Икона спаса нерукотворного о чем молятся

Где находится икона Спас Нерукотворный

В самой России подлинника святыни полотенца не было, но хранились копии известные чудодейственными свойствами. Одна из них долгое время хранилась в Новоспасской обители, находившаяся вблизи Таганки, которая прославилась как гробница семьи Романовых. Но одно из первейших чудес случилось в городке Вятка, через время чудотворный лик был с почестями отправлен в Москву. Произошло это зимой в середине шестнадцатого века.

Сперва икона хранилась в одной из башен Кремля, но вскоре ее отправили в Спасо-Преображенский храм. Вот некоторые чудесные исцеления, посланные чудотворным образом:
• обрел зрение мужчина-слепец;
• поддержка в прекращении восстании С. Разина;
• паломническое странствие с образом остановил пожар в середине восемнадцатого века;
• бессчётное количество избавлений от болезни холеры.

Но, к сожалению, во времена революции чудодейственная вятская икона пропала, а в наше время вместо оригинала там хранится копия образа.

Собор иконы Спаса Нерукотворного в Абрамцево считается восхитительным памятником российской архитектуры. Маленький изысканный храм является совместной работой В. Васнецова, В. Поленова, И. Репина. Они вместе придумали чертеж строения, киот, всю обстановку, создали образы, а также украсили мозаикой полы. Оконную роспись сделал М. Врубель. Церковь освящена в конце восемнадцатого века. Добраться из столицы в Амбрамцево можно на электричке доехав до остановки «Хотьково».

Одной из древнейших икон в России считается образ «Спас Нерукотворный» написанный в двенадцатом веке и относящийся к новгородскому виду. Лик плата на нем нет, потому что икона являет изображение Господа, чудесно отпечатанного на камнях (в Эдессе). Как утверждают специалисты, этот образ очень похож на подлинник, проявившегося на камне. В то время лик находился в Кремле, ныне хранится в Третьяковской галерее.


На все реализуемые товары мы с радостью предоставим Вам любые документы, на всех ювелирных изделиях обязательно стоит проба и заводская бирка с ОТК, что гарантируем 100% подлинность. Также на большинстве икон есть сертификаты производителя и фирменная упаковка

Акафист Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа

Господи, отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.

Как изначально появился Нерукотворный Образ Иисуса Христа

Узнать, как выглядел Спаситель мы можем по большому количеству различных церковных преданий и легенд, но при этом Библия ни одним словом не упоминает про внешний вид Иисуса. Как же тогда могло появиться изображение того лика, про который мы рассказываем сейчас?

История создания образа «Спаса Нерукотворного» со всеми деталями была сохранена и передана римским историком Евсевием (учащимся у Памфила, проживающим в Палестине). Нужно отметить, что Евсевий внёс очень большой вклад в историю – многие сведения времён Иисуса сохранились до наших дней именно благодаря его усилиям.

Но как же всё-таки появился Нерукотворный Спас? Про славу Спасителя знали далеко от его места проживания, часто его посещали жители других городов и даже стран. Как-то раз царь города Эдесс (сейчас это современная Турция) отправил к нему глашатая с посланием. В письме рассказывалось, что Авгарь измучен старостью и тяжёлым заболеванием ног. Иисус дал обещание отправить кого-то из своих учеников оказать помощь правителю и принести просветление его народу с помощью света Святого Евангелия. Следующий случай был записан и передан Ефремом Сириным.

Авгарь кроме гонца отправил к Иисусу ещё и живописца, но того так сильно ослепило божественное сияние, что он был не в состоянии писать портрет Христа. Тогда Спаситель решил преподнести Авгарю своеобразный презент – полотно (убрус), которым вытер своё лицо.

Полотно сохранило отпечаток божественного лика – именно поэтому ему дали название нерукотворного, то есть такого, который создали не человеческие руки, а божественная сила (аналогично Туринской плащанице). Это стал первый образ, возникший ещё при жизни Иисуса. А когда ткань была доставлена послами в Эдессу – она сразу же превратилась в местную святыню.

Когда Иисуса распяли на кресте, в Эдессу отправляется апостол Фаддей, исцеляющий Авгаря и совершающий другие чудеса, а также активно обращающий местное население стать христианами. Про эти удивительные события мы узнаём от другого историка – Прокопия Кесарийского. А в записях Евагрия (Антиохия) рассказывается про чудесное спасение горожан от засады врагов.


Чаще всего встречаем изображение Спаса на убрусе – образ Спасителя, изображённый на фоне полотенца со складками. В большинстве своём плат имеет белый цвет. В некоторых случаях лик изображают на фоне кладки из кирпичей. А в ряде традиций полотенце придерживают по краям парящие в воздухе ангельские существа.

Чудесное обретение образа в Свя­то-Бо­ри­со-Глеб­ской оби­те­ли

Чудо явления Нерукотворного Спаса в Свя­то-Бо­ри­со-Глеб­ской жен­ской оби­те­ли произошло в 1997 году. Изначально старинная икона Спаса принадлежала обычной женщине. После Великой Отечественной Войны образ сильно потемнел, а в конце века был передан в обитель. Преображение образа “Нерукотворный Спас” произошло 20 июля во время Божественной Литургии, когда вспышка света осветила икону. Обновленная иконы в течение пяти дней благоухала. Была создана епархиальная комиссия, которая подтвердила факт чудесного обновления иконы Нерукотворного Спаса.

Чудо явления Нерукотворного Спаса в Свя­то-Бо­ри­со-Глеб­ской жен­ской оби­те­ли произошло в 1997 году. Изначально старинная икона Спаса принадлежала обычной женщине. После Великой Отечественной Войны образ сильно потемнел, а в конце века был передан в обитель. Преображение образа “Нерукотворный Спас” произошло 20 июля во время Божественной Литургии, когда вспышка света осветила икону. Обновленная иконы в течение пяти дней благоухала. Была создана епархиальная комиссия, которая подтвердила факт чудесного обновления иконы Нерукотворного Спаса.

Почему Нерукотворный или История возникновения образа

Образ возник на полотенце (плате), которым утирал лик Иисус Христос, увидев, что присланный из Едессы Анания (Ханаан) собирается писать Его портрет. Ананию прислал больной проказой правитель Авгарь V Ухама с просьбой к Иисусу об исцелении. Анании было также поручено написать портрет Христа и принести его Авгарю, если Иисус прийти не сможет.

Важно! Икона Спаса Нерукотворного не имеет автора: ее явление — одно из важнейших чудес, совершившихся во время земной жизни Иисуса Христа.

Найдя Иисуса в толпе слушающих Его проповедь, Анания встал на камень и приготовился писать. Увидевший это Христос умылся водой и утер лик платом, на котором запечатлелся Его лик.

Этот платок Анания отвез своему правителю, который образом Христовым был исцелен от проказы. Но не до конца — на лице его следы болезни оставались до тех пор, пока он не принял христианство и не поместил дарованный ему Спасителем образ над воротами города, свергнув висевшего там прежде идола.

Потомок Авгаря, вновь впавший в идолопоклонство, пытался уничтожить чудотворный образ. Икону сохранил местный епископ: он замуровал плат в городской стене. Место, где она была сохранена, было забыто жителями Едессы.

О других иконах Христа:

О других иконах Христа:

«Спас Нерукотворный»: значение

У иконы достаточно интересная история создания. Она учит уповать на чудеса Господа и тот обязательно ответит на ваши молитвы.

История рассказывает нам о человека по имени Авгарь, который был поражен проказой. Страдая от нескончаемой боли, он посылает своего поверенного архивариуса Ханнана доставить Спасителю письмо. В нем он просил Сына Божьего прибыть в Едессу (Осроену) и исцелить его, ибо боль была чудовищная. Так как Ханнан был еще и художником, Авгарь просил в письме Христа о том, чтобы Он позволит запечатлеть его лик для ежедневного моления.

Явившись на место, Ханнан увидел, как вокруг Христа столпилась толпа людей, жаждущих чуда. Их было так много, что архивариус понял, что пробиться через них будет невозможно. Тогда он взобрался на высокий камень, который был выше толпы и принялся писать образ Божьего Сына, как того просил заказчик.

Энтузиаста было сложно не заметить. Спаситель понял, в чем дело, и попросил воды умыться. Лицо свое Он вытер платом (ткань), на котором оттиском остался лик Спасителя. Этот дар Богочеловек вручил Ханнану с ответным письмом, сказав, что лично Он не может явиться в Едессу (Осроену), так как еще не выполнено задание, по причине которого Его послали в мир смертных. Тем не менее, тот уверил, что вместо Него придет ученик.

Архивариус в целости и сохранности доставил лик Спасителя. Авгарь отблагодарил его и начал молиться. К счастью, прокаженный понял, что проказа отступила. Боли прекратились, но ее следы оставались на лице. Тогда после Пятидесятницы жилище больного посетил тот самый ученик Христа – апостол Фаддей. Прибыл он для того, чтобы окончательно исцелись Авгаря и крестить его. Тот согласился, и остаток жизни прожил в праведности и благочестии.

Исцеленный понимал, что плат (ткань) с ликом Бога-Сына не его собственность, а достояние всех верующих, поэтому установил его в нише над городскими вратами, как символ привечающий добро и отпугивающий зло. От языческого идола отказались. Однако, спустя много лет, один из потомков Авгаря принял язычество и стал непримиримым противником христианской веры. Его главной целью было уничтожить лик Спасителя. К счастью, на помощь святыне поспели местные епископы, которые убрали плат с постамента и установили его в городскую стену, прикрыв лампадой.

«Спас Нерукотворный» – это не просто плат с оттиском лика Христа. Это символ, способный исцелять не только физические недуги, но и душевные. Молитва Спасу позволила Авгарю по-новому посмотреть на мир, открыть свое сердце Господу. И тот помог ему обрести счастливую жизнь не только на земле, но и на небесах.


Исцеленный понимал, что плат (ткань) с ликом Бога-Сына не его собственность, а достояние всех верующих, поэтому установил его в нише над городскими вратами, как символ привечающий добро и отпугивающий зло. От языческого идола отказались. Однако, спустя много лет, один из потомков Авгаря принял язычество и стал непримиримым противником христианской веры. Его главной целью было уничтожить лик Спасителя. К счастью, на помощь святыне поспели местные епископы, которые убрали плат с постамента и установили его в городскую стену, прикрыв лампадой.

О чем молятся иконе

Каждый православный, молящийся перед иконой «Спас Нерукотворный», ведет самый честный разговор со Спасителем о своей жизни и жизни вечной. Этому образу принято молиться в самых сложных жизненных ситуациях, когда отчаяние, уныние или гнев не дают жить по-христиански.

Молитва Спасителю перед этим образом способна помочь:

  • в исцелении тяжелой болезни;
  • в избавлении от печалей и горестей;
  • в полном изменении жизненного пути.

«Спаситель Небесный, Создатель и Заступник, Приют и Покров, не оставь меня. Исцели, Господи, душевные и телесные раны мои, убереги от боли и бед и прости мне мои прегрешения, вольные и невольные. Аминь».

Икона Спас Нерукотворный: значение и молитва

Согласно церковным преданиям, Спас Нерукотворный – самая первая православная икона, появившаяся еще при жизни Христа на земле. Образ содержит только Лицо Иисуса, тем самым указывает, прежде всего, на Личность Господа, а не на Его деятельность, и напоминает о главной цели каждого христианина – установить личные взаимоотношения с Богом. Смотря на Лицо Христа, мы можем быть в прямом контакте с Ним, встретиться с Ним лицом к лицу.

Икона Спасителя играет особую роль в иконописи и несет важное значение для самих христиан, исповедующих Православие. Нерукотворный лик назван таковым, потому что авторство по сути не принадлежит никому из людей, ведь он проявился чудесным образом по Божьей благодати.

Спас Нерукотворный: информация об иконе, в каких случаях может помочь

Православные храмы изобилуют ликами святых, способными оказать свою божественную помощь людям в затруднительном положении и при наличии тяжёлых болезней. Каждая икона характеризуется каким-то своим особенным действием, позволяет улучшить жизнь человека в определённой сфере. В этой статье я хотела бы предложить вам разобраться со значением иконы Спаса Нерукотворного, а также с тем, в каких ситуациях вы можете молить её о милости.

Читайте также:  Икона неувядаемый цвет божья матерь в чем помогает молитва


Православные храмы изобилуют ликами святых, способными оказать свою божественную помощь людям в затруднительном положении и при наличии тяжёлых болезней. Каждая икона характеризуется каким-то своим особенным действием, позволяет улучшить жизнь человека в определённой сфере. В этой статье я хотела бы предложить вам разобраться со значением иконы Спаса Нерукотворного, а также с тем, в каких ситуациях вы можете молить её о милости.

Где хранится оригинал

Вернемся к преданию об Авгаре. После того, как его брат попытался избавиться от иконы, а священник замуровал ее в стене, об этом месте все забыли. Многие годы икона была замурована и никто о ней не знал. А вот дальше история расходится и дальнейшая судьба иконы имеет два варианта.

Согласно первому, икона была привезена в Геную в 1456. По другой версии, икона была утеряна во время кораблекрушения, которое устроили крестоносцы. Однако это всего лишь версии и верить им полностью нельзя. Ведь появление утерянной иконы в том или ином месте практически всегда окутано тайной.

Также бывали случаи, когда люди выкидывали иконы в океан. Они предавали ее судьбу стихии, веря, что Господь сам сохранить ее и отдаст людям в безопасное время.

Однако сейчас все придерживаются версии с Генуей. Там икона находится в храме апостола Варфоломея.


Архитектором выступил Огюст Монферран, который также возводил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. В 1816 году из Макарьева была перенесена ярмарка. Причиной переноса был пожар. В том же году началось возведение новых строений для ярмарки. Ярмарка проводился только раз в году и длилась один месяц.

Святая феодора корфу от чего ей молятся

Ч.18. Корфу. Храм Святой Феодоры

Недалеко от храма Спиридона Тримифунтского на Корфу находится кафедральный собор, освящённый в честь святой Феодоры – царицы Торжества Православия, Покровительницы семьи и брака.

Родилась Феодора в 815 году в греческом селении Евесса в благочестивой семье, известной своей преданностью православной вере. Семья принадлежала к армянской знати. У Феодоры было трое сестёр — София, Мария и Ирина и двое братьев — Варда и Петрона.

Передается легенда о том, что в 830 году Феодора прибыла на царские смотрины и одержала верх благодаря своему смирению и благочестию. Так она вышла замуж за греческого императора-иконоборца Феофила. Царица не разделяла ереси мужа и тайно почитала святые иконы.

В 842 году Феофил умер, перед смертью назначив Феодору главой регентского совета при их малолетнем сыне Михаиле III. Царица Феодора приняла на себя правление империей при поддержке своего брата.

Первыми её действиями стали меры по восстановлению православного иконопочитания: освобождение из заточения и ссылки поборников икон, изгнание патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика и возвращение низложенного святого Патриарха Мефодия. При содействии императрицы Поместный Собор, состоявшийся 11 марта 843 года в Константинополе, восстановил почитание святых икон и богословских учений VII Вселенского Собора. В первое воскресенье Великого Поста того же года в Храме Святой Софии был проведен великий праздник восстановления иконопочитания, который с тех пор ежегодно отмечается как Торжество Православия.

Вследствии её занятости, воспитанием юного императора, в основном, занимался брат Варда, развивавший в юном императоре непозволительную распущенность. Впоследствии, родные — сын Михаил и брат Варда — приказали заключить благоверную императрицу вместе с дочерьми Анной, Феклой, Анастасией, Марией и Пульхерией в монастырь, где они были пострижены в монахини. Там святая Феодора посвятила себя молитве и духовному совершенствованию. Известно Евангелие, писанное её рукой. Святая мирно скончалась в 867 году. Мощи святой в 1460 году были отданы турками жителям города Керкиры и положены в храме Пресвятой Богородицы Спелеотиссы.

Кафедральный собор посвящён житию Святой Феодоры. Церковь построена в 1577 году, а в 1841 году её перестроили и расширили, после чего она стала одной из главных святынь города.

Справа от иконостаса, в специальной нише – серебряная рака. Под металлическим саркофагом находится стеклянный, а в нём лежат мощи царицы Феодоры,покрытые бордовой бархатной тканью. По просьбе паломников священнослужители открывают мощи и совершают краткий молебен о здравии с упоминанием имён присутствующих около алтаря.

Также в храме находятся ценные иконы времён Ионической школы и старейшие древневизантийские иконы. Самая известная из них — созданная в XV веке двуликая икона Богородицы, расписанная с двух сторон.

За ракой с мощами святой Феодоры на стене висит малоприметная, на первый взгляд, икона, которую на Корфу называют Спилиотисса (Пещерная). Когда возводили храм, строителям приходилось разбивать скальный грунт, выравнивая площадку, и в одной из пещерок они нашли эту икону. Теперь это одна из главных святынь храма, перед ней молятся о домашнем благополучии.

Верующие сугубо почитают святую Феодору как покровительницу семьи, брака и детей. Именно по этой причине местные жители любят проводить венчания в кафедральном соборе.

Удивительный православный мир с Богом и в Боге!
Какой полёт души и счастье ощущать силу Творца и милость его к нам, грешным!

Тропарь праведной Феодоре, царице Греческой:

Православия красото, блачестия твердыне и защитнице Церкве Христовы, священных икон светлое устроение, царице честная, к Богу молитвами твоими свободи от ересей славословящих тя, свыше присно подающих грехов разрешение.

Из Корфу на пароме отправляемся в портовый город Игуменица.

Остров Корфу известен всему миру как место, где находятся мощи святителя Спиридона Тримифунтского, почитаемого православными христианами на протяжении многих столетий. Именно к ним на этот остров съезжаются сотни тысяч паломников, как из самой Греции, так и из других стран, в том числе России. Но есть на Корфу еще одна святыня, которая имеет не меньшее значение в истории Православной Церкви и о которой, однако, знают не все паломники. Это мощи святой византийской императрицы Феодоры, которая имела мужество противостоять официальной иконоборческой политике тогдашнего государства, а став его главой, вновь ввести иконопочитание на VII Вселенском Соборе. В память об этом событии Церковь установила праздник Торжества православия, который с тех пор повсеместно отмечается в первое воскресенье Великого поста. Таким образом, святая Феодора переломила ход истории в пользу чистоты церковного учения и вошла в ряд горячо почитаемых православных святых.

Феодора родилась около 815 года в Пафлагонии (область на севере Малой Азии) в знатной армянской семье, в которой не признавали иконоборчество, объявленное государственной идеологией. Когда она стала женой императора Феофила, вместе с ней в императорском дворце появилось тайное иконопочитание. Поскольку ее муж продолжал иконоборческую политику своего отца – императора Михаила II, ей приходилось прятать иконы под одеждой, а также в многочисленных тайниках и ларцах в своей половине дворца. Но однажды Феодору за молитвой перед иконами застал императорский шут Дендрис, который без злого умысла проговорился об этом императору. Тот сурово отчитал супругу и запретил ей держать при себе иконы. Однако императрица, на словах подчинившись мужу, продолжала молиться перед иконами и даже приучила к иконопочитанию их общих детей.

Новым Константинопольским патриархом был избран Мефодий, пострадавший в свое время от иконоборцев. На Соборе был зачитан и одобрен томос (постановление), текст которого, к сожалению, не сохранился до наших дней, но из разных источников известно, что он провозглашал необходимость восстановления почитания икон, подтверждал законность постановлений семи Вселенских Соборов и подвергал анафеме иконоборчество. Также Собор постановил вернуть из ссылок всех православных христиан, ранее осужденных за почитание икон, при этом епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи, пострадавшие при императоре Феофиле.

К XI веку сложился особый богослужебный чин Торжества православия (Последование в неделю Православия), который к XIV веку был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В этих текстах также провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями и утверждаются постановления семи Вселенских Соборов. Особое место в службе этого праздника занимает чин анафематствования лиц, совершивших тяжкие прегрешения перед Православной Церковью.

Вскоре по приказу своих братьев и сына-императора она вместе с четырьмя своими незамужними дочерьми была насильно пострижена в монахини и заключена в одном из монастырей Византийской империи, посвященном святой Евфросинии и расположенном недалеко от Константинополя. Феодора мудро воспользо­валась своим вынужденным по­ложением для спасения собственной души: в монастыре она занималась чтением духовных книг, молилась и соблюдала посты. До наших дней сохранилось Евангелие, написанное ею собственноручно. В течение 8 лет бывшая императрица вела праведную жизнь в обители, где мирно отошла к Богу 11 февраля 867 года.

Мощи Феодоры на острове Корфу

Когда паломники с ярко освещенной южным солнцем небольшой прибрежной площади Керкиры попадают в легкий полумрак собора, они не сразу могут понять, где находится рака с мощами святой Феодоры. И лишь приглядевшись к интерьеру и встретив к тому же доброжелательный взгляд местного священника, уверенно проходят к небольшой нише, расположенной справа от иконостаса. Именно здесь стоит серебряная рака, покрытая бордовой, по-императорски порфироносной, бархатной тканью.

Пра­вед­ная ца­ри­ца Фе­о­до­ра бы­ла су­пру­гой гре­че­ско­го ца­ря Фе­о­фи­ла-ико­но­бор­ца (829–842), но не раз­де­ля­ла ере­си му­жа и тай­но по­чи­та­ла свя­тые ико­ны. По­сле его смер­ти, ко­гда свя­тая Фе­о­до­ра управ­ля­ла го­су­дар­ством вме­сто ма­ло­лет­не­го сы­на Ми­ха­и­ла, она вос­ста­но­ви­ла ико­но­по­чи­та­ние, воз­вра­ти­ла низ­ло­жен­но­го свя­то­го пат­ри­ар­ха Ме­фо­дия и со­зва­ла Со­бор, на ко­то­ром ико­но­бор­цы бы­ли пре­да­ны про­кля­тию. Ею уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние это­го со­бы­тия – Тор­же­ство Пра­во­сла­вия, ко­то­рое еже­год­но со­вер­ша­ет­ся в пер­вое вос­кре­се­нье Ве­ли­ко­го по­ста. Пра­вед­ная Фе­о­до­ра мно­го сде­ла­ла для Свя­той Церк­ви и тем, что вос­пи­та­ла в сыне Ми­ха­и­ле твер­дую пре­дан­ность Пра­во­сла­вию.

Ко­гда Ми­ха­ил вы­рос, она бы­ла от­стра­не­на от управ­ле­ния и, про­ве­дя 8 лет в оби­те­ли свя­той Ев­фро­си­нии в по­дви­гах и чте­нии Бо­же­ствен­ных книг (из­вест­но Еван­ге­лие, пи­сан­ное ее ру­кой), мир­но скон­ча­лась око­ло 867 го­да. Мо­щи ее в 1460 го­ду бы­ли от­да­ны тур­ка­ми жи­те­лям го­ро­да Кер­ки­ра (совр. Кор­фу).

Во святы́х ди́вная,/ благове́рная цари́це Феодо́ре,/ нетле́нием моще́й и чуде́с сия́нием почти́ тя́ Бо́г;/ помина́юще твое́ пра́ведное житие́,/ тя́ мо́лим испроси́ти// телесе́м на́шим здра́вие и душа́м спасе́ние.

Перевод: Удивительная среди святых, благоверная царица Феодора, нетлением мощей и чудес сиянием почтил тебя Бог, вспоминая твою праведную жизнь, тебя молим испросить нам телесное здоровье и спасение душ.

Правосла́вия красото́, благоче́стия тверды́не/ и защи́тнице Це́ркве Христо́вы,/ свяще́нных ико́н све́тлое устрое́ние,/ цари́це честна́я,/ к Бо́гу моли́твами твои́ми/ свободи́ от ересе́й славосло́вящих тя́,// свы́ше при́сно подаю́щи грехо́в разреше́ние.

Перевод: Православия красота, благочестия крепость и защитница Церкви Христовой, священных икон светлое охранение, царица почитаемая, к Богу молитвами твоими освободи от ересей прославляющих тебя, с Небес всегда подавая грехов прощение.

Благоче́стия цветы́ украси́вшися, свята́я,/ и увенча́нная диади́мою от руки́ Бо́жией, Феодо́ро,/ побо́рница це́ркви всея́ показа́лася еси́,/ воздви́гши поклоне́ние Христо́ве ико́не несумне́нно и святы́х,// с ни́миже сопричла́ся еси́ к небе́сному жре́бию.

Перевод: Благочестия цветами украсившись, святая, и увенчанная венцом рукой Божией, Феодора, защитницей всей Церкви явилась ты, восстановив истинное почитание икон Христа и святых, с ними же сопричтена ты к Небесному собранию.


Во святы́х ди́вная,/ благове́рная цари́це Феодо́ре,/ нетле́нием моще́й и чуде́с сия́нием почти́ тя́ Бо́г;/ помина́юще твое́ пра́ведное житие́,/ тя́ мо́лим испроси́ти// телесе́м на́шим здра́вие и душа́м спасе́ние.

Читайте также:  Икона ксении петербургской в чем помогает молитва

ФЕОДОРА, ВОССТАНОВИТЕЛЬНИЦА ИКОНОПОЧИТАНИЯ

Блгв. царица Феодора, восстановительница иконопочитания. Греческая икона XIX в.

Феодора (815 – 867), Восточная Римская императрица, праведная [1]

Родилась в 815 году в селении Евесса в Пафлагонии в благочестивой семье друнгария Марина и добродетельной Феоктисты, известными своей преданностью Православной вере. Семья принадлежала к армянской знати [2]. У Феодоры было трое сестер – София, Мария и Ирина – и двое братьев – Варда и Петрона.

В 830 году прибыла на царские смотрины. Передается легенда, о том что Феодора одержала верх над остроумной Касией благодаря своему смирению и благочестию. Так она вышла замуж за импертора-иконоборца Феофила. При этом царица продолжала чтить святые иконы, хотя ей приходилось прятать их в своем доме. Ее мать, Феоктиста, покинула дворец и удалилась в основанный ею же женский монастырь. Еще при жизни мужа святая царица стала играть значительную политическую роль в империи и защищать почитателей икон перед лицом супруга.

Торжество Православия. Блгв. царица Феодора с сыном Михаилом – спереди слева.

Родилась в 815 году в селении Евесса в Пафлагонии в благочестивой семье друнгария Марина и добродетельной Феоктисты, известными своей преданностью Православной вере. Семья принадлежала к армянской знати [2]. У Феодоры было трое сестер – София, Мария и Ирина – и двое братьев – Варда и Петрона.

Остров Корфу

Свт. Спиридон Тримифунтский. Св. царица Феодора

Корфу (по-гречески «Керкира») – крупнейший из островов Ионического моря. Изначально он был заселен эритрийцами, потом стал коринф­ской колонией, а в 229 году до Рождества Христова его захватили римляне. Первыми из христианских миссионеров сюда пришли святые апостолы Иассон и Сосипатр – двое из числа семидесяти, посланных Господом на проповедь Евангелия. Согласно некоторым ис­точникам они прибыли на Корфу в 37 году. Если это так, то из всех областей современной Греции Корфу принял Христианство самым первым.

Из-за близости острова к Италии и Албании у Корфу часто менялись хозяева: готы, ломбардийцы, сарацины, норманны. В 1204 году остров был присоединен к греческой провинции Эпир, но спустя пятьдесят лет снова оказался в руках сицилийцев. Десяти­летием позже островом завладели неаполитанцы, а с 1401 по 1797 год им правили венецианцы. В 1797 году Корфу оказался под французским протекторатом; через несколько лет французов вытеснил объединенный русско-турецкий флот, но те потребова­ли вернуть им Корфу как часть Наполеоновской империи. После поражения Наполеона остров попал под протекторат Британии. Греки никогда не захватывали Корфу: англичане им его «уступили» в 1864 году.

Жители острова очень любят русских. Это связано с пребыванием здесь русского военного флота под предводительством адмирала Фёдора Ушакова. Сегодня памятник адмиралу – одна из главных достопримечательностей Корфу.

В наши дни Корфу хорошо известен православным христианам как место упокоения мощей покровителя острова святителя Спиридона Тримифунтского, кипрского епископа IV века, святой Императрицы Константинопольской Феодоры, запретившей ико­ноборчество, и святых Иассона и Сосипатра, двоих из числа семи­десяти апостолов Господа, посланных Им на проповедь Евангелия. Их мощи до сих пор покоятся здесь, в византийском храме XII века, названном в честь этих двух святых, которые почитаются как просветители Корфу.

В Житиях святых описана жизнь святителя Спиридона не на острове Корфу, с которым у многих ассоциируется его имя, а на Кипре, где он жил и умер. Родился святитель в середине III века – в годы, особенно тяжелые для Церкви: во времена жестоких гонений при римских императорах Валериане, Галинии и Максимилиане. В детстве он был пастухом и не получил почти никакого образования, но его природная сообразительность и благодать Божия, царившая в его душе, развили в нем мудрость, перед которой терялись величайшие ораторы той эпохи.

Мягкость и личное обаяние юноши Спиридона снискали ему любовь соседей, а в старшем возрасте его врожденные добро­детели под воздействием Божией благодати переросли в щедрость и благородство души, не омраченной и толикой эгоизма. Святой Спиридон рано женился. От этого брака родилась дочь Ирина, которую он сам крестил. Через несколько лет жена умерла, а святой Спиридон, оставив дочь на попечение церковной общины, принял монашество. Местные жители и духовенство так любили его, что после смерти епископа Тримифунта избрали на этот пост Спиридона.

Будучи в епископском сане, он получил приглашение участво­вать в Первом Вселенском Соборе в Никее, созванном в 325 году Императором Константином Великим. Целью Собора было опре­деление основных истин Православной веры, а также обсуждение учения еретика Ария, утверждавшего, что Христос не являлся Богом от вечности, но был сотворен Богом Отцом. На Соборе присутствовали 318 епископов, священников и монахов, в том числе такие светочи Церкви как святители Николай Мирликийский, Афанасий Великий, Пафнутий Фивейский и Александр, Патриарх Александрийский, которые и убедили Императора в необходимости созвать этот Собор.

Отцы Собора столкнулись с такой убедительной «презентаци­ей» еретической доктрины знаменитым философом Евлогием, что даже будучи уверены в ложности этого учения, оказались не в силах противостоять хорошо отточенной риторике еретика. Наконец, когда его искусные речи полились неудержи­мым, всесокрушающим потоком, и стало казаться, что Арий и его последователи одержат победу, со своего места поднялся, как гово­рится в Житиях, необразованный епископ Тримифунтский с прось­бой выслушать его. Будучи уверены в том, что он не сможет проти­востоять Евлогию с его превосходным классическим образованием и несравненным ораторским искусством, остальные епископы умо­ляли его молчать. Тем не менее, святитель Спиридон вышел вперед и предстал перед собранием со словами: «Во имя Иисуса Христа, дайте мне возможность кратко высказаться». Евлогий согласился, и епископ Спиридон начал говорить, держа на ладони кусок простой глиняной черепицы: Святая Троица, хотя и имеет три Лица и Три ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух, есть Бог Единый * – Одна невыразимая и непостижимая Сущность. Человече­ский ум не в силах объять этого и не обладает способнос­тью это постигнуть, ибо Божественное бесконечно.

Как невозможно заключить всю ширь океанов в ма­ленькую вазу, так и конечному человеческому уму невоз­можно вместить бесконечность Божества. Поэтому, дабы вы могли уверовать в эту истину, посмотрите внимательно на этот маленький скромный предмет. Хотя мы и не мо­жем сравнивать Несозданное Сверхвешественное Естество с тварным и тленным, все же, поскольку маловерные боль­ше доверяют глазам, нежели ушам, — как вы, если не уви­дите телесными очами, не поверите, — я хочу доказать вам эту истину. Показать ее вашим глазам посредством этого обыкновенного куска черепицы, также составленно­го из трех стихий, но единого в своем веществе и природе.

Сказав это, святитель Спиридон сотворил правой рукой крест­ное знамение и произнес, держа кусок черепицы в левой руке: “Во имя Отца!” В это мгновение, к изумлению всех присутствующих, из куска глины вырвалось пламя, которым его обжигали. Святой продолжал: «И Сына!», и на глазах участников Собора из куска глины истекла вода, с которой его смешивали. «И Святого Духа!», и, раскрыв ладонь, святой показал оставшуюся на ней сухую землю, из которой была вылеплена черепица. Собрание объял благоговейный страх и изумление, а Евлогий, потрясенный до глубины души, сначала не мог говорить. Наконец он ответил: «Святой человек, я принимаю твои слова и признаю свою ошибку». Святитель Спиридон пошел с Евлогием в храм, где тот произнес формулу отречения от ереси. Потом он исповедал истину перед своими собратьями-арианами. Победа Православия была так несомненна, что только шестеро из присутствующих ариан, включая самого Ария, остались при своем ошибочном мнении. Прочие же вернулись к исповеданию Право­славия.

После того, как святитель Спиридон наглядно показал Собору силу Божию, его стали превозносить и почитать во всем право­славном мире. Однако он в простоте своего сердца вернулся на Кипр и продолжал не только исполнять свои епископские обязанности, но и пасти овец. На иконах он часто изображается в тростниковой шапке кипрского пастуха. Святитель Спиридон отошел ко Господу 12 декабря 348 или 350 года в возрасте примерно восьмидесяти лет.

Изна­чально в житие, составленное епископом Трифиллием, вошло сем­надцать чудес, совершившихся по молитвам святителя Спиридона еще при его жизни. Епископ Феодор добавил к этому еще восемь чудес, о которых узнал непосредственно от их свидетелей. Посмертных же чудес святого (из тех, что известны и записаны) насчиты­ваются десятки тысяч. Святитель Спиридон является величайшим чудотворцем в истории Церкви (после святителя Николая). И в наши дни на Корфу почти не встретишь семью, которая не могла бы рассказать свою историю о том, как им помог святой покрови­тель их острова.

Сначала святитель Спиридон был похоронен в мраморном гро­бу в одном из храмов одного Тримифонтоса на Кипре (родина святителя) Его деревня, называвшаяся Тримифунт, была стерта с лица Земли в 1191 году войсками короля Англии Ричарда Львиное Сердце; та деревня, что сейчас стоит на ее месте, называется Тримитос. Мощей Святого на Кипре уже нет, но остался его мраморный гроб.

Самые ранние из дошедших до нас документов доподлинно подтверждают, что мощи святителя Слиридона и святой Императрицы Феодоры были привезены на Корфу в 1456 году священником Георгием Калохеретисом. В 1596 году мощи святителя Спиридона были положены в храме его имени и остаются там до сих пор.

В городе Корфу также покоятся мощи Императрицы Феодоры, которая в 842 году освободила Церковь от ереси иконоборчества. Феодора была женой императора Феофила Иконоборца. Феофил, проникнувшись идеями иконоборчества, издал указ об уничтоже­нии всех икон в своей империи.

Иконоборчество было одной из самых мощных и долго про­державшихся ересей. Оно возникло в первой половине седьмого века и просуществовало более ста лет. Императоры один за другим применяли жесткие меры борьбы с иконопочитанием, что привело к массовому уничтожению древнейших сокровищ церкви, включая иконы, кресты, иллюстрированные рукописи и фрески на стенах храмов. Хотя в 787 году на Седьмом Вселенском Со­боре иконоборчество было объявлено ересью, воплотить в жизнь соответствующий догмат до того, как умер Феофил Иконоборец, не удавалось. После его кончины власть перешла к Феодоре как ре­генту Михаила III, ее несовершеннолетнего сына. Императрица Фе­одора и святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский, в 842 году созвали Константинополь­ский Собор, восстановивший по­читание икон как неотъемлемую часть православного благочестия. Эта победа дала начало празд­нованию дня Торжества Право­славия, который мы отмечаем в первое воскресенье Великого Поста.

Михаил, сын Феодоры, повз­рослев, проявил то же безжалос­тное честолюбие, что и его отец: он сослал свою мать и четырех сестер в монастырь Гастрион и принудил их к принятию мона­шества. Императрица воспользо­валась своим вынужденным по­ложением для спасения собственной души. Годы спустя после погребения ее тело было обретено нетленным, а в 1456 году, после падения Константи­нополя, ее мощи перенесли на Корфу. В наши дни они находятся в храме святителя Николая, расположенного недалеко от берега в городе Корфу.

В храме святителя Николая находятся также частицы мощей священномученика Власия, епископа Армении IV века.

По материалам книги «Евлогите» М. Нектарии (Мак Лиз)

Свт. Спиридон Тримифунтский. Св. царица Феодора

Святая феодора корфу от чего ей молятся

Феодора правила империей четырнадцать лет, с 842 по 856 год. То было время восстановления Византией утраченных позиций и начала духовной экспансии на север, в ранее враждебный славянский мир. Феодора остановила последний набег на Византию болгар-язычников, направив их хану Борису послание со следующими словами: «Если ты восторжествуешь над женщиной, слава твоя не будет стоить ничего; но если тебя разобьет женщина, ты станешь посмешищем целого мира». Через несколько лет Борис станет первым христианским князем Болгарии и примет в крещении имя Михаил, как и у сына Феодоры.

Святыни острова Корфу

Греция о.Корфу (по-гречески “Керкира”)

Корфу (по-гречески «Керкира») – крупнейший из островов Ионического моря. Это удивительно красивый, зелёный остров с невысокими горами, со знаменитыми оливковыми рощами, апельсиновыми и лимонными садами, кипарисовыми лесами, с чистой морской водой и пляжами.
Керкира хорошо известна в христианском мире, как место поистине духовное и святое. На острове много православных церквей и монастырей.

Главный храм острова – это церковь святого Спиридона Тримифунтского (день памяти 12/25 декабря). Она расположена в центре столицы городе Керкира. Здесь в серебряном саркофаге хранятся мощи святого Спиридона Тримифунтского, привезённые на остров в 1453 году.

Изначально остров был заселен эритрийцами, потом стал коринф­ской колонией, а в 229 году до Рождества Христова его захватили римляне. Первыми из христианских миссионеров сюда пришли святые апостолы Иассон и Сосипатр – двое из числа семидесяти, посланных Господом на проповедь Евангелия.
Согласно некоторым ис­точникам они прибыли на Корфу в 37 году. Если это так, то из всех областей современной Греции Корфу принял Христианство самым первым.

Из-за близости острова к Италии и Албании у Корфу часто менялись хозяева: готы, ломбардийцы, сарацины, норманны. В 1204 году остров был присоединен к греческой провинции Эпир, но спустя пятьдесят лет снова оказался в руках сицилийцев. Десяти­летием позже островом завладели неаполитанцы, а с 1401 по 1797 год им правили венецианцы.
В 1797 году Корфу оказался под французским протекторатом; через несколько лет французов вытеснил объединенный русско-турецкий флот, но те потребова­ли вернуть им Корфу как часть Наполеоновской империи.
После поражения Наполеона остров попал под протекторат Британии. Греки никогда не захватывали Корфу: англичане им его «уступили» в 1864 году.

Жители острова очень любят русских. Это связано с пребыванием здесь русского военного флота под предводительством адмирала Фёдора Ушакова. Сегодня памятник адмиралу – одна из главных достопримечательностей Корфу.

Феодор Ушаков почитается как святой покровитель российского военно-морского флота и стратегических военно-воздушных сил

Греческий народ, а особенно керкирийцы, чтут память о Ф.Ушакове.

В почетном карауле, на церемонии у памятника Ф.Ушакову, стоят подразделение греческих моряков и рота морской пехоты с десантного корабля “Ямал” Черноморского флота России, бросившего якорь в порту Керкиры, столицы о.Корфу.

В наши дни Корфу хорошо известен православным христианам как место упокоения мощей покровителя острова святителя Спиридона Тримифунтского, кипрского епископа IV века, святой Императрицы Константинопольской Феодоры, запретившей ико­ноборчество, и святых Иассона и Сосипатра, двоих из числа семи­десяти апостолов Господа, посланных Им на проповедь Евангелия. Их мощи до сих пор покоятся здесь, в византийском храме XII века, названном в честь этих двух святых, которые почитаются как просветители Корфу.

В Житиях святых описана жизнь святителя Спиридона не на острове Корфу, с которым у многих ассоциируется его имя, а на Кипре, где он жил и умер. Родился святитель в середине III века – в годы, особенно тяжелые для Церкви: во времена жестоких гонений при римских императорах Валериане, Галинии и Максимилиане. В детстве он был пастухом и не получил почти никакого образования, но его природная сообразительность и благодать Божия, царившая в его душе, развили в нем мудрость, перед которой терялись величайшие ораторы той эпохи.

Мягкость и личное обаяние юноши Спиридона снискали ему любовь соседей, а в старшем возрасте его врожденные добро­детели под воздействием Божией благодати переросли в щедрость и благородство души, не омраченной и толикой эгоизма. Святой Спиридон рано женился. От этого брака родилась дочь Ирина, которую он сам крестил. Через несколько лет жена умерла, а святой Спиридон, оставив дочь на попечение церковной общины, принял монашество. Местные жители и духовенство так любили его, что после смерти епископа Тримифунта избрали на этот пост Спиридона.

Святитель Спиридон Чудотворец, епископ Тримифунтский

Служба Будучи в епископском сане, он получил приглашение участво­вать в Первом Вселенском Соборе в Никее, созванном в 325 году Императором Константином Великим. Целью Собора было опре­деление основных истин Православной веры, а также обсуждение учения еретика Ария, утверждавшего, что Христос не являлся Богом от вечности, но был сотворен Богом Отцом. На Соборе присутствовали 318 епископов, священников и монахов, в том числе такие светочи Церкви как святители Николай Мирликийский, Афанасий Великий, Пафнутий Фивейский и Александр, Патриарх Александрийский, которые и убедили Императора в необходимости созвать этот Собор.

Отцы Собора столкнулись с такой убедительной «презентаци­ей» еретической доктрины знаменитым философом Евлогием, что даже будучи уверены в ложности этого учения, оказались не в силах противостоять хорошо отточенной риторике еретика. Наконец, когда его искусные речи полились неудержи­мым, всесокрушающим потоком, и стало казаться, что Арий и его последователи одержат победу, со своего места поднялся, как гово­рится в Житиях, необразованный епископ Тримифунтский с прось­бой выслушать его. Будучи уверены в том, что он не сможет проти­востоять Евлогию с его превосходным классическим образованием и несравненным ораторским искусством, остальные епископы умо­ляли его молчать. Тем не менее, святитель Спиридон вышел вперед и предстал перед собранием со словами: «Во имя Иисуса Христа, дайте мне возможность кратко высказаться». Евлогий согласился, и епископ Спиридон начал говорить, держа на ладони кусок простой глиняной черепицы: Святая Троица, хотя и имеет три Лица и Три ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух, есть Бог Единый * – Одна невыразимая и непостижимая Сущность. Человече­ский ум не в силах объять этого и не обладает способнос­тью это постигнуть, ибо Божественное бесконечно.

Как невозможно заключить всю ширь океанов в ма­ленькую вазу, так и конечному человеческому уму невоз­можно вместить бесконечность Божества. Поэтому, дабы вы могли уверовать в эту истину, посмотрите внимательно на этот маленький скромный предмет. Хотя мы и не мо­жем сравнивать Несозданное Сверхвешественное Естество с тварным и тленным, все же, поскольку маловерные боль­ше доверяют глазам, нежели ушам, — как вы, если не уви­дите телесными очами, не поверите, — я хочу доказать вам эту истину. Показать ее вашим глазам посредством этого обыкновенного куска черепицы, также составленно­го из трех стихий, но единого в своем веществе и природе.

Сказав это, святитель Спиридон сотворил правой рукой крест­ное знамение и произнес, держа кусок черепицы в левой руке: “Во имя Отца!” В это мгновение, к изумлению всех присутствующих, из куска глины вырвалось пламя, которым его обжигали. Святой продолжал: «И Сына!», и на глазах участников Собора из куска глины истекла вода, с которой его смешивали. «И Святого Духа!», и, раскрыв ладонь, святой показал оставшуюся на ней сухую землю, из которой была вылеплена черепица. Собрание объял благоговейный страх и изумление, а Евлогий, потрясенный до глубины души, сначала не мог говорить. Наконец он ответил: «Святой человек, я принимаю твои слова и признаю свою ошибку». Святитель Спиридон пошел с Евлогием в храм, где тот произнес формулу отречения от ереси. Потом он исповедал истину перед своими собратьями-арианами. Победа Православия была так несомненна, что только шестеро из присутствующих ариан, включая самого Ария, остались при своем ошибочном мнении. Прочие же вернулись к исповеданию Право­славия.

Святителю Спиридону Тримифунтскому (12 / 25 декабря) празднование

После того, как святитель Спиридон наглядно показал Собору силу Божию, его стали превозносить и почитать во всем право­славном мире. Однако он в простоте своего сердца вернулся на Кипр и продолжал не только исполнять свои епископские обязанности, но и пасти овец. На иконах он часто изображается в тростниковой шапке кипрского пастуха.

Святитель Спиридон отошел ко Господу 12 декабря 348 или 350 года в возрасте примерно восьмидесяти лет.

Изна­чально в житие, составленное епископом Трифиллием, вошло сем­надцать чудес, совершившихся по молитвам святителя Спиридона еще при его жизни. Епископ Феодор добавил к этому еще восемь чудес, о которых узнал непосредственно от их свидетелей. Посмертных же чудес святого (из тех, что известны и записаны) насчиты­ваются десятки тысяч. Святитель Спиридон является величайшим чудотворцем в истории Церкви (после святителя Николая). И в наши дни на Корфу почти не встретишь семью, которая не могла бы рассказать свою историю о том, как им помог святой покрови­тель их острова.

Сначала святитель Спиридон был похоронен в мраморном гро­бу в одном из храмов одного Тримифонтоса на Кипре (родина святителя) Его деревня, называвшаяся Тримифунт, была стерта с лица Земли в 1191 году войсками короля Англии Ричарда Львиное Сердце; та деревня, что сейчас стоит на ее месте, называется Тримитос. Мощей Святого на Кипре уже нет, но остался его мраморный гроб.

Самые ранние из дошедших до нас документов доподлинно подтверждают, что мощи святителя Слиридона и святой Императрицы Феодоры были привезены на Корфу в 1456 году священником Георгием Калохеретисом.

Храм Свт. Спиридона Тримифунтского о.Корфу Греция

В 1596 году мощи святителя Спиридона были положены в храме его имени и остаются там до сих пор.
Колокольня церкви возвышается над всеми зданиями города. Святой Спиридон является небесным покровителем острова Корфу.

В городе Корфу также покоятся мощи Императрицы Феодоры, которая в 842 году освободила Церковь от ереси иконоборчества. Феодора была женой императора Феофила Иконоборца. Феофил, проникнувшись идеями иконоборчества, издал указ об уничтоже­нии всех икон в своей империи.

Иконоборчество было одной из самых мощных и долго про­державшихся ересей. Оно возникло в первой половине седьмого века и просуществовало более ста лет.
Императоры один за другим применяли жесткие меры борьбы с иконопочитанием, что привело к массовому уничтожению древнейших сокровищ церкви, включая иконы, кресты, иллюстрированные рукописи и фрески на стенах храмов.
Хотя в 787 году на Седьмом Вселенском Со­боре иконоборчество было объявлено ересью, воплотить в жизнь соответствующий догмат до того, как умер Феофил Иконоборец, не удавалось. После его кончины власть перешла к Феодоре как ре­генту Михаила III, ее несовершеннолетнего сына.
Императрица Фе­одора и святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский, в 842 году созвали Константинополь­ский Собор, восстановивший по­читание икон как неотъемлемую часть православного благочестия.

Эта победа дала начало празд­нованию дня Торжества Право­славия, который мы отмечаем в первое воскресенье Великого Поста.

Святая царица Феодора

Михаил, сын Феодоры, повз­рослев, проявил то же безжалос­тное честолюбие, что и его отец: он сослал свою мать и четырех сестер в монастырь Гастрион и принудил их к принятию мона­шества.

Императрица воспользо­валась своим вынужденным по­ложением для спасения собственной души. Годы спустя после погребения ее тело было обретено нетленным, а в 1456 году, после падения Константи­нополя, ее мощи перенесли на Корфу.
В наши дни они находятся в храме святителя Николая, расположенного недалеко от берега в городе Корфу.В храме святителя Николая находятся также частицы мощей священномученика Власия, епископа Армении IV века.

По материалам книги «Евлогите» М. Нектарии (Мак Лиз)

Самые ранние из дошедших до нас документов доподлинно подтверждают, что мощи святителя Слиридона и святой Императрицы Феодоры были привезены на Корфу в 1456 году священником Георгием Калохеретисом.

Добавить комментарий