, услышав о подвиге преподобного, оставляли обыденную жизнь и приходили к подвижнику в поисках духовного руководства. Что же могло привлекать рядовых иноков к старцу, поселившемуся в непроходных лесах Обонежской пятины? Какой именно духовный дефицит удалось восполнить дымскому молитвеннику? Вероятно, Антоний привлекал других иноков своей подчеркнутой аскетичностью.

Преподобный устроил свою обитель вдали от городских центров цивилизации – и это было новаторством для монашества той поры: широко известно, что монастыри домонгольской и ранней монгольской поры были городскими или по крайней мере пригородными. Антоний практиковал ношение вериг, прямую аскезу, был сторонником и, возможно, даже идеологом «жестокого жития». Недаром его называли впоследствии одним из первых русских исихастов. Преподобный не раз удалялся на островок на Дымском озере, где проводил время в богомыслии и молитве. Кроме того, Антоний прославился как ученик преподобного Варлаама, имя которого стало нарицательным уже в годы жизни самого подвижника: из его гнезда вылетели многие духовно одаренные птенцы.

Сквозь лет завесу

Свидетельства Антониева Жития дополняют исторические документы. Так, писцовая книга Обонежской пятины 1496 года повествует об «Онтоньевском погосте в Дымском великаго князя деревни», в отказной книге 1573 года уже упоминаются крестьяне Дымского монастыря, а писцовая книга подьячего Семена Кузьмина за 1583 год рассказывает о погосте с деревянной церковью преподобного Антония и трапезной церковью Иоанна Предтечи, тринадцати кельях и деревянной ограде, за которой располагались конюшня и коровник.

Обитель пережила разорение в 1408 году, во время похода Едыгея, когда пострадали и многие другие монастыри Московского царства. В те дни, когда преподобный Никон Радонежский вместе с Троицкой братией укрывался в дремучих ярославских лесах, иноки Антониевской обители спасали святыни монастыря в водах Дымского озера, погружая на его дно знаменитую железную шапку, которую когда-то освятил своим подвигом преподобный. Во времена Смуты благоустроенный Дымский монастырь приютил в своих стенах иноков Валаамского монастыря, изгнанных с места своего подвига иноверными интервентами.

В середине XVII века началось каменное строительство церквей монастыря. Трагический в истории русского монашества нового времени 1764 год, когда на месте монастыря была устроена приходская община, ненадолго прервал течение иноческого подвига в стенах древней обители: уже в конце того же столетия монастырь возобновился. На протяжении всего XIX века обитель посещали толпы паломников, в одном 1864 году их было более 25 тысяч…

Могла ли в течение стольких веков обитель, удаленная от больших городов, обитель, связанная с почитанием мифического лица и легендарного персонажа, как это считалось в научной литературе еще совсем недавно, процветать, возобновляться каждый раз после очередного исторического удара и привлекать к себе толпы паломников со всей Руси? Кажется, ответ очевиден.

Образ преподобного Антония явственно рисуется в дымчатом небосводе над контурами монастырских зданий, ведь именно его отеческое предстательство сделало возможным это многовековое молитвенное стояние его монастыря. Так дым, окутавший «Онтониев погост» и храмовые здания древнего монастыря, понемногу рассеивается, и истина предстает перед читателями древнего Жития в своей святой простоте.

Преподобный Анто ́ ний Дымский

Дни памяти

11 июля (переходящая) – Соборы Новгородских и Санкт-Петербургских святых

Житие

Краткое житие преподобного Антония Дымского

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний Дым­ский ро­дил­ся в Нов­го­ро­де око­ло 1157 го­да. В Ху­тын­ском мо­на­сты­ре он при­нял по­стри­же­ние и в той же оби­те­ли, по кон­чине пре­по­доб­но­го Ваpла­а­ма в 1192 го­ду, стал игу­ме­ном. Спу­стя неко­то­рое вре­мя он тай­но уда­лил­ся из мо­на­сты­ря и по­се­лил­ся на бе­ре­гу Дым­но­го (или Дым­ско­го) озе­ра, в 15 вер­стах от го­ро­да Тих­ви­на. Пре­по­доб­ный об­рек се­бя на тя­же­лые по­дви­ги. Для боль­ше­го из­ну­ре­ния сво­ей пло­ти он по­сто­ян­но но­сил на го­ло­ве же­лез­ную шля­пу. По­сте­пен­но во­круг него со­бра­лась бра­тия. С об­ще­го со­гла­сия и ис­про­сив­ши бла­го­сло­ве­ния ар­хи­епи­ско­па Нов­го­род­ско­го Ис­айи они по­ста­ви­ли цер­ковь во имя Ан­то­ния Ве­ли­ко­го с при­де­лом По­кро­ва Бо­го­ма­те­ри. Пре­по­доб­ный Ан­то­ний про­жил в мо­на­сты­ре до кон­ца жиз­ни и пре­ста­вил­ся 24 июня 1224 го­да. Он был по­гре­бен в со­здан­ной им церк­ви. Мо­щи пре­по­доб­но­го Ан­то­ния об­ре­те­ны нетлен­ны­ми в 1330 го­ду, но в 1409 го­ду по слу­чаю на­ше­ствия та­тар ра­ка с мо­ща­ми бы­ла опу­ще­на в зем­лю. Па­мять пре­по­доб­но­го Ан­то­ния чтит­ся 17 ян­ва­ря, ве­ро­ят­но, в день об­ре­те­ния мо­щей.

Полное житие преподобного Антония Дымского

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний Дым­ский ро­дил­ся в 1157 го­ду в Нов­го­ро­де. Бо­го­бо­яз­нен­ные ро­ди­те­ли с дет­ства на­учи­ли его пра­ви­лам хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия. Свя­той Ан­то­ний из­бе­гал дет­ских игр, празд­но­сло­вия и сме­ха. Он еже­днев­но по­се­щал храм Бо­жий и неле­ност­но мо­лил­ся, стоя вда­ли от лю­дей. Од­на­жды во вре­мя служ­бы ему осо­бен­но за­па­ли в ду­шу сло­ва Свя­то­го Еван­ге­лия: Аще кто хо­щет по мне ид­ти, да от­вер­жет­ся се­бе и воз­мет крест свой и по мне гря­дет (Мф.16:24). Раз­мыш­ляя о сло­вах Спа­си­те­ля, свя­той Ан­то­ний ре­шил оста­вить ро­ди­тель­ский дом и стать мо­на­хом. Он при­шел в Ху­тын­ский Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь, игу­мен ко­то­ро­го, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам Ху­тын­ский († 1192; па­мять 6/19 но­яб­ря), по­стриг его в мо­на­ше­ство.

С то­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный Ан­то­ний стал жить в со­вер­шен­ном по­слу­ша­нии сво­е­му стар­цу – пре­по­доб­но­му Вар­ла­а­му. С усер­ди­ем и сми­ре­ни­ем ис­пол­нял он все по­слу­ша­ния, ни­ко­гда не опус­кал ке­лей­ных пра­вил и не про­пус­кал цер­ков­ных служб. Свя­той Ан­то­ний пер­вый при­хо­дил в храм и по­след­ний ухо­дил из него.

Читайте также:  Молитва от гнева начальника на работе, чтобы директор не ругался, от придирок

По пре­да­нию, пре­по­доб­ный Ан­то­ний по де­лам мо­на­сты­ря ез­дил в Кон­стан­ти­но­поль. Во вре­мя по­езд­ки он по­се­тил свя­тые ме­ста. Через пять лет пре­по­доб­ный вер­нул­ся в свою оби­тель. Его при­езд сов­пал со днем кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма (6 но­яб­ря). На смерт­ном од­ре свя­той игу­мен бла­го­сло­вил пре­по­доб­но­го Ан­то­ния быть вме­сто се­бя на­став­ни­ком бра­тии и стро­и­те­лем мо­на­сты­ря.

Управ­ляя Ху­тын­ской оби­те­лью, пре­по­доб­ный Ан­то­ний во всем со­блю­дал устав, остав­лен­ный пре­по­доб­ным Вар­ла­а­мом. Он до­стро­ил и бла­го­леп­но укра­сил храм в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. При­ме­ром сво­ей по­движ­ни­че­ской жиз­ни и крот­ким на­став­ле­ни­ем пре­по­доб­ный Ан­то­ний на­став­лял бра­тию в ино­че­ском де­ла­нии.

Все­об­щая лю­бовь и по­чи­та­ние тя­го­ти­ли свя­то­го по­движ­ни­ка. Со сле­за­ми он мо­лил Бо­га и Пре­чи­стую Бо­го­ро­ди­цу ука­зать ему ме­сто уеди­нен­ных по­дви­гов. В ско­ром вре­ме­ни пре­по­доб­ный Ан­то­ний оста­вил Ху­тын­скую оби­тель и уда­лил­ся в пу­стын­ное ме­сто в Дым­ских ле­сах, в 15-ти вер­стах от г. Тих­ви­на. Неда­ле­ко от неболь­шо­го озе­ра Дым­ско­го, сре­ди глу­хих ле­сов пре­по­доб­ный устро­ил се­бе сна­ча­ла ма­лую ку­щу, а за­тем по­стро­ил неболь­шую кел­лию и вы­ко­пал пе­ще­ру для жиз­ни зи­мой. Он с тер­пе­ни­ем пе­ре­но­сил зной и хо­лод, му­же­ствен­но бо­рол­ся с де­мон­ски­ми ис­ку­ше­ни­я­ми. Пре­по­доб­ный Ан­то­ний вся­че­ски из­бе­гал по­коя: днем он тру­дил­ся до из­не­мо­же­ния пло­ти, но­чью сто­ял на мо­лит­ве.

Ко­гда ме­сто по­дви­гов свя­то­го от­шель­ни­ка ста­ло из­вест­но, к нему при­шли ино­ки, ищу­щие уеди­нен­ной жиз­ни под ду­хов­ным ру­ко­вод­ством опыт­но­го на­став­ни­ка. По­сте­пен­но Дым­ская пу­стынь за­се­ли­лась бо­го­лю­би­вы­ми мо­на­ха­ми. Так воз­ник мо­на­стырь, игу­ме­ном ко­то­ро­го стал пре­по­доб­ный Ан­то­ний. Ино­ки по­стро­и­ли храм во имя пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го с при­де­ла­ми в честь По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. То­гда же бы­ли по­стро­е­ны кел­лии, а через неко­то­рое вре­мя – зим­ний (теп­лый) храм с тра­пез­ной во имя свя­то­го Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на.

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний муд­ро управ­ляя бра­ти­ей Дым­ско­го мо­на­сты­ря до бла­жен­ной кон­чи­ны. Про­ви­дя день сво­ей смер­ти, он со­брал ино­ков и бла­го­сло­вил их, за­тем при­ча­стил­ся Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин и мир­но скон­чал­ся. По пре­да­нию, это про­изо­шло 24 июня 1224 го­да. Те­ло пре­по­доб­но­го Ан­то­ния бы­ло по­гре­бе­но в устро­ен­ном им хра­ме, с ле­вой сто­ро­ны. В 1330 го­ду свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Ан­то­ния бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми.

В 1409 го­ду во вре­мя оче­ред­но­го на­ше­ствия та­тар на Нов­го­род­ские зем­ли игу­мен Дым­ской оби­те­ли с бра­ти­ей, бо­ясь над­ру­га­ния над свя­ты­ней, скрыл свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Ан­то­ния под спу­дом.

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний неиз­мен­но оста­вал­ся хра­ни­те­лем Дым­ской оби­те­ли. По­сле ра­зо­ре­ния шве­да­ми в 1611 го­ду мо­на­стырь вос­стал из пеп­ла не без мо­лит­вен­ной по­мо­щи пре­по­доб­но­го Ан­то­ния. В 1687 го­ду (по дру­гим ис­точ­ни­кам, в 1585 го­ду) в мо­на­сты­ре два­жды воз­ни­кал по­жар, и оба ра­за пре­по­доб­ный Ан­то­ний яв­лял­ся в сон­ном ви­де­нии игу­ме­ну и пре­ду­пре­ждал его о по­жа­ре, так что бра­тии уда­ва­лось во­вре­мя по­га­сить пла­мя.

Па­мять пре­по­доб­но­го Ан­то­ния празд­но­ва­лась в оби­те­ли два­жды: 17 ян­ва­ря – в день те­зо­име­нит­ства (па­мять пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го) и 24 июня – в день кон­чи­ны, ко­гда со­вер­шал­ся крест­ный ход из мо­на­сты­ря на озе­ро Дым­ское.

В 1744 го­ду над ме­стом со­кры­тия свя­тых мо­щей пе­тер­бург­ским куп­цом Ка­ли­ти­ным, ис­це­лен­ным пре­по­доб­ным Ан­то­ни­ем от про­дол­жи­тель­ной тя­же­лой бо­лез­ни, бы­ла устро­е­на де­ре­вян­ная зо­ло­че­ная гроб­ни­ца. В мо­на­сты­ре со­хра­ня­лась тя­же­лая же­лез­ная шап­ка, ко­то­рую но­сил пре­по­доб­ный Ан­то­ний. Ши­ро­кие по­ля шля­пы при­би­ты к ту­лье тол­сты­ми гвоз­дя­ми, ко­то­рые да­ви­ли по­движ­ни­ку го­ло­ву. Так через тер­пе­ние и те­лес­ные стра­да­ния пре­по­доб­ный Ан­то­ний очи­щал ду­шу для жиз­ни веч­ной. Мно­гие боль­ные по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния от воз­ло­же­ния на го­ло­ву этой шап­ки и от по­кло­не­ния гроб­ни­це над свя­ты­ми мо­ща­ми пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Дым­ско­го.

На ико­нах пре­по­доб­ный Ан­то­ний изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим в ру­ке хар­тию со сло­ва­ми: Се уда­лих­ся, бе­гая, и во­дво­рих­ся в пу­сты­ни (Пс.54:8).

Ру­ко­пис­ное жи­тие пре­по­доб­но­го Ан­то­ния со­став­ле­но в XVII ве­ке.

Молитвы Антонио Великому

Основателю отшельничества и борцу против ереси во имя святой христианской веры, Святому Антонио, поклоняются многие верующие по всему миру. Молитвы преподобному Антонию Великому не раз помогали страждущим укрепиться в вере и защитить свой дом от дурных помыслов.

  1. История Антонио Великого
  2. В чем помогают молитвы святому Антонию?
  3. Тропарь, глас 4
  4. Кондак, глас 2
  5. Молитва преподобному Антонию Великому
  6. Молитва вторая

История Антонио Великого

День памяти святого: 30 января

Родился будущий святой в зажиточной семье Египта, а в возрасте 20 лет остался сиротой с маленькой сестрой на руках. С детства юноша отличался искренней набожностью, а после смерти родителей в одной из церкви он услышал пророческие слова о призвании его к службе Господу. После этого Антоний отказался от наследства в пользу бедных и отлучился от мира, уединившись в келье одного из верующих старцев.

После многих лет раздумий и бесед с Господом, Антоний настолько укрепился в вере своей, что стал примером для подражания у верующих. Долгое время будущий святой проживал в удаленных пещерах, борясь с искушениями, плотскими и душевными. Именно он основал отшельническое монашество, боролся с появившейся в то время ересью – арианством.

Умер святой Антоний в возрасте 106 лет, почитаемый и любимый многими своими учениками и последователями.

В чем помогают молитвы святому Антонию?

День святого Антония в христиане отмечают 30 января. Вознося молитву Антонию Великому, люди просят о решении множества проблем. В основном, конечно, это укрепление в вере, борьба с искушениями. Если в принятии серьёзного решения вас одолевают сомнения, и вы не знаете, как поступить, прочтите молитву святому Антонию, он обязательно поможет.

Защитит святой ваш дом от врагов и стихийных бедствий, сглазов и порчи, поможет при болезнях. Всем мужчинам, названным Антонами, можно обращаться к Покровителю с просьбой выполнить трудную работу, избежать неверного решения. Молятся святому в момент печали и скорби.

Тропарь, глас 4

Ревнителя Илию нравы подражая, Крестителю правыми стезями последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Житейския молвы отринув, безмолвно житие скончал еси, Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший, с ним убо тя почитаем, отцев начальниче, Антоние.

Молитва преподобному Антонию Великому

О преподобне и богоносне отче наш Антоние! Веруем, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах ко Всемилостивому Господу Богу, Иже всегда послушает тебе, вернаго раба и угодника Своего. Сего ради со умилением смиренно припадаем к тебе, святче Божий: не премолчи о нас молитися ко Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, да, милостивно призрев на ны, не попустит нам погибнути во гресех наших, но да возставит падших, да подаст исправление злому и окаянному нашему житию, от грядущих грехопадений восхищая, и да простит нам вся, елика согрешихом мыслию, словом и делом, от рождения до сего часа. Ты, подвижниче добродетели, веси немощь и скорбь времен настоящих, моли убо выну Христа Бога, да николиже нас оставляет Его неизреченное милосердие, но да хранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да приимем от Него тобою и вся потребная к жизни временней, освобождение от бед и напастей, и неослабное терпение до конца. Испроси нам в мире и покаянии скончати живот наш и невозбранно прейти от земли на небо, мытарств же, и бесов воздушных, и вечныя муки избавитися, и сподобитися Царства Небеснаго с тобою и со всеми святыми, угодившими Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий угодниче Божий, преподобие отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас, недостойных (имена), молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредимы от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, имиже веси судьбами. Моли благость Его, еже милостивно храму (дому) сему потребная подавати, жизнь нашу умирити и вся прихожаны храма сего помиловати, и спасти души наша, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святой подвижник и аскет Антоний Дымский

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Антоний Дымский – преподобный, данные о котором настолько скудны, что долгое время житие и личность Антония считались легендарными, а сведения о них – недостоверными. Но вот уже более семи веков существует основанный им монастырь на Дымском озере, святость преподобного засвидетельствована многими чудесами.

Содержание страницы

  • Житие
    • Полезные материалы
  • Основание мужского монастыря
  • Долгая жизнь обители
  • Почитание преподобного
  • В чём помогает святой
    • Похожие статьи

Житие

Мирское имя преподобного не сохранилось. Известно лишь, что он происходил из благочестивой новгородской семьи , имена его родителей в истории также не остались. Годом рождения подвижника разные источники указывают 1157 или 1206.

Полезные материалы

Уже с юности Антоний проявил склонность к монашеству , стремился оставить мир с его соблазнами и искушениями. В 1225 году Антоний избирает для пострига Спасский монастырь на Хутыни, и приходит к известному уже свой святостью игумену Варлааму.

По одним данным, прозорливый старец, видя духовные дарования Антония, постриг его почти сразу, по другим – до пострижения Антония прошло около 2 лет. Иноку было дано имя в честь прп. Антония Великого.

Более или менее достоверно известно, что смиренный, кроткий Антоний стал одним из близких учеников настоятеля , прп. Варлаама. Некоторые авторы полагают, что это вызвало ревность и зависть братии, от которой подвижнику довелось претерпеть немало гонений, обид.

Спустя примерно 10 лет после пострига ему даже пришлось покинуть монастырь: Варлаам отправил его в Константинополь, к патриарху Афанасию, по неким монастырским делам. Впрочем, по другим данным, Антоний был избран на это дело братией за свои добродетели.

Так или иначе, Антоний провел в Константинополе целых 5 лет и вернулся на родину незадолго до кончины своего старца, прп. Варлаама, в 1243 г.

Именно ему Варлаам поручил монастырь по своей смерти. Но игуменство Антония не продлилось даже года. Вскоре он ушел из обители , что, возможно, спровоцировано было новым конфликтом с братией, но, конечно, отвечало стремлению подвижника к уединенной жизни.

Основание мужского монастыря

Антоний начинает подвизаться один. Он находит удобное место рядом с небольшим озером, которое, по туманной дымке, часто висящей над ним, называлось Дымским. Здесь он ископал пещеру, где провел первую зиму, а потом построил келью.

Подвиги Антония были суровы: он носил железные вериги на теле, на голове – железную шапку с гвоздями, такую тесную, что гвозди ранили голову, она была покрыта язвами.

Несмотря на то, что Антоний подвизался вдали от городов, к нему скоро начали приходить братия из других монастырей а также миряне, желающие принять монашеский постриг и поселиться рядом с аввой.

Антоний принимал приходящих, хотя тяготился множеством «молвы» и часто уединялся для молитвы на небольшом островке (под другим свидетельствам – на камне) посреди Дымского озера.

Подобное уединенное подвижничество не было тогда распространено, монастыри обычно располагались рядом с городами или прямо в городе. Однако, желающие подвизаться прибывали: через несколько лет братии стало столько, что потребовался свой храм, а значит – монастырь.

Соборный храм монастыря был посвящен небесному покровителю основателя обители, прп. Антонию Великому.

Через несколько лет для умножающейся братии была сооружена еще одна церковь, св. Иоанна Предтечи. На день его памяти, 7 июля, приходится и кончина преподобного Антония Дымского в 1273 году.

30
Январь
Дни памяти святого – 30 января и 7 июля.

Долгая жизнь обители

Антониев-Дымский монастырь за многие столетия пережил и Едигееву рать 1408 года, разрушившую обитель до основания, и Смутное время XVII столетия, когда здесь временно жили иноки с Валаама, бежавшие от интервентов.

Впоследствии шведы добрались до Антониево-Дымской обители, монастырь был разрушен . Неоднократно деревянный монастырь горел, каменные храмы начали строиться здесь лишь в XVII веке.

Вплоть до 1917 г. сюда со всей России приезжали паломники : приложиться к мощам прп. Антония (год обретения нетленных мощей – 1370), окунуться в водах Дымского озера, помолиться в монастырских храмах.

При советской власти монастырь был разрушен в третий раз в своей истории, восстановление его началось в 1994 г .

Сначала на месте бывшей обители был скит Тихвинского монастыря Успения Пресвятой Богородицы, а с 2008 г. монастырь был восстановлен, сюда перенесены мощи его основателя (вторичное обретение – 2001 г.). Началась новая жизнь обители.

Почитание преподобного

Главная святыня обители – мощи ее основателя, прп. Антония. Множество паломников стремится также на Дымское озеро, существует даже версия, что название озера происходит от того, что оно овеяно молитвами преподобного, как бы кадильным дымом.

В дореволюционные времена приезжающий народ, какой бы ни была погода и время года, окунался в водах озера, веруя в их целительную силу и по вере получая просимое. Рассказывают, что сама купель на озере была выстроена получившим здесь исцеление купцом.

Сейчас, как сообщает официальный сайт монастыря, паломников больше всего к празднику Пятидесятницы, а также к 7 июля, дню памяти пророка Иоанна Предтечи и прп. Антония.

В чём помогает святой

Запись чудес ведется с 70-х годов XVII в. Это

  • исцеления от разных болезней (известны исцеления болезней ног, глаз),
  • преодоление страстей, особенно страсти блуда,
  • спасение обители от пожаров.

Зная о случаях помощи прп. Антония, в этих скорбях современные верующие чаще всего молятся ему.

А вот современный рассказ о, казалось бы, менее впечатляющем чуде прп. Антония, которое, однако, стало радостью и утешением для всех видевших. Незадолго до начала восстановления монастыря, в 1993 г., сюда, фактически на руины, приехал священник Геннадий Беловолов со своими прихожанами.

Придя на берег Дымского озера, они, молясь преподобному Антонию, очень хотели увидеть камень, на котором он совершал свой столпнический подвиг. Но, как и написано в житии святого, камень этот то был виден, то скрывался в водах, поэтому паломники никак не могли найти его.

Неожиданно, рассказывает о. Геннадий, метрах в двухстах все увидели плававшего по кругу лебедя. Он периодически опускал голову в воду, как бы кланяясь. Подойдя поближе, паломники увидели тот самый камень. О. Геннадий пишет:

На всех иконах Антония в его руках свиток со словами псалма «Се удалихся бегая и водворихся в пустыне», но жизнь подвижника – предмет удивления многих людей, живущих в мирской суете, она становится поводом переосмыслить свои жизненные ценности.

Ссылка на основную публикацию