Арсений Мацеевич

Митрополит Арсений: почему Екатерина II считала этого святого личным врагом?

13 марта – день памяти священномученика Арсения, митрополита Ростовского

За его долгую жизнь на российском престоле сменилось восемь царей и цариц. Одни к нему благоволили, другие смиренно терпели строптивого владыку, и лишь Екатерина Великая не снесла – нашла коса на камень.

Блестяще образованный выпускник Киевской духовной академии, участник второй камчатской экспедиции Беринга иеромонах Арсений во время регентства Анны Леопольдовны был рукоположен во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. Такая вот почетная ссылка – за то что отказался присягать герцогу Бирону, регенту малолетнего императора Иоанна Антоновича.

Портрет в Ревельской Николаевской церкви

Позже он отказался присягать и Елизавете Петровне – из-за слов присяги: «Исповедую же с клятвою крайняго судию духовныя сея коллегии быти самую Всероссийскую монархиню, Государыню нашу». Митрополит заявил, что выражение это неправильное, что единственный крайний судия и глава Церкви – это Христос. Набожная императрица с пониманием отнеслась к поступку владыки, и это не имело для него никаких последствий. А митрополит Арсений подал императрице записку «О благочинии церковном», где доказывал, что Синод не имеет канонической основы без патриарха. По сути это был первый открытый протест против синодальной системы.

На коронацию Екатерины II митрополит Арсений приглашен не был, хотя к тому времени занимал одну из самых значительных кафедр – Ростовскую и Ярославскую. С первых дней своего царствования новая государыня занесла Ростовского митрополита в число своих личных врагов. А тот считал своим долгом – пусть и без особой надежды на успех – ратовать за правду и стоять до конца за интересы Церкви. Один за другим подавал он в Синод протесты против отнятия у монастырей вотчин и вмешательства светских людей в духовные дела. А в Неделю Православия, когда предаются анафеме враги Церкви, к обычному чину прибавил «анафему обидчикам церквей и монастырей».

Портрет Екатерины Великой. Александр Рослин, 1776, wikimedia.org

Кончилось тем, что императрица потребовала, чтобы Синод осудил «своего сочлена, как злонамеренного и преступника». Митрополиту не позволили даже приложиться к мощам и иконам в соборе, спешно отправили в Москву и как государственного преступника заперли в Симонов монастырь. На допрос приехала сама императрица, но владыка говорил так резко, что Екатерина зажала себе уши, а самому возмутителю спокойствия «заклепали рот». Кончилось тем, что митрополита Арсения лишили сана и сослали под Архангельск в дальний Никольский монастырь «без права письменного и словесного общения».

Симонов монастырь. 1846 год

Правда, относились к нему в монастыре с почтением, считали мучеником, страдальцем за правду, монахи брали у него благословение, а настоятель почитал как архиерея.

Но нашлись два монаха — написали императрице донос, что ссыльный бранил Синод. Дело переквалифицировали в политическое, и приговор последовал соответствующий — расстричь, переодеть в мирскую одежду, переименовать в Андрея Враля и сослать на вечное заточение в Ревель (Таллин), в каземат башни Гросштанпорт, похожий на сырую каменную могилу размером два на три метра. Там долгие пять лет узник провел в полном одиночестве: к нему никого не допускали, а охране было строго-настрого запрещено с ним разговаривать – при попытке узника заговорить караульным было предписано вставлять ему пыточный кляп.

Арсений Мацеевич. Собрание проповедей. ЦАК

Но даже это не могло успокоить императрицу. А тут еще народная молва стала разносить слухи, что Андрей Враль по пути в Ревель упросил охрану остановиться у церкви, чтобы исповедоваться и причаститься, как был, в арестантской одежде, прошел прямо в алтарь, а конвоиры, когда посмотрели туда, оцепенели: вместо арестанта у престола причащался человек в сверкающим золотом архиерейском облачении. Слухи эти просвещенная императрица, конечно, всерьез не воспринимала, но народ-то верил.

И тогда Андрея Враля фактически заживо замуровали – заложили дверь его каземата кирпичами, оставив только окошечко, чтобы подавать пищу. Только в феврале 1772 года, перед смертью узника, Екатерина II разрешила допустить к нему священника, с которого взяли подписку, что он под страхом смерти потом никому ничего не расскажет. Дверь открыли, он вошел в камеру, но тут же в страхе выбежал – с криком, что там «архипастырь в полном облачении». Через несколько минут, придя в себя, он в сопровождении пристава снова вошел в каземат. На койке лежал арестант. Напутствовав страдальца, священник попросил у него благословения, и умирающий дал ему на память свой молитвенник с надписью: «Смиренный митрополит Ростовский Арсений».

Церковь Святителя Николая Чудотворца. Таллин, ул. Вене. CC BY-SA 3.0 wikimedia.org

Через день земные страдания митрополита Арсения окончились. В тот же день он был погребен в русской Никольской церкви как простой мирянин. И только Поместный собор 1917-1918 годов отменил решение Синода о лишении митрополита Арсения епископского сана.

Прошло еще больше восьмидесяти лет, и юбилейный Архиерейский собор 2000 года причислил владыку к лику святых как «ревностного святителя церкви, принявшего мученическую смерть за Христа и Его Церковь».

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святитель Арсений, епископ Тверской

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святитель Арсений, епископ Тверской основал Успенскую Желтиковскую обитель в конце четырнадцатого века. Он творил чудеса при жизни, после его смерти о них слагали легенды.

Житие Арсения Тверского

Мальчик рос в обеспеченной семье, но рано лишился родителей. Он получил воспитание по Божьим законам и превратил свой дом в пристанище для нищих и странников, чем вызвал гнев родственников. Не найдя примирения с ними, решил уйти в Киево-Печерскую лавру.

Добрый, образованный, трудолюбивый и умный юноша пришелся по душе святителю Киприану, поэтому он возвел его в иеродиаконы. Когда святителя назначили митрополитом Московским, Арсений последовал за ним и стал архидиаконом.

В конце четырнадцатого столетия возникли противоречия между князем Михаилом Александровичем и архиепископом Тверским Ефимием, который впоследствии был отправлен в изгнание. В связи с этим митрополит Московский назначил Арсения епископом Тверским:

  • Святитель Арсений защищал обиженных, положил конец княжеской вражде, заботился о бедных, выкупал людей из рабства и плена.
  • Под его руководством были возведены многие церкви и обители епархии.
  • Многие православные, услышав о его добродетельных делах, шли к нему получить благословение, а также чудесное исцеление.
  • Он пользовался авторитетом у бояр. Благодаря ему помирились два брата Тверской и Кашинский князь.

Архиепископ Арсений был инициатором создания древней версии Киево-Печерского собрания жития святых и истории образования Киево-Печерской обители.

Умер святой в 1410 году, нетленные мощи находились в Желтиковском монастыре. В начале Великой отечественной войны при отступлении русской армии обитель взорвали, как следствие – останки утрачены. Дни памяти святителя Арсения 2, 15 марта и первое воскресенье в июле, праздник Собора тверских святых.

Чудеса святого

О чудесах Тверского епископа после смерти остались легенды:

  1. Рыболов Терентий стал увлекаться пьянством и лишился рассудка. Мать с отцом привезли его в Желтиковский монастырь, где он умер. Через 2 дня тело вынесли в церковь и поставили рядом с останками святого Арсения, на которого стали роптать родители умершего. Когда священный служитель читал Евангелие, святитель поднялся и начал плакать о своем грехе. Тогда мать с отцом поняли свою вину и каялись перед ним.
  2. Во времена польской интервенции один воин украл расшитый покров с останков святого и положил на седло. Какая-то сила подняла всадника в воздух, а затем ударила о землю. Неприятель скончался, а пелена полетела на крышу церкви.
  3. Один мужчина спрятал в земле лесной чащи деньги, а когда вернулся за ними, то не обнаружил. Он расстроился и хотел совершить самоубийство. Но мимо проходил инок, который спросил, почему он хочет умереть в грехе. Мужчина поведал о своем горе. Тогда монах ударил посохом об землю и заставил искать утраченные деньги. Только потребовал, чтобы, когда найдет, посетил Желтиковский монастырь и поблагодарил Господа. Это было явление святого Арсения, потому что мужчина нашел свои сбережения.

И сегодня многие христиане возносят свои молитвенные прошения у иконы святого, с надеждой на его чудесную помощь.

О, вели́кий уго́дниче Бо́жий, святи́телю о́тче Арсе́ние! Се прино́сим тебе́ хвале́бное пе́ние мы, гре́шнии и недосто́йнии ча́да твоя́, и велича́ем по́двиги и доброде́тели твоя́, и мно́гую ми́лость твою́ ко всем с ве́рою притека́ющим к оте́ческому твоему́ покро́ву. Приими́ с любо́вию приноше́ние ве́ры и любве́ на́шея, и принеси́ е́ Вседержи́телю Бо́гу, от Него́же нисхо́дит вся́кое дая́ние бла́го и вся́кий дар соверше́нный, и я́коже благоде́тельствовал еси́ в земне́м житии́ твое́м всем иска́вшим твоея́ по́мощи, та́ко и ны́не не лиши́ нас, о́тче благосе́рдый, твоего́ пред Бо́гом многомо́щнаго заступле́ния. Се бо нетле́нныя и многоцеле́бныя мо́щи твоя́ дарова́ нам Госпо́дь во увере́ние, я́ко ве́лие дерзнове́ние и́маши к Нему́ и я́ко мно́го мо́жет предста́тельство твое́ пред Престо́лом бл́агости Его́. Те́мже не оста́ви нас си́рых и безпо́мощных, но при́сно помина́й нас во святы́х небе́сных твои́х моли́твах. Укрепи́ на́ша стопы́ тве́рдо и непоколеби́мо ходи́ти путе́м за́поведей Госпо́дних, утверди́ ру́це на́ша к воздея́нию моли́твенному и к соверше́нию до́брых дел, согре́й сердца́ на́ша любо́вию ко Го́споду и к жи́зни ве́чней. Испроси́ у Царя́ Небе́снаго гра́ду Твери и святе́й оби́тели твое́й благостоя́ние и всей стране́ Росси́йстей ми́лость Бо́жию и сохране́ние от вся́каго зла. Испроси́, святи́телю Бо́жий, и всем, с ве́рою прибега́ющим к ра́це святы́х моще́й твои́х и и́мя твое́ благогове́йно призыва́ющим, коему́ждо дар благопотре́бен: неду́гующим исцеле́ние, бе́дствующим избавле́ние, печа́льным утеше́ние, заблу́ждшим и́стины позна́ние, гре́шным исправле́ние, подвиза́ющимся преспе́яние, и всем вся к жи́зни вре́менней и ве́чней потре́бная, во сла́ву ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Храм Арсения Тверского

В сентябре 2004 года установили поклонный крест в микрорайоне Первомайский города Твери. В давние времена на месте жилого массива были лесные чащи. Рядом проходила дорога, по которой шли молиться.

Возведение церкви началось по просьбе жителей. Они изъявили желание, чтобы социальную инфраструктуру украшал храм святителя Арсения Тверского в Твери, а не увеселительное заведение. Православные жилого массива поддержали инициативу и совершали молитвы святому каждую неделю в среду.

Кем основан храм святителя Арсения Тверского? Строительство осуществила община церкви святого Николая Чудотворца и настоятель протоиерей Сергий Дробой, ктиторы Никольского прихода.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о Тверском епископе Арсение:

свт. Арсений еп. Тверской

Епископ Арсений Тверской – один из самых известных святых, родившихся на Тверской земле. Его канонизация совершилась в 1547 году. Он известен тем, что стал автором древнейшей редакции Киево-Печерского патерика, которую так и назвали – «Арсеньевская редакция». Кроме того, святого почитают за множеством чудес, которые совершались у его мощей после того, как его земная жизнь была завершена. День его памяти отмечается 2 марта и 2 июля. Если вы нуждаетесь в молитвенной помощи, подайте записки на молебен ко всем святым с помощью службы «Елицы Записки».

Житие святого

Детство Арсения, епископа Тверского , прошло в Тверской земле. Согласно житию мальчик воспитывался в христианском духе: отец его, хоть и преуспевал в купеческом деле, никогда не забывал о духовной жизни и о царствии Божием. Уже с юных лет будущий епископ осознавал: земные дни ни для кого не вечны, надо думать о спасении души, а значит – жить во славу Господа.

Монашеский постриг

Юношей Арсений остался сиротой. Недолго думая, он раздал свое имущество нищим и с радостью отправился в Киево-Печерскую лавру. Там он принял постриг, и не было среди послушников обители более благочестивого и строгого к себе инока.

Он выполнял все монашеские обеты, прекрасно знал Священное Писание, отличался трудолюбием и скромностью.

«Правая рука» митрополита

Настолько благочестивое поведение набожного юноши привлекло к нему внимание самого митрополита Киприана, который, понаблюдав за Арсением, скоро увез его в Москву и назначил архидьяконом. Киприану часто приходилось уезжать из Москвы по делам службы, и тогда он со спокойной душой оставлял Арсения управлять делами Киевской митрополии, будучи уверенным: он не подведет.

Тверская земля – под владычеством святителя Арсения

В 1390 году произошло важное событие как для Арсения , так и для всей Тверской земли. Сместив Евфимия, много лет враждующего с тверским князем Михаилом Александровичем, митрополит Киприан назначил епископом Арсения.

Вступив на тверскую кафедру, тверской святитель показал себя истинным миротворцем: ему удалось прекратить почти все раздоры, терзавшие тверскую землю.

Читайте также:  Иоанн Кронштадтский

Завершение земного пути и канонизация

Как свидетельствует житие епископа Тверского , он скончался в 1409 году. Но прежде он успел совершить множество великих дел во славу Господа. Арсений Тверской в Старице и в Микулине построил соборы, посвященные Архангелу Михаилу. В Старице, кроме того, им был построен собор Святителя Николая.

Тверской Спасо-Преображенский кафедральный собор был обновлен в период, когда Арсений служил епископом в Тверской земле. Там же была заложена новая колокольня при церкви. Помимо этого, тверская земля обрела Саввин Сретенский монастырь.

Но самое главное – в 1406 году он сделал список с Киево-Печерского Патерика. Арсеньевская редакция стала самой древней из всех дошедших до нынешнего времени редакций памятника русской письменности, ведь Киево-Печерский Патерик, по сути, – это самый первый сборник, включающий в себя жития русских святых. Без участия святителя мы бы сегодня не знали многого о своей истории.

Погребен он был в Желтиковском монастыре, в гробнице, которую он когда-то сделал собственноручно. А в 1483 году были обнаружены нетленные мощи епископа Тверского . К сожалению, в 1941 году Желтиков монастырь был взорван советскими войсками при отступлении. Мощи святого были утрачены.

Чудеса Арсения, епископа Тверского

Согласно житию святителя , его мощи не раз являли верующим невиданные чудеса. Эти чудеса впоследствии были изображены на его серебряной раке.

Уже после его канонизации произошло невероятное воскрешение рыболова Терентия. Рассказывали, что Терентий чрезмерно увлекся пьянством. Это привело к потере рассудка и скорой смерти. Родители рыбака успели привезти обезумевшего сына в Желтиковский монастырь, но вскоре он скончался. Спустя 2 дня после смерти тело рыбака поставили рядом с мощами Арсения Тверского , и родители Терентия принялись роптать на святого. Тогда их умерший сын поднялся в гробу и заплакал. Потрясенные родители рыбака раскаялись перед святым.

Второе чудо относится ко временам польской интервенции. Один из воинов решил похитить драгоценное покрывало с останков святого. Он перекинул расшитую ткань через седло, но в следующий момент неведомая сила подняла в воздух всадника вместе с конем и ударила оземь. Грабитель скончался, а покров взлетел и опустился на крышу церкви.

Житие святого рассказывает также о человеке, который спрятал в лесу деньги, закопав их в землю. Вернувшись через некоторое время, он не обнаружил своего клада и впал в такое отчаяние, что хотел наложить на себя руки.

Мимо проходил монах. Он обратился к человеку, уговаривая его от совершения страшного греха самоубийства. Когда монах узнал причину горя крестьянина, он ударил посохом о землю и приказал мужчине искать свой клад, а когда найдет – прийти в Желтиковский монастырь, чтобы поблагодарить Господа.

Клад был найден, а крестьянин явился в монастырь: он быстро понял, что помог ему не кто иной, как Арсений Тверской , вернувшийся на землю в облике монаха.

Кроме того, святые мощи известны и другими чудесами: исцелениями людей с больными ногами, слепых и душевнобольных, спасением от удавления.

О чем верующие в своих молитвах просят святителя Арсения, епископа Тверского

Молясь святому, обычно просят о защите от злых людей, об исцелении, – в первую очередь, для тех, кто страдает болезнями глаз, ног, а также для душевнобольных. Некоторые обращаются к святому с просьбой помочь отыскать утерянное.

При этом стоит помнить – строгий к самому себе, Арсений Тверской всю свою жизнь проявлял милость к другим. Он ничего не хотел для себя, довольствуясь малым, зато раздавал бедным одежду и пищу. Он не раз выкупал людей из плена, спасал рабов. И сегодня возносимые ему молитвы не остаются без ответа – главное, молиться с чистым сердцем.

Святитель Арсений, епископ Тверской

С вятитель Арсений, епископ Тверской, по свидетельству церковного предания, родился в г. Твери от благочестивых, богатых и знатных родителей и получил высокое по тому времени образование. Еще в юные годы отличался он кротостью, не любил рассеянность. По смерти родителей своих, оставшись наследником богатого имения, Арсений обратил дом свой в дом принятия странных и бедных. Но родные сочли такую жизнь молодого человека странной и упрекали его в расточительности. «Полезно ли нам благочестие — увидим за гробом, если не видим здесь», — говорил Арсений. Отчаявшись одолеть «вражду и брань многу», юноша решил расстаться с миром и просил Господа указать ему путь. Ночью во время сна он услышал голос, звавший его в Киев, в обитель Пречистой. Он встал, тайно вышел из города и отправился в Печерскую обитель.

Со слезами объявив настоятелю о своих расположениях душевных, Арсений принят был в обитель и облечен в иночество. Как и всякий новый послушник, проходил он нелегкие послушания, но проходил с любовью. Даже среди иноков древнего монастыря, отличавшихся своим благочестием, Арсений выделялся святой жизнью — строгим хранением монашеских обетов, знанием церковного устава, начитанностью в Священном Писании и трудолюбием. Смирением и искренним благочестием Арсений обратил на себя внимание проживавшего тогда в Киеве митрополита Киприана, будущего святителя Московского (†1406, память 16/29 сентября). Святитель Киприан полюбил инока Арсения и приблизил к себе, посвятив в сан иеродиакона. Когда святитель Киприан занял престол Московской митрополии, он взял с собой в Москву и святого Арсения. Святой Арсений был у владыки архидиаконом, и когда Киприан в 1390 г. возвратился из Царьграда с именем и правами митрополита всея Руси, то, отправляясь в Москву, он взял с собой и Арсения и поручил ему заведовать письменными делами митрополии, ему было поручено также письмоводительство, он занимался всеми делами, относившимися к внутреннему устроению митрополии.

3 июля 1390 г. Арсений вместе с митрополитом Киприаном прибыл в Тверь, где по просьбе тверского князя Михаила Александровича состоялся собор русских и греческих иерархов для суда над Тверским епископом Евфимием. Князь и епископ были в многолетней ссоре, многие тверичи представляли на епископа обвинения. После безуспешных попыток водворить в Твери церковный мир митрополит Киприан «отставил от епископства» Евфимия и отправил его в Москву, в Чудов монастырь. На место Евфимия митрополит назначил своего архидиакона (в Никоновской летописи — протодиакона) Арсения, «мужа дивна и нарочита и добродетельна суща». Но тот «боялся владычества прияти во Твери, виде бо там вражду и брань многу, и смутися и ужасеся». По возвращении митрополита Киприана и архидиакона Арсения в Москву тверской князь прислал своих бояр с челобитной к митрополиту о посвящении на Тверскую кафедру Арсения. Арсений и на этот раз не соглашался. По словам летописца, в 1390 г. «едва умолиша архидиакона Арсения митрополита быти во Твери». Под угрозой соборного запрещения митрополит и князь наконец получили его согласие на хиротонию, которая состоялась 15 августа 1390 г. Среди епископов, участвовавших в рукоположении его, был святитель Стефан, епископ Пермский (память 26 апреля/9 мая).

Вступив на архипастырскую кафедру, святитель Арсений, как великий молитвенник и миротворец, смог прекратить многие раздоры в Тверском княжестве. И князь Михаил Александрович своим умом, своей твердой волей, своими расположениями душевными поддерживал мир между подчиненными князьями; последние годы свои он особенно посвящал на строение и украшение храмов Божиих. Но князь был уже стар и близился к другой жизни, и для блаженного Арсения служило утешением последнее время жизни его. Князь Михаил, позвав к себе одного епископа Арсения, объявил о намерении своем постричься. Благочестивый епископ одобрил и укрепил в князе доброе желание его — посвятить последние дни очищению совести и молитве. И, испросив у всех прощения, князь Михаил смиренно поклонился и пошел в Афанасьев монастырь. На четвертый день он был пострижен с именем Матфея (блаженным Арсением) и спустя восемь лет после этого умер.

После Михаила начались сильные раздоры между князьями Тверского княжества. Эти раздоры, сами по себе столько противные духу христианскому, вносили еще раздор в дома боярские, а для народа были сущим бедствием. Много надобно было трудиться святому пастырю, чтобы сколько-нибудь ослабить, если не совсем погасить этот пагубный дух вражды. И труды его не были бесплодны.

Жизнь блаженного пастыря служила назиданием для всех. Всегда тихий и кроткий, он ни от кого не отходил с гневом или враждой; был бескорыстен и не ласкал ничем своего самолюбия; дышал любовью ко всем, забывая себя. Заботливый о славе имени Божия, святитель построил несколько храмов в Твери и ее окрестностях. В его епископство, с 1390 по 1409 гг., были построены и освящены соборы в честь Архангела Михаила в Старице и Микулине, обновлен Спасо-Преображенский кафедральный собор, заложена соборная колокольня. Тяготясь делами страстей людских, пустыннолюбивый архипастырь искал себе отдыха пустынного. В 20 верстах от Твери в 1397 г., на реке Тме, им был создан Саввин Сретенский монастырь, первыми иноками которого были преподобные Савва и Варсонофий (память 2/15 марта), принявшие постриг на святой Афонской горе. Не забыл святитель Арсений и обители Печерской, где начинал свои иноческие труды. В 4 верстах от Твери, на реке Тмаке, полюбилось ему место, и он построил здесь храм в честь прпп. Антония и Феодосия, незримых наставников своих, поставил келлии, пригласил иноков и избрал для них игумена. Это было в 1394 г. С того времени он часто проживал здесь, занимаясь богомыслием, молитвами и трудами пустынника. В 1404 г. святитель основал и в следующем году освятил в любимой обители своей каменный храм в честь Успения Богоматери — новое напоминание о близкой к душе его Печерской обители.

К окончанию строительства Желтикова монастыря по повелению святителя Арсения в 1406 г. был сделан список с Киево-Печерского патерика, самая древняя из дошедших до нашего времени редакций драгоценного памятника русской письменности (первого сборника Житий русских святых), получившая в науке название Арсеньевской. Из книг, переписывавшихся по повелению святителя Арсения, сохранились до нашего времени две рукописных «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника (1402 и 1404 гг.).

Дабы иметь перед глазами постоянное напоминание о смерти, блаженный Арсений вслед за тем, как окончилось построение обители, начал готовить себе гроб. Собственными руками тесал он его из камня, выдалбливая ложе из одного и покрышку из другого камня. Так готовил он душу свою к жизни загробной.

За свою жизнь святитель был удостоен от Бога дара чудес. По церковным песнопениям, св. Арсений имел «ум преподобен», «страстьми непорабощен», «слово мудростно и смиренно», «душу чисту» и был «князем учитель правыя веры, вельможам твердое защищение, сирым яко отец милосерд, вдовицам теплое заступление, скорбящим утешение, болящим исцеление».

Кончина святителя Арсения последовала Великим постом 1409 г. К так называемому «соборному воскресенью» (воскресенье после первой седмицы поста, неделя Православия; в этот день к епископу съезжались священники и составляли епархиальный собор) по обыкновению съехалось в Тверь духовенство. Во вторник святитель Арсений произнес поучение к пастырям, благословил их и распустил собор. Скончался святитель 2/15 марта.

Святитель Арсений был погребен в Желтиковом монастыре, в притворе правого придела во имя образа Нерукотворенного Спаса Успенской церкви, в той самой гробнице, которую изготовил своими руками. По свидетельству летописи, у гроба его совершалось много исцелений с верой приходящих.

В «Иконописном подлиннике» святитель Арсений описывается следующим образом: «Подобием стар, сед, брада аки Сергиева, в схиме, мантия с источники, омофор перекинут через плечи кольцеми наперед, правая рука благословенна, в левой Евангелие».

Мощи святителя Арсения были обретены нетленными в Желтиковом монастыре в 1483 г. С того же года в Твери было установлено празднование ему по благословению Тверского епископа Вассиана.

Служба святому составлена в XVI веке; канон и стихиры Феодосия, инока Желтикова монастыря, составлены в 1483 г.

На серебряной раке святителя Арсения были изображены семь его чудес: первое — воскрешение рыболова Терентия; второе — дарование сына Иоанну Карташу; третье — исцеление протоиерея Алексия, страдавшего ногами; четвертое — исцеление девицы Устинии Головенковой; пятое — спасение одного человека от удавления; шестое — с покровом святого, когда в 1606 г. поляки ворвались в Желтиков монастырь, один всадник сорвал покров над ракой святителя и положил на своего коня. Конь взвился на дыбы и упал вместе с всадником, обоих нашли мертвыми; седьмое — исцеление Григория и жены его, бывших душевнобольных. Канонизация святителя Арсения состоялась на Московском Соборе 1547 года.

АРСЕНИЙ

(† 2.03.1409), свт. (пам. 2 марта и в 1-ю неделю после 29 июня – празднование перенесения мощей А. и в Соборе Тверских святых), еп. Тверской (с 1390), основатель Жёлтикова в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря. Житие А. известно в большом количестве списков, редакции отличаются в основном количеством чудес, в наиболее ранней (РГБ. Унд. № 286, 90-е гг. XVI в.; ГА Тверской области. Рук. Кол. Оп. 1. № 1103, 2-я пол. XVII в. и др.) описаны 2 чуда (1566 и 1594). В житии сказано, что оно было составлено через много лет после преставления святого. Источниками для жития послужили краткие записи о святом, хранившиеся в Жёлтиковом мон-ре и неполно отражавшие деятельность святителя: называя А. преподобным, житие рассказывает преимущественно о событиях его жизни, связанных с историей мон-ря. Житие дополняют летописные известия о закладке и освящении святителем храмов, Крещении и венчании княжеских детей, миротворческой деятельности в конфликтах между тверскими князьями и кашинским кн. Василием Михайловичем и др.

Читайте также:  Успенский кафедральный собор в Ярославле: история, расписание, адрес

В нач. XVI в. независимо от пространного жития было составлено проложное житие А. (РГБ. Рум. № 397. Л. 418-418 об.; ГИМ. Увар. № 1001. Л. 8 об. и др.). Сообщаемые им сведения отличаются от фактов, приводимых в пространном житии, и представляются менее достоверными. Существует также житие А., написанное в 1764 г. архим. Макарием (Петровичем), ректором Тверской ДС (ГА Тверской области. Рук. Кол. Оп. 1. № 26, 1017; ГИМ. Щук. № 106 и др.), этот текст представляет собой беллетризированную обработку пространного жития с добавлением сведений из проложного жития.

Пространное житие говорит, что о происхождении святителя сведения не сохранились (РГБ. Унд. № 286. Л. 9об.), в проложном житии А. назван тверитянином. После смерти родителей А. принял постриг в Киево-Печерском мон-ре, это дает основание предположить, что он скорее всего был уроженцем Юж. Руси. На основании ошибочного свидетельства святцев XVII в. (РГБ. Больш. № 249. Л. 267) А. называли также греком ( Клибанов . С. 240). Подвизаясь в Киево-Печерском мон-ре, А. вскоре стал образцом для др. монахов, и на него обратил внимание буд. митр. свт. Киприан, взявший его с собой в Москву. После поставления Киприана на митрополию А. был возведен в сан протодиакона.

В 1390 г. А. вместе с митр. Киприаном, греч. митрополитами Матфеем и Никандром и рус. епископами Михаилом Смоленским и свт. Стефаном Пермским приехал в Тверь для суда над Тверским еп. Евфимием (Висленем). Суд был не только церковный, но и мирской: Евфимия обвиняли «и архимандриты, и игумени, и священницы, и иноцы, и боаре, и велможи, и простии» (ПСРЛ. Т. 11. C. 125). Суть обвинений не вполне ясна: в летописях говорится о «мятеже церковном», причиной к-рого был Евфимий, в житии А. Евфимий обвинен в ереси, Никоновская же летопись называет «жалобы» на него «клеветами». Так или иначе, митр. Киприан был вынужден забрать Евфимия в Москву и в ответ на просьбу тверского кн. св. блгв. Михаила Александровича 24 июля 1390 г. поставил А. на Тверскую кафедру. О епископской хиротонии А. 24 июля 1390 г. сообщают Рогожский летописец (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 160), Симеоновская летопись (Т. 18. С. 147), а также запись на бумажной вклейке в пергаменном Уставе: ГИМ. Син. 387, XV в. В Никоновской же летописи (ПСРЛ. Т. 11. С. 125-126) и исторических сборниках (ГА Тверской обл. Рук. Кол. Оп. 1. № 1129 и № 1554 и РГБ. Фадеев. № 24) поставление А. на Тверскую кафедру излагается иначе: в июле Киприан, низложив Евфимия, «даде» вел. кн. Михаилу Александровичу А., «мужа дивна, и нарочита, и добродетелна суща», однако А., испугавшись вражды и несогласия, к-рые он увидел в Твери, не будучи хиротонисан во епископа, уехал вместе с митр. Киприаном и Евфимием в Москву. Кн. Михаил Александрович вновь просил Киприана о поставлении А., и митрополит вторично поехал с А. в Тверь в сопровождении тех же архиереев, к к-рым присоединились еп. Звенигородский Даниил и еп. Рязанский Иеремия. Согласно Никоновской летописи, А. был хиротонисан на Тверскую кафедру 15 авг. 1390 г. Пространное житие, не рассказывая о 2 приездах А. в Тверь, тем не менее сообщает, что первоначально А. «не восхоте и отнюд» принять епископскую кафедру, «недостоина себе нарицая таковаго начинания смирения ради» (РГБ. Унд. № 286. Л. 15).

Возглавив Тверскую епархию, святитель приложил много усилий для устроения церковной жизни и прекращения междоусобных раздоров в княжестве. В 1390-1391 гг. был обновлен Спасо-Преображенский кафедральный собор в Твери, в 1393-1394 гг. А. основал Жёлтиков мон-рь на р. Тьмаке с теплой ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, в 1404 г. в мон-ре была заложена, в 1406 г. освящена каменная ц. в честь Успения Богородицы – четырехстолпный трехапсидный храм с 2 приделами; в 1398 г. освящена ц. во имя арх. Михаила в Городце, в 1403 г. там же освящена ц. во имя свт. Николая. В 1399 г. А. встретил и поместил в Спасо-Преображенском соборе икону Страшного Суда, присланную К-польским Патриархом, спустя нек-рое время совершил монашеский постриг тяжелобольного кн. Михаила Александровича и вскоре отпел почившего князя. Годы святительства А. были временем расцвета тверской иконописи и тверского книгописания, в частности, в Твери была переписана Лествица со списка, составленного свт. Киприаном во время пребывания его в К-поле. По инициативе А. в 1406 г. была создана древнейшая из дошедших до нас редакция Киево-Печерского патерика, к-рому святитель постарался придать общерус. звучание. При А. в Тверских землях оживилось летописание, следы к-рого сохранились в Рогожском летописце, Никоновской и др. летописях.

Неск. раз митр. Киприан вызывал А. в Москву: в 1396 г.- на поставление Ростовского архиеп. свт. Григория Премудрого, в 1401 г.- на Собор по делу Новгородского архиеп. Иоанна и Луцкого еп. Саввы, в дек. 1403 г.- по неизвестному поводу.

О преставлении святителя сохранился подробный рассказ в Новгородской IV (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 408-409) и Никоновской (Т. 11. С. 211-212) летописях и в «Летописи Авраамки» (Т. 16. С. 318-319), автором его, по-видимому, был один из близких к святителю клириков. Рассказ жития о преставлении святого отличается от летописного и содержит ошибки, в частности в сообщении, что в погребении А. участвовал кн. Михаил Александрович († 1399),- святого хоронил сын Михаила Александровича Иван Михайлович. А. погребен рядом с Успенским собором в Жёлтиковом мон-ре. В 1483 г. были обретены нетленные мощи А., от к-рых начались чудотворения. В том же году по повелению еп. Вассиана (Оболенского) и по благословению игум. Геронтия иноком Жёлтикова мон-ря Феодосием были составлены стихиры и канон А. (имя автора указано в списке службы: РГБ. Рум. № 397. Л. 146, сер. XVI в.); в Похвальном слове А. также есть указание на составление службы в 1483 г. Местное празднование святителю было установлено на Соборе 1547 г.

Первое датированное чудо А. относится к 1556 г. Это чудо воскрешения из мертвых рыбака Терентия, к-рый, хотя и прибегал с верою в молитве к А., однако умер от чрезмерного винопития. Родители, сокрушаясь, упрекали святого в том, что он попустил Терентию умереть в обители, созданной святым. Услышав молитвы родных, А. «вложы в мертваго ч(е)л(о)в(е)ка д(у)шу» (РГБ. Унд. № 286. Л. 22об.). Автор повествования о чуде, инок Феодосий (не тот, к-рый составил службу), говорит, что сам видел воскресшего и слышал от него рассказ о чуде. О воскрешении Терентия стало известно Тверскому еп. Акакию, к-рый совершил крестный ход в мон-ре и по повелению царя Иоанна IV Васильевича Грозного и по благословению митр. Московского Афанасия учредил в мон-ре архимандритию. Др. чудо совершилось в 1594 г.: с верою приложившись к раке святителя, излечился от паралича бывш. певчий Спасо-Преображенского собора Михаил Лаптев. В 1654 г., по сообщению одной из редакций пространного жития (ГА Тверской обл. Рук. Кол. Оп. 1. № 1122), Святейший Патриарх Никон освидетельствовал мощи А. Обнаружив их нетленными, Патриарх благословил изготовить для них новое облачение и по просьбе архиеп. Лаврентия прислал деревянную раку, в к-рой из Соловецкого мон-ря в Москву перевозили мощи свт. Филиппа II (Колычёва). В 1655 г. мощи А. были перенесены из деревянной ц. святых Антония и Феодосия, где они временно пребывали с 1637 г., в обновленный Успенский собор Жёлтикова мон-ря и положены в раку, присланную Патриархом Никоном. В 1655-1656 гг. была составлена служба на перенесение мощей, что можно считать установлением общецерковного почитания А. В Москве на Тверском подворье (совр. Кузнецкий мост, 11) с 1690 г. существовала ц. во имя Арсения.

В 1734 г. мощи А. переложили в серебряную раку, деревянная была передана в Отроч мон-рь. В XIX – нач. XX в. в Жёлтикове мон-ре хранился гроб из белого камня, выдолбленный, по преданию, святителем (Димитрий (Самбикин). С. 76). В нач. XX в. Вениамин (Федченков), бывший тогда ректором Тверской ДС, осмотрев мощи А., подтвердил их нетленность. В 1904 г. по благословению Тверского архиеп. Димитрия (Самбикина) было установлено празднование Собору Тверских святых в 1-ю неделю после 29 июня, когда праздновалось перенесение мощей А., в этот день в Твери совершался крестный ход в Жёлтиков мон-рь; празднование Собору возобновилось в 1979 г. по благословению архиеп. Калининского и Кашинского Алексия (Коноплёва).

Мощи А. были вскрыты в 1919 г. (см. Вскрытие мощей), последний раз они упоминаются в акте за 1930 г.- НА ТГОМ. Ф. Р 1. Оп. 1. № 196. Л. 3, их совр. местонахождение неизвестно. Частица мощей А. помещена в один из мощевиков, хранящихся в Серапионовой палатке Троицкого собора ТСЛ, сохранился напрестольный крест (1704-1705 гг. ГЭ), в к-рый вложен фрагмент ризы святителя.

В печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, под 2 марта (Минея (МП). Март. Ч. 1. С. 49-64) помещена полиелейная служба А. (см. Знаки праздников месяцеслова). Среди текстов службы Собору Тверских святых А. упомянут в 3-й стихире на Господи воззвах, в каноне утрени ему посвящены 3-я песнь полностью и первые тропари 6-й и 7-й песней (Там же. Июнь. Ч. 2. С. 545, 549, 551, 552).

Иконография

В иконописных подлинниках содержатся разные предписания об изображении А.: его внешность уподобляется облику прп. Сергия Радонежского ( Большаков . С. 76), святителей Иоанна Новгородского (ИРЛИ. Бобков № 4. Л. 82 об. 2 марта), Филиппа Московского, Гурия (Руготина), архиеп. Казанского. В памятниках кон. XVII-XVIII в. А. часто изображался вместе с блгв. вел. кн. Михаилом Ярославичем на фоне Твери, как на иконе кон. XVII в. (ТКГ): святитель представлен слева, в архиерейской мантии, омофоре и схимническом куколе, с седой бородой средней величины, на левой руке Евангелие, правая – в молении; в центре вверху – образ Преображения Господня, внизу – вид Твери с пятиглавым Спасо-Преображенским собором и колокольней. Образы А. и Михаила Ярославича помещены на водосвятной чаше 1687 г. (ТГОМ), происходящей из Спасо-Преображенского собора; на прориси с иконы XVIII в. (ГРМ), где святые предстоят Господу Иисусу Христу в облачном сегменте; на иконе нач. XIX в. (ЦМиАР); иконе 1802 г. (частное собрание. Москва), происходящей из Твери, где, вероятно, представлен вид Жёлтикова мон-ря. В архиерейской мантии, омофоре и митре, с жезлом в левой руке, на фоне пейзажа А. изображен на иконе 1738 г., выполненной Егором Греком (ЦМиАР),- вместе со сщмч. Феодотом, еп. Киринейским (память к-рого также празднуется 2 марта); с Евангелием в руках – в правой части складня-мощевика 2-й пол. XVIII в. (ГММК); в полном богослужебном облачении (саккосе, омофоре, палице и митре, с панагией и крестом на груди, жезлом в руке) – на иконе-мощевике кон. XVIII – нач. XIX в. (ЦМиАР), к-рой в 1803 г. была благословлена кнж. А. Гагарина. Редкий образ А. в полной схиме, с окладистой бородой, имеется на деисусной иконе сер. – 2-й пол. XIX в. (ЦАК МДА), а также на прориси с иконы 1814 г. «Русские святые» ( Маркелов . С. 461), где А. назван «преподобным». К небольшим паломническим иконам относится поясной образ святого, кон. XIX в. (ЦМиАР). Преставление святителя помещено на Святцах годовых, 1864 г. (ГМЗРК), выполненных в технике финифти. На хромолитографии 1893 г. (РГБ), изданной в Москве, А. изображен в молении Пресв. Богородице, вокруг – 15 клейм его жития. В храме Воскресения Христова («Спас-на-крови») в С.-Петербурге (1894-1907) есть мозаика с образами прп. Антония Сийского и А.

АРСЕНИЙ ТВЕРСКОЙ

Свт. Арсений Тверской

Арсений (+ 1409), епископ Тверской, святитель

Память 2 марта, воскресенье после 29 июня [1], 2 июля – перенесение мощей в 1483 году [2], в Соборах Киевских и Тверских святых

Родился в Твери, в молодых летах принял постриг в Киево-Печерской Лавре. Даже среди иноков древнего монастыря, отличавшихся благочестием, Арсений выделялся святой жизнью – строгим хранением монашеских обетов, знанием церковного устава, начитанностью в Священном Писании и трудолюбием.

В 1380-1382 годах служил архидиаконом при митрополите Киевском святителе Киприане, во время отсутствия митрополита управлял делами Киевской митрополии. 3 июля 1390 года он вместе с митрополитом Киприаном прибыл в Тверь, где по просьбе Тверского князя Михаила Александровича состоялся Собор русских и греческих иерархов для суда над Тверским епископом Евфимием. Князь и епископ были в многолетней ссоре, многие тверичи представляли на епископа тяжкие обвинения. После безуспешных попыток водворить в Твери церковный мир, митрополит Киприан “отставил от епископства” Евфимия и отправил его в Москву, в Чудов монастырь.

На Тверскую кафедру был назначен святой Арсений. Но тот “бояся владычества прияти во Твери, виде бо там вражду и брань многу, и смутися и ужасеся”. По возвращении митрополита Киприана и архидиакона Арсения в Москву тверской князь прислал своих бояр с челобитной к митрополиту о посвящении на Тверскую кафедру Арсения. Арсений и на этот раз не соглашался. По словам летописца, в 1390 году “едва умолиша архидиакона Арсения митрополита быти во Твери”. Под угрозой соборного запрещения митрополит и князь наконец получили его согласие на хиротонию, которая состоялась 15 августа 1390 года. Среди епископов, участвовавших в рукоположении его, был святитель Стефан, епископ Пермский.

Вступив на кафедру, епископ Арсений, как великий молитвенник и миротворец, смог прекратить многие раздоры в Тверском княжестве. В его епископство, с 1390 по 1409 год, были построены и освящены соборы в честь Архангела Михаила в Старице и Микулине, обновлен Спасо-Преображенский кафедральный собор, заложена соборная колокольня. Святитель основал на реке Тьмаке, близ Твери, Желтиков монастырь, где по подобию Киево-Печерского монастыря была построена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских (1394) и каменный Успенский собор (1406).

Желая, чтобы иноки новой обители всегда назидались подвигами Печерских отцов, святитель Арсений повелел в 1406 году сделать с Киево-Печерского Патерика список, представляющий самую древнюю из дошедших до нашего времени редакцию этого драгоценного памятника русской письменности, получившую название Арсеньевской.

В 1483 году мощи его были обретены нетленными и поставлены в монастырском соборе. В том же году иеромонахом Феодосием написано житие и канон Святителю.

Прославление святого последовало на Московском Соборе в 1547 году.

В 1744 году мощи святителя Арсения переложены в новую серебряную раку из древней раки святого Филиппа, в которой они до того почивали.

Свт. Арсений и блгв. вел. кн. Михаил Ярославич, Тверские. Икона (Тверь, кон. XVII в. 30,5×27). Тверская областная картинная галерея

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Благоче́стно пожи́в во святи́тельстве,/ лю́ди просвети́л еси́ уче́нием твои́м,/ и о хра́ме Пречи́стыя вельми́ подвиза́вся,/ и люби́тель мона́хов бы́в,/ сего́ ра́ди от Христа́ па́ствы твое́й вене́ц прия́л еси́. / Те́мже, я́ко апо́стольского престо́ла наме́стника и святи́теля вели́каго чту́ще тя́,/ мо́лим ча́да твоя́, блаже́нне:/ от все́х бе́д изба́ви на́с я́же ко Христу́ моли́твами твои́ми,// святи́телю Христо́в Арсе́ние о́тче на́ш.

Кондак, глас 8

Восприе́мши ра́достно честны́я твоя́ мо́щи пречи́стая це́рковь,/ в ню́же че́стно вноси́мы мно́жеством священномона́хов и кня́зи благове́рными,/ и и́же прие́мши, я́ко сокро́вище многоце́нное./ Те́мже и мы́ ны́не, твоея́ огра́ды слове́сныя о́вцы,/ о́крест ра́ки твоея́ предстоя́ще,/ любе́зно вопие́м ти́:/ не забу́ди ча́д твои́х, о́тче,/ и́хже му́дре собра́л и возлюби́л еси́,/ я́ко да зове́м ти́:// ра́дуйся, святи́телю Арсе́ние, па́стырю и учи́телю на́ш.

Тропарь на перенесение мощей, глас 1

Боже́ственною свы́ше просвети́вся благода́тию, святи́телю,/ и мно́гим терпе́нием во вре́менней жи́зни по́двиг соверши́л еси́./ Те́мже источа́еши чуде́с благода́ть/ и́же с ве́рою приходя́щим к честне́й ра́це моще́й твои́х,/ Арсе́ние преблаже́нне./ Мы́ же вопие́м ти́:/ сла́ва Да́вшему ти́ кре́пость, сла́ва Венча́вшему тя́,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.

Кондак на перенесение мощей, глас 8

Я́ко богоявле́нная росси́йская звезда́, дне́сь, сия́я чудесы́,/ яви́лся еси́, святи́телю Арсе́ние./ Те́м непреста́нно моли́ся Христу́ Бо́гу о ста́де твое́м/ и сохраня́й оте́чество твое́, гра́д же и лю́ди,/ и́же ве́рою почита́ющих честно́е пренесе́ние твое́/ и к честны́м моще́м твои́м припа́дающих со стра́хом и любо́вию целу́ющих я́./ Да вси́ велегла́сно зове́м ти́:// ра́дуйся, Богому́дре святи́телю Арсе́ние, о́тче на́ш.

Святитель Арсений, епископ Тверской

15 марта (2 марта ст. ст.) Церковь чтит память святителя Арсения, епископа Тверского, основателя Успенского Желтикова монастыря.

Содержание:

Житие святителя Арсения Тверского

Для восстановления жизненного пути святителя Арсения обратимся к житию святого. Будущий епископ Арсений родился в Твери в зажиточной семье. Его отец преуспел в купеческом деле, но и о царстве Божием не забывал. Родители уделяли большое внимание христианскому воспитанию сына, поэтому с юных лет Арсений хорошо понимал, что блага земной жизни непостоянны, а нужно заботиться лишь о том, чтобы угодить Богу и спасти свою душу. После смерти родителей юный Арсений раздает наследство нищим и решает принять постриг в Киево-Печерской лавре. Среди иноков древней обители, отличавшихся благочестием, Арсений выделялся строгим хранением монашеских обетов, начитанностью в Священном Писании, знанием устава и трудолюбием. На него обратил внимание митрополит Киприан, вскоре он взял его с собой в Москву служить архидьяконом. Во время своего отсутствия митрополит Киприан доверял святителю Арсению управление делами киевской митрополии. В 1390 г. вместе с митрополитом Киприаном он прибыл в Тверь, где по просьбе тверского князя Михаила Александровича состоялся суд над епископом Евфимием Висленем. «Нелюбие» между великим князем и епископом Евфимием в Твери длилось на протяжении нескольких лет. [3] По просьбе тверского великого князя Михаила Александровича митрополит Киприан в сопровождении греческих митрополитов и русских епископов приехал в Тверь. После безуспешных попыток примирить князя Михаила Александровича с епископом Евфимием, митрополит Киприан отставил от епископства Евфимия и в июле-августе 1390 г. поставил Тверским владыкой святителя Арсения. Среди епископов, участвовавших в его рукоположении, был святитель Стефан, епископ Пермский. Вступив на кафедру, епископ Арсений как миротворец сумел прекратить многие раздоры в тверском княжестве.

Скончался святитель Арсений в 1409 году, был погребен в основанном им Желтиковом монастыре.

Чудеса святителя Арсения Тверского

Согласно житию святого, у раки святителя Арсения свершались многочисленные чудеса. Одно из чудес уже после его канонизации — воскрешение рыбака Терентия. В начале XVII в. от польско-литовских набегов пострадала Желтикова обитель. Иноки монастыря успели спрятать монастырские сокровища, только на мощах святителя Арсения оставался золотой покров. Не оправдав своих ожиданий, негодуя от неудачи, один из нападавших попытался увезти с собой покров с мощей святого. Но вдруг неприятель был поднят в воздух и низвергнут на землю, а покров вернулся на былое место. Еще одно из множеств чудотворений святителя относится к 1630-м гг. За дерзновение войти в храм в нетрезвом виде, один из братии монастыря, Гермоген, был вразумлен явлением святителя и в скором времени исцелен от недуга пьянства. По милости Божией, святитель Арсений подавал различные исцеления: исцеление ослепшей Дарьи, клирика Герасима и многим других просящих о помощи.

Епископ Арсений был горячо любим как духовенством и мирянами Твери, так и братией созданного им монастыря. Повесть о преставлении святителя Арсения, рассказ о последних днях святого, представляет собой один из самых эмоциональных и поэтических эпизодов древнерусской литературы. [3]

Тропарь, кондак и канон святителю Арсению, епископу Тверскому

Тропарь, глас 8:

Благочестно пожив во святительстве, люди просветил еси учением твоим, и о храме пречистыя вельми подвизався, и любитель монахов быв: сего ради от Христа паствы твоея венец приял еси. Темже яко апостольского престола наместника, и святителя великаго чтуще тя молим, чада твоя блаженне: от всех бед избави нас, яже ко Христу молитвами твоими, святителю Христов Арсение отче наш.

Кондак, глас 8:

Восприемши радостно честныя твоя мощи, пречистая церковь, в нюже честно вносимы множеством священномонахов, и князи благоверными, и яже приемше яко сокровище многоценное. Темже и мы ныне твоея ограды словесныя овцы, окрест раки твоея предстояще, любезно вопием ти: не забуди чад твоих отче, ихже мудре собрал и возлюбил еси, яко да зовем ти: радуйся святителю Арсение, пастырю и учителю наш.

Библиотека Русской веры
Канон святителю Арсению, епископу Тверскому →

Успенский Желтиков монастырь

На время архиерейства святителя Арсения пришелся расцвет тверской школы иконописи, которая занимает выдающееся место в культуре Северо-Восточной Руси. Святитель Арсений пользовался большим авторитетом, и поначалу этому способствовали близость к митрополиту и поддержка великого князя. Со временем епископу Арсению удалось самому укрепить этот авторитет: он не участвовал в политических интригах, а занимался культурно-просветительской деятельностью. Святитель Арсений построил храмы на Городке: архангела Михаила — вместе с князем Михаилом Александровичем, святителя Николы. При личном участии епископа был реконструирован Спасо-Преображенский кафедральный собор.

Успенский Желтиков монастырь. Конец XIX — начало XX в.

По подобию Киево-Печерского монастыря в 1394 году Арсений основал Успенскую Желтикову обитель. Топоним в его названии связан с местностью, именуемой Желтиковым урочищем (современная Тверская область). Из жития святителя следует, что он предполагал устроить в этом монастыре свою усыпальницу. Создав Успенский монастырь, святитель Арсений не только воздал благодарную память месту своего пострига, но и воздвиг впоследствии один из наиболее значительных религиозно-культурных центров Тверского княжества. Первый деревянный храм обители построен в 1394 году и освящен во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В 1404 году в центре обители возвели главный каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, как в Киево-Печерском монастыре. На XVIII в. пришелся расцвет монастыря. В 1709 г. была возведена церковь Антония и Феодосия Печерских и новый Успенский собор в 1713 г. В XX в. до 1929 года в монастыре проводились службы, но постепенно монастырская жизнь стала угасать. В основном монастырь пострадал в время Великой Отечественной войны. В послевоенное время на территории монастыря был устроен военный склад, больше половины строений были уничтожены. В 2017 г. археологами были обнаружены остатки фундамента и цоколя белокаменного храма Успения Пресвятой Богородицы, заложенного здесь в 1404 году. 21 августа 2017 года на территории Желтикова монастыря г. Твери был заложен первый камень в возрождение одной из древнейших обителей Тверской земли. С начала 2019 г. на территории бывшего монастыря ведется активная работа по реставрации монастырских зданий и обустройству монастырской жизни.

Успенский собор Желтикова монастыря. Начало XX в.

Святитель Арсений был духовным отцом тверского князя Михаила Александровича. Это подтверждает повесть о преставлении тверского князя, сохранившаяся в Рогожском летописце и Симеоновской летописи.[3] В повести говорится о долгой и уединенной беседе в связи с предстоящим монашеским постригом тверского князя со святителем Арсением. В скором времени святитель Арсений совершил над умирающим князем постриг. Владыка также определил место погребения князя в кафедральном соборе Твери. [3]

В 1406 г. по инициативе святителя Арсения был создан древнейший из дошедших до нашего времени списков (вариантов) Киево-Печерского патерика — сборника сочинений об истории основания монастыря и житий его первых насельников. Исследователи назвали эту редакцию по его имени «Арсеньевская».

Прославление и почитание святителя Арсения Тверского

В 1480-х гг. установилось местное почитание святителя Арсения, епископа Тверского, а Собор 1547 г. причислил его к лику святых. В 1654 г. патриарх Никон освидетельствовал мощи Арсения и повелел изготовить для них новое облачение. В 1655 г. мощи Арсения были перенесены из деревянной церкви святых Антония и Феодосия в Успенский собор Желтикова монастыря, положены в раку, присланную патриархом Никоном. Далее начинается общероссийское прославление святителя Арсения, на перенесение мощей которого были написаны Служба, Слово похвальное, молитва и новые Чудеса. В 1764 г. ректором тверской духовной семинарии, архимандритом Макарием, были написаны новые редакции жития и Сказания об обретении мощей епископа Арсения. В Москве на Тверском подворье с 1690 г. до 1770-х гг. существовала церковь во имя Арсения. Частица мощей святого Арсения Тверского хранится в Николо-Малицком мужском монастыре в Тверской области.

Частица мощей святителя Арсения Тверского, Николо-Малицкий мужской монастырь, Тверская область

Как исторический источник житие святителя Арсения активно исследуется Г. С. Гадаловой [1] И Е. Л. Конявской [2] , которые смогли обозначить достаточно полный корпус источников о жизни святителя Арсения.

Святитель Арсений Тверской. Иконография

Свт. Арсений Тверской. Россия. Середина — вторая половина XIX века. ЦАК МДА Святитель Арсений и благоверный князь Михаил Тверские. Конец XVII века. Тверская областная картинная галерея Святитель Арсений Тверской. Современная икона Святитель Арсений Тверской. Ковчег-мощевик. XVII в.

Автор: Маргарита Лапина

Литература:

[1] Гадалова Г. С. Служба на обретение мощей святителя Арсения Тверского: к вопросу о редакциях и времени создания памятника // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. № 3 (41).
[2] Конявская Е. Л. Житие святителя Арсения епископа Тверского // Очерки по истории тверской литературы XIV–XV в. М., 2007.
[3] Конявская Е. Л. Святитель Арсений Тверской, «богоизбранный епископ» // Вестник церковной истории. 2009. № 3/4(15/16). С. 183–190.

Ссылка на основную публикацию